Открытый урок по литературному чтению в 4 классе, посвященный 100-летию Сергея Михалкова
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

 

Урок посвящен 100-летию С.Михалкова. Учащиеся знакомятся с  его творчеством, вспоминают  произведения, участвуют в викторине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_posvyashchennyy_100-letiyu_s.mihalkova.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе, посвященный 100-летию Сергея Михалкова (13.03.2013г.)

Учитель: Чинова Оксана Викторовна

 Тема: Друзья-книжки С.Михалкова.

  Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.Михалкова;

  Задачи:         Познакомить детей с произведением С.В. Михалкова ;

           Расширять круг чтения детей;

           Развивать речь, выразительное чтение, образное мышление, любознательность;

           Развивать творческие способности, память, внимание, воображение детей.

           Воспитывать интерес к читательской деятельности, воспитывать положительные

           качества: дружелюбие, товарищество, взаимоуважение и т.д.

Оборудование: презентация к уроку «Друзья-книжки С.Михалкова», гимн России, Мультфильм «Заяц-симулянт».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Звучит гимн Российской Федерации.

- Ребята, а почему вы встали? (Потому, что звучит гимн Российской Федерации).

-Послушайте небольшой отрывок из произведения

Чтобы стать героем,

Нужно быть отважным,

Честным в деле каждом,

Скромным в слове  каждом.

Слабому  - опорой

В поединке смелым,

Преданным народу

Мыслями и делом

 - А почему вы не встаете? (потому, что это обычное произведение).

- А  что у них общего?

-Ребята, вы не поверите, два совсем разных произведения по значимости объединяет один автор, Сергей Михалков. (слайд 2)

  1. Сообщение темы урока.

-Наш урок  будет добры,  веселым, потому что мы его проведем   в компании  друзей – героев произведений С.Михалкова. Тема сегодняшнего урока «Друзья-книжки Сергея Михалкова», посвященного 100-летию С.Михалкова. (слайд 3)

3. Беседа по творчеству С.Михалкова.

 

  (слайд 4 ).  

– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.

Родился Сергей Владимирович Михалков 13 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.

-        А какие произведения С.Михалкова вы знаете?

   А знаете ли вы, что он еще писал сценарии к мультфильмам?

- И сегодня мы просмотрим один из них.

4.Просмотр мультфильма «Заяц-симулянт»

 

5. Литературная викторина по произведениям С.Михалкова

(слайд 5 )Трусы и рубашка лежат на песке,
Упрямец плывет по опасной реке.
(«Фома») 

Нос распух, не видно глаз,
Перекошена щека,
И впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
(«Щенок») 

 Говорят ему в кино,
Вы, товарищ, сядьте на пол.
Вам, товарищ, все равно.
(«Дядя Степа»)

(слайд 6 ) И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб летать за пулеметом,
Управлять грузовиком.
Он растет, боясь мороза.
(«Про мимозу»)

Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет  («Прививка»)

(слайд 7 )Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головой залезла
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в кружки,
В боты, в валенки, ботинки
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.
(«Где очки») 

(слайд 8 )Мы живем в одной квартире,

Все соседи знают нас.

Только мне звонить – четыре,

А ему – двенадцать раз.  («Мы с приятелем»)

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову.    («Рисунок»)

(слайд 9)Это просто мальчик Витя.

Мамин Витя, папин Витя.

Из квартиры номер 6.

Это он лежит в кровати

С одеялами на вате,

Кроме плюшек и пирожных

Ничего не хочет есть.    («Про мимозу»)

(слайд  10 )Мишка кормит, Мишка поит –

Ловко я провел его!

А меня не беспокоит

Ровным счетом ничего!    (басня «Заяц – симулянт»)

(слайд 11 )Вот у Коли, например,

Мама милиционер.

А Толи и у Веры

Обе мамы инженеры.  «А что у вас»)

- А вы знаете, из какого произведения эта фраза?

На сцене шел аукцион:

Детей с отцами разлучали.

И звон оков, и плач, и стон

Со всех сторон в толпе звучали. (……)

6. Работа над произведением «Хижина дяди Тома».

  (слайд 12 ). Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу в 1852 г. написала роман «Хижина дяди Тома»(слайд 13), в котором рассказала о жизни рабов в Америке и жестокости рабовладельцев. В театрах мира и сейчас идет пьеса Хижина дяди Тома»  по роману Гарриет Бичер-Стоу. А поскольку Михалков был еще и переводчиком, то произведение английской писательницы он перевел на русский язык. А что у него получилось, мы сейчас посмотрим.

7. Словарная работа.

-Но прежде, чем читать это произведение, мы должны с вами разобрать те незнакомые слова, которые нам встретятся. (слайд 14 )

Аукцион – продажа вещей или имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

Аукционист – человек, ведущий аукцион

Оковы – кандалы

Плантатор – владелец плантаций, землевладелец

Доллар – денежная единица США

Черед – очередь

Раб – невольник, человек, обращенный в собственность, состоящий в полной власти от хозяина.

Выкуп - плата, деньги, которыми выкупают.

Валюта – иностранные деньги.

Набивает цену – повышает цену.

Порыв – сильное проявление чувства

9. Первичное чтение( учителем)

-Какие чувства у вас вызвало это произведение? (жалость, безысходность, ужас)

10. Вторичное чтение детьми.

-Ребята, а кто хотел бы быть на месте дяди Тома? Есть в классе такой человек? А почему нет? (Потому что это страшно испытать это чувство, быть проданным кому-то).

-А давайте посмотрим, какими словами, фразами вызывает Михалков в нас эти ощущения?

 -А кто хочет побыть на месте аукциониста? Есть такие? Как вы думаете, каким надо быть человеком, чтобы быть готовым продать людей? запись качеств на доске. (Безжалостным, бессовестным, быть подчиненным кому-то, как раб, значит выполнять чью-то волю, раб своих желаний, он делает это за деньги. Получается, что за деньги он готов это делать, уничтожать других детей). (слайд 15)

 

 

- Кто здесь положительный герой? (Девочка. Она ошарашена была, удивлена. Она испытала жалость к этому человеку).

-Если бы у вас была машина времени, кем бы вы точно не хотели стать?

-Ребята, в какой фразе заключается главная мысль произведения?

(Добро сильнее, чем валюта!) (слайд 16)

11. Иллюстрация к произведению.

- Нарисуйте иллюстрацию.

12. Итог урока.

 В каких жанрах работал С.Михалков, кем был: писателем, поэтом, баснописцем, драматургом, был автором текста двух гимнов, сценаристом.

 

                             

Хижина Дяди Тома

 На сцене шел аукцион.

Детей с отцами разлучали.

И звон оков, и плач, и стон

Со всех сторон в толпе звучали.

Плантатор лезет негру в рот -

Он пересчитывает зубы.

Так покупают только скот,

Его ощупывая грубо.

«Кто больше?.. Продан!.. Чей черед?

Эй, черный! Встать! Ты здесь не дома!»

Шатаясь, Том шагнул вперед.

Друзья! Купите дядю Тома!

«А ну, за этого раба

Кто больше долларов предложит?»

Том! В чьих руках твоя судьба?

Кто заплатить за выкуп сможет?

«Кто больше?» - «Больше денег нет!» -

«Кто больше?» - «Вот еще монету!» -

«Кто больше?» - «Вот еще браслет!

Еще возьмите брошку эту!»

«Кто купит негра? Кто богат?» -

Плантатор набивает цену,

И гневно зрители глядят

Из темноты на эту сцену.

«Кто больше?.. Раз!.. Кто больше?.. Два!»

И вдруг из зрительного зала,

Шепча какие-то слова,

На сцену девочка вбежала.

Все расступились перед ней.

Чуть не упал актер со стула,

Когда девчушка пять рублей

Ему, волнуясь, протянула.

Она молчала и ждала,

И это та была минута,

Когда в порыве против Зла

Добро сильнее, чем валюта!

И воцарилась тишина,

Согретая дыханьем зала.

И вся Советская страна

За этой девочкой стояла..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...