Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Падерина Ольга Николаевна

Конспект урока в 4 классе "Прошедшее время глагола. Изменение глаголов по числам и лицам."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx24.08 КБ
Office presentation icon russkiy_yazyk_4klass.proshedshee_vremya_glagolov.ppt626.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

УМК: «Школа России»

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема: Прошедшее время глагола. Изменение глаголов по числам и родам».

Цель урока:

На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Совершенствовать правописание  окончаний глаголов в прошедшем времени в зависимости     от рода и числа существительного.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные универсальные учебные действия:

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

Регулятивные универсальные учебные действия:

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

Личностные универсальные учебные действия:

–формирование  интереса к предметно-исследовательской деятельности

 Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

II. Повторение. Систематизация знаний.

У-ль:      Сегодня урок русского языка мне бы хотелось начать с таких строк.

В знании – величие и краса,

Знание дороже, чем клад жемчужин:

Время любой уничтожит клад,

Мудрый и знающий вечно нужен. (Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди)

Как вы понимаете смысл данного высказывания?

Я уверена в том, что сегодня на уроке  вы не только воспользуетесь теми знаниями , которые   у вас уже  есть, но и откроете для себя что-то новое

Откройте тетради, запишите число, классная работа

У-ль: Итак, начнём.

 Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и всем известную частицу.

- Что бы вы пожелали ребятам?

- Чтобы русский все ребята

На «десятку» знали, 
На письме и в разговоре
Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия,

А я приду, всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

- Какая часть речи давала интервью? (глагол)

Учитель: Что вы знаете про глагол? 

Молодцы, ребята, прекрасно ответили на вопросы. Я считаю, что мы с вами владеем достаточной информацией о глаголе, поэтому продолжаем

III. Формулирование темы урока и постановка целей.

Запишите предложение: Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона.

Как вы понимаете слово “затон”?

По словарю С. И. Ожегова:

Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь; место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе.

Дайте характеристику предложения.

Найдите глаголы, что общего? Сформулируйте тему урока.

- IV. Работа с фразеологическими оборотами речи.

- Объясните смысл данных фразеологизмов.

Зарубила2 на носу.  

 

Прочно, надолго запомнили.

Взяли себя в руки.  

 

Овладели собой, стали более собранными.

Сел в галошу.  

 

Оказался в смешном положении.

Вылетело2 из головы.  

 

Забылось.

У-ль :  - Запишите предложения, найдите глаголы и подчеркните их.

 Разберите по составу глаголы прошедшего времени. О чём нужно помнить, выделяя основу этих глаголов? (В основу глагола входят все части слова, кроме окончания и формообразующих суффиксов.)

Что можно определить у данных глаголов?

У-ль :  Какой вывод можно сделать?

Вывод: глаголы прошедшего времени имеют форму числа, а в единственном числе – форму рода.

Физкультминутка

Ах, как долго мы писали, 
Глазки у ребят устали. - Поморгать глазами 
Посмотрите все в окно, - Посмотреть в окно и в другую сторону 
Ах, как солнце высоко. - Посмотреть вверх 
Мы глаза сейчас закроем, - Закрыть глазки ладонями
В классе радугу построим, 
Вверх по радуге пойдем, - Посмотреть глазами по дуге 
Вправо, влево повернем, - Ворочать глазами вправо-влево
А потом скатимся вниз, - Посмотреть вниз 
Жмурься сильно, но держись. - Зажмурить глаза, открыть и поморгать

V. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.

У-ль :  - Формы числа и рода являются постоянными признаками или изменяемыми?

               Измените глагол по числам и родам (работа по вариантам с взаимопроверкой)

 

 1в-   просить - просил, просила, просило, просили 

 2в-    плыть - плыл,  плыла, плыло, плыли

У-ль :  Какой вывод можно сделать?

Вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.

У-ль :  - Существует ли опасность в написании родовых окончаниях глаголов?

-Давайте пронаблюдаем:

Роса (что делала?) сверкала

Колье (что делало?)сверкало

У-ль :  Какой вывод можно сделать?

Вывод: безударные окончания глаголов среднего рода являются орфограммой, так как при произношении слышим /а/, но пишем /о/.

Работа в парах.

 Показать, какое окончание необходимо вставить:

Пламя сиял..., улыбка сиял..., звезда светил..., солнце светил...

У-ль :  - Итак, мы знаем, что у глаголов прошедшего времени при изменении родовых форм и числа изменяются окончания.

Так ли это необходимо в нашей речи?

Наблюдаем

Нужно ли изменять окончания глаголов? Для чего?

Запишите текст, исправляя ошибки, укажите время число и род.

В воду  упал  одинокая  капля дождя, и от неё пошло тонкие круги. Маленькими кругами покрылись вся вода, и над омутом  поплыл слабый, невнятный звон.

Вывод: окончания глаголов необходимо изменять для установления связи слов в предложениях.

VI.Рефлексия.

- Как можете оценить свою работу на уроке? Используйте для этого глаголы прошедшего времени.

узнал  поняла  удивилась применил запомнила  вспомнил  приобрёл  научился  помог  смогла получилось

 захотелось заинтересовался радовался


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 4класс Глаголы прошедшего времени

Слайд 3

по числам ед. ч. мн. ч. ходил  ходил  по родам и Прошедшее время глагола изменяется м.р. ходил  ж.р. ходил  м.р. ходил  а о

Слайд 4

Зарядка для глаз

Слайд 5

Пламя с и ял..., улы б ка сиял..., зв е зда св е тил..., со л нце светил...

Слайд 6

Подведение итогов узнал поняла удивилась применил запомнила вспомнил приобрёл научился помог смогла получилось захотелось заинтересовался радовался


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...