Интегрированный урок "Русский язык", "Окружающий мир" по теме "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Интегрированный урок "Русский язык"  "Окружающий мир" "Имя существительное как часть речи", 4 класс Бунеев Р.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ziyatdinova_l.m._integrirovannyy_urok.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок «Русский язык», «Окружающий мир»

4 класс  Бунеев Р.Н.  Бунеева  О.В.

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Цели:

- ознакомление с обобщённым лексическим значением имени существительного;

- формирование понятия «имя существительное»;

- развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?», «что?»;

- развитие вербального мышления;

-  уточнение и пополнение словаря учащихся по теме «Природа и человек»;

- воспитание бережного отношения к природе

Оборудование: слайды о природе, звуки природы (аудио).

Ход урока

В некотором царстве, которое называется «Русский язык» есть город морфология. В этом городе в большом районе живёт очень важный житель. А как он называется, вы узнаете из телеграммы, в которой буквы зашифрованы (на доске):

10 14 33     19 21 27 6 19 20 3 10 20 6 13 30 15 16 6

Попробуйте расшифровать (у каждого алфавит). Это имя существительное.

- Что это такое? А какие предметы обозначает имя существительное? Вопросы.

-Во время занятия мы будем продолжать учиться смотреть на мир глазами души, а для этого я приглашаю вас на лесную поляну, где будет проходить наш урок.

Дети просматривают слайды, зарисовки о природе. Звучит фонограмма звуков природы.

- Назовите и запишите имена существительные, которые мы используем для описания природы. Дети называют слова и записывают в тетради.

На доске учитель записывает их в графе «Природа»: цветы, солнце, деревья, животные, горы …

- Докажите, что это имена существительные, какие орфографические задачи вы решали при записи этих слов? (Учащиеся называют и доказывают признаки имени существительного, написания орфограммы).

- Перечислите и запишите прекрасные явления, которые существуют в мире природы.

- На уроках внеклассного чтения, когда речь шла о «словах, творящих праздник», мы говорили о словах, обозначающих прекрасные явления природы: восход, закат, рассвет, гроза …

- Представьте картину по стихотворению «Утро» Никитина:

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка.

От зари алый свет разливается. (картинки)

- Как понять: «Ни свет, ни заря», «От зари до зари»

- Какие явления природы изображены на этих картинках? (гроза, снегопад, закат, восход, рассвет…)

Учащиеся показывают и записывают явления природы. Учитель записывает на доске предлагаемые существительные.

- Определите и запишите рядом с каждым словом грамматические признаки. Грамматические признаки какого слова отличают его от других? Учащиеся исключают «лишнее слово» (определяют род, склонение).

- Перечислите и запишите существительные, которые относятся к миру людей. Учащиеся называют слова, а учитель записывает некоторые из них на доске: человек, поступок, мысль, душа, доброта, скромность…

- Можно ли эти слова использовать при описании природы? Что отличает человека от других живых объектов природы?

Учащиеся:

  1. только человек может мыслить;
  2. только человек совершает поступки, связанные с этими мыслями;
  3. только у человека есть душа, а у животных инстинкты;
  4. доброта, скромность есть только у человека.

- Решите орфографические задачи, определите склонение существительных.

Физкультминутка

Имя существительное очень удивительное. На вопросы «кто?» и «что?» отвечать оно должно.

- Если слово отвечает на вопрос «кто?» - поднимаем руки вверх, если отвечает на вопрос «что?» - руки вперёд. Если встречаются другие части речи, то надо приседать.

(луг, небо, солнце, человек, заяц, лисица, хитрая, закат, облако, плывут, голубые, спешат, ветер, медведь, багаж, летает, снегирь, порхает).

На доске: искусство, творчество, прогресс, наука, образование.

- К какой части речи они относятся? Что обозначают? В какую группу слов (природа или человек) мы их запишем? Почему? Докажите.

Вывод: «Только человек может мыслить, создавать, творить».

Проблемная ситуация

- Прочитайте и запишите следующую группу слов: рождение, любовь, красота, верность, жизнь.

- Определить группу, решить орфографические задачи. Доказать правильность своего ответа.

Учащиеся делают вывод: «Эти слова относятся как к миру природы, так и к миру человека». Доказывают: «Человек – это часть природы, значит, человек и природа взаимосвязаны».

- По каким признакам мы можем классифицировать существительные, с которыми мы работали на уроке? Почему? Сделайте вывод, обобщите.

Дети:

  1. Все эти слова – имена существительные, потому что обозначают предмет;
  2. Имена существительные обозначают не только предмет, но и явления, события, абстрактные понятия – об этом мы узнали на уроке.

На доске: восход, рассвет, утро, цветок, снегопад.

Найдите слова, соответствующие схемам:

- Антонимы: утро, рассвет.

- Образовать прилагательные от существительных: цветок и глагол.

- К какому миру слов они относятся?

- Составьте и запишите предложения по его началу.

«Природа плачет, когда…»

Примерные ответы детей:

      1)когда человек загрязняет водоёмы;

2)когда человек убивает животных;

3)когда человек уничтожает леса.

- Как это можно записать одним предложением? Учащиеся: «Природа плачет, когда человек нарушает гармонию в природе».

Учащиеся называют варианты предложений, доказывают, приходят к общему выводу. Учитель делает обобщение, записывает новые предложения.

- Составьте и запишите ещё одно предложение по его началу: «Природа радуется, когда…».

Примерные ответы детей:

  1. когда человек высаживает новые деревья;
  2. когда человек создаёт заповедники;
  3. когда человек слышит и понимает язык природы.

«Природа радуется, когда человек её любит» (картинки)

Плакат с напечатанным текстом:

Не то, что мните вы, природа.

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.Тютчев

Итог урока (аудио-звуки природы).

Делаем вывод об отношении к природе.

Домашнее задание: Написать, что в природе тебя радует больше всего.

Основная задача интеграции (установление межпредметных связей) заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путём более глубокого проникновения в объективные существующие закономерные связи природы и общества.

Интегрированные уроки повышают интерес, способствуют совершенствованию учебного процесса, обеспечивают развитие и воспитание личности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Имя существительное , как часть речи"

Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное, как часть речи" в 3 классе по УМК "Школа 2100" . Авторы учебника "Русский язык" Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В....

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс "Школа России" ФГОС...

Урок русского языка 3 класс Имя существительное – как часть речи.

МКОУ Тойдинская СОШ    Урок русского языка3 классИмя существительное – как часть речи.  Учитель начальных классов: Гусейнова Е.А.     2018 ...

Технологическая карта по русскому языку на тему " Имя существительное как часть речи" 3 класс

Уметь находить слова разных частей речи ,выявлять постоянные и непостоянные признаки  существительных....

Презентация по русскому языку 4 класс "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"

В презентации используется материал для подведения к теме урока, слайды-эталоны для проверки выполненных заданий....