Урок русского языка 3 класс Имя существительное – как часть речи.
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме

Гусейнова  Евгения  Александровна

МКОУ Тойдинская СОШ

 

 

 

 

Урок русского языка

3 класс

Имя существительное – как часть речи.

 

 

Учитель начальных классов: Гусейнова Е.А.

 

 

 

 

 

2018 г.

Тема: Имя существительное - как часть речи.

Тип урока: обобщение знаний.

Цели:

Обучающая:

- систематизировать знания детей об имени существительном;

- обобщить знания детей о роли существительных в предложении;

- тренировка в нахождении имён существительных

Развивающая:

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- развивать орфографическую зоркость , внимание, мышление, воображение;

- формировать навыки самоконтроля.

Воспитательная:

- воспитание учебной активности и умение работать в коллективе;

- формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность.

Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифферентации.

Оборудование: дидактические карточки, проектор, экран, компьютер

 

 

 

 

1.Орг. момент

     -Дети, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям! Ведь улыбка-это хорошее настроение, а хорошее настроение –это залог хорошего здоровья.

                              Сам себе я помогу и здоровье сберегу:

                              Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

-Итак , начинаем урок русского языка.

Открываем тетради, записываем число, классная работа

2. Определение темы и цели урока.

- Сейчас постараемся определить тему нашего урока. Прочитайте слова, которые записаны на доске.

Дом    земля   вода  девочка   школа

-Что общего в данных словах?

-Все слова являются именами существительными.

Слайд №1

-Над этой темой мы уже работаем не первый урок. Мы с вами изучили данную тему, закрепили, а сейчас давайте узнаем , какой ждёт нас урок сегодня. К нам на урок забежал зайка, он и подскажет вам цель нашего урока. Проследив глазками за движением зайчика, вы назовёте цель нашего урока

Слайд № 2

-Мы постараемся обобщить полученные знания по этой теме и посвятим наш урок здоровому образу жизни человека.

-Ребята! Давайте познакомимся с планом нашего урока.

- тест

-минутка чистописания

-словарная работа

-работа в группах

-задание на смекалку

-работа с текстом

- У вас на столах лежат оценочные листы. Не забывайте после каждого этапа урока оценить себя. Сейчас поработаем с тестом и вспомним всё ,что знаем об имени существительном.

Тест.

Имя существительное - это часть

слова                                         речи                                         предложения

Имя существительное обозначает

признак                                       действие                                  предмет

предмета                                    предмета

Имя существительное отвечает на вопросы

какой?                                              кто?                                             что делать?           

какая?                                               что?                                              что сделать?

Имя существительное изменяется по родам ?

да                                               нет

Имя существительное изменяется по числам?

                                             да                                                нет

В предложении бывает

Сказуемым                        подлежащим  или                          только                               

                                             второстепенным                             второстепенным                                                                     

                                            членом предложения                    членом предложения

Слайд № 3

Слайд №4  Даётся ключ. Проверяют самостоятельно.

3. Минутка чистописания

  Выполняется пальчиковая гимнастика. « Разогреем ручки»

1. Покатайте карандаш по столу. Одной рукой, другой.

2. Возьмите карандаш в руки, покатайте его.

3. Возьмите карандаш пальчиками и пробежитесь по нему.

4. Вертолётик, в одной руке, затем в другой.

Дети, определите букву, которая будет хозяйкой минутки чистописания. Рассмотрите схему слова   *___  _/_

Дети: Эта буква находится в слове земля, в этом слове 2 слога, второй слог ударный, она первая. Это буква з.

-Дайте характеристику этому звуку.

- Что изменилось в каждой ячейке букв?

За    ззо   зззы

- Прочитайте слова: Здоровый   здоровье    

- Найдите лишнее  слово в соответствии с темой нашего урока. Почему?

-Что общего в данных словах?

-Запишите однокоренные слова и выделите корень.

- Прочитайте предложение, какие слова пропущены? Какой частью речи они являются?

Яркое ……………, свежий …………, чистая ………- укрепляют наше здоровье.

- Просигнальте, какие орфограммы встречаются в данном предложении.

- Запишите предложение в тетрадь.

- Какие пословицы и поговорки о здоровье вы знаете?

4. Словарная работа.

  Слайд №5

Вет.р    дев.чка   к.рабль   за.ц     з.вод   .рех   р.бята     кр.стьяне

-Прочитайте слова. Что их объединяет?

-На какие 2 группы мы можем разделить данные слова?

-Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

-Пишем слова в 2 столбика.

Слайд № 6.

        Кто?                            Что?

Девочка                            ветер

Заяц                                   корабль

Ребята                               завод

Крестьяне                         орех

                       

Знакомство с новым словом. Догадайтесь о каком слове идёт речь, вы можете догадаться, если выстроите прямоугольники в ряд по убыванию.

   Я   Б   Л   О   К   О

- Почему слово является словарным?

- Запишите слово с новой строки, с большой буквы

-Какой частью речи является данное слово? Докажите.

-Образуйте родственное слово, называя его ласково. Запишите, вспомнив орфограмму.

-Образуйте родственное слово, которое будет именем прилагательным.

Яблоко, яблочко, яблочный.

-Подберите родовое понятие к слову яблоко.

- Яблоко- это плод яблони.

-Назовите его существенный признак.

-Яблоко обычно имеет круглую форму.

-Что же такое яблоко?

- Яблоко –это плод дерева яблони, который имеет круглую форму.

- Ребята как вы думаете , это слово однозначное или имеет ещё несколько значений? Оно многозначное.

Слайд №7

       Яблоком называют не только плод яблони, но и некоторые другие предметы. Например: тело глаза (картинка с глазом)- глазное яблоко. Сердцевина в мишени для стрельбы в цель- яблочко (вы наверное слышали такое выражение «попасть в яблочко», рукоятка меча- яблоко, кадык- адамово яблоко, символ императорской власти- державное яблоко. Многообразие значений слова яблоко объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение , что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Работа в группах.

- Определите смысл фразеологических оборотов .

1 группа: Яблоку негде упасть. ( Тесно)

2 группа: Яблоко раздора. ( То, что приводит к ссоре.)

3 группа: Конь в яблоках. ( так говорят о лошади, если у неё шерсть с тёмными пятнами.)

4 группа: Как румяное яблоко. (Очень красиво)

5 группа: Работает с пословицей « Яблоко от яблоньки недалеко падает. (Говорят о человеке, чьи плохие поступки повторяют поведение отца или матери.)

Исправь ошибки. Определите смысл фразеологических оборотов .

1 группа: Яблоку негде упасть. ( Тесно)

2 группа: Яблоко раздора. ( То, что приводит к ссоре.)

3 группа: Конь в яблоках. ( так говорят о лошади, если у неё шерсть с тёмными пятнами.)

4 группа: Как румяное яблоко. (Очень красиво)

5 группа: Работает с пословицей « Яблоко от яблоньки недалеко падает. (Говорят о человеке, чьи плохие поступки повторяют поведение отца или матери.)

5. Физминутка.  Слайд №9

6. Задание на смекалку. ( Развитие концентрации и устойчивости внимания)

- Дети, как определить род имени существительного? Можно ли узнать род существительных по его окончанию? Как? Запишите слова , выделите в них окончания и определите род.

Проверяем . Прочитайте слова женского рода, Мужского рода, среднего рода.

Слайд №10

РЛОАЗНДНЫШ-  Вытащите из букета садовый и лесной цветок.

ХБАОТБКРА- Найдите дом и его хозяина.

РДОУЖБЬ – Золотое поле и дерево на нём.

ОЗОСОКАЕРО- Водяная гладь, а вокруг заросли.

7. Работа с текстом.

- Что такое текст? Можно ли назвать текстом, то что вы прочитали?.

-Сформулируйте задание.

-Нужно расставить точки.

-Прочитайте название текста. Почему так говорят? Лук своими невидимыми стрелами убивает микробы. В зимний период люди часто болеют простудными заболеваниями, гриппом. Поэтому нужно чаще есть лук, чеснок. Пополнять запасы витаминов пользуясь природными лекарствами, Каким является лук.

Лук- от семи недуг.

Люди давно использовали целебные свойства лука из него готовили лекарства лучком лечили мозоли луковый сок помогает при воспалении горла, повышает аппетит.

1. Списать текст , расставив знаки препинания – 3 балла.

2.Выписать  имена существительные множественного числа -4 балла.

3.Выписать родственные слова , выделить корень, подчеркнуть лишнее слово.-5 баллов.

Проверяем . Работа впарах.

8. Итог урока.

Подсчитайте количество баллов.

25-30 баллов      оценка 5

18-25 баллов       оценка 4

10-17 баллов       оценка 3

Рефлексия: Дети, как вы думаете достиг ли цели наш урок? Почему?

-Я вспомнил……

-Я узнал   ………..

--Я научился………

                        Имя существительное, мы с тобой дружны!

                        Разные предметы называешь ты.

                        Очень удивительное- имя существительное.

                        Трудно будет без него, если пропадёт оно,

 Чтобы всё отличным стало, существительных немало

Всюду будем замечать, к месту в речи их вставлять!

 

 

 

                

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx24.94 КБ
Файл imya_sushchestvitelnoe.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Тойдинская СОШ

Урок русского языка

3 класс

Имя существительное – как часть речи.

Учитель начальных классов: Гусейнова Е.А.

2018 г.

Тема: Имя существительное - как часть речи.

Тип урока: обобщение знаний.

Цели:

Обучающая:

- систематизировать знания детей об имени существительном;

- обобщить знания детей о роли существительных в предложении;

- тренировка в нахождении имён существительных

Развивающая:

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- развивать орфографическую зоркость , внимание, мышление, воображение;

- формировать навыки самоконтроля.

Воспитательная:

- воспитание учебной активности и умение работать в коллективе;

- формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность.

Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифферентации.

Оборудование: дидактические карточки, проектор, экран, компьютер

1.Орг. момент

     -Дети, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям! Ведь улыбка-это хорошее настроение, а хорошее настроение –это залог хорошего здоровья.

                              Сам себе я помогу и здоровье сберегу:

                              Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

-Итак , начинаем урок русского языка.

Открываем тетради, записываем число, классная работа

2. Определение темы и цели урока.

- Сейчас постараемся определить тему нашего урока. Прочитайте слова, которые записаны на доске.

Дом    земля   вода  девочка   школа

-Что общего в данных словах?

-Все слова являются именами существительными.

Слайд №1

-Над этой темой мы уже работаем не первый урок. Мы с вами изучили данную тему, закрепили, а сейчас давайте узнаем , какой ждёт нас урок сегодня. К нам на урок забежал зайка, он и подскажет вам цель нашего урока. Проследив глазками за движением зайчика, вы назовёте цель нашего урока

Слайд № 2

-Мы постараемся обобщить полученные знания по этой теме и посвятим наш урок здоровому образу жизни человека.

-Ребята! Давайте познакомимся с планом нашего урока.

- тест

-минутка чистописания

-словарная работа

-работа в группах

-задание на смекалку

-работа с текстом

- У вас на столах лежат оценочные листы. Не забывайте после каждого этапа урока оценить себя. Сейчас поработаем с тестом и вспомним всё ,что знаем об имени существительном.

Тест.

Имя существительное - это часть

слова                                         речи                                         предложения

Имя существительное обозначает

признак                                       действие                                  предмет

предмета                                    предмета

Имя существительное отвечает на вопросы

какой?                                              кто?                                             что делать?            

какая?                                               что?                                              что сделать?

Имя существительное изменяется по родам ?

да                                               нет

Имя существительное изменяется по числам?

                                             да                                                нет

В предложении бывает

Сказуемым                        подлежащим  или                          только                                

                                             второстепенным                             второстепенным                                                                      

                                            членом предложения                    членом предложения

Слайд № 3

Слайд №4  Даётся ключ. Проверяют самостоятельно.

3. Минутка чистописания

  Выполняется пальчиковая гимнастика. « Разогреем ручки»

1. Покатайте карандаш по столу. Одной рукой, другой.

2. Возьмите карандаш в руки, покатайте его.

3. Возьмите карандаш пальчиками и пробежитесь по нему.

4. Вертолётик, в одной руке, затем в другой.

Дети, определите букву, которая будет хозяйкой минутки чистописания. Рассмотрите схему слова   *___  _/_

Дети: Эта буква находится в слове земля, в этом слове 2 слога, второй слог ударный, она первая. Это буква з.

-Дайте характеристику этому звуку.

- Что изменилось в каждой ячейке букв?

За    ззо   зззы

- Прочитайте слова: Здоровый   здоровье    

- Найдите лишнее  слово в соответствии с темой нашего урока. Почему?

-Что общего в данных словах?

-Запишите однокоренные слова и выделите корень.

- Прочитайте предложение, какие слова пропущены? Какой частью речи они являются?

Яркое ……………, свежий …………, чистая ………- укрепляют наше здоровье.

- Просигнальте, какие орфограммы встречаются в данном предложении.

- Запишите предложение в тетрадь.

- Какие пословицы и поговорки о здоровье вы знаете?

4. Словарная работа.

  Слайд №5

Вет.р    дев.чка   к.рабль   за.ц     з.вод   .рех   р.бята     кр.стьяне

-Прочитайте слова. Что их объединяет?

-На какие 2 группы мы можем разделить данные слова?

-Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

-Пишем слова в 2 столбика.

Слайд № 6.

        Кто?                            Что?

Девочка                            ветер

Заяц                                   корабль

Ребята                               завод

Крестьяне                         орех

                       

Знакомство с новым словом. Догадайтесь о каком слове идёт речь, вы можете догадаться, если выстроите прямоугольники в ряд по убыванию.

   Я   Б   Л   О   К   О

- Почему слово является словарным?

- Запишите слово с новой строки, с большой буквы

-Какой частью речи является данное слово? Докажите.

-Образуйте родственное слово, называя его ласково. Запишите, вспомнив орфограмму.

-Образуйте родственное слово, которое будет именем прилагательным.

Яблоко, яблочко, яблочный.

-Подберите родовое понятие к слову яблоко.

- Яблоко- это плод яблони.

-Назовите его существенный признак.

-Яблоко обычно имеет круглую форму.

-Что же такое яблоко?

- Яблоко –это плод дерева яблони, который имеет круглую форму.

- Ребята как вы думаете , это слово однозначное или имеет ещё несколько значений? Оно многозначное.

Слайд №7

       Яблоком называют не только плод яблони, но и некоторые другие предметы. Например: тело глаза (картинка с глазом)- глазное яблоко. Сердцевина в мишени для стрельбы в цель- яблочко (вы наверное слышали такое выражение «попасть в яблочко», рукоятка меча- яблоко, кадык- адамово яблоко, символ императорской власти- державное яблоко. Многообразие значений слова яблоко объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение , что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Работа в группах.

- Определите смысл фразеологических оборотов .

1 группа: Яблоку негде упасть. ( Тесно)

2 группа: Яблоко раздора. ( То, что приводит к ссоре.)

3 группа: Конь в яблоках. ( так говорят о лошади, если у неё шерсть с тёмными пятнами.)

4 группа: Как румяное яблоко. (Очень красиво)

5 группа: Работает с пословицей « Яблоко от яблоньки недалеко падает. (Говорят о человеке, чьи плохие поступки повторяют поведение отца или матери.)

Исправь ошибки. Определите смысл фразеологических оборотов .

1 группа: Яблоку негде упасть. ( Тесно)

2 группа: Яблоко раздора. ( То, что приводит к ссоре.)

3 группа: Конь в яблоках. ( так говорят о лошади, если у неё шерсть с тёмными пятнами.)

4 группа: Как румяное яблоко. (Очень красиво)

5 группа: Работает с пословицей « Яблоко от яблоньки недалеко падает. (Говорят о человеке, чьи плохие поступки повторяют поведение отца или матери.)

5. Физминутка.  Слайд №9

6. Задание на смекалку. ( Развитие концентрации и устойчивости внимания)

- Дети, как определить род имени существительного? Можно ли узнать род существительных по его окончанию? Как? Запишите слова , выделите в них окончания и определите род.

Проверяем . Прочитайте слова женского рода, Мужского рода, среднего рода.

Слайд №10

РЛОАЗНДНЫШ-  Вытащите из букета садовый и лесной цветок.

ХБАОТБКРА- Найдите дом и его хозяина.

РДОУЖБЬ – Золотое поле и дерево на нём.

ОЗОСОКАЕРО- Водяная гладь, а вокруг заросли.

7. Работа с текстом.

- Что такое текст? Можно ли назвать текстом, то что вы прочитали?.

-Сформулируйте задание.

-Нужно расставить точки.

-Прочитайте название текста. Почему так говорят? Лук своими невидимыми стрелами убивает микробы. В зимний период люди часто болеют простудными заболеваниями, гриппом. Поэтому нужно чаще есть лук, чеснок. Пополнять запасы витаминов пользуясь природными лекарствами, Каким является лук.

Лук- от семи недуг.

Люди давно использовали целебные свойства лука из него готовили лекарства лучком лечили мозоли луковый сок помогает при воспалении горла, повышает аппетит.

1. Списать текст , расставив знаки препинания – 3 балла.

2.Выписать  имена существительные множественного числа -4 балла.

3.Выписать родственные слова , выделить корень, подчеркнуть лишнее слово.-5 баллов.

Проверяем . Работа впарах.

8. Итог урока.

Подсчитайте количество баллов.

25-30 баллов      оценка 5

18-25 баллов       оценка 4

10-17 баллов       оценка 3

Рефлексия: Дети, как вы думаете достиг ли цели наш урок? Почему?

-Я вспомнил……

-Я узнал   ………..

--Я научился………

                        Имя существительное, мы с тобой дружны!

                        Разные предметы называешь ты.

                        Очень удивительное- имя существительное.

                        Трудно будет без него, если пропадёт оно,

 Чтобы всё отличным стало, существительных немало

Всюду будем замечать, к месту в речи их вставлять!

                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Подготовила: учитель начальных классов МКОУ Тойдинской СОШ Гусейнова Е.А. ИМЯ

Слайд 2

О Е О Е Н Б Б Щ И

Слайд 3

Цель урока: Обобщение знаний об имени существительном

Слайд 4

ТЕСТ 1. Имя существительное- это часть….. А) слова Б) речи В) предложения 2. Имя существительное обозначает…… А) действие предмета Б) признак предмета В) предмет 3. Имя существительное отвечает на вопросы…… А) Какой ? Какая ? Б) Кто ? Что ? В) Что делать ? Что сделать ? 4. Имя существительное изменяется по родам ? А) да Б) нет 5. Имя существительное изменяется по числам ? А) да Б) нет 6. В предложении бывает А) Сказуемым Б) Подлежащим или второстепенным членом предложения В) Только второстепенным членом предложения

Слайд 5

Ключ к тесту. 1. - Б 2. - В 3. - Б 4. - Б 5. - А 6. - Б

Слайд 6

Словарная работа вет … р дев… чка кор … бль за… ц з …вод … рех р… бята кр … стьяне

Слайд 7

Словарная работа Дев о чка За я ц Р е бята Кр е стьяне Вет е р К о рабль З а вод О рех КТО ? ЧТО ?

Слайд 8

Знакомство с новым словом Яблоко, яблочко, яблочный.

Слайд 9

Глазное яблоко

Слайд 10

Центр мишени

Слайд 11

Меч римских легионеров. Рукоятка меча

Слайд 12

Адамово яблоко Кадык

Слайд 13

Символы императорской власти Державное яблоко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

2 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМА:ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

2 класс Русский язык  Тема:Имя существительное как часть речи...

Конспект к уроку по русскому языку3 класс "Имя существительное как часть речи" Канакина

Конспект к уроку по русскому языку в 3 классе по теме "Имя существительное как часть речи" Канакина...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...