Конспект урока русского языка 4 класс "Именительный и винительный падежи имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имени существительного"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 4 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 105-106)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 26.11.2021г.
Время: 08:15-09:00
Класс: 4Г
Целевой компонент урока:
Тема урока: Именительный и винительный падежи имени существительного
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний и умений о способах различения имён существительных в именительном и винительном падежах.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о способах различения имён существительных в именительном и винительном падежах.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, логического мышления, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма, расширению словарного запаса; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету средствами учебного занятия; формировать положительную мотивацию к учебной деятельности; интерес к русскому языку; бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру; формировать качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, внимательность, честность, уважение к одноклассникам, способность к сотрудничеству, ответственность за продукт собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: терпение, совместный труд и уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности; проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: уважение, доброжелательность, уверенность; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, осознавать познавательную задачу, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы; умение строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение контролировать свою готовность к уроку, организовывать своё рабочее место, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок, ставить для себя новые учебные задачи в обучении и познавательной деятельности; умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися, ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическую и диалогическую речь на заданную тему, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии задачами; умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала.
Предметные: умение применять способы различения имён существительных в именительном и винительном падежах.
Организация пространства: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы: УМК «Школа России», русский язык, Канакина В.П., Горецкий В.Г., 4 класс, тетрадь.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Ульяна Сергеевна.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Я предлагаю включить свой ум и разгадать кроссворд. У вас на партах находится лист с кроссвордом. Работать будете в группе. Прочитайте задания и впишите нужные слова. Чья группа справится с заданием быстрее, поднимает руки. (Проверка) Внимательно посмотрите на доску.
1. Вид какой-либо местности. (Пейзаж)
2. Антоним слову сегодня. (Завтра)
3. Синоним слову бросать. (Кидать)
4. Однокоренное слово к слову адресат. (Адрес)
5. Слово французского происхождения, означающее открытие выставки. (Вернисаж)
Если возникли трудности, сомнения, обратитесь к словарю. Оценка на полях.
У: Что особенного вы заметили в словах - отгадках?
О: Словарные слова
У: Какое новое слово у вас получилось?
О: Падеж
II. Актуализация умений и знаний.
У: Запишите данные слова в тетрадь. Подчеркните орфограммы.
Какие орфограммы встретились в слове ПАДЕЖ?
О: Безударная гласная в корне слова, парная согласная по глухости - звонкости на конце слова
У: Как проверить согласный на конце слова?
О: Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: зуб - зу[бы] или сонорный гриб - гри[бн]ик.)
У: Запишите проверочные слова.
О: Падежи. Падежный.
У: Чем отличаются проверочные слова падежи и падежный?
О: Форма слова, однокоренное слово.
У: Что такое падеж?
О: Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.
У: Придумайте и запишите: 1 вариант предложение с однородными членами со словом ПАДЕЖ. 2 вариант - с этим же словом, но сложное предложение. Проверяем. Оцените работу.
Критерии оценки | |
«5» | 0 ошибок |
«4» | 1 ошибка |
«3» | 2 ошибки |
Работай лучше! | Больше 3 ошибок |
У: Далее вам нужно поработать в парах.
- 1-ряд. Выполняет звуко-буквенный разбор слова «падеж».
- 2-ряд. Просклонять слово «падеж».
- 3-ряд. Морфологический разбор. Проверка. Оцените работу.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Прочитайте предложения.
Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль.
Что общего в этих предложениях?
О: Слово корабль.
У: Какой вывод вы сделали?
О: В первом предложении слово корабль — главный член предложения, во втором — второстепенный.
У: В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения?
О: В именительном.
У: В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?
О: В винительном.
У: Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении?
О: С помощью предлога.
У: Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже?
У: Нет, не имеет.
Послушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.
У: Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить?
О: Они имеют одинаковый вопрос что?
У: Поставим цель, при помощи «слов-помощников»: будем учиться, познакомимся.
О: Будем учиться распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах.
IV. Открытие новых умений, знаний.
У: послушайте стихотворение. Исходя из него, мы составим в тетради таблицу.
Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
О: Кто? Что?
Нет предлогов
(Подлежащее!)
А я – винительный падеж, Кого позвать, во что играть,
И я во всём виню невежд. Готов ребятам подсказать.
Зато отличников люблю, Не прочь с предлогами дружить,
Для них «пятёрки» я ловлю. Но и без них могу прожить.
О: Винительный падеж
Кого? Что?
(Куда? Где?)
в, на, за, про, через, под
(Второстепенный член предложения)
Именительный падеж | Винительный падеж |
Кто? Что? | Кого? Что? |
Без предлога | Без предлога, с предлогом |
Главный член предложения | Второстепенный член предложения |
У: Что получилось?
О: Алгоритм
Алгоритм как отличить именительный падеж от винительного.
- Найди в предложении имя существительное (оно обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
- Определи, каким членом предложения является имя существительное (главным или второстепенным). Если это подлежащее, то существительное стоит в именительном падеже; если это второстепенный член предложения, то существительное стоит в винительном падеже. Вопрос к существительному в винительном падеже задают от глагола.
- В именительном падеже имена существительные всегда употребляется без предлога, а в винительном - и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через.
V. Физминутка. (Для снятия утомления с плечевого пояса и рук).
1. И.п. - стоя, руки на поясе.
1 - правую руку вперед, левую вверх.
2 - переменить положения рук.
Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - сидя, руки вверх.
1 - сжать кисти в кулак.
2 - разжать кисти.
Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
VI. Закрепление изученного материала
Работа с учебником.
Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку:
1. Откройте учебник на странице 105, упражнение 185.
2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
3. Как вы поняли задание?
4. Выполните задание устно.
5. Выполните задание самостоятельно письменно в тетради.
6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителя).
7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная система оценивания), комментирование.
У: Откройте страницу 105. Сравним наше исследование с выводом в таблице
В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах одинаковые?
О: У неодушевленных имен существительных 2-го склонения и у имен существительных 3-го склонения.
У: В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах разные?
О: У имен существительных 1-го склонения и у одушевленных имен существительных.
Работа в паре.
Правила работы в паре:
1. Говори тихо и спокойно.
2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.
3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.
Задание: Определите падеж выделенных существительных, пользуясь алгоритмом. У вас две карточки жёлтого цвета – одну без ответа отдайте соседу, а с ответами оставьте себе.
1 вар. На урок позвал веселый звонок. Каждый ученик сел за свой стол, достал учебник.
2 вар. Учебник помог ему вывести алгоритм. Алгоритм поможет определить падеж имен существительных.
Проверка: обменяйтесь карточками, на которых вы работали, сверьте с правильными ответами. Исправьте найденные ошибки.
Критерии оценки | |
«5» | 0 ошибок |
«4» | 1 ошибка |
«3» | 2 ошибки |
Работай лучше! | Больше 3 ошибок |
У: Кто не допустил ни одной ошибки, встаньте? Что вам помогло?
О: Новые знания, новый алгоритм
У: Кто допустил одну ошибку?
У: Какое слово вызвало затруднение?
Пожмите друг другу руку, поблагодарите за совместную работу.
VII. Итог урока. Рефлексия.
У: Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу по такому плану.
Сегодня на уроке:
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Больше всего мне понравилось…
VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания
Учебник с. 106, упр. 187
У: Мне было очень приятно с вами работать! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....
Русский язык 4 класс Винительный падеж имени существительного
В урок включены разнообразные виды работ: самостоятельная, взаимопроверка, работа в парах по УМК "Школа России" Л.М.Зеленина...
Презентация к уроку русского языка по теме: "Винительный падеж имён существительных".
Данная презентация будет очень полезна при изучении темы "Винительный падеж имён существительных". Содержит цели урока, план изучения темы, физминутки, задания с проверкой, итог урока и тд....
Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс
Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....
Конспект и презентация урока русского языка по теме Дательный падеж имени существительного 3 класс
Данный урок русского языка проводился в 3 классе по УМК «Школа России» на школьном семинаре МО учителей начальных классов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
Урок русского языка по теме: винительный падеж имён существительных.
Конспект урока по русскому языку по теме: винительный падеж имен существительных....
План-конспект урока русского языка по теме: " Предложный падеж имени существительного"
Класс: 3 Тема: Предложный падеж имени существительного.Тип урока: открытие новых знанийЦели деятельности учителя: познакомить с особенностями предложного падежа , развивать умение...