Конспект урока русского языка 4 класс "Именительный и винительный падежи имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Котова Ульяна Сергеевна

Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имени существительного" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Конспект урока русского языка
                                        УМК: «Школа России», 4 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 105-106)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 26.11.2021г.

Время: 08:15-09:00

Класс:

Целевой компонент урока:

Тема урока: Именительный и винительный падежи имени существительного

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний и умений о способах различения имён существительных в именительном и винительном падежах.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о способах различения имён существительных в именительном и винительном падежах.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, логического мышления, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма, расширению словарного запаса; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету средствами учебного занятия; формировать положительную мотивацию к учебной деятельности; интерес к русскому языку; бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру; формировать качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, внимательность, честность, уважение к одноклассникам, способность к сотрудничеству, ответственность за продукт собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: терпение, совместный труд и уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности; проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: уважение, доброжелательность, уверенность; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, осознавать познавательную задачу, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы; умение строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение контролировать свою готовность к уроку, организовывать своё рабочее место, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок, ставить для себя новые учебные задачи в обучении и познавательной деятельности; умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися, ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическую и диалогическую речь на заданную тему, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии задачами; умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала.

Предметные: умение применять способы различения имён существительных в именительном и винительном падежах.

Организация пространства: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы: УМК «Школа России», русский язык, Канакина В.П., Горецкий В.Г.,  4 класс, тетрадь.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Ульяна Сергеевна.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: Я предлагаю включить свой ум и разгадать  кроссворд. У вас на партах находится лист с кроссвордом. Работать будете в группе. Прочитайте задания и впишите нужные слова. Чья группа справится с заданием быстрее, поднимает руки. (Проверка) Внимательно посмотрите на доску.

1. Вид какой-либо местности. (Пейзаж)

2. Антоним слову сегодня. (Завтра)

3. Синоним слову бросать. (Кидать)

4. Однокоренное слово к слову адресат. (Адрес)

5. Слово французского происхождения, означающее открытие выставки. (Вернисаж)

Если возникли трудности, сомнения, обратитесь к словарю. Оценка на полях.

https://urok.1sept.ru/articles/672263/img1.gif

 У: Что особенного вы заметили в словах - отгадках?

О: Словарные слова

У: Какое новое слово у вас получилось?

О: Падеж

 II. Актуализация умений и знаний.

У: Запишите данные слова в тетрадь. Подчеркните орфограммы.

Какие орфограммы встретились в слове ПАДЕЖ?

О: Безударная гласная в корне слова, парная согласная по глухости - звонкости на конце слова

У: Как проверить согласный на конце слова?

О: Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: зуб - зу[бы] или сонорный гриб - гри[бн]ик.)

У: Запишите проверочные слова.

О: Падежи. Падежный.

У: Чем отличаются проверочные слова падежи и падежный?

О: Форма слова, однокоренное слово.
У: Что такое падеж?

О: Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

У: Придумайте и запишите: 1 вариант предложение с однородными членами со словом ПАДЕЖ. 2 вариант - с этим же словом, но сложное предложение.  Проверяем. Оцените работу.

Критерии оценки

«5»

0 ошибок

«4»

1 ошибка

«3»

2 ошибки

Работай лучше!

Больше 3 ошибок

У: Далее вам нужно поработать в парах.

  • 1-ряд. Выполняет звуко-буквенный разбор слова «падеж».
  • 2-ряд. Просклонять слово «падеж».
  • 3-ряд. Морфологический разбор. Проверка. Оцените работу.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Прочитайте предложения.

Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль.

Что общего в этих предложениях? 

О: Слово корабль.

У: Какой  вывод  вы  сделали?  

О: В  первом  предложении  слово  корабль  —  главный  член предложения, во втором — второстепенный.

У: В  каком  падеже  стоит  существительное,  которое  является  главным  членом предложения?

О: В именительном.

У:  В  каком  падеже  стоит  существительное,  которое  является  второстепенным  членом предложения?

О: В винительном.

У:   Как  связано  существительное  корабль  с  главным  словом  во  втором  предложении?  

О: С помощью предлога.

У:   Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже?

У: Нет, не имеет.

Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.

У: Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? 

О: Они имеют одинаковый вопрос что?

У: Поставим цель, при помощи «слов-помощников»: будем учиться, познакомимся.

О: Будем учиться  распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: послушайте стихотворение. Исходя из него, мы составим в тетради таблицу.

Я – именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

О: Кто? Что?

Нет предлогов

(Подлежащее!)

 А я – винительный падеж,  Кого позвать, во что играть,

И я во всём виню невежд.  Готов ребятам подсказать.

Зато отличников люблю,   Не прочь с предлогами дружить,

Для них «пятёрки» я ловлю.  Но и без них могу прожить.

О: Винительный падеж

Кого? Что?

(Куда? Где?)

в, на, за, про, через, под

(Второстепенный член предложения)

Именительный падеж

Винительный падеж

Кто? Что?

Кого? Что?

Без предлога

Без предлога, с предлогом

Главный член предложения

Второстепенный член предложения

У: Что получилось?

О: Алгоритм

Алгоритм как отличить именительный падеж от винительного.

  1. Найди в предложении имя существительное (оно обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
  2.  Определи, каким членом предложения является имя существительное (главным или второстепенным). Если это подлежащее, то существительное стоит в именительном падеже; если это второстепенный член предложения, то существительное стоит в винительном падеже. Вопрос к существительному в винительном падеже задают от глагола.
  3. В именительном падеже имена существительные всегда употребляется без предлога, а в винительном - и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через.

V. Физминутка. (Для снятия утомления с плечевого пояса и рук).

1. И.п. - стоя, руки на поясе.

1 - правую руку вперед, левую вверх.

2 - переменить положения рук.

Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - сидя, руки вверх.

1 - сжать кисти в кулак.

2 - разжать кисти.

Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

VI. Закрепление изученного материала

Работа с учебником.

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку:

1. Откройте учебник на странице 105, упражнение 185.

2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).

3. Как вы поняли задание?

4. Выполните задание устно.

5. Выполните задание самостоятельно письменно в тетради.

6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителя).

7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная система оценивания), комментирование.

У: Откройте страницу 105. Сравним наше исследование с выводом в таблице

В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах одинаковые?

О: У неодушевленных имен существительных 2-го склонения и у имен существительных 3-го склонения.

У: В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах разные?

О: У имен существительных 1-го склонения и у одушевленных имен существительных.

Работа в паре.

Правила работы в паре:

1. Говори тихо и спокойно.

2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

Задание: Определите падеж выделенных существительных, пользуясь алгоритмом. У вас две карточки жёлтого цвета – одну без ответа отдайте соседу, а с ответами оставьте себе.

1 вар. На урок позвал веселый звонок. Каждый ученик сел за свой стол, достал учебник.

2 варУчебник помог ему вывести алгоритмАлгоритм поможет определить падеж имен существительных.

Проверка: обменяйтесь карточками, на которых вы работали, сверьте с правильными ответами. Исправьте найденные ошибки.

Критерии оценки

«5»

0 ошибок

«4»

1 ошибка

«3»

2 ошибки

Работай лучше!

Больше 3 ошибок

У: Кто не допустил ни одной ошибки, встаньте? Что вам помогло?  

О: Новые знания, новый алгоритм
У: Кто допустил одну ошибку?
У: Какое слово вызвало затруднение? 
Пожмите друг другу руку, поблагодарите за совместную работу.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу по такому плану.

Сегодня на уроке:

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Больше всего мне понравилось…

VIII. Инструктаж о  выполнении домашнего задания

Учебник с. 106, упр. 187

У: Мне было очень приятно с вами работать! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Русский язык 4 класс Винительный падеж имени существительного

В урок включены разнообразные виды работ: самостоятельная, взаимопроверка, работа в парах по УМК "Школа России" Л.М.Зеленина...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Винительный падеж имён существительных".

Данная презентация будет очень полезна при изучении темы "Винительный падеж имён существительных". Содержит цели урока, план изучения темы, физминутки, задания с проверкой, итог урока и тд....

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс

Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

Конспект и презентация урока русского языка по теме Дательный падеж имени существительного 3 класс

Данный  урок русского языка  проводился в 3 классе по УМК «Школа России» на школьном семинаре МО учителей начальных классов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...

Урок русского языка по теме: винительный падеж имён существительных.

Конспект урока по  русскому языку по теме: винительный падеж имен существительных....

План-конспект урока русского языка по теме: " Предложный падеж имени существительного"

Класс: 3 Тема: Предложный падеж имени существительного.Тип урока: открытие новых знанийЦели деятельности учителя: познакомить  с особенностями  предложного падежа , развивать умение...