Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень. Родственные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сорокина Лариса Викторовна

В технологической карте урока урока подробно описаны деятельностная и предметно-дидактическая цели, задачи, планируемые образовательные результаты, методы обучения, средства обучения и конспект по теме "Корень. Однокоренные слова" (2класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_rus_yaz_2_kl.docx57.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Разработана

учителем начальных классов

МБОУ «СОШ №22»

Г. Октябрьский РБ

Сорокиной Л.В.

Класс: 2 класс

УМК: Перспектива 

Тема урока: «Корень. Однокоренные слова»

Цели урока:

      1. Деятельностная: развитие умений находить однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов; развитие навыков самоконтроля и адекватной самооценки

      2. Предметно-дидактическая: создание условий для формирования понятий «корень», «однокоренные слова»

.

Задачи:

Образовательные: формировать умение распознавать однокоренные слова, учить находить корень в однокоренных словах и выделять его.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость при написании однокоренных слов, оперативную память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление; умение анализировать, сравнивать и обобщать изучаемый материал.

Воспитательные: воспитывать культуру межличностного общения в семье, акцентируя внимание на взаимоуважении и взаимопомощи.

Планируемые образовательные результаты урока:

Личностные:  проявлять интерес к изучению русского языка, осознавать его богатство и многогранность; эмоционально «проживать» сказанное учителем; осознавать необходимость самосовершенствования; достигать положительных результатов учебного труда.

Метапредметные:

Познавательные УУДпонимать сказанное однократно в нормальном темпе; устанавливать закономерность;  воспринимать информацию посредством театрализации; ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания для решения учебной задачи); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы под руководством учителя; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике; выполнять полное комплексное сравнение, т. е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам; ориентироваться в учебнике, находить ответы.

Регулятивные УУД: выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебного занятия;  оценивать свою учебную деятельность по заданному алгоритму; выполнять упражнения для сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать правильную осанку  за рабочим  местом; учиться отличать верное написание элементов; определять успешность выполнения задания; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; учиться работать по коллективно составленному плану; фиксировать свою версию ответа; определять успешность работы на уроке, контролировать результат деятельности; осуществлять выбор задания по своим силам.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; участвовать в беседе на уроке; учиться работать в паре.

Предметные УУД: учить умению правильно определять корень слова, находить и различать однокоренные слова, обосновывать свой ответ; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; соблюдать правила правописания и пунктуации в письменной речи.

Тип урока: 

  1. По ведущей дидактической цели:  урок ознакомления с новым материалом
  2. По способу организации:  урок-исследование
  3. По ведущему методу обучения: проблемный урок

Методы обучения:

По виду передачи и восприятия учебной информации: методы словесной передачи и слухового восприятия (беседа, диалог, инструктаж перед работой на компьютере, работа с учебником, составление плана); методы наглядной передачи и зрительного восприятия (театрализация, представление учебного материала на доске, в презентации и учебнике); практические методы обучения (выполнение оздоровительных упражнений, тренировочных упражнений по каллиграфии, заданий на компьютере)

 По характеру учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования: проблемно-поисковый метод (проблемная ситуация)

По степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя: методы непосредственного управления деятельностью учащихся со стороны учителя

По основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе учебного занятия: методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

По логике изложения и усвоения учебного материала: индуктивный метод (в результате наблюдения над фактами языка учащиеся подводятся к обобщениям и выводам)

Средства обучения: учебник, электронная презентация, компьютеры (1 на парту), лист результативной деятельности (ракета), элементы театрального костюма (гусь, гусыня, гусята, гусеница), листы с дифференцированным домашним заданием (базовый и повышенный уровень), карточки с проблемными вопросами.

Ход урока:

Этапы

урока

Методы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы оценки,

самооценки

I. Мотивационный этап

Методы словесной передачи и слухового восприятия (беседа).

Методы зрительного восприятия (представление учебного материала на слайде)

1) Представление

-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня урок русского языка у вас проведу я, Алина Назимовна.

2) Проверка готовности к уроку

-   Проверьте готовность. Нам понадобятся: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

3) Нацеливание на работу

-   Русский язык – удивительный, красивейший, обладающий многими тайнами. На уроке мы продолжим раскрывать его секреты, как настоящие учёные. Ведь этот год в России объявлен Годом науки и технологий.

4) Знакомство с системой оценивания

- Перед вами ракета, которую в конце урока мы отправим к звездам. Каждый правильный ответ отмечаете палочкой под ней, от этого ракета полетит быстрее. В конце урока мы подведем итог.  

- Насколько вы поняли сегодняшнюю тему, покажет небольшая парная работа в конце урока,  компьютер оценит ее. Уровень своих собственных достижений вы сможете показать, поднявшись на ступеньки Лестницы успеха.

Приветствуют учителя, садятся за парты

Проверяют готовность к уроку

Слушают учителя, воспринимают слуховую информацию

Слушают учителя, воспринимают зрительную и слуховую информацию. Понимают, как будут оценены

Регулятивные УУД

Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий.

Понимать учебную задачу, предъявляемую для коллективной деятельности.

Личностные результаты:

проявлять интерес к изучению русского языка

Регулятивные УУД

Оценивать свою учебную деятельность по заданному алгоритму

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им

II.Воспитательный момент

Методы словесной передачи и слухового восприятия. Методы зрительного восприятия (представление учебного материала на слайде)

1) Загадка (мотивационный прием)

- Отгадайте загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная…  (семья)

2) Воспитательный момент

Семья – это самое ценное, что есть у человека. Родные люди всегда поддержат, поймут, помогут.   Отношения в семье надо беречь и строить их на взаимопонимании. Сегодня я пришла в вашу школьную семью и надеюсь, что вы меня  поддержите и поможете.

Слушают учителя,

отгадывают загадку

Слушают учителя, воспринимают его нравоучение Эмоционально готовы помочь

Познавательные УУД

Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.

Личностные результаты:

Эмоционально «проживать» сказанное учителем

III.Чистописание

Практические методы (выполнение оздоровительных упражнений, тренировочных упражнений по каллиграфии)

1) Пальчиковая гимнастика

- Начнем с чистописания, для этого подготовим наши пальчики, выполним зарядку

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папа.

Этот пальчик – мама.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

2) Прописывание буквосочетаний с буквой с

- С какой буквы начинается слово семья? (С)

- Рассмотрите буквосочетания на доске, установите закономерность, что происходит от элемента к элементу? (количество элементов увеличивается)

- Значит, дальше сколько будет элементов? (4)

- Молодцы.

- Сели правильно, поправили тетради, пропищите 1 строку буквосочетаний, соблюдая закономерность. На работу 1 минута

- Простым карандашом подчеркните все лучшие буквы.

- У кого их больше пяти, поднимите руки. Вы молодцы! Включите зажигание у вашей ракеты двумя палочками.

- Остальным ребятам не стоит расстраиваться, нужно больше времени уделять каллиграфии.  Включите зажигание у вашей ракеты одной палочкой.

По очереди соединяют пальчики обеих рук: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец, сжимают пальцы

Фронтально отвечают на вопросы учителя

Записывают буквосочетания в тетрадь.

Проводят анализ выполненной работы, подчеркивают правильные буквы, считают их, фиксируют палочками на листе результативности итог деятельности

Регулятивные УУД

Выполнять упражнения для сохранения и укрепления своего здоровья

Познавательные УУД

Устанавливать закономерность

Регулятивные УУД

Соблюдать правильную осанку  за рабочим  местом

Учиться отличать верное написание элементов

Определять успешность выполнения задания

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

(лист результативной деятельности (ракета), похвала учителя)

IV.Формулирование проблемных вопросов,

планирование деятельности

Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (театрализация)

Проблемно-поисковые методы (проблемная ситуация, приводящая к вопросам исследования)

1)  Сценка про гусей и гусеницу

- К нам пришли гости.

- Кто вы? (Я гусь. Это гусыня. Это наши гусята)

- А вы кто? (А я их тетка - гусеница)

- Спасибо ребята, садитесь.

2) Проблемная ситуация

- А как вы считаете, гусеница и гусь родственники?

( Нет: птицы и насекомые это разные группы животных)

- Правильно, это мы изучали на окружающем мире.

-  А почему же гусеница решила, что она родственница? А может она в русском языке родственница? Может она слова имеет в виду? Какой возникает вопрос?

- Есть ли в русском языке слова-родственники? Как они называются?

- Скажите, как можно догадаться, что по улице идут мама и ее ребенок? (Они похожи носами, глазами и т.д.)

- Так может и у слов  есть что-то одинаковое, какая-то часть, что делает их родственниками?

- Какой возникает вопрос?

-  Что за часть, которая делает слова родственниками? Как она называется?

-  Вот мы и составили план действий на сегодняшний урок

Подготовленные ребята показывают сценку, остальные воспринимают зрительную и слуховую информацию.

Участвуют в проблемном диалоге.

Под руководством учителя формулируют проблемные вопросы.

Фиксируют палочками на листе результативности итог деятельности

Познавательные УУД

Воспринимать информацию по средством театрализации

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания для решения учебной задачи)

Коммуникативные УУД

Участвовать в беседе на уроке

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Учиться работать по коллективно составленному плану.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

(лист результативной деятельности (ракета), похвала учителя)

V.Физминутка

Практические методы (выполнение оздоровительных упражнений)

Физминутка

- Перед реализацией плана отдохнем

Раз, два, стоит ракета.

Три, четыре, скоро взлет.

Чтобы долететь до солнца,

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас атлет.

Пролетая над землею,

Ей передадим привет.

Выполняют упражнения

Регулятивные УУД

Выполнять упражнения для сохранения и укрепления своего здоровья

VI.Открытие нового знания

Методы наглядной передачи и зрительного восприятия.

Индуктивный метод

(в результате наблюдения над фактами языка учащиеся подводятся к обобщениям и выводам)

1)  Наблюдение над однокоренными словами.

- Начнем исследование

- Один догадливый человек решил посадить слово САД. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей на нём росли слова.

-Соберём урожай этих слов, запишем их к себе в тетрадь. (По цепочке)

(Сад, садовник, посадил, садовый)

- Объясним значение каждого слова.

Сад – участок земли, где посажены фруктовые деревья.

Садовник – человек, который ухаживает за этими деревьями

Посадил – положил в ямку в земле саженец дерева, закопал его, полил.

Садовый (домик) – домик, в саду.

- Ребята, так все эти слова связаны с чем? (с садом)

- Значит, слова связаны по… (смыслу)

- Делаем вывод …

(Эти слова сходны по смыслу) (хором)

- Рассмотрите их внимательно. Нет ли в них чего-то одинакового, не похожи ли они друг на друга, как родные люди?

-  Кто из вас готов показать нам эту похожую (общую) часть? (Подчеркивают на доске и в тетради)

- Делаем вывод…

(У слов есть одинаковая часть) (хором)

- Как вы думаете, так можно эти слова считать родственниками? (конечно) Почему?

(они схОдны по смыслу и имеют одинаковую часть) (хором по слайду) Это два секрета родственных слов

 2) Работа с правилами учебника (стр. 51, 52)

- А как называется общая часть родственных слов, мы узнаем из рамки на стр. 51 учебника.

- Как же называется общая часть родственных слов? (корень) Как выделяется? (дугой)

- Другое название родственных слов узнаем из правила на стр. 52. Прочитаем его, выберем нужную информацию.

- Как по-другому называют родственные слова? (однокоренные) (хором)

Воспринимают слуховую информацию

Записывают слова в тетрадь.

Объясняют значения слов.

Анализируют написанное,  делают выводы под руководством учителя.

В громкой речи закрепляют изученные понятия

Читают правила учебника и вычленяют необходимую информацию.

Фиксируют палочками на листе результативности итог деятельности

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы под руководством учителя

Личностные результаты:

осознавать богатство и многогранность русского языка

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике

Использовать знаково-символичные средства

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

(лист результативной деятельности (ракета), похвала учителя)

VII.Первичное закрепление

Практические методы (выполнение тренировочного упражнения)

Упражнение в нахождении однокоренных слов, корня.

- Поиграем в игру «Найди лишнее слово».

Задача: найти лишнее слово, доказать почему оно лишнее, остальные слова записать в тетрадь

Лес, леска, лесной

Лист, лиса, лисёнок

Холмик, холод, холодок

(Каждую группу проверяем по двум секретам. Записываем однокоренные слова, выделяем корень)

- Заметьте, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.

- Какие слова мы записали? Почему они родственные? (они схОдны по смыслу, у них одинаковый корень)

Находят лишнее слово, доказывают,  почему оно лишнее, записывают однокоренные слова, выделяют корень.

Фиксируют палочками на листе результативности итог деятельности

Познавательные УУД

Выполнять полное комплексное сравнение, т. е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

(лист результативной деятельности (ракета), похвала учителя)

VIII.Cамостоятельная работа в парах

Методы словесной передачи и слухового восприятия (инструктаж по работе в паре)

Практические методы (работа на компьютерах)

Проверка знаний в парах

- Попробуем проверить свои знания. Будем работать в парах за компьютерами. Помните правила работы в группе: работаю совместно, не мешая другим.

Перед вами 5 вопросов и три варианта ответа. Ваша задача: обсудить с товарищем вопрос, найти верный ответ и выбрать его.

В конце компьютер оценит вашу работу.

- Начали

- Поднимите руки те, кто получил «5», «4». Молодцы!  Остальным ребятам  не стоит расстраиваться, ведь сегодня первый урок по теме, на следующих уроках вы обязательно улучшите результат.

 Под ракетой поставьте столько палочек, сколько поставил вам компьютер.

Слушают инструктаж перед работой в парах.

Выполняют задания на компьютерах: зрительно воспринимают информацию, выбирают верный ответ.

Фиксируют палочками на листе результативности итог деятельности

Коммуникативные УУД

Учиться работать в паре.

Регулятивные УУД Фиксировать свою версию ответа

Личностные результаты:

достигать положительных результатов учебного труда

Электронный способ оценивания

IX. Рефлексия. Подведение итогов

Методы непосредственного управления деятельностью учащихся со стороны учителя.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

1) Подведение итогов по теме

- Какие вопросы мы сегодня перед собой ставили? (обращение к доске)

-  Есть ли в русском языке слова-родственники? Как они называются?

- Какие у них два секрета? (по слайду)

- Как называется общая часть однокоренных слов? (корень)

- Как она выделяется? (дугой)

2) Самостоятельная оценка работы на уроке по Лестнице успеха

- Наши ракеты вышли на старт. Зажигание включено. Посчитайте палочки под ракетой. У кого пять и больше, получают отметку «5». Поставьте ее в звездочку. Поднимите руки, кто получил «5».

- У кого 3-4 палочки, поставьте отметку «4». Поднимите руки, кто получил «4».

- А теперь возьмите звездочку-магнит.  

- Если вы хорошо поняли тему и можете самостоятельно выполнять задания, то поставьте свою звездочку на самую верхнюю ступеньку Лестницы успеха

- Если вы поняли тему, но вам требуется помощь учителя, то поднимайтесь на среднюю ступеньку.

- Если вам требуется повторное объяснение, то вы пока на первой ступеньке. Но не расстраивайтесь, на следующих уроках вы обязательно улучшите результат.

Выходите к доске и поставьте свои звездочки.

Молодцы!

-Садитесь.

Фронтально отвечают на вопросы учителя.

Суммируют палочки на листе результативности и переводят их в отметку по установленным нормам.

Выполняют самооценивание по критериям, предложенным учителем.

Регулятивные УУД

Определять успешность работы на уроке.

Контролировать результат деятельности

Личностные результаты:

осознавать необходимость самосовершенствования

Метод суммированного оценивания.

Метод критериального самооценивания.

X.Домашнее задание

Методы словесной передачи и слухового восприятия (рассказ).

Методы зрительного восприятия (зрительно воспринимают задание на листочке)

Домашнее задание

1. Выучить правила на стр. 51-52

2. Выполнить задание на листочке на выбор

- разгадать мини кроссворды (базовый уровень)

- игра «Кто у кого?» (повышенный уровень)

- Спасибо за урок (И вам спасибо)

Слушают объяснение домашнего задания.

Благодарят учителя за урок

Познавательные УУД

Ориентироваться в учебнике, находить ответы

Регулятивные УУД

Осуществлять выбор задания по своим силам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Технологическая карта урока русского языка   3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»  Тема:  Корень слова. Однокоренные слова....

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".

Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"...