Рабочая программа по предмету " Русский родной язык" 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Дмитриева Елена Анатольевна

Рабочая программа по предмету "Русский родной язык" 4 класс. 

Составлена на основе

Образовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программы О. М. Александровой, с учётом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в Примерной (базисной) программе курса «Русский родной язык».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_4_kl.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Пушкинского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пушкинского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Пушкино»

141200 Московская обл., г.Пушкино, ул. И. Арманд, д. 15

тел/факс: (993) 4-37-66

 тел:    8 (496) 535-70-15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

начальное общее образование

4 класс

(уровень образования)

________________________1 год_________________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе

Образовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программы О. М. Александровой, с учётом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в Примерной (базисной) программе курса «Русский родной язык».

Учебные и методические пособия:

1. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение,2020

2. Русский родной язык. Методическое пособие / [О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко др.,2020

Количество часов всего: 16, в неделю – 1

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу:

Дмитриева Елена Анатольевна

г. Пушкино

2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по Русскому родному языку составлена на основе Образовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программы О. М. Александровой, с учётом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в Примерной (базисной) программе курса «Русский родной язык».

Учебные и методические пособия:

1. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский родной язык. Учебное пособие для общеобразовательны организаций. — М.: Просвещение. 2020

2. Русский родной язык. Методическое пособие / [О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко др.2020

На изучение курса «Русский родной язык» в 4 классе отводится 16 часов (1 ч в неделю).

Планируемые результаты

 Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно  знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.

Личностныерезультаты изучения учебного предмета «Русский родной язык»

  • освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам;
  • имеющийся опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • интерес к прогулкам на природе; подвижным играм; участию в спортивных соревнованиях; физкультурно-оздоровительных мероприятиях; занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
  • устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом;
  • освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  • ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
  • эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

 при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

 распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

 понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;

 осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

 использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;  при реализации содержательной линии «Язык в действии»: соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

 соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

 заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

 выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

 пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

 при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

 использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

 составлять план текста, не разделённого на абзацы; пересказывать текст с изменением лица;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

приводить объяснения заголовка текста.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому родному языку

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

∙ воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

∙ приобщение к литературному наследию русского народа;

∙ обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

 ∙ расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

 Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

 ∙ осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

 ∙ осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

 ∙ осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

∙ распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

∙ понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

∙ понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

 ∙ понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

∙ понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

  1. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

 ∙ осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

 ∙ соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

 ∙ соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

 ∙ обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

 ∙ произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

 ∙ осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

Соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

∙ выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

∙ проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

∙ выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

 ∙ редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

∙ употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных;

∙ употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

 ∙ выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

∙ редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок; соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

∙ соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

Соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста; совершенствование умений пользоваться словарями:

∙ использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

∙ использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

 ∙ использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

 ∙ использование учебных словарей для уточнения состава слова;

 ∙ использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

∙ использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.

  1. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

 ∙ владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

 ∙ владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

∙ чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

 ∙ умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

∙ умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

 ∙ умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

∙ уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

 ∙ уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

 ∙ умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

∙ создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

∙ создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

 ∙ создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

 ∙ оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

 ∙ редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов; соблюдение основных норм русского речевого этикета:

∙ соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

∙ различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

 Содержание тем учебного курса.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)

Базовые национальные ценности:

Знания – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира

Культура – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, самовыражение личности в творчестве, эстетическое развитие личности

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.).

 Сравнение с пословицами и поговорками других народов.

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.)

 Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.

 Русские слова в языках других народов.

 Раздел 2. Язык в действии (6 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

 Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

 Раздел 3. Секреты речи и текста (5 ч)

 Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

 Составление плана текста, не разделённого на абзацы.

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

 Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

 Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Тематическое планирование

Тема

Ключевые воспитательные задачи

Формы работы

Кол-во часов, отводимых на изучение темы

1.

Русский язык: прошлое и настоящее.

1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета, подбор соответствующих текстов для чтения.

3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.

Беседы, уроки на основе метода интеграции, викторины, диалог.

5

2.

Язык в действии.

1. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников.

Беседы, уроки на основе метода интеграции, викторины, диалог.

6

3.

Секреты речи и текста.

1. Организовывать работу детей с социально значимой информацией - обсуждать, высказывать мнение.

2. Применять на уроке интерактивные формы работы: работы в парах.

3. Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками).

Беседы, уроки на основе метода интеграции, проектные уроки, диалог.

5

Итого:

16

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

1 н

2

Вся  семья вместе, так и душа на месте.

1

2 н

3

Красна сказка складом, а песня ладом.

1

3 н

4

Красное словцо не ложь

1

4 н

5

Язык  языку  весть подаёт

1

5 н

Язык в действии (6 ч)

6

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

6 н

7

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

7 н

8

Можно ли об одном и том же сказать по- разному?

1

8 н

9

Можно ли об одном и том же сказать по- разному?

1

9 н

10

Как  и когда появились знаки препинания?

1

10 н

11

Мини – сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по – разному?»

1

11 н

Секреты речи и текста (3 ч)

12

Задаём вопросы в диалоге

1

12 н

13

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста

1

13 н

14

Учимся составлять план текста

1

14 н

15

Учимся пересказывать текст

1

15 н.

16

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

16 н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса к учебнику Т.Г.Рамзаевой. УМК РИТМ. Автор программы Т.Г.Рамзаева.

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса составлена на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой "Русский язык.1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую характерис...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 1 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Русский язык" разработанная для 1 класса согласно программе "Школа России"....