РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Овсепян Гоар Матевосовна

 

     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx116.97 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Пояснительная записка

В основу рабочей программы по русскому языку для  1 класса  положена авторская программа, разработанная Н.В. Нечаевой (система развивающего обучения Л.В. Занкова), которая обеспечена УМК:

 Учебниками: 

  • Н.В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2011г.;

Тетрадями: 

  • Нечаева Н.В., Булычева Н.К.Тетради по письму. В 4 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.;

Методическими рекомендациями:

  • Нечаева Н.В.Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, рабочим тетрадям по чтению и тетрадям по письму. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.;
  • Н.В. Нечаева. Русский язык. 1 класс. Методические рекомендации по русскому языку для 1 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров» 2010г.;

Сборником контрольных работ: 

  • Яковлева С.Г.«Контрольные работы по системе Л.В. Занкова» Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010

Обоснование выбора УМК

  1. Комплект учебников входит в Федеральный перечень учебников.
  2. 100% соответствие результатам образования, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Место предмета в базисном учебном плане

На реализацию программы по русскому языку в федеральном базисном учебном плане в 1 классе предусмотрено 165часов (5 часов в неделю,33 недели).

  • Обучение грамоте: обучение письму – 97 часов (по 5 часов), резерв –18 часов.
  • Русский язык: 50 часов (10 недель).

Авторская концепция: Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте и строится на общих концептуальных положениях.  В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык - универсальное средство общения (кодовая система), речь - функция языка, индивидуальное воплощение языка в конкретной практике.

Курс характеризует его яркая практическая направленность на пользование языком, на развитие чутья языка. Новизна предлагаемого подхода заключается в том, что задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств речи - языковой системы, а методологической основой ее решения служит система общего развития школьников (система Л.В. Занкова).

Цель: Освоение учащимися коммуникативной функции языка (адекватного его восприятия и пользования), осознание языка как средства приобщения к богатству русской культуры.

Задачи обучения русскому языку:

  • активизация внутренней и внешней (устной, письменной) речи;
  • представить речь и ее средства объектом осознания учениками;
  • научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
  • развитие интеллектуальной и в целом познавательной активности;
  • развитие психофизиологических функций, необходимых для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку; 
  • развитие внешней (устной и письменной) и внутренней речи, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике;
  • овладение умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами;
  • развитие самостоятельности мышления, воображения, формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; формирование навыков самообразования; формирование умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками;
  • развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам, культуре своего и других народов, способствовать эстетическому воспитанию.

Основные приёмы, методы обучения:

  • По источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные (беседа, рассказ); наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений); практические  через контрольные,  самостоятельные работы, тесты.
  • В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников (непродуктивная, продуктивная деятельность): объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель даёт образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведение знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом; частично-поисковый метод, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу; исследовательский метод - это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем. 
  • По степени управления учебной работой: под руководством преподавателя, самостоятельная работа. 
  • Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, речевые  разминки, создание положительных эмоционально – нравственных ситуаций. 
  • Методы сохранения и укрепления собственного здоровья: проведение физкультминуток, минуток релаксации, снятие нервного напряжения с помощью массажёра «Каштан», гимнастика для глаз. 
  • Методы устного контроля  и самоконтроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, самопроверка, взаимопроверка.
  • Методы письменного контроля и самоконтроля: контрольные и самостоятельные работы,  тесты, кроссворды. 

Основная форма организации учебной работы по русскому языку в начальных классах является урок. Уроки делятся на следующие типы:

1. Урок сообщение нового материала или урок ознакомления с новым материалом.

2. Уроки закрепления знаний, умений и навыков.

3. Обобщения и систематизации знаний

4. Комбинированные уроки.

5. Контроля и проверки знаний/Проверки и коррекции знаний.

Содержание программы

Обучение письму (97 ч)   18 ч. резерв

1. Добуквенный период – 22 ч

2. Буквенный период – 72 ч

– Буквы гласных (12 ч)

– Буквы непарных звонких

согласных (12 ч)

– Буквы парных звонких согласных

(12 ч)

– Буквы парных глухих согласных (14 ч)

– Двузвучные гласные буквы (10 ч)

– Буква Ь (3 ч)

– Буквы непарных глухих

согласных (8 ч)

– Буква Ъ (1 ч)

3. Послебуквенный период:

проверь себя – 3 ч

 Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый – «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию устной и письменной речи, по формированию навыков чтения и графики. Второй – «Система языка»- составляет то, что придает речевой деятельности формальную правильность. 

I. Развитие речевой деятельности

Общие сведения о речи (в течение курса). Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная). История возникновения речи.

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя.

Письменная речь. Ориентировка в тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки.

Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Упражнения психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, воспроизведение рисунков, узоров по памяти и под диктовку, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, узнавание голосов детей, актеров, составление схем слов и предложений под диктовку и проч.

Графика. Техника письма. Списывание слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом с доски и тетради для письма. Письмо под диктовку слов, предложений, текстов.

II. Система русского языка

«Русский язык. 1 класс» (на 50 часов)

1. Речь устная и письменная 7 ч

2. Звуки и буквы 17 ч

1) Обозначение буквами гласных и согласных  звуков. Слог 4 ч

2) Ударение. Перенос слов 3 ч

3) Обозначение на письме мягких и твердых  согласных звуков. Перенос слов 4 ч

4) Обозначение на письме звука [й’] 2 ч

5) Шипящие согласные звуки. Правописание  сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, букв ч, щ с буквами согласных 4 ч

3. Слово 21 ч

1) Лексическое и грамматическое значение слова 2 ч

2) Грамматические группы слов 8 ч

3) Имена собственные 4 ч

4) Алфавит 4 ч

5) Лексическое значение слова 3 ч

4. Предложение и текст 3 ч

5. Подведи итоги 2 ч

Слово. Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета с буквенной схемой слова. Наблюдение внутреннего единства лексического, грамматического значения и звукового (буквенного) состава слова. Наблюдение за изменением семантического значения слова или его формы при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка в слове, замене одной фонемы, при перемещении ударения.

Наблюдение существенных признаков имен существительных (предметность), глаголов (действие предмета), прилагательных (признак предмета), наречий (признак действия). Наблюдение связей слов в предложении по роду (женский, мужской, средний) и числу (единственное, множественное).

Различение слов -названий и указателей названий-местоимений (он, она, они, мой...) (понятие использует учитель).

Общее представление о словообразовании. Корень. Родственные слова. Начальное (с опорой на рисунки) разведение понятий: разные (родственные) слова, формы одного слова.

Классификация слов по лексическому и грамматическому значению.

Систематизация слов, обозначающих наименования предметов, созданных человеком и природой. Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов. Имена собственные. Дифференциация вопросов кто? что? Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Безударные гласные. Твердые и мягкие парные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Написание и, а, у после согласных ж, ч, ш. Звонкие и глухие непарные согласные звуки. Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам без стечения согласных.  Звуки-буквы. Гласные буквы, обозначающие один звук. Гласные буквы, обозначающие два звука. Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ь). Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков.

Алфавит и его значение. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Предложение. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Членение речи на предложения и слова. Наблюдение смысловой и интонационной законченности различных по структуре предложений (односоставных и двусоставных без введения понятий) при сопоставлении со словом. Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложений - соответствующие знаки в письменной речи). Большая буква в начале предложения, знаки (. ?!) в конце. Объединения слов в предложения, выделение предложения из текста. Ошибкоопасные места при записи предложения. Наблюдения смысловой зависимости содержания предложений от изменения форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов, частицы не), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов. Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность. Связи слов в предложении (по вопросам).

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной нет.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы  по курсу «Русский язык». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. В 1 классе отметки (баллы) не выставляются.

  • Личностные результаты не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

 Методы оценки личностных результатов учащихся используемые в образовательной программе:

Диагностика сформированности целеполагания учащихся; уровня развития контроля, посредством наблюдения.

Вторым методом оценки личностных результатов является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
  • Метапредметные результаты освоения образовательной программы средствами учебного предмета «Русский язык».

Оценка метапредметных результатов

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

  • решение задач творческого и поискового характера;
  • учебное проектирование;
  • итоговые проверочные работы;
  • комплексные работы на межпредметной основе;

 мониторинг сформированности основных учебных умений.

Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль):

  • осуществление контроля процесса и результатов деятельности;
  • самоконтроль процесса и результатов деятельности; – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД (общеучебные): 

  • умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
  • умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов.

Познавательные УУД (информационные):

  •  обучение работе с разными видами информации:

а) формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради;

б) формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями;

в) работа с буквенными столбиками (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту);

г) обучение работе с информацией, представленной в графической (иллюстративной) форме. – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Познавательные УУД (информационные)

  •  обучение работе с разными видами информации по другим основаниям:

а)  Понимание и преобразование информации - задания, нацеленные на проверку понимания информации: составление предложений, составление слов из слогов, перенос слов, достройка алфавитного списка.

б) Применение и представление информации - задания, нацеленные на применение полученной информации: применение правила записи буквосочетаний, звонкость согласного перед гласной, написание слов с парной согласной.

в) Оценка достоверности получаемой информации - задания, нацеленные на создание условий для оценки и проверки достоверности получаемой информации.

Познавательные УУД (знаково-символические): моделирование.

Познавательные УУД (логические):

  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему;
  • подведение под правило;
  • установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  •  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного  чтения и организация работы в парах и малых группах.

  • Предметные результаты освоения образовательной программы по курсу «Русский язык».

Оценка предметных результатов:

  • Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
  • Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
  • Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
  • В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  

Обучающиеся должны

  • иметь представление:
  • о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;
  • о грамматических группах слов: знаменательных (самостоятельных) словах, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, словах-указателях и служебных словах;
  • о различии предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по интонации: восклицательное и невосклицательное;
  • о признаках текста и его оформлении;
  • владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
  • группировать языковой материал по заданным основаниям;
  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук-гласный, согласный- согласный мягкий, твердый; звонкий, глухой и т.д.);
  • использовать правила вежливости в зависимости от ситуации и собеседника: дома с родными, на уроке с учителем и одноклассниками, на перемене, на прогулке;
  • адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;
  • слушать и отвечать на заданный вопрос;
  • ориентироваться в учебнике;
  • списывать и писать под диктовку небольшой текст;
  • знать/понимать:
  • признаки предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак (.?!));
  • звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;
  •  гласные и согласные звуки;
  • согласные звуки мягкие и твердые парные и непарные, глухие и звонкие парные и непарные;
  • алфавит;
  • уметь:
  • отличать текст от предложения, предложение от слова;
  • находить границы предложения;
  • подбирать однокоренные слова из ряда данных слов;
  • различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
  • определять место ударения в слове;
  • делить слова на слоги;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
  • обозначать на письме звук [й’];
  • применять правила: написание слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л, перенос слова по слогам, оформление предложения;
  • списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, проговариваемые орфографически и орфоэпически. 

Предметные результаты (повышенный функциональный уровень)

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • использовать знания в типовых и творческих ситуациях; осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации;
  • участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания;

писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста.

Виды и формы контроля:

Общие замечания

Подбор материала и способов проверки осуществляется с учётом соответствия: 1) программе по русскому языку для классов, работающих по системе Л.В.Занкова; словарному составу учебников; 2) грамматическому составу учебников и его методическому аппарату; 3) задаче развития самостоятельного творческого мышления школьников.

По данной программе рекомендуется проводить комплексное тестирование в начале обучения грамоте для выявления готовности детей к усвоению письменной речи; итоговое списывание с печатного текста, диктант с заданиями на выявления основных знаний, приобретенных на уроках.

В 1 классах  в период обучения грамоте контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля над развитием предметных знаний и умений учащихся:

  • устный опрос;
  •  письменный опрос;
  • самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определённых тем;
  • самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по определённой теме знания на практике;
  • тестовые диагностические задания;
  • графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др.;

Особый режим проведения только проверочных работ в 1 классе объясняется тем, что программные знания даются на ознакомительном уровне.

Проверочные работы проводятся систематически в течение всего курса русского языка. Отводится на них от 10 до 15 минут урока в зависимости от уровня сложности заданий и уровня подготовки класса.

В конце года проводится комплексная итоговая работа.

В этой работе на одном тексте проверяется: 1) понимание прочитанного; 2) умение работать с информацией, данной в тексте; 3) владение общеучебными интеллектуальными умениями (восприятием информации, классификацией, обобщением, самоконтролем и самокоррекцией); 4) предметные знания по окружающему миру, русскому языку, математике.

Наличие или отсутствие пунктуационных или орфографических ошибок в свободном высказывании ребенка на этом этапе не оценивается.

Формы итогового контроля:

- стандартизированные итоговые проверочные работы по русскому языку;

 - комплексная работа на межпредметной основе.

Формы общественной аттестации:

- классные, школьные, городские, региональные, всероссийские конкурсы;

-предметные олимпиады;

- защита творческого проекта. 

Критерии оценки

Проверка знаний, умений и навыков должна включать задания по темам, предположительно достаточно проработанным и закрепленным к моменту проверки.

Для выявления продвижения учащихся в развитии предназначены задания на классификацию (группировку) учебного материала на основе пройденного, приуроченные к концу учебного года. Это задания повышенной трудности, они обозначены звездочкой. Умение решать такие задачи считается в психологии единым критерием обучаемости и умственного развития. Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, т. е. в условиях непривычной формулировки задания, применения нового языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение. Задания на группировку отвечают этим требованиям при условии включения в них элементов поисковой умственной деятельности, например, в случае группировки без указания ее основания (признака, критерия).

Оценивая контрольную работу в целом, результат выполнения заданий со звёздочкой не фиксируется отметкой.

Оценка результатов выполнения заданий на группировку и обобщение производится на основе уровневого анализа работ учащихся.

Оценка других проверочных заданий осуществляется в соответствии с требованиями к знаниям, умениям и навыкам по русскому языку, а также по показателям:

1) наличие или отсутствие знания;

2) умение практически применять знания;

3) правильность решения (выполнения) задания;

4) полнота решения.

Нормативные требования, соответствующие показателям, могут быть представлены в виде общих уровней выполнения заданий:

Повышенный функциональный уровень - самостоятельно правильно выполняет привычные и непривычные задания;

Базовый опорный уровень- самостоятельно правильно выполняет привычные задания, допускает единичные негрубые ошибки при выполнении непривычных заданий, которые может исправить самостоятельно;

Базовый опорный уровень - допускает единичные негрубые ошибки при выполнении привычных и непривычных заданий, которые может исправить самостоятельно;

Базовый опорный уровень - допускает единичные ошибки в привычных заданиях, нуждается в помощи при исправлении, затрудняется выполнить непривычные задания, что свидетельствует о недостаточной сформированности умения применять свои знания;

Базовый опорный уровень - результаты показывают, что ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает грубые ошибки.

Используемые педагогические технологии:

Материально техническое обеспечение предмета

1. Технические средства обучения:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

- мультимедийный проектор;

- экспозиционный экран;

- компьютер;

- сканер;

- принтер струйный цветной;

- фотокамера цифровая;

2. Экранно - звуковые пособия:

-    аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

- видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку;

- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку;

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

3. Оборудование класса:

- ученические одноместные столы с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг.

          ЦОР:русск.

rus-2f-01-to-rus-2f-22(1)

            rus-2f-23-to-rus-2f-40

            rus-2f-41-to-rus-2f-60

            rus-2f-61-to-rus-2f-75

          5.Интернет-ресурсы:

            Сайт «Открытый класс»: http://www.openclass.ru/last_content

Сайт «Школьный гид»: http://schoolguide.ru/index.php/progs/zankov-fgos.html

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

Школьный портал  http://www.portalschool.ru

 Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»  http://www.rus.1september.ru 

Журнал «Начальная школа» www.openworld/school

Сеть творческих учителей  www.it-n.ru 

Сайт образовательной системы Л.В. Занкова www.zankov.ru 

6. Литература, рекомендованная для учащихся: Словари, упомянутые в программе, а также энциклопедии, справочники, художественные альбомы, необходимые для проведения проектно-исследовательских работ, предусмотренных курсом русского языка.

7. См. приложение №1.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Русский язык»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные понятия и термины

Виды и формы учебной деятельности

Примечание

Дата проведения

Обучение грамоте.

Первый  этап (подготовительный период).

1

Правила письма. Основные элементы письменных букв.

1

Ориентировка в тетради по письму. Знакомство с основными элементами письменных букв.

Уметь ориентироваться в тетради по письму.

Анализ поэлементного состава букв. 

Индивидуальная

Текущий/Диагностическое тестирование (по два задания).

Т.№1-

2

02.09

2-3

Письменные знаки. Звуки и буквы.

2

Раскрашивание, воспроизведение рисунков, развитие мелкой моторики, глазомера.

Иметь представление об элементах букв. Уметь ориентироваться в тетради по письму.

Анализ поэлементного состава букв. Воспроизведение заданного учителем образца интонационного выделения звука в слове.

Индивидуальная

Текущий/Диагност. тестирование.

4-5

(26-27)

03.09

04.09

4-5

Печатный и письменный шрифты.

2

Буквы печатные и письменные, подготовка руки к письму.

Уметь сравнивать шрифты.

Соотносить печатный и письменный шрифт.

Индивидуальная

Текущий/Диагностическое тестирование.

6-7

05.09

06.09

6-7

Части предметов, элементы букв.

2

Письмо новых элемента, рисование предметов,  работа со схемами слов и предложений.

Уметь соотносить схему
слова с названием
предмета.

Анализ поэлементного состава букв, схем слов и предложений.

Индивидуальная

8-9

09.09

10.09

8-9

Наклонная линия.

2

Письмо нового элемента. Прямая наклонная линия.

Иметь представление об элементах букв.

Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

Индивидуальная

10-11

11.09

12.09

10-11

Крюк? Крючок? Ручка?

2

Письмо элементов заглавных и строчных букв.

Иметь представление об элементах букв.

Анализировать поэлементный состав букв. Моделировать  буквы из набора элементов, из различных материалов .

Индивидуальная

12-13

13.09

16.09

12

Письмо элементов строчных и  заглавных букв.

1

Письмо элементов заглавных букв, работа со схемами слов.

Уметь соотносить схему
слова с названием
предмета.

Индивидуальная

14

13

Письмо элементов строчных букв.

1

Письмо элементов строчных букв; знаки гласных звуков.

Уметь писать элементы строчных букв.

Анализировать поэлементный состав букв. 

Индивидуальная

15

14-15

Овалы большие и маленькие.

2

Письмо овалов, наклонных коротких и длинных линий.

Уметь писать овалы, наклонные короткие и длинные линии.

Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы.

Индивидуальная

16-17

16

Письмо элементов букв, схема предложения.

1

Письмо элементов, оформление предложения, ед. и мн. число.

Уметь писать элементы строчных букв.

Анализ поэлементного состава букв, схем слов и предложений.

Индивидуальная

18

17

Линия с закруглением внизу и вверху.

1

Письмо элементов букв.

Уметь писать элементы строчных букв.

Анализ поэлементного состава букв, схем слов и предложений.

Индивидуальная

19

18

Письмо элементов заглавных букв.

1

Письмо элементов, узнай героя сказки.

Уметь писать элементы заглавных букв.

Анализ поэлементного состава букв, схем слов и предложений.

Индивидуальная

20

19

Письмо элементов строчных букв.

1

Письмо элементов букв.

Уметь писать элементы строчных букв.

Анализ поэлементного состава букв и их воспроизведение

Индивидуальная

Текущий/Диагностическое тестирование.

21

20

Длинная наклонная линия с закруглением

1

Письмо элементов, сравнение элементов.

Уметь писать элементы строчных букв.

Моделировать буквы из набора элементов.

Индивидуальная

21

Длинная наклонная линия с закруглением внизу влево.

1

Письмо элементов, рисование узоров, штриховка.

Уметь писать элементы букв, рисовать узоры, штриховать в заданном направлении.

Анализ поэлементного состава букв и их воспроизведение.

Индивидуальная

Текущий/Диагностическое тестирование.

23

22

Длинная наклонная линия с петлей вверху и внизу.

1

Письмо нового элемента, рисование узоров, штриховка.

Уметь писать элементы букв, рисовать узоры, штриховать.

Контролировать правильность написания элементов букв.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

24

23

Слово и предложение. Письмо изученных элементов

1

Письмо длинных наклонных линий с петлей вверху и внизу.

Уметь писать элементы строчных букв, сравнивать элементы.

Контролировать правильность написания элементов букв.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

25

24

Письмо изученных элементов

1

Письмо изученных элементов.

Уметь писать элементы букв.

Контролировать правильность написания элементов букв.

Индивидуальная, работа в паре.

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль

Второй этап (основной период).

25

Буквы гласных звуков.

1

Гласные звуки и буквы.

Иметь представление о признаках гласных.

Анализировать

правильность написания буквы.

Индивидуальная

Т.№2

26-27

Буквы О о, Э э.

2

Письмо букв, сравнительный анализ. Презентация «Пишем буквы».

Иметь представление о признаках гласных звуков.

Анализировать

правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

4-5

28

Строчная а.

1

Письмо строчной буквы а.

Знать признаки гласных звуков.

Анализировать

правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

6

29

Заглавная А.

1

Письмо заглавной А.

Уметь писать буквы гласных звуков.

Анализировать

правильность написания буквы, сравнивать свои буквы.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

7

30

Строчная у.

1

Письмо строчной буквы у.

Уметь писать буквы гласных звуков. Знать признаки гласных звуков.

Контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с образцом.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

8

31

Заглавная У.

1

Письмо заглавной буквы У.

Уметь писать буквы гласных звуков. 

Контролировать правильность написания буквы.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

9

32

Письмо изученных букв.

1

Письмо соединений, соотнесение печатных и прописных букв.

Уметь писать буквы гласных звуков. Знать признаки гласных звуков.

Контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

10

33

Строчная и.

1

Письмо строчной буквы и.

Уметь писать буквы гласных звуков. Знать признаки гласных звуков.

Контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

11

34

Заглавная И.

1

Письмо заглавной буквы И.

Уметь писать буквы гласных звуков.

Контролировать правильность написания буквы.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль.

12

35

Строчная  буква ы.

1

Письмо строчной буквы ы.

Уметь писать буквы гласных звуков. Знать признаки гласных звуков.

Контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с образцом.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль.

13

36-37

Соединения букв, списывание сочетаний букв.

2

Письмо букв, рисование узоров, сравнительный анализ букв.

Уметь писать соединения букв.

Контролировать правильность написания соединений букв.

Индивидуальная, работа в паре

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль.

14-15

38-39

Заглавные Л, М.

2

Письмо заглавных Л М, письмо слогов и слов.

Иметь представление о различии гласных и согласных
звуков.
 Знать признаки согласных звуков.

Анализировать звуки речи. Анализировать

правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с образцом.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

16

40

Письмо строчных л, м.

1

Письмо букв, слогов, слов.

Уметь анализировать и
кратко характеризовать звуки речи.
 

Анализировать

правильность написания буквы, слога, слова.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

17

41-42

Письмо заглавных Л,А,М.

2

Письмо заглавных Л А М, письмо слогов и слов.

Уметь анализировать и
кратко характеризовать звуки речи.

Анализировать

правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

18

2 четверть

43

Письмо строчной н.

1

Письмо новой буквы.

Уметь анализировать и
кратко характеризовать звуки речи.

Анализировать

правильность написания буквы.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

19

44-45

Письмо заглавной Н.

2

Письмо новой буквы.

Уметь писать буквы согласных звуков.

Анализировать

правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с образцом.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

20-21

46

Письмо изученных букв, слогов, слов с изученными буквами.

1

Письмо изученных букв, слов, предложений с изученными буквами.

Уметь писать буквы согласных звуков. Знать признаки согласных.

Записывать отдельные слова и предложения, состоящие из трех—пяти слов со звуками в сильной позиции.

Индивидуальная

Текущий/Диагностическое тестирование.

47

Письмо строчной р.

1

Письмо новой буквы.

Уметь писать буквы согласных звуков.

Анализировать

правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная

Текущий/Диагностическое тестирование.

22

48

Письмо заглавной Р.

1

Письмо заглавной Р.

Уметь находить в ряду слов родственные слова

Анализировать

правильность написания буквы, сравнивать свои буквы.

Индивидуальная

Текущий/Диагностическое тестирование.

23

49-50

Письмо заглавной Й, строчной й.

2

Письмо заглавной Й и строчных и й, слогов, слов с изученными буквами.

Уметь писать буквы согласных звуков.

Контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с образцом.

Индивидуальная, работа в паре

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль.

24-25

51-52

Письмо изученных букв, слогов, слов.

2

Письмо изученных букв, слов, предложений.

Уметь писать буквы согласных звуков, слова.

Контролировать правильность написания букв в словах.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль.

26

53

Письмо изученных букв, слогов, слов с изученными буквами.

1

Письмо изученных букв, слов, предложений с изученными буквами.

Уметь писать буквы согласных звуков, слова, предложения с изученными буквами.

Контролировать правильность написания букв в словах, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

27

                                                                                                 Третий этап.

54

Строчная б.

1

Письмо новой буквы, соединений с б, письмо слогов и слов.

Уметь писать буквы согласных звуков.

Анализировать

правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

Т.№3

4

55

Заглавная буква Б.

1

Письмо новых букв, слов с буквами б, Б. Письмо предложений.

Уметь писать буквы согласных звуков.

Записывать отдельные слова и предложения, состоящие из трех—пяти слов.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

5

56

Строчная буква д.

1

Письмо новой буквы.

Уметь писать буквы согласных звуков.

Контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

6

57

Заглавная буква Д.

1

Письмо заглавной Д.

Уметь писать буквы согласных звуков.

Контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с образцом.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

7

58

Буквы б и д.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Уметь писать буквы согласных звуков, слова, предложения с изученными буквами.

Сравнивать: соотносить печатный и письменный шрифт.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

8

59-60

Буквы в и В.

2

Письмо новых букв, слов и предложений.

Уметь писать буквы согласных звуков.

Записывать отдельные слова и предложения, состоящие из трех—пяти слов.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

9-10

61-62

Буквы г и Г.

2

Письмо новых букв, слов и предложений.

Уметь писать буквы согласных звуков.

Контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

11

63-64

Буквы з и З.

2

Письмо новых букв, слов и предложений.

Уметь правильно писать строчные

и заглавные буквы, и их соединения.

Классифицировать слова в соответствии с их значением.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

12-13

65-66

Буквы ж и Ж.

2

Письмо новых букв, слов и предложений.

Уметь правильно писать строчные

и заглавные буквы.

Группировать слова, сходные по значению и звучанию.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

14

67

Письмо слов, составление предложений.

1

Письмо слогов, слов, предложений, развитие орфографической зоркости.

Уметь правильно писать слоги и предложения.

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трех—пяти слов со звуками в сильной позиции.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

15

68

Письмо строчных п и т.

1

Письмо новых букв, слов и предложений.

Уметь правильно писать строчные

буквы, и их соединения.

Контролировать правильность написания букв, сравнивать свои буквы с образцом.

Индивидуальная, работа в паре.

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль

16

69

Письмо заглавных букв П и Т.

1

Письмо новых букв, слов и предложений, развитие орфографической зоркости.

Уметь правильно писать строчные и заглавные буквы, и их соединения.

Контролировать правильность написания букв.

Индивидуальная, работа в паре

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль

17

70

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Отработка навыка каллиграфии, орфографической зоркости.

Уметь правильно записывать слоги, слова и предложения.

Записывать письменными буквами текст, написанный печатными буквами.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

18

71-72

Письмо букв ф и Ф.

2

Письмо новых букв, слов. Составление предложений.

Уметь правильно писать строчные и заглавные буквы, и их соединения.

Моделировать предложение. Наблюдать количество слов в предложении.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

19

73-74

Письмо букв к и К.

2

Письмо новых букв, слов. Составление предложений.

Уметь правильно писать строчные и заглавные буквы, и их соединения.

Моделировать предложение. Наблюдать количество слов в предложении.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

20-21

75-76

Письмо букв ш и Ш.

2

Письмо новых букв, слов. Составление предложений.

Уметь правильно писать строчные и заглавные буквы, и их соединения.

Моделировать предложение. Наблюдать количество слов в предложении.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

22

77-78

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

2

Отработка навыка каллиграфии, орфографической зоркости.

Уметь правильно записывать слоги, слова и предложения.

Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

23-24

79-80

Письмо букв с и С.

2

Письмо новых букв, слов. Составление предложений.+10

Уметь правильно писать строчные и заглавные буквы, и их соединения.

Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

25

81-82

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

2

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Уметь правильно записывать слоги, слова и предложения.

Сравнивать: соотносить печатный и письменный шрифт, записывать письменными буквами текст.

Индивидуальная

Текущий/

Проверочное списывание

26-27

83-84

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

2

Отработка навыка каллиграфии, орфографической зоркости.

Уметь правильно записывать слоги, слова и предложения.

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения.

Индивидуальная

Текущий/

Проверочная работа

28-29

Четвёртый этап.

85

Строчные е, ё.

1

Письмо новых букв, слов и предложений.

Уметь правильно писать строчные

буквы, и их соединения; различать сходные по начертанию буквы.

Контролировать правильность написания букв, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная, работа в паре.

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль

Т.№4

4-5

86

Заглавные Е, Ё.

1

Письмо новых букв, слов и предложений.

Уметь правильно писать заглавные

буквы, и их соединения; различать сходные по начертанию буквы.

Контролировать правильность написания букв, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная, работа в паре

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль

6

87

Письмо слов с буквами Е, е, Ё, ё. Мягкость согласных.

1

Письмо слов с изученными буквами, предложений, сочетания жи, ши.

Знать оформление предложений.

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями жи—ши.

Индивидуальная, работа в паре

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль

7

88

Строчная ю.

1

Письмо новой буквы, слогов и слов.

Уметь правильно писать заглавные

буквы, и их соединения; различать сходные по начертанию буквы.

Контролировать правильность написания букв, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная, работа в паре

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль

8

89

Заглавная Ю.

1

Письмо новой буквы, слогов и слов.

Уметь правильно писать заглавные

буквы, и их соединения; различать сходные по начертанию буквы.

Сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная

Тематический/ Диагност. тестирование.

9

90

Письмо слов с буквами Е, е, Ё, ё. Ю, ю.Мягкость согласных.

1

Письмо слов с изученными буквами, предложений, сочетания жи, ши.

Знать оформление предложений.

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями жи—ши.

Индивидуальная, работа в паре

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль

91-92

Строчная и заглавная я, Я.

2

Письмо новой буквы, слогов и слов. Презентация.

Уметь правильно писать строчные и заглавные буквы, и их соединения.

Анализировать

правильность написания буквы.

Индивидуальная

Тематический/ Диагност. тестирование.

10-11

93

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Письмо слов с изученными буквами. Письмо имён собственных.

Знать оформление предложений.

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы.

Индивидуальная

Тематический/ Диагност. тестирование.

12

94

Письмо слов с изученными буквами.

1

Письмо слов с изученными буквами. Письмо имён собственных. Письмо под диктовку.

Знать оформление предложений.

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

13

95

Буква ь.

1

Письмо новых букв.

Уметь правильно писать строчные буквы, и их соединения.

Контролировать правильность написания буквы.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

14

96

Ь - показатель мягкости согласных.

1

Ь - показатель мягкости согласных, разделительный Ь.

Уметь правильно писать строчные буквы, и их соединения.

Контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная, работа в паре

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль

15

97

Две работы буквы Ь.

1

Две работы ь.

Уметь различать на слух звуки речи.

Сравнивать: соотносить печатный и письменный шрифт.

Индивидуальная, работа в паре

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль

98-99

Буквы х, X.

2

Письмо новых букв.

Уметь правильно писать строчные и заглавные буквы.

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

17

100-101

Письмо букв ц и Ц.

2

Письмо новых букв.

Уметь правильно писать строчные и заглавные буквы, и их соединения.

Оформлять начало и конец предложения.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

18-19

102-103

Буквы ч, Ч.

2

Письмо новых букв.

Уметь правильно писать строчные и заглавные буквы, и их соединения.

Анализировать

правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная, работа в паре

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль

20

104-105

Буквы Щ, щ.

2

Письмо новых букв.

Уметь правильно писать строчные и заглавные буквы, и их соединения.

Контролировать правильность написания букв, сравнивать свои буквы.

Индивидуальная, работа в паре

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль

21

106-108

Буквосочетания ча-ща, чу-щу.

3

Правило написания сочетаний.

Знать написание гласных а, и, у после ж, ш, ч, щ

Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу, жи—ши.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

22-23

109-110

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

2

Письмо букв, слов, предложений.

Знать оформление предложений.

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу, жи—ши.

Индивидуальная

Текущий/самоконтроль

24

111-112

Букваъ.

2

Письмо буквы ъ.

Уметь правильно писать строчные буквы, и их соединения.

Контролировать правильность написания букв, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная, работа в паре

Текущий/самоконтроль, взаимоконтроль

25

113

Проверь себя.

1

Готовность к изучению русского языка.

Уметь правильно писать строчные и заглавные буквы, и их соединения.

Контролировать правильность написания букв, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Индивидуальная, работа в паре

Итоговый/Проверочная работа

26-27

114-115

Алфавит. Готовимся к изучению русского языка.

2

Русский алфавит.

Знать алфавит. Уметь писать под диктовку до 20 слов.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Индивидуальная

Русский язык.

Речь устная и письменная

п/п

Тема урока

Кол.

часов

   Основные понятия и термины

Виды и формы учебной деятельности

Примечание

Дата
проведения

1

Ознакомление с учебником Речевая ситуация.

1

Ознакомления с новым материалом

Активизация знаний о средствах устной и письменной речи, правильное произношение слов. Запись предложения.

Знать: что нужно, чтобы понимать устную и письменную речь и чтобы пользоваться этими формами речи.

Анализ использования средств устного общения в разных речевых ситуациях.

Индивидуальная

1-5

№ зад.

Учебник

2

Речь устная и письменная. Средства устной речи.

1

Комбинированный

Запись предложения. Речевые ситуации. Цель речи. Содержание приветствий.

Иметь представление:

о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении.

Наблюдение за использованием норм речевого этикета в повседневной жизни.

Индивидуальная, парная

6-10

3

Наблюдение за позицией  гласных и согласных звуков.

1

Комбинированный

Сравнение произношения парных глухих и звонких согласных звуков, редуцированных гласных звуков.

Уметь различать гласные и согласные звуки.

Игры и эксперименты со звуками и буквами.

Индивидуальная, парная

11-14

4

Непроверяемые буквы гласных.

1

Комбинированный

Выделение орфограмм, сравнение гласных и согласных звуков в слабой и сильной позиции. Многозначность слова.

Уметь выделять изученные орфограммы.

Воспроизведение заданного учителем образца интонационного выделения звука в слове.

Индивидуальная, парная

15-17

5

 Прямое и переносное значение слов.

1

Комбинированный

Выделение орфограмм, сравнение гласных и согласных звуков в слабой и сильной позиции.

Уметь выделять изученные орфограммы.

Игры и эксперименты со звуками и буквами.

Индивидуальная

18-22

6

Обозначение звуков речи на письме. Культура устной речи.

1

Комбинированный

Словарные слова. Сравнение произношения и написания рифмующихся слов.

Знать звуки и буквы русского алфавита, их основные различия.

Классификация звуков.

Определение наличия заданного звука в слове.

Индивидуальная

Текущий/

Самостоятельная  работа

23-27

Звуки и буквы

Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Слог

7/1

Буквы гласных, согласных звуков. Слог.

1

Ознакомления с новым материалом

Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Образование слога.

Знать гласные и согласные звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия.

Различение звуков: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Индивидуальная, парная

28-31

8/2

Выявление необходимости переноса слов.

1

Ознакомления с новым материалом

Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Образование слога.

Знать гласные и согласные звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия.

Различение звуков: гласные и согласные.

Индивидуальная, парная

32-36

9-10/

3-4

Составление модели переноса слов по слогам.

2

Комбинированный

Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Образование слога. Культура речи.

Уметь делить слова на слоги, составлять модели переноса слов по слогам.

Сравнение текстов с переносом и без переноса.

Индивидуальная, парная

Текущий/ Самостоятельная  работа

37-43

11/5

Смыслоразличительная роль ударения в словах.

1

Комбинированный

Ударение. Перенос слов. Презентация «Деление слов для переноса».

Уметь определять место ударения
в словах.

Объяснение значения ударения.

Индивидуальная

44-47

Ударение. Перенос слов

12/6

Признаки ударения: его разноместность и подвижность.

1

Ознакомления с новым материалом

Ударение. Перенос слов. Гласные ударные и безударные.

Уметь определять место ударения
в словах.

Наблюдение за употреблением ударения в словах русского языка, французского языка

Индивидуальная

48-51

13/7

Нормы правильного произношения слов (орфоэпия).

1

Комбинированный

Ударение. Перенос слов. Гласные ударные и безударные.

Уметь определять место ударения
в словах.

Наблюдение за использованием норм речевого этикета в повседневной жизни.

Индивидуальная

Текущий/

Словарный диктант

52-55

14/8

Трудные случаи расстановки ударения. Перенос слов с буквой Й.

1

Комбинированный

Ударение. Перенос слов. Гласные ударные и безударные. Презентация «Смешарики»

Уметь делить слова на слоги, составлять модели переноса слов по слогам.

Обсуждение трудных случаев расстановки ударения.

Индивидуальная, парная

Текущий/

Самостоятельная  работа

56-58

Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов

15/9

Обозначение на письме мягких и твёрдых согласных звуков.

1

Ознакомления с новым материалом

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Ударение. Рифма.

Уметь обозначать на письме мягкость со-
гласных звуков буквами е
, ё, ю, я, и.

Исследование обозначения буквами мягких и твёрдых согласных звуков.

Индивидуальная, парная

59-62

16/

10

Способ переноса слов с сочетанием букв гласных.

1

Комбинированный

Обозначение на письме мягких и твёрдых согласных звуков. Культура общения.

Уметь делить слова на слоги; обозначать на письме мягкость со-
гласных звуков буквами е
, ё, ю, я, и.

Наблюдение за использованием норм речевого этикета. Сравнение слов. Объяснение умения различать согласные звуки.

Индивидуальная

63-68

17/

11

Составление рассказа по заданному концу. Части текста.

1

Комбинированный

Обозначение на письме мягких и твёрдых согласных звуков.

Иметь представление о частях текста.

Анализ и корректировка текста. Нахождение орфограмм.

Индивидуальная

69-72

18/

12

Составление рассказа по заданному началу.

1

Комбинированный

Ситуации невозможности переноса слов. Обозначение мягких согласных звуков с помощью мягкого знака.

Уметь делить слова на слоги; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и, ь ;

Сравнение слов, букв в паре слов.

Индивидуальная, парная

73-76

19/

13

Мягкий знак  - показатель мягкости. Правило о переносе слов.

1

Закрепления изученного

Сравнение значения однокоренных слов. Правило переноса слов.

Уметь делить слова на слоги; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и, ь ;

Сравнение деления слов на слоги и для переноса.

Индивидуальная

Текущий/

Самостоятельная  работа

77-81

Обозначение на письме звука [й’]

20/

14

 Варианты обозначения на письме звука [й’].

1

Ознакомления с новым материалом

Обозначение на письме звука [й’]. Слова- исключения.

Уметь обозначать на письме звук [й’], переносить слова с й.

Анализ вариантов обозначения на письме звука [й’].

Индивидуальная, парная

82-84

21/

15

Работа гласных букв Е, Ё,  Ю, Я, И и буквы Й в разных позициях в слове.  

1

Ознакомления с новым материалом

Перенос слов со звуком [й’]. Единственное и множественное число.

Уметь выполнять перенос слов со звуком [й’].

Наблюдение за работой гласных букв Е, Ё,  Ю, Я, И и буквы Й в разных позициях в слове.  

Индивидуальная, парная

85-88

22/

16

Шипящие согласные звуки.

1

Ознакомления с новым материалом

Правописание гласных  И, А, У после шипящих согласных.

Уметь применять правило  написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч.

Наблюдение за согласными звуками.

Индивидуальная, парная

89-92

23/

17

Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1

Комбинированный

Сравнение произношения сочетаний с их написанием.

Уметь различать согласные звуки.

Составление правила правописания гласных  после шипящих.

Индивидуальная, групповая

93-97

24/

18

Правило о правописании сочетаний с шипящими.

1

Закрепление изученного

Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши. Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу. Презентация «Жишино».

Уметь применять правило  написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч.

Моделирование правила о правописании слов с сочетанием шипящих Ч,Щ с другими согласными.

Индивидуальная, парная

Текущий/

Словарный диктант

98-101

25/

19

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1

Обобщение и систематизация  знаний

Цель составления текста. Части речи, смысловая зависимость.

Уметь применять правило  написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч.

Экспериментирование со словами.

Индивидуальная, парная

Текущий/

Самостоятельная  работа

102-108

Слово

26/1

Назывная функция слова.

1

Ознакомления с новым материалом

Неразрывная связь слов с нашими знаниями о мире, мыслями, чувствами. Понятия «лексическое и грамматическое значение слова».

Иметь представление о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении.

Экспериментирование со словами. Ориентирование в толковом словарике.

Индивидуальная, парная, групповая

109-113

Грамматическое значение слова

27/2

Грамматические группы слов.

1

Ознакомления с новым материалом

Объединение слов в грамматические группы.

Иметь представление о грамматических группах слов.

Индивидуальна, парная

Текущий/

Словарный диктант

114-116

28-29/

3-4

Названия одушевленных и неодушевленных предметов.

2

Комбинированный

Отгадай предметы по их описанию. Слова с противоположным значением признака предмета.

Иметь представление о грамматических группах слов.

117-126

30/5

Знаменательные, служебные слова и слова-указатели.

1

Комбинированный

Ознакомление с понятиями «слова-указатели», «служебные слова».

Иметь представление о знаменательных, служебных словах и словах-указателях.

Исследование слов и предложений.

Индивидуальная

127-130

31/6

Установление связи слов с помощью вопросов.

1

Комбинированный

Вывод о влиянии служебных слов на содержание высказывания.

Знать и понимать установление связи слов с помощью вопросов.

Объяснение написания слов с большой буквы, смысловой зависимости слов.

Индивидуальная, парная

127-130

Имена собственные

32-33/

7-8

Имена собственные

2

Ознакомления с новым материалом

Употребление прописной буквы в  именах собственных. Звукобуквенный разбор.

Знать употребление прописной буквы в  именах собственных. 

Наблюдение значения больших (заглавных) букв. Исследование, зачем людям даются имена.

Индивидуальная

136-144

34/9

Большая буква при написании имен и фамилий.

1

Закрепление знаний

Имена собственные и нарицательные. Значение некоторых фамилий. Прозвища.

Знать употребление прописной буквы в  именах собственных. 

Исследование, зачем людям даются имена, фамилии.

Индивидуальная

145-149

35/

10

Написание географических названий, кличек животных.

1

Проверки и коррекции знаний

Объяснение написания слов с большой буквы. Презентация «Клички животных».

Знать употребление прописной буквы в  именах собственных. 

Объяснение написания слов с большой буквы, смысла слов.

Индивидуальная

Текущий/

Самостоятельная  работа

150-156

Алфавит

36/

11

Алфавит. Назначение алфавита.

1

Комбинированный

Русский  алфавит. Порядок и название букв. Упражнения на запоминание порядка букв в алфавите. Игры со словами.

Знать алфавит, назначение алфавита.

Наблюдение и объяснение порядка расположения слов в алфавитном порядке.

Индивидуальная, парная

157-161

37/

12

Расположение слов в алфавитном порядке.

1

Комбинированный

Написание записки. Упражнения на запоминание порядка букв в алфавите (по 1-й, 2-й, 3-й букве).

Знать алфавит.

Объяснение порядка расположения слов в алфавитном порядке.

Индивидуальная, парная

162-166

38-39/

13-14

Варианты написания слов с большой буквы.

2

Применения знаний и умений

Запись имён собственных  в алфавитном порядке. Написание открытки и записки.

Уметь пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации

Преобразование  и создание  списков слов. Написание открытки. Написание записки.

Индивидуальная, парная

Тематический/Проверочная работа (Практикум)

167-172

Лексическое значение слова

40/

15

Понятия «лексическое значение слова» и «родственные слова».

1

Ознакомления с новым материалом

Сочетание слов по смыслу. Работа со словарём.

Иметь представление о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении.

Исследование значения слова. Инсценировка ситуаций.

Индивидуальная, групповая

173-177

41/

16

Наблюдение за изменением лексического значения однокоренных слов.

1

Комбинированный

Грамматическое значение слов. Орфограммы. Слова-антонимы.

Иметь представление об изменении лексического значения однокоренных слов.

Сравнение слов по лексическому значению.

Индивидуальная

178-182

42/

17

Чередование  согласных звуков и букв в корне слова.

1

Комбинированный

Сравнение значения однокоренных слов. Нелепицы.

Уметь сравнивать значения однокоренных слов.

Группировка слов, сходных по значению и звучанию. 

Индивидуальная

Текущий/

Самостоятельная  работа

183-187

43-44/

18-19

Сочетаемость слов по смыслу. Прямой и переносный смысл слов.

2

Закрепления знаний

Значение слов. Деление слов на слоги. Родственные слова. Работа со словарями по выявлению лексического значения слов.

Иметь представление о прямом и переносном смысле слов.

Ориентирование  в толковом словарике учебника: нахождение значения неизвестных слов.

Индивидуальная

188-195

45-46/

20-21

Лексические группы слов.

2

Обобщения и систематизации знаний

Родственные слова. Безударные гласные в корне. Сравнение произношения и написания слов.

Уметь сравнивать произношение и написание слов.

Сравнение произношения и написания слов.

Индивидуальная, парная

Текущий/Тест «Слово»

196-202

Предложение и текст

47/1

Разведение понятий «слово», «предложение»; «предложение», «текст».

1

Комбинированный

Смысл слов. Толкование в словаре. Звукобуквенный разбор.

Уметь находить границы предложения; отличать предложение от слова.

Моделирование предложения. Наблюдение: количества слов в предложении.

Индивидуальная

Текущий/

Тест «Предложение»

203-207

48/2

Классификация предложений по цели  высказывания и интонации.

1

Комбинированный

Предложения по цели речи,служебные слова. Средства устной

и письменной речи.

Иметь представление о различии предложений по цели высказывания; по интонации:

восклицательное и невосклицательное;

Классификация предложений по цели высказывания и интонации.

Индивидуальная

Тематический/Проверочная работа (Практикум)

208-211

49/3

Написание поздравительной открытки.

1

Обобщения и систематизации знаний

Определение что такое текст. Восстановление порядка предложений в тексте. Признаки текста.

Иметь представление о признаках текста и его оформлении.

Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте смысловых пропусков.

Индивидуальная

212-218

50/4

Признаки текста.

1

Проверки и коррекции знаний

Обобщение знаний, умений и навыков.

Уметь работать с информацией, данной в тексте.

Определение изученных орфограмм.

Индивидуальная

Итоговый/

Комплексная итоговая работа

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

             

Resource id #4634

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс - рабочая программа 2013-2014 уч. год

1 класс - рабочая программа 2013-2014 уч. год...

Подготовительное отделение-рабочая программа 2013-2014 уч.год

Подготовительное отделение-рабочая программа 2013-2014 уч.год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...