Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Предлог как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Корнева Дарья Андреевна

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами

Планируемые результаты

Предметные:

- знать: что такое предлог, как часть речи; как употребляются предлоги в речи;

- уметь: находить предлоги в предложении и тексте; писать предлоги отдельно от других частей речи.  

Личностные:

- ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей;

- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: открытие «новых» знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть (УМК «ШР»); рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс 2 часть (УМК «ШР»); учебная презентация; раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_predlogi.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.04                                                                                                                  ФИО учителя: Иванова О.Н.

Школа: 1                                                                                                                                      ФИ студента Корнева Д.

Класс: 2 «б»                                                                                                         ФИО методиста Солопова Т.В.

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами

Планируемые результаты

Предметные:

- знать: что такое предлог, как часть речи; как употребляются предлоги в речи;

- уметь: находить предлоги в предложении и тексте; писать предлоги отдельно от других частей речи.  

Личностные: 

- ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей;

- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; 

- понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: открытие «новых» знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть (УМК «ШР»); рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс 2 часть (УМК «ШР»); учебная презентация; раздаточный материал.

Челябинск, 2021

Этап урока

Методы и приемы

Хроно

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

- Своими глазками покажем, с каким настроением мы пришли на урок.

- Сегодня вместе со мной вы отправитесь в путешествие.

Не на небо, не на землю

И не в город, не в село.

В книгу с вами мы пойдем,

И урок сейчас начнем.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

         

Языковой анализ: формулирование определени

Словес: ответы на вопросы, анализ

Практический: анализ

Словесн.: Сравнение  на уровне содержания и уровне орфографии

Частично-поисковый

4-5мин

Повторение изученного

- Ребята, посмотрите на экран. Кто-то рассыпал слова. Давайте соберем их и посмотрим, что у нас получилось. (Птицы, на, принесли, весну, крыльях, тѐплую)

- Составьте и запишите предложение. Что у вас вышло?

- Ребята, что такое предложение?

 

 

- Назовите основу получившегося предложения. Как еѐ ещѐ можно назвать?

- Какие знакомые части речи встретились?

- Что такое существительное? Глагол? Прилагательное?

- Какое слово вызвало у вас затруднение?

- Ребята, послушайте внимательно загадку и подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока.  

В речи очень нужен я

Все слова мои друзья.

Иногда похож на букву,

Иногда похож на слог.

Вы меня узнали? Ну, конечно, я …

- Птицы принесли на крыльях тѐплую весну.

- Предложение - это одно слово или целый ряд грамматически связанных друг с другом слов.

 - Птицы принесли. Главные члены предложения.

- Существительное, глагол, прилагательное.

- Имя существительное – слово, обозначающее предмет. Глагол – слово, обозначающее действие предмета. Прилагательное – слово, обозначающее признак предмета.

- Слово «на».

- Предлог

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

Практический: анализ текстов, сравнение

Языковой анализ: ответы на вопросы

Словес.: анализ, ответы на вопросы.

4-5м

- Предположите тему нашего урока?

- А, чтобы вы хотели про него узнать? Какие цели поставим на урок?

- Составьте план на урок.

- Тема урока: «Предлог как часть речи»

- Цель: узнать, что такое предлог и нужен ли он в речи. Узнать и научиться писать предлоги раздельно с остальными частями речи.

- План:

1)  Познакомиться с новой часть. Речи – предлог

2) Составить алгоритм выполнения заданий

3) Выполнять задания по заданному алгоритму

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

П: подведение под понятие

IV. Открытие нового знания

Практич: проговаривание.

Практич:  анализ

Совесн.: беседа.

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

Практический: пересказ, составление текста

4 м

Фронтальная форма работа

- Ребята, сейчас внимательно послушайте сказку, а затем ответьте на мои вопросы.

Жили в одном из городов русского языка предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, что те сильно обиделись на задир. Когда с предлогами ставили Существительные, они так далеко отодвигались от них, что между ними помещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и даже переехали в другой дом и перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.  Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.  

- Ребята, что делали предлоги не правильно? В классе надо жить дружно.

- Что самое главное вы услышали в этой сказке?

- Все верно, запомните, ребята, что предлоги в предложениях пишутся с другими частями речи всегда раздельно.

- А сейчас давайте узнаем, что нам рассказывает о предлоге тетушка Сова. Откройте учебник на стр. 109.

- Что такое предлог?

- Для чего служат предлоги?

- Перед какими словами пишутся предлоги?

- Перед какими словами никогда не пишутся?

- Откройте учебник на стр. 108, упр. № 183. Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.  

 

- Что значит на полянке? У тропинки? С бугорка? Под ѐлкой?

 

 

 

 - Как называются слова «на, у, с, под»? С какими именами существительными они употреблены? Как написаны предлоги со словами – слитно или раздельно?  

- Спишите это четверостишье и подчеркните предлоги, а сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли подчеркнуты предлоги (сравнение с учебником).

- Откройте страницу 109. Прочитайте предлоги в №185.

- Запомните написание предлогов: без, над, под, перед, между, около, через, из, для и др.

- Перепишите предлоги в тетрадь.

- Предлоги задирали и обижали других частей речи. Иногда бывает.

- Предлог - это слово, и оно пишется раздельно.

- Это часть речи

- Служат для связи слов в предложении

- Употребляются в речи вместе с именами существительными

- Перед глаголами предлогов не бывает - На полянке у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,  

А под ѐлкой снег лежит.

- Это значит, что что-то находится на поверхности полянки. Находится рядом с тропинкой. С бугорка, то есть движется вниз. Под ѐлкой, значит что-то находится под ней.

- Эти слова называются предлогами.

- Они употреблены с: полянке, тропинки, бугорка, ѐлкой. Написаны раздельно.

Читают предлоги.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания.

П: подведение под понятие

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

П.: речевого высказывания.

П: подведение под понятие

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

V. Первичное закрепление

Практич: выполнение упражнений

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

5  м

Индивидуальная, фронтальная формы работы

Работа с упражнениями

- Сейчас мы устно выполним следующее упражнение (184). Прочитайте предложения.

 

 

 

 

- Ребята, увидели ли вы предлоги? Назовите их.

- С какими существительными они употреблены?

- Какую роль выполняют предлоги в предложениях? Прочитайте предложения без предлогов, что изменилось?

 

 

- Все верно, ребята, вы молодцы!

- Без вербы весны не бывает. По капле дождь, по росинке роса. Журавли кричат – к дождю. Лето у ворот – поглядывай в огород. - Да, увидели, это предлоги «без, по, к, у, в».

- Употреблены с: вербы, капле, росинке, дождю, ворот, огород.

- Роль связи слов в предложении.  Вербы весны не бывает. Капле дождь, капле роса. Журавли кричат – дождю. Лето ворот – поглядывай огород.

- В предложениях потерялась связь между словами

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

Физминутка

Физминутка

Видеофрагмент.

Повторяют движения за учителем.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

 

Практ.: сам.раб. 

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

7-8мин

Самостоятельная работа

 - Давайте еще раз проговорим, что такое предлог.

 

- А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. На вашей парте лежат карточки с заданием, вам нужно вписать недостающие предлоги в пропущенных местах.

- Для начала подпишите свой листок в правом верхнем углу, фамилия и первая буква имени. Не забудьте подчеркнуть вставленные предлоги.

Петушок – золотой гребешок сидит __теремке. Ласточка свила гнездо __крышей теремка. Лягушка - квакушка сидит__теремке__окошка. Волчище - серый хвостище прячется __теремком. Лисичка – сестричка _леса _ дорожке бежит __теремку.

- Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги употребляются в речи вместе с ИС. Перед глаголами предлогов не бывает.        

Петушок – золотой гребешок сидит в теремке. Ласточка свила гнездо над крышей теремка.  Лягушка - квакушка сидит в теремке у окошка. Волчище - серый хвостище прячется за теремком.  Лисичка – сестричка у леса по дорожке бежит к теремку.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: оценка результатов;

VII. Включение в систему знаний, повторение.

Практ.:  вып.упр. на зарепление.

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

4-6мин

Фронтальная и индивидуальная работа

 - Прочитайте предложения в №186.

- Какой предлог или предлоги пропущены в каждом предложении?

- Спишите любое предложение вставляя предлоги.

 

- 1 –по, 2 – с, на, с, на, 3 – на, 4 – из, 5 – про, 6 – под, над.

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

- Как звучала наша сегодняшняя тема?

- Какие цели мы поставили?

- Как вы думаете, мы реализовали то, что хотели?

- Поднимите руку те, кому понравился рок.

- Поднимите руки те, кому не понравился урок.

- Что вы сегодня поняли, а что не поняли.

- Спасибо за урок! Всего вам доброго!

- Предлоги

- Узнать, что такое предлог и нужен ли он в речи. Узнать и научиться писать предлоги раздельно с остальными частями речи.

-Да/нет.

Выполняют самоанализ деятельности.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

П: построение рассуждения.

Р: осуществление итогового контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее представление о частях речи»

Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Анализируем глагол как часть речи"

Цели урока:обобщить знания о глаголе как части речи; составить памятку анализа глагола как части речи; обогащать словарный запас учащихся;развивать аналитические способности мышления;воспитывать...

Урок русского языка в 3 классе. Тема: глагол как часть речи.

Урок составлен с учётом возрастных особенностей учеников. В конспекте урока даются интересные, развлекательные материалы для объяснения нового материала и закрепления изучения темы урока....

Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Наречие как часть речи»

Обучающийся умеет - отличать наречие от других частей речи  по вопросам, отношению к глаголу и неизменяемости- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачейСодержани...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: "Части речи"

Конспект урока по русскому зыку в 3 классе. Тема: "Части речи"...