Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Наречие как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 

Обучающийся умеет 

- отличать наречие от других частей речи  по вопросам, отношению к глаголу и неизменяемости

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Содержание: изучение наречия как части речи, нахождение  наречий по отличительным признакам: по вопросам, отношению к глаголу, неизменяемости

Технология: Технология деятельностного метода «Школа 2000...» Л. Г. Петерсон

Оборудование: учебник «Русский язык» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина; Баласс 2015 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fedorova_l.a.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Наречие как часть речи»

Федорова Людмила Александровна

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия «Исток»

Великого Новгорода

Цели (результаты): обучающийся умеет

- отличать наречие от других частей речи  по вопросам, отношению к глаголу и неизменяемости

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Содержание: изучение наречия как части речи, нахождение  наречий по отличительным признакам: по вопросам, отношению к глаголу, неизменяемости

Технология: Технология деятельностного метода «Школа 2000...» Л. Г. Петерсон

Оборудование: учебник «Русский язык» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина; Баласс 2015 г.), рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, ПК, проектор, экран

Демонстрационный материал: презентация «Наречие как часть речи»

Раздаточный материал: карточка с заданиямиР1

Карточка 1.

– Удалось тебе выполнить задание?

1                

        2        

                3

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

 – Нарисуйте себя на нужной ступеньке.

1 – С заданием справился успешно.

2 – Были затруднения, но я справился.

3 – Задание было трудное, мне надо еще поработать над этой темой.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

 – Проверьте готовность к уроку. Мне хочется пожелать вам как можно больше узнать сегодня на уроке.  

- Прослушайте русскую народную поговорку:

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

- Как вы понимаете ее смысл? (Важно думать, о чем ты говоришь.  Каждое слово имеет свое значение.)

-Мы продолжаем изучать слова, их значение и отличительные признаки на уроках русского языка.

- На какие большие группы делятся все слова в русском языке? (На части речи.)

II. Актуализация знаний.

–Давайте вспомним, какие самостоятельные части речи мы знаем? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол).

План.

1. Название

2. Что обозначает

3. На какие вопросы отвечает(слайд 1)

               

– Хорошо. Воспользуемся нашими знаниями для выполнения следующего задания.

Работа в парах.

1.        упр.384 (по заданию)

        Прочитайте группы однокоренных слов. Сгруппируйте и запишите  слова по частям речи.

1) Веселье, веселый, весело, веселиться.

2) Близкий, близко, приближаться, близость.

3) Вверх, верхний, верхушка, сверху.

4) Дружить, друг, дружный, дружно, дружба.        

Коллективная проверка.

- Проверьте по образцу все ли имена существительные вы выписали?

- Все ли имена прилагательные выписали?

- Все ли глаголы выписали?

                                Образец на доске

Сущ.: веселье, близость, верхушка, друг, дружба.

Прил: веселый, близкий, верхний, дружный.

Глаголы: веселиться, приближаться, дружить.

- Какие слова вы не отнесли ни к одной из известных вам частей речи? (Весело, близко, вверх, сверху, дружно)

– Какие вопросы возникают?( К какой части речи относятся эти слова? Какие признаки у слов этой части речи?)

III. Проблемное объяснение нового знания.

– Выпишем эти слова.(слайд 2)

– На какие вопросы они отвечают? (Как? Где? Куда? Откуда?)

– Знакома ли нам часть речи, слова, которой отвечают на эти вопросы? (Нет.)

– Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Изучение новой части речи.)

Что мы должны узнать на уроке? (слайд 3)

 

1.        Название части речи.

2.        На какие вопросы отвечает.

3.        Как отличить новую часть речи от других частей речи?

Физкультминутка    

Наблюдение по учебнику. Работа в парах.

1.        Упр. 385. (по заданию)

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана,

И желанная страна

Вот уж издали видна.

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь- поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(А.С.Пушкин)

Прочитайте текст, обратите внимание на выделенные слова. Это наречия. Попробуйте поставить к ним вопросы.

Шумит(как?)весело

бежит (как ?)весело

 видна(где? )издали

 ходит (когда?) снова

 От слов какой части речи вы задавали вопросы?(от глаголов)

–Попробуйте изменить выделенные слова по родам и числам.

(он шумит (как?) весело, она шумит (как ?) весело, они шумят (как?) весело )

-Какой вывод вы можете сделать?(наречия не изменяются)

Вывод: Что же такое наречие? (Наречие-это самостоятельная часть речи)

– К какой части речи относится(к глаголу)?

–На какие вопрсы отвечает?(как?  где?  когда?)

–Может ли изменяться?(нет)

Работа в парах.

2.Упр. 386 (по заданию)

Вы определили, что наречия связаны с глаголами и отвечают на определенные вопросы. Чтобы уточнить вопросы, заполните устно таблицу примерами.     _Прочитайте таблицу сверху вниз.

Глаголы               Вопросы                Наречия

увидел                 где?                         вверху (внизу, далеко)

встретил              когда?                     сегодня (завтра, давно)

шел                      куда?                      вперед(влево, вверх)

пришел                откуда?                  издалека(снизу)

сделать                 почему?                 поневоле (сгоряча)

говорить                 зачем?                     нарочно (специально)

слушать                  как?                        молча (внимательно)

Удобно ли их запоминать в таком порядке ?

Вывод: Наречие отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?

Обобщение: С какой частью речи мы познакомились (с наречием)?

Что узнали о наречии?

 –самостоятельная часть речи,

- относится к глаголам

- отвечает на вопросы как?  где? куда?

- не изменяется

3.Работа с текстом определения в рамке (с. 122).

Наречие-это самостоятельная часть речи.

Наречия отвечают на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? и относятся к глаголам: раздался(где?) вдали, придут (когда?)сегодня, повернул (куда?) назад, одеться (как?) легко.

Наречия не изменяются.

Прочитайте правило в рамке. Что нового вы узнали из правила? (Наречие-это самостоятельная часть речи;

-отвечают на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?;

-относятся к глаголам;

-не изменяются).

IV. Первичное закрепление во внешней речи.

Обобщение: Вернемся к нашему плану.

– Что мы узнали о наречии?    (слайд 4)

1.        Самостоятельная часть речи.

2.        Относится к глаголу.

3.        Отвечает на вопросы: как? где? куда? когда?

4.        Не изменяется.

 – Как ты будешь отличать наречия от других частей речи?

1.  Поставить вопрос

2.  Попробовать изменить по числам, по родам

3.  Сделать вывод

Выборочный диктант: Запишите только наречия  (работа с комментированием)

    Пишу красиво, читаю громко, ушел далеко, быстро летит, скоро приедет.

V.Самостоятельная работа с самопроверкой.

  Упр.387(по заданию)

   Выпиши из ряда слов только наречия.

    Быстро, светло, весло, гладко, кресло, смело, ловко, ведро, сладко, славно, медленно, мелко, бревно, заметно, звено, ребро, редко, снова, слегка, снега.

Коллективная проверка (слайд 5)

– А теперь оцените свою работу над этим упражнением. (Р 1)

(Карточка 3)

1                

        2        

                3

 – Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

 – Нарисуйте себя на нужной ступеньке.

1 – С заданием справился успешно.

2 – Были затруднения, но я справился.

3 – Задание было трудное, мне надо еще поработать над этой темой.

Поднимите руку, кто на 1, 2, 3 ступеньке.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работали (наречие)

- Как мы сможем отличить наречия от других частей речи? (отвечают на вопросы Как?  Где?  Когда? Куда? относятся к глаголам, не изменяются)

- Где нам могут пригодиться эти знания? (в самостоятельной работе)

-

VII.Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

-Удалось ли нам с этим справиться?

- Что получилось лучше всего?

- Какие были трудности?

Домашнее задание: упр. 388 стр. 136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Школа 2100» Русский язык, 3 класс Тема: « Имя прилагательное как часть речи»

Цель: ознакомление с существенными признаками прилагательного и его ролью в   речи....

Урок русского языка в 4 классе « Наречие как часть речи».

Исследовать новую часть речи - наречие по заданному плану...

Урок русского языка в 4 классе "Наречие как часть речи"

Урок открытия новых знаний. УМК "Школа России"...

Урок русского языка в 3 классе "Наречие как часть речи"

На уроке использована технология проблемного диалога, организована исследовательская деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи....

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема: «Предлог как служебная часть речи»УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Предлог как служебная часть речи» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с предлогом как служебной частью речи и его ролью в пре...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Наречие как часть речи"

УМК «Школа России» «Русский язык» 4 кл., авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий...