Методическая разработка конспекта урока русского языка в 3 классе по теме: «Имена прилагательные».
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Бовкун Елизавета Дмитриевна

Урок обобщения и систематизации знаний в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pechat_lize.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме:  «Имена прилагательные».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.  

Цели: обобщение знаний  учащихся о прилагательном; развитие   сообразительности, логического мышления; обогащение  словарного  запаса; воспитание  чувства взаимовыручки.

Учебные задачи, направленные на достижение:

 - предметных результатов обучения:

- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.

- личностных результатов обучения:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности

- метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

 - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

 - уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

 - формирование умения взаимодействовать в группах.

 Методы работы на уроке: коллективная работа, групповая работа, работа в парах, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

УМК: «Школа России».

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация

Ход урока

I Организационно-мотивационный

Психологический настрой.

Посмотрите в окно.                                                                                                                                                                                                         - Какой сегодня день? (солнечный). Повернитесь друг к другу, передайте  своей улыбкой частичку  солнечного света, возьмитесь за руки – передайте частицу тепла друг другу.                                                                                                                    

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

Стадия вызова.

1.Ребята, сейчас надо расшифровать слова и узнать, что нам необходимо сегодня на уроке.

Запись на доске: УКАЧР, РЛОЬВСА, ЕТРЬТАД, ААЧКОТР  (ручка, словарь, тетрадь, карточка).

2.Возьмите листики, где записаны слова: длина, осень, лимон, луна.

- Измените каждое слово так, чтобы буква  Н в словах стала удвоенной. (Длинный, осенний, лимонный, лунный)

- Полученные  слова запишите, диктуя себе. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву.

Взаимопроверка выполнения задания. Оценивание по шкале « ПЗ» (правильность знаков)

III. Актуализация опорных знаний.

- А сейчас мы станем исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре). Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

-На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования? (имя прилагательное)

Групповая работа. Прием " Таблица ЗНАЕМ-ХОТИМ УЗНАТЬ-УЗНАЛИ" (ЗХУ).

- Заполните таблицу (каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

Х – что хотим узнать?

 

Работа  в группах, проверка выполнения задания.

З - что мы знаем   про имя прилагательное

Х – что хотим узнать?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

IV. Определение  темы и целей урока.

-Какая тема сегодняшнего урока? ( Имена прилагательные).

На доске появляется тема урока:

Роль имен прилагательных в русском языке

- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

Прием  « Дерево предсказаний»

 Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?                         

Стадия осмысления.

Основная часть урока:

V. Работа по проблеме урока.

Наблюдения над ролью прилагательных в речи.

Прием " Толстые и тонкие вопросы".

 (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).

Толстые  вопроы

Тонкие вопросы

С какой целью….(в нашей речи используются прилагательные)?

Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?

Предположите, что будет, если … (из речи исчезнут все прилагательные)?

Зачем…(прилагательные нужны в речи) ?

Можно ли …(обойтись в речи без прилагательных)?

Группы озвучивают свои вопросы

 Задание 1.

Группы (1 и 3), (2 и 4) получают одинаковые загадки.

1. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост-краса.
    Кто ж это?... (Лиса.)

2.  Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)

Задание для группы (1 и 3):

Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост-краса.
    Кто ж это?...

Задание для группы (2 и 4)

Мягкие лапки, на лапках царапки.

 Подготовьте устное описание своего зверька. (Дети готовятся 3 минуты.)

- Группы 1 и 2: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное,

используя только существительные.

- Группы 3 и 4: описывают животное, используя существительные и прилагательные.

- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?

 - Чьё описание оказалось более точным?

- С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)   На доску помещается карточка:

точность описания

Задание 2.

  - Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.

Образец: голодный как волк.

 г...лодный               лиса

неуклюж...й           волк

трусливый              м...две...

к...лючий               за...ц

хитрый                    ё...

 Проверка выполнения. Орфографическая работа.

 - Знание какого правила вам потребовалось, чтобы правильно написать слово?

Самопроверка с самооценкой по шкале « П» ( правильность)

- Какую роль выполняют прилагательные? (описывают, характеризуют предмет)

- Выполнение этого упражнения, помогло ответить нам на какой из предложенных   вами вопросов?

Физкультминутка для глаз.

 Задание 3.       Работа в группах.

 Прочитайте 2 текста. Сравните их.

        Текст 1.

В лесах живут олени. Это животные с рогами. Охота на оленей запрещена.

        Текст 2.

В больших непроходимых лесах живут благородные олени.  Это красивые стройные  животные с ветвистыми рогами. Охота на  благородных оленей запрещена.

 - Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  

 - Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
 - На какой из своих вопросов вы получили ответ?  

На доску помещается карточка:

красота описания

Задание 4.    

 Сказка.   Игра "Мозаика"  

 На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши.  Зато  очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика  сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и  ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.


   -Прочитайте текст. Какую картинку можно к нему нарисовать.  Какой получается картинка? Почему? - Чего в ней не хватает? Что поможет украсить картинку?  

 -  Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте? 

 Дома детям предлагается закончить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных.

 (Прилагательные для мозаики: голубой,  клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий и др).

VI.Подведение итогов урока.

Рефлексия.

  - Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?

  - Какую роль они выполняют в речи?

  Обращается внимание на дерево предсказаний.  

- Какие из наших предсказаний  оправдались? В чем мы ошиблись?

У вас на столах анкета, где  вы зафиксируете при помощи знаков «+» и «-» свои знания о прилагательном.

Прилагательное – это предмет;
Прилагательное – это признак предмета;
Прилагательное – это часть речи;
Прилагательное – обозначает действие предмета;
Прилагательное  отвечает на вопросы: кто? что?

Прилагательное  отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Прилагательное – отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

- Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

Групповая работа. Заполнение таблицы"ЗХУ"

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

 Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали

Заслушиваются ответы детей.

З - что мы знаем   про имя прилагательное

Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные  признаки,  украшают речь, делают текст  точным и интересным, ярким, красочным.

Речь человека становится яркой.


 - А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. (Работа выполняется в парах. Если приём детям незнаком, следует объяснить правило его составления, либо выполнить его под руководством учителя.)

- Зачитайте свои синквейны.

(Возможный вариант синквейна:       

Имя прилагательное

Яркие    разнообразные

Украшают   описывают   уточняют

Без них речь  наша пуста!

Богатство)

Домашнее задание.

Используя карточку подсказку, закончить сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....

Методическая разработка. Конспект урока русского языка в начальной школе по теме "Единственное и множественное число глаголов"

В уроке используется накопительная система баллов. Каждый учащийся получает наакопительную карту, где после каждого этапа урока проставляет себе баллы за выполненную работу. По итогам урока баллы...

Презентация к уроку русского языка (2 класс ) на тему "Имена сказочных героев"

Презентация начинается с задания "Убежали гласные", где дети должны вставлять гласные и угадывать слова.Далее дети записывают высказывание А.В.Суворова, ведется беседа о нем.Отгадывают загад...

Методическая разработка конспекта урока русского языка Изменение личных местоимений 1 и 2 лица

Методическая разработка конспекта урока русского языка "Изменение личных местоимений 1 и 2 лица"...

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Имена прилагательные"

Разработан в контексте применения системно - деятельностного подхода...