Доклад на тему: "К вопросу об особенностях подготовки младших школьников к написанию эссе" для выступления на VII Межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.
консультация по русскому языку

Платунова Мария Александровна

В докладе даются рекомендации для учителей начальных классов, по вопросу обучения детей техники написания сочинения эссе, с практическими примерами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             «К вопросу об особенностях подготовки младших школьников к написанию эссе»

      Для меня лично написание сочинений в школе было любимым заданием. И в средних и особенно в старших классах. В младших классах помню одну тему сочинений «Как я провел лето?», да еще что-то вроде «Что могут рассказать о Родине дети Советского Союза, детям Америки?» - чисто патриотическая тема. Моя учительница после проверки сочинений всегда устраивала «разбор полетов», начиная с лучших работ. Мои сочинения частенько цитировались ею, что невероятно тешило мое самолюбие - в меня вселялась уверенность. Затем уже в старших классах был литературный кружок, со всеми вытекающими из него литературными стендами «Лучшие работы наших учеников».               Мой мелкий убористый подчерк позволял мне разместить рой своих мыслей очень компактно и красоваться за стеклом стенда возле кабинета литературы.

      Посему важный совет: Хвалите детей за любые успехи! И тогда они будут писать еще лучше! Воображение, как и талант, дремлет в каждом из них. Правда у кого-то оно дремлет, а у кого-то и спит беспробудным сном. Но и это поправимо. Главное — поверить в свою творческую жилку и немного ее подтолкнуть, и тогда она медленно оторвется от земли поплывет к сказочным розовым облакам идей, постепенно ускоряя свой взлет.                              Воображение — это способность видеть необычное в обычном, создание образов и сюжетов, оживление неживого и нереального.  Воображение работает на определенном сырье, при переработке которого рождается сказка. Сырье для воображения можно найти повсюду. Это могут быть жизненные ситуации (провалы и проблемы, успехи и достижения). Источником вдохновения могут послужить картины художников, классическая и современная музыка, образы из мира кино, сказочные герои, облака, даже узор треснувшей тротуарной плитки. Уединение с природой способно разбудить идеи даже в самой «уставшей» от мирских забот голове. Для деток младших классов хорошо себя зарекомендовал игровой метод. Обратите внимание ребенка на окружающие его картины, просите, чтобы он их описывал, можно и в устной форме. Главная задача учителей, обучить ребенка правильному изложению своих мыслей. С самого начала ребенку предоставляют возможность писать пересказ по услышанному тексту. Работа парами позволяет после написания, проверить друг друга. Хорошо работает метод, когда ребенку предоставляется возможность самостоятельно написать окончание сказки, какой-то истории. Нельзя с ребенком начальной школы начать работать над эссе без базы сочинительства сказок, сочинений-описаний, потом сочинение-рассуждение и как завершающий аккорд этой поэтапной работы-эссе. Жанр эссе, хорошая площадка именно для оттачивания писательского мастерства. А вот сочинение  рассуждение, это определенный трамплин для подготовки детей к написанию эссе. Вот достойный пример сочинения –рассуждения:

                                                          Любимое время года.

                Все мы знаем, что год делится на 4 сезона: осень, зиму, весну и лето. Кто-то любит лето, кто-то — осень, кто-то – веснуЗима же народом, в основном, нелюбима. А я считаю наоборот, что зимаэто лучшее время года.

              Почему я так думаю? Ну, во-первых, зимойможно кататься с друзьями с горок, ходить на лыжах, делать на свежевыпавшем снеге снежного ангела, кататься на коньках, лепить снежные фигуры. Во-вторых, школьная программа построена так, что на именно на зиму приходится самое большое количество отдыха по дням. А, в-третьих, зимой мы празднуем мой День рождения, и мама разрешает приглашать много друзей, которые приносят мне «кучу» подарков. Ну и конечно, Новый Год и Рождество! Зима праздничное и волшебное время года, когда еще мне разрешают пить лимонад – столько, сколько захочется, есть сладости в неограниченном количестве. Зимой моя бабушка печет великолепные пироги, я их обожаю! Делает она их только зимой, потому что в остальное время года она на даче и времени на пироги у нее не остается.

              После зимних праздников, у меня весь год сохраняется ощущение тепла и счастья. Вот почему я обожаю зиму! 

      Именно начальная школа предоставляет ребенку этот первоначальный толчек для научения получения знаний, с которыми он будет шагать по средней, старшей школе и университетской жизни. Чтобы ребенку в будущем в пожарном режиме не пришлось заказывать курсовые и контрольные в старших классах или в ВУЗе на специальных порталах, то необходимо готовить ребенка еще в начальной школе. Хорошо бы приучить учеников прямо с первого класса давая ответ ссылаться на свою точку зрения и говорить: «По моему мнению…» , «Моя точка зрения такова….», «Я согласен, или не согласен с общепринятой точкой зрения…» , « Судя по прочитанному, я могу сделать вывод, что…» Дать детям четкое определение понятия эссе, распечатать памятки с основными признаками этого жанра, прочитать эссе. Чтобы научиться писать эссе, надо читать эссе!

      Стоит на родительском собрании высказать свои пожелания по поводу написания любых творческих работ и честно посоветовать родителям, что:

           во-первых, перестать писать сочинения вместо детей! Творческие работы, написанные Вами вместо детей, сразу видны учителю. Плюс если Вы будете писать сочинения вместо ребенка, он никогда не научится делать это самостоятельно. У Вас какие цели и задачи? - Определитесь! Каждый человек учиться ходить, бегать, падать и есть САМ. Позвольте сделать ему самому некоторые ошибки, подскажите, направьте его мысли, о чем можно написать в сочинении. Но не оказывайте «медвежьей услуги».

               Во-вторых, как наши дети пишут сочинения? - Скачивают с интернета! Чему в этом случае можно научиться? - Ничему. Почитать готовые сочинения - Да! Но это только направление движения мыслипотому, что это чужая мысль. Да, и еще: дети не умеют переделывать взрослые «умные» фразы, поэтому списывая сочинение стилистика текста взрослого человека сохраняется, поверьте, что учителю заметно, что в самом замечательном сочинении нет детских мыслей.

             В - третьих у каждого вида творческих работ есть своя технология. О ней говорит учитель на уроке. Убедите ребенка слушать учителя на уроке. Объясните ему, что это если не обязательно, то ОЧЕНЬ желательно! Для успешного выполнения творческой работы необходимо слушать рекомендации учителя- все просто! От этого зависит успешность ученика.

                                                                                   ЭССЕ

      Можно конечно сказать детям, что слово «эссе» имеет французское происхождение, возносящееся все к латыне.  Но, это не главное. Опыт показывает, что в написании эссе проблема кроется в том, что порой и сами учителя имеют смутное представление об этом жанре. Готовых решений не даю, предлагаю разобраться.

   Кроме того, нужно знать, что Министерство образование и науки составило и закрепило четкий ряд требований, которые предъявляются к школьным сочинениям:

  • умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения
  • способность наблюдать, выделять нужную информацию;
  • выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний;
  • построение предложений по законам грамматики;
  • умение составлять план будущего произведения;
  • организация написанного в соответствии с планом;
  • соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка

     Мы как педагоги должны четко знать внешние требования к творческим работам детей в соответствии с критериями оценок. Форма написания эссе, является сугубо личным выбором, но некоторые советы по этому поводу все же дать можно.

      Тема.  Говорят, что всё уже было дописано до нас. Говорят, что велосипед изобрести уже невозможно. Как же научить ребенка писать эссе, если нет еще полного понимания, чувства языка? В силу возрастных особенностей, наверное, у нас получится дать лишь основные элементы данного прозаического сочинения, но для начальной школы этого вполне достаточно.

       Итак, есть жанр эссе. Стоит предложить понятные детям темы, например, есть тема дружбы, любви, яркое высказывание. Существует мудрое изречение, что, сколько людей на белом свете, столько и мнений. И здесь не стоит подражать великим мыслителям и пытаться пересказать их мудрые мысли. Лучше взять тему попроще, но посмотреть на неё под таким углом, под которым её ещё никто и никогда не показывал. Быть самим собой и тратить время именно на себя, на свою уникальность. Читать чужие труды – пожалуйста. Но когда дело доходит до писательства, то здесь уж каждый сам за себя. Иначе всё ни к чему. Ещё раз подумать над содержанием темы, ее значением. Насколько вы знаете о том, о чём собираетесь писать? Сможете ли вы предложить что-то новое и свежее по данному вопросу? Эссе славится своей оригинальностью. На написание эссе детям начальной школы стоит давать время не менее недели, объяснив, что во-первых работать надо только на черновике, постоянно возвращаясь к написанном, перечитывать, проверять плавность перехода одного предложения к другому, связанность одного утверждения с другим. Смело менять структуру абзацев и текст, если не нравиться, филигранно оттачивать свое сочинение, работать не на бегу, вдумчиво. Так же потребуется время на сбор определенной информации по теме, приучите детей записывать свои мысли, пусть даже самые странные, возможно именно они будут изюминкой в их творения.

Особенности эссе 

    Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. А началось всё с Мишеля де Монтеня, который в своё время (1580 г.) написал книгу под названием «Опыты». Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе. Эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Прежде всего, важно помнить, что эссе - жанр субъективный, поэтому и оценка его может быть субъективной.

Все, что будет написано в эссе, необходимо подтверждать примерами, делать ссылки на свой опыт. Детали сделают эссе интересными, уникальными, специфичными.  В эссе ярко выражена авторская позиция. Ни одно эссе не может претендовать на единственное правильное мнение или точку зрения, будь там тысяча доказательств и аргументов. Скорее всего, это лишь одна из граней обозначенного вопроса. Имитация живого разговора. Нужно вести читателя за собой, призывать его вопросами, поднимать животрепещущие темы. Этот монолог должен быть наполнен живыми соками и находиться вне времени и пространства. Ориентация на разговорную речь. В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно. 

Неповторимость. Что-то интересное, смешное. Используйте все имеющиеся в распоряжении средства, чтобы ваши эссе запомнились. Убедитесь в том, что эссе легко читать. Уделите ему еще немного времени: проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы. Юмор - великий инструмент, но пользуйтесь им разумно. Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор - искусство, он является признаком хорошего вкуса. Эмоциональность и образность. Чем ярче язык, тем интереснее читать ваши пробы пера. Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

  • непредсказуемые выводы;
  • неожиданные повороты;
  • интересные сцепления. 

 Особенности композиции эссе:
1.
Необычное вступление (все гениальное - просто).
2.
Размышляя, автор делится своими наблюдениями, опытом (тоже да).
3.
Вывода нет, вопрос открыт (ну ЯВНО вопрос не закрыт) .
4.
Кольцевое обрамление (первое и последнее предложение аналогичны).

Заголовок. Вот это, пожалуй, одна из главных частей эссе. Предложите ребятам заняться заголовком в самом конце работы, когда они в очередной раз перечитают получившийся текст и смогут вынести на первый план ключевые слова. Лучше, конечно, если заголовок будет отличаться оригинальностью и краткостью. Эссе – это жанр искромётный. Всё в нём должно полыхать и искриться. Читателю не должно быть скучно с вами. Зажечь фитиль чужой души можно только собственным огнём. Ложь – недостойная спутница эссеиста. Следует привлечь внимание детей на то, что заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы в эссе.

Польза плана

      Не все дети с удовольствием вообще садятся писать сочинение. Не любят и порой не понимают зачем еще и нужен план, в чем необходимость данного этапа в работе над сочинением.

   Важно донести до ребенка мысль, что при отсутствии плана, изложение мыслей будет хаотичным и бессвязным, суть работы потеряется, все должно быть последовательно. Для того, чтоб ребенок смог полностью раскрыть идею и тему заданного произведения, необходимо все структурировать, не упуская детали, к тому же, это позволит лучше осознать то, что было прочитано. Важно, чтоб в плане фигурировало вступление с аргументацией темы, основная часть, в которой описывается суть и заключительная, в которой ребенок делает свои выводы. Таким образом, малышу легче излагать, когда все разложено по полочкам.

    Нам самом деле, когда есть план, задача ребенка облегчается во много раз. Фактически он уже видит какие этапы должны быть в его творческой работе, осталось лишь изложить все на бумаге.

Введение (20% от общего объема) - суть и обоснование актуальности заданной темы.

На этом этапе ребенку очень важно правильно сформулировать вопрос, на

который он собирается найти ответ в ходе своего рассуждения. (Можно попробовать предложить ребятам написать его в последнюю очередь, после того как они напишут основную часть и вступление, так они будут находиться в лучшей позиции для того чтобы сообщить читателю, о чем будете писать)

НЕ используем выражения: «Это эссе про….», « Сейчас я расскажу про…», «Тема этого эссе…»

Начать работу можно с фраз:

-Поражает глубина мысли великого поэта….

-Не соглашусь с изречением….

-Эта фраза заставляет задуматься над….

-Безусловно, народная мудрость, учит….

- Позволю себе не согласиться с общепринятым мнением, что…..

-Нестандартный подход к решению обычной проблемы удивляет….

Основная часть (60% от общего объема)- изложение основного вопроса.

Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также

их обоснование, исходя из имеющихся данных. В основной части ученику

необходимо четко и ясно сформулировать основные тезисы.

Привести доказательств и аргументы, сопроводить примерами состоящих из тезисов. Ребята должны помнить, что главная мысль (или мысли) должны формулироваться чётко и кратко. Они должны быть понятны и просты. Голословных заявлений никто не любит.  Задача заключается не только в том, чтобы изложить, но и в том, чтобы доказать. Утверждаете, что имя человека определяет судьбу? Докажите, приводя примеры из жизни или основываясь на известных теорияхЕсли тезис соответствует вопросу «что», то дальше обязательно надо ответить на следующий вопрос: «почему»? Для начала помогут слова:

-С незапамятных времен бытовало мнение

-Не существует единого мнения по данному вопросу….

-Предлагаю посмотреть на проблему с другой стороны….

-Во-первых, во-вторых, в-третьих

-С одной стороны…, с другой стороны….

-Хочется заметить

- Рассмотрим следующие варианты….

- На пример

-Как вариант...

-Необходимо заметить

Заключение(20% от общего объема) - обобщения и аргументированные выводы по

теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или

еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение

изложенного в основной части. Какие выводы можно сделать из тезиса? Какие вопросы остались без ответа? Предложите детям использовать следующий прием: повторить первое предложение использую более широкую перспективу используя слова:

-Вот, почему можно сделать вывод, что

-Именно поэтому можно согласится/не согласиться с существующей точкой зрения….

-Подводя итоги

- Следует заметить, что

-Исходя из вышесказанного/вышенаписанного….

-Итак,…

-Таким образом….

Теперь вы и дети знаете, как пишется эссеНаконец, последний и дружеский  совет. Хотите научить ребенка писать эссе на свободную тему? Предложите взять ему свой любимый афоризм (цитату, пословицу, красивое изречение) и поразмышлять на ним, записывая свои мысли. Избегайте штамповочных суждений и слов, ищите оригинальность. Пусть по крупицам, но это будет ваше, родное. Со временем детям писать станет гораздо легче, ведь главное – начать. Думаю, что у каждого есть возможность блестяще излагать свои мысли в самой лучшей и эксклюзивной форме. Пробуйте и достигайте! Очень важно перед тем, как садится за написание сочинения, тщательно изучить предполагаемую тему, рассмотреть ее с разных сторон, прийти к определенным мнениям и выводам. Так, проводя свое обсуждение, вам необходимо учитывать следующие моменты:

  • описание причин, по которым данная тема понравилась ребенку;
  • чем интересен сюжет произведения;
  • какие эмоции возникают у ребенка в голове при прочтении данного произведения.

                                               

                               Ну и примеры работ самых первых детских работ:

                                                     День рождения друга.

   Вчера я ходил на день рожденья друга. Мы поздравляли именинника, дарили подарки, ели торт. Потом были всякие веселые игры, викторины, конкурсы. Я выиграл коробу конфет в соревновании "кто дальше прыгнет" и поделился со всеми, потому что конфеты шоколадные, я их не очень люблю, а были бы ириски - не поделился бы. Нам было очень весело и не хотелось уходить. - это рассказ.


                                                                    День рождения друга.

      Вчера ходил на день рожденья друга. Мне нравятся дни рождения. Это очень весело и много подарков и все поздравляют и говорят, какой ты стал взрослый. Это здорово не только получать подарки, но и дарить! Поэтому я люблю не только мой день рожденья, но и дни рожденья друзей. Всегда здорово с друзьями веселиться, когда всякие конкурсы и развлечения. Хорошо иметь много друзей! - это эссе?

                                                                         

                                                               Раз в году!

Обычно раз в год каждый человек празднует свой день рождения. Это всегда весело потому, что день рождения  подразумевает подарки, встречи с друзьями, можно  позволить себе сладости.
     
От подарков становится хорошо, потому что это очень приятно получить то, о чем ты мечтал весь год. Тому, кто дарит подарки тоже приятно, потому что он видит, как радуется именинник. Встречаться с друзьями тоже интересно, потому что, когда много детей можно играть в интересные игры. А когда все наиграются, то приятно съесть конфеты и пирожные, потому что они сладкие и повышают настроение.
   
День рождения очень веселый праздник потому что, виновник торжества получает подарки, встречаются друзья и все вместе кушают конфеты.     Эссе. (Обычно так пишется трех-параграфное эссе).

       Западные коллеги утверждают: «Вообще-то эссе это, "сочинение" только по-английски. Эссе бывает в три и в пять параграфов. Первый параграф одинаковый - введение, где вы коротко обрисовываете проблему, т.е. о чем будет эссе и ваш тезис в конце, т.е. что вы хотите доказать и три фактора подтверждающих вашу правоту.
Последний параграф тоже одинаковый - заключение, где вы другими словами практически повторяете введение и делаете заключение, т.е. тот же тезис только уже в утвердительной форме.
Средняя часть эссе это как раз доказательство вашего тезиса, в трех-параграфном вы доказываете все три положения в одном параграфе. В пяти-параграфном на каждое доказательство один параграф. Каждый параграф заканчивается выводом только  по этому доказательству

Ну и еще в эссе нельзя использовать личные местоимения «я» и «мы». ( западная школа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: " Учебные исследования – эффективный метод развития младших школьников"

В докладе очень подробно раскрываются возможности исследовательской и проектной деятельности в рамках реализации требований ФГОС НОО на уроках русского языка в начальной школе. Использованы методическ...

Доклад на тему; "Применение игровых технологий при обучении младших школьников"

В докладе рассказывается об игровых формах работы,которые можно применять на уроках русского языка,математики и литературного чтения....

Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"

Развитие  коммуникативных  УУД происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умени...

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ

Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы,способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей являются олимпиады....

Подготовка младших школьников к написанию сочинения

Методические рекомендации составлены на основе анализа педагогической и методической литературы, а также большого педагогического опыта автора по сложной и востребованной теме обучения младших ш...

Подготовка младших школьников к написанию сочинения

Методические рекомендации составлены на основе анализа педагогической и методической литературы, а также большого педагогического опыта автора по сложной и востребованной теме обучения младших школьни...