Доклад на тему: " Учебные исследования – эффективный метод развития младших школьников"
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Головачёва Раиса Владимировна

В докладе очень подробно раскрываются возможности исследовательской и проектной деятельности в рамках реализации требований ФГОС НОО на уроках русского языка в начальной школе. Использованы методические  рекомендации А.И.Савенкова, изложенные в книге  "Методика исследовательского обучения младших школьников" . Подробно изложены задания для тренинга исследовательских способностей учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx50.16 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки г.Губкина и Губкинского района

2012год

Доклад на тему:

Учебные исследования  – эффективный метод развития младших школьников.

Головачёва Раиса Владимировна учитель начальных классов МАОУ "СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов"

г.Губкин


С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования.      

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?      Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.  В Новых Стандартах   четко обозначены требования к его результатам:

 личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),

 метапредметным (умение учиться),  предметным.

     В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, то есть, формирования умения учиться.

Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся,  освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». 

Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

     В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

     «Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

ФГОС определяют следующие цели начального образования:

 - сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности участников образовательного процесса, обеспечение их эмоционального благополучия;

 - обеспечение освоения младшими школьниками основ предметной грамотности;

 -формирование ключевых компетентностей учащихся в решении учебных и практических задач;

 - развитие ребёнка как субъекта отношений с миром, людьми и самим собой;

 - сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребёнка.

 Для реализации названных целей необходимо предоставить младшим школьникам возможности для осуществления следующих видов деятельности:

 • учебное сотрудничество;

 • индивидуальная учебная деятельность;

 • игровая деятельность;

 • творческая и проектная деятельность;

 • исследовательская деятельность;

 • художественно-эстетическая деятельность;

 • спортивная деятельность.

     В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание должно  уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

В реализации стандартов второго поколения важно вооружить учащихся универсальными способами действий, которые помогут им развиваться и совершенствоваться в современном меняющемся обществе. Каждый педагог должен внести,  прежде всего, изменения в организацию учебного процесса. Конечно, проще дать детям знания в готовом виде, а потом отрабатывать навык на разных упражнениях. Но будет ли такая работа эффективной? Чему научатся наши дети при таком обучении? Считаю, учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне  - и я запомню.

Вовлеки меня  - и я научусь»

Исследовательское поведение в современном мире  рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

 Очень нравится ребятам быть в роли исследователя на уроках и во внеурочной деятельности. А учителю значительно интереснее слышать разные гипотезы от детей, чем рассказывать одно и тоже, не зная, как к этому относятся дети (то ли понимают материал - то ли нет, слушают твое объяснение или делают вид, что слушают). В роли исследователя ребенок легко может быть уже с первого класса. Он сам понимает ( без объяснения учителя), зачем нужны точки и стрелочки, как они помогут написать букву. Ученик сам открывает, как писать букву, и объясняет учителю способ. А учитель вовлекает учащихся в сотрудничество: "Помогите мне написать новую букву. Я буду внимательно слушать вашу инструкцию и действовать согласно ей!". Надо видеть, как внимательно следят за инструкцией и выполнением действий учителя ученики. Такая работа более эффективна на уроке (хоть и занимает больше времени на уроке).  При такой деятельности создаются условия для приобретения опыта самостоятельной деятельности, опыта достижения цели, которые ориентируют детей на развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности.

Это созвучно с принципами современной школы. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Я полностью согласна с услышанными мною некогда словами: «Детей не надо учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах».  Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.  Поэтому важно именно в начальной школе создать  условия для реализации потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Изучив материалы научно-методической литературы, в своей деятельности я  использую рекомендованную  А.И. Савенковым  систему  тренинга исследовательских способностей, позволяющую  учащимся выявлять (лучше в игровой форме) проблемы, выдвигать  гипотезы, наблюдать, классифицировать, развивать умения задавать вопросы, давать определения понятиям, развивать внимание и наблюдательность и т.д.  На первом этапе я  ориентировалась на мнение  А.И. Савенкова, что программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с  тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.   Для этого я вводила  элементы  исследовательской деятельности в структуру уроков.

В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.

1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

В классическом  науковедении под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Сам процесс познания в этом случае истолковывается как последовательный переход от ответов на одни вопросы к ответам на другие вопросы, вставшие после того, как первые были решены. Однако древнегреческое слово "problema" в буквальном переводе звучит как "задача", "преграда", "трудность", а не просто вопрос.  Проблема - это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь -это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Проблемной ситуацией является всякая  теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения,  и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Поиск проблемы - дело непростое. Неслучайно в психологии творчества говорят о способности творчески одарённого человека видеть проблемы как об особом даре. Известный философ Ф.Ницше писал, что "великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока,  наконец,  один не поднимет его". Многие учёные утверждают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем её решить. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её. Поэтому следует понимать, что исследовательская деятельность - деятельность творческая, и она имеет свою специфику. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Выполняем несложное упражнение:

А) «Посмотри на мир чужими глазами»

Учитель читает детям неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Предложим детям  продолжить рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например,  представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем автомобиля, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; собакой, вышедшей погулять; вороной, сидящей на дереве, зайчиком или лисичкой в лесу. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Продукт творчества непредсказуем. Рассказов можно придумать множество, и, используя их сюжеты, можно смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения. Естественно, что от такого простого, условного передвижения на место другого человека, живого или даже неживого объекта ещё бесконечно далеко до способности талантливого творца, но первые шаги в этом направлении мы уже сделали.

Выполним следующее задание:

 "Составьте рассказ от имени другого персонажа"

Это прекрасное задание для развития умения смотреть на мир "другими глазами"

Например, представьте себе, что вы на какое-то время стали камешком на дороге, травинкой в поле, птичкой канарейкой, зайчиком в лесу. Опишите один день вашей воображаемой жизни. Эту работу можно сделать как устной, так и письменной. Хороший эффект дают и устные рассказы. Здесь огромный простор для творческой мысли. Изобретательные учащиеся найдут интересные, оригинальные ответы, неожиданные повороты сюжетной линии, в результате можно увидеть глубину проникновения ребёнком в новый, непривычный для него образ.

Предлагаю ещё одно интересное задание.

"Сколько значений у предмета?"

Это задание направлено на углубление и одновременно проверку уровня развития способности к мыслительному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы. Например, учащимся предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть яблоко, телефон, карандаш, кусочек мела и т.п. Их задача найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Здесь можно услышать самые неожиданные, оригинальные ответы детей, и,  причём, очень много. В ходе выполнения такого рода заданий активизируются и развиваются все основные параметры креативности,  обычно фиксируемые при её оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др. Это задание позволяет ребёнку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете, помещая его в разные ситуации и, создавая таким образом,  самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами. Ребёнок,  таким образом,  учится открывать в обыденном   новые, неожиданные возможности. Аналогично можно выполнить задание "Назовите как можно больше признаков предмета" и т.п.

Б) «Тема одна – сюжетов много»

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.  (Например,  тема «Осень», «Город», «Лес» "Вселенная", "Животные"…) Здесь нужно отметить важность детской изобразительной деятельности в деле формирования у ребёнка опыта исследовательского поведения. Детское рисование таит в себе огромные, поистине неисчерпаемые возможности интеллектуально-творческого развития ребёнка. Педагоги В.Н.Волков и В.С.Кузин разработали интересные задания, развивающие способности по-разному смотреть на одно и то же явление или событие.  Можно нарисовать лес осенью,  улетающих птиц, работы на полях; школьников, идущих в школу и т. д. Другие задания: "Постарайся увидеть предмет в другом свете", "Белое яблоко", "Синий воробей", "Красная котлета" и т.д. Естественно,  мысленно можно поменять не только свет, освещающий предмет, но и цвет. Это хорошее задание для развития коллективных размышлений о том, как отреагирует на эти аномалии окружающий мир?

В) «Составь рассказ, используя данную концовку»

Например: «…Так я и не выучил стихотворение», "Оказывается, в природе можно увидеть и услышать много удивительного, если внимательно присмотреться" и т.д. Составляя рассказы по второй концовке, мои ученики проявили большое творчество. Очень необычно и логично нужно было думать и рассказывать о том, что могло быть вначале, и почему всё закончилось именно так.  Мы использовали интересную методику, которая предлагает научиться решать творческие задачи не  все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. И чтобы  каждый этап чётко фиксировался в сознании, мысленно, а можно и по-настоящему, снимать и надевать шляпы разных цветов, каждая из которых задаёт определённое направление мышлению. Всего предлагается шесть разноцветных шляп. Такая методика называется "Метод шести шляп". Она разработана известным психологом Эдвардом де Боно. (Подробно с данной методикой можно ознакомиться в приложении) Рассказы получились очень интересными и совершенно разными. (Прилагаю к докладу)

            2. Развитие умений выдвигать гипотезы   (уметь предвидеть события, предполагать,  используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»).

Стоит нам только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы её решения - изобретать гипотезы. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы. Поэтому одним из главных, базовых  умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, и даже такие личностные качества, как решительность и  смелость,  как в результате логических  рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.  Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных идей, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных предположений. Погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно. В умении вырабатывать гипотезы нужно специально тренировать детей, для этого можно использовать следующие задания.

А) Задания-рассуждения.

Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?»

"Как птицы узнают дорогу на юг?", "Почему вода течёт?", Почему дует ветер?" и т.д.

В результате выполнения таких заданий, дети могут выдвинуть гипотезы:

- Может быть,  птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам?

- Птицы летят за теми, кто уже летал на юг и хорошо знает дорогу.

- А может быть,  у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле?  Данные упражнения позволяют тренировать способность вырабатывать провокационные гипотезы, используя слова "может быть..",  "предположим..", "допустим..", " возможно...", " что если.."

Б) Упражнения на обстоятельства.

- При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

  и упражнение, предполагающее обратное действие, очень эффективное в плане тренировки умения выдвигать гипотезы,

-При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?              

        Например: соль, сахар, мобильный телефон.

"Почему самолёт оставляет след в небе?", "Почему Луна не падает на Землю?"и т.п.

В) Задания типа «Найди возможную причину события».

        Например: Молоко прокисло. Назови два-три самых фантастических, самых неправдоподобных объяснения этих событий. "Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?" "Представьте, что воробьи стали размером с больших ворон",  "......слоны стали меньше кошек" и подобные.

            3. Развитие умений задавать вопросы

Дети очень любят задавать вопросы, и если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Познание начинается с вопроса. Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом,  пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Вопросы могут быть уточняющие, восполняющие, на установления сходства и различия, установления причинно-следственных связей, вопросы, построенные на истинных суждениях, таящие ложность базиса своего вопроса и т.д.

А) Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что…?;        Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).

Б) Задание «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило -   в вопросе не должно быть явной связи.

Например,  вопрос о яблоке звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Чуть позже можно рассмотреть  и более сложный вариант.

Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», «нет».

В) Игра «Угадай, о чем спросили»

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано: «Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Вот другие задания: "Задай как можно вопросов филину", "Вопросы машине времени из настоящего", "Какие вопросы тебе хотели бы задать животные, если бы умели говорить", "Какие вопросы бы тебе мог задать инопланетянин, если бы с ним вдруг встретился?" и т.п. Задавая такие вопросы, проблемные, ребёнок учится наблюдать, устанавливать ассоциации, описывать, усваивать новые знания и вырабатывает уверенность в понимании настоящего.

Далее я предлагала учащимся «пробные» самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов. Это были рефераты, сообщения к урокам окружающего мира, к урока  "Я - гражданин России".   И для этого дети осваивали новые виды деятельности:

1. Мы учились подбирать  литературу  по заданной теме.

2. Учились ориентироваться  в словаре, справочной литературе.

3. Ориентировались в тексте, находили  ключевые  слова, ответы на вопросы к тексту. Например: «О чём рассказывает эта статья?» «Определи тему, главную мысль».

 В классе было проведено анкетирование с целью изучения интересов детей. Выяснилось,  что  12  человек интересуются миром растений, 20 человек –  миром животных, многим  интересен космос, история. Учитывая интересы детей, мы приступили к выполнению проектов. Остановлюсь на некоторых из них.

1) Первый проект, который мы начали выполнять с детьми, - «Знакомые незнакомцы». У детей возник вопрос: «А что мы знаем о птицах, которые всегда рядом с нами?» Разбившись на группы, ребята собирали информацию, наблюдали за воробьями, сороками, воронами и голубями. Искали пословицы и поговорки о них, читали научную и художественную литературу, выполняли рисунки.  Продуктом исследования стала "раскладушка", которую мы использовали  на уроках окружающего мира и классных часах.

2) Потом у детей возникла проблема: «Как помочь птицам зимой?» И дети выполняли проекты «Птичья столовая». Это были индивидуальные  проекты, целью которых было выяснить, из чего можно сделать «столовую» для зимующих птиц,  к каким кормушкам чаще прилетают птицы, что это за птицы, какие «блюда» предпочитают  они. На защите своих проектов ребята давали ответы на эти вопросы и показывали птичьи столовые, изготовленные из различных материалов самостоятельно или с помощью родителей. Кормушки вывесили в школьном дворе. В этом году четверо моих учащихся представили свои исследовательские работы на школьном этапе конкурса исследовательских работ. Это были работы на темы "Добро и зло в жизни человека", "Крапива - удивительное растение", "Важны ли знания об эмоциях животных в жизни человека", "Компьютер - хорошо или плохо?" Две работы были представлены на муниципальном уровне, одна из них была признана лучшей и прошла на региональный тур, "Первые шаги в науке", который состоится 14 марта 2012г. Подготовила данный исследовательский проект Ковалёва Дарья.

       Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е.развивалась  мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали вопросы.  Была и практическая работа. Дети выступали со своими проектами на классных часах в своём классе, в других классах, на родительском собрании. Работа по выполнению проектов была и групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат, и индивидуальной. Организация такой формы познавательной деятельности позволила каждому  ученику проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Дети получили массу новых знаний, переживаний, научились поисковым методам обучения, самостоятельности, активности. Важным направлением исследовательской деятельности являются Всероссийские  заочные конкурсы-олимпиады "Познание и творчество",  проекта "Интеллектуально-творческий потенциал России",  в которых учащиеся моего класса участвуют на протяжении 3-х лет, и очень активно. Задания каждого тура не оставляют детей равнодушными.  Большая  половина учащихся моего класса (15-16 человек из 20)

принимают участие в каждом туре. У нас много призёров, большая часть детей - лауреаты конкурсов. Есть дети, которые по результатам рейтинга, получили звания "Талант" ранг высший. Это Билалова Екатерина и Пьяных Полина, работы которых неоднократно получали призовые места.

          Учебные исследования – это эффективный метод развития младших школьников. Но существует ряд условий, которые  необходимо соблюдать:

  1. Развитие исследовательских умений должно проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
  2. Дети должны видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации саморазвития и самосовершенствования.
  3. Задача учителя — не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Для повышения эффективности учебного процесса бесспорно необходимо использование сервисов сети Интернет.  Задания, предлагаемые учителем, могут быть выполнены в поисковых системах, оформлены в виде презентаций. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к поисково-исследовательской деятельности, способствует повышению успеваемости учащихся. Современное образование становится немыслимым без использования компьютеров. Пользуясь сервисом сети Интернет, учителя, учащиеся (на первых шагах при помощи родителей) находят нужную информацию на предметных сайтах не с урочным материалом, а именно с дополнительным материалом по предмету, что-то сверх программы, что-то развивающее, задания олимпиадного характера, небольшие конкурсы, викторины по предмету и другое. Сетевые сообщества, виртуальные мастерские, сетевые проекты, с одной стороны, является средством экономии времени учителя, а с другой – повышает качество образования.

  Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, которые значимы для них на данном этапе развития. Учащиеся, осознающие способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.

       

                              Список использованной литературы.

1. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы».–М: «Сентябрь»,2003, №8.

2. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа» №2, 2006.

3. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. Журнал «Начальная школа» №2, 2007.

4. Методика исследовательского обучения младших школьников. А.И.Савенков                      Самара: Издательство "Учебная литература" 2008г.

5. Концепция ФГОС  НОО. Издательство "Просвещение" А.М.Кондаков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Учебно-методическое пособие "Интеллектуальное развитие младших школьников"

В данном пособии представлены карточки с заданиями направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста. Целью составленного пособия является методико-психологиче...

Статья по теме: "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников"

Статья, опубликованная на сайте ИД "Первое сентября", на тему "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников" http://festival.1september.ru/articles/620230/...

Доклад на тему; "Применение игровых технологий при обучении младших школьников"

В докладе рассказывается об игровых формах работы,которые можно применять на уроках русского языка,математики и литературного чтения....

доклад по теме "свойства, особенности и активизация внимания младших школьников"

На первых же уроках с новым составом учеников, поступивших в первый класс, мы учителя начальных классов встречаемся с необходимостью управлять их вниманием. Это одна из первоначальных трудност...

Эффективность интеллектуального развития младших школьников

Статья "Эффективность интеллектуального развития младших школьников" о способах приобретения интеллектуальных действий с помощью выполнения множества разнообразных развивающих заданий, приводящих к по...

Доклад на тему: "К вопросу об особенностях подготовки младших школьников к написанию эссе" для выступления на VII Межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.

В докладе даются рекомендации для учителей начальных классов, по вопросу обучения детей техники написания сочинения эссе, с практическими примерами....