Викторина по русскому языку "Наш интересный русский язык"
классный час по русскому языку (4 класс) на тему

Викторина проводится среди учащихся 4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект викторины по внеурочной работе по русскому языку для 4 «Б» класса на тему: «Наш интересный русский язык»

Цели: Дать учащимся возможность продемонстрировать свои знания, проявить склонности, развивать познавательный интерес; научить ребят следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создание в детском коллективе атмосферы дружелюбия, эмоционального подъема и комфорта.

Правила игры: Игра проводится в качестве внеклассного мероприятия. В игре участвуют две команды – ученики 4 класса. Игра идет в шесть туров.

На каждый тур от команды требуется четкий ответ на поставленный вопрос, после чего правильно отгадавшей команде дается 1 балл, после окончания игры детям вручаются грамоты с призовыми местами.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знания учащихся за весь начальный курс;
  • совершенствовать умение быстро отвечать на заданные вопросы;
  • Развивающие:
  • развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к русскому языку;

Тип внеурочного занятия: Закрепление полученных знаний.

УУД:

Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы, высказывать свое мнение, свою позицию.

Регулятивные: планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.

 Ход игры

Позитивный настрой.

Учитель:

– Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть!
Будем сказки вспоминать,
Дружно русский повторять.
И к загадкам ответ добудем!

Объявление правил игры.

Ведущий: Первые шесть туров нашей игры будут посвящены вопросам из области русского языка. 

1 тур. Звуки и буквы.

(Презентация ЗВУКИ И БУКВЫ)

  • Какая буква в алфавите первая? (А)
  • На эту букву посмотри – Она совсем как цифра три. (З)
  • Расставь буквы и прочти название животного АЗОК (КОЗА).
  • Какая буква в алфавите следует за буквой Н? (О)
  • Назовите количество звуков в слове МЯЧ. (3)
  • У бабы две, а у девки ни одной. (Буква Б)
  • Назови 11 букву русского алфавита (Й).
  • Поставь ударение в слове щавель (щавЕль).
  • В названии какого месяца есть первая и последняя буква русского алфавита? (Январь)
  • Сколько гласных букв в русском языке? (10)
  • Замените следующее словосочетания одним словом с удвоенной согласной Популярная игра на льду. (Хоккей)

2 тур. Лексика.

(Презентация ЛЕКСИКА)

  • Подбери антоним (противоположное слово) к слову  широкий. (узкий)
  • Замени словосочетание богатый человек одним словом. (Богач)
  • Как называется большое количество пасущихся коров? (Стадо)
  • Подбери антоним (противоположное слово) к слову  неряшливый. (аккуратный)
  • Замени словосочетание сильный человек  одним словом. (Силач)
  • Назови четвёртое «лишнее»: вода, водитель, подводный, водянистый.
  • Подбери антоним (противоположное слово) к слову скучный (интересный).
  • Замени словосочетание храбрый человек одним словом (храбрец).
  • Назвать синоним (сходное по значению, но различное по звучанию) слову спать (дрыхнуть, почивать).
  • Подбери противоположное слово (антоним) бесполезный – ценный.
  • Замени одним словом Мудрый человек. (Мудрец)
  • Составить три словосочетания со словом медведь.

3 тур. Фразеология.

(Презентация ФРАЗЕОЛОГИЯ)

  • Замени одним словом кожа да кости (худой).
  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Что это? (Нос)
  • Замени устойчивое словосочетание в час по чайной ложке одним словом (медленно).
  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают. Что это? (Уши).
  • Замени слово дремать устойчивым словосочетанием (клевать носом).
  • Замени устойчивое словосочетание раз, два – и обчелся одним словом (мало).
  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Что это? (Ветер)
  • Назови  устойчивое словосочетание со словом  язык (чесать языком, вертится на языке, держать язык за зубами, язык без костей).
  • Замени устойчивое словосочетание куры не клюют одним словом (много).
  • Какое из приведенных словосочетаний не имеет переносного смысла?
    - обвести вокруг пальца;
    - смотреть сквозь пальцы;
    - согнуть палец;
    - пальцем не пошевелить.
  • Назвать устойчивое словосочетание со значением “бездельничать” (сидеть сложа руки, лодыря корчить, бить баклуши).

Учитель: Оставшиеся туры нашей игры помогут вам вспомнить сказки и литературные произведения.

4 тур. Сказочные герои.

(Презентация СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ)

  • Железные зубы, костяная нога. Все люди знают - это …(Баба Яга)
  • Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка)
  • Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал…Кого? (Колобка)
  • Как прозвали самого крохотного героя в одной из сказок? (Мальчик-с-пальчик)
  • Снежная баба в детстве. (Снегурочка)
  • Сказочный персонаж, превративший нагревательный прибор в транспортное средство? (Емеля)
  • Кто должен был дернуть за веревочку, чтобы попасть в бабушкин домик? (Красная Шапочка)
  • Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке. (Доктор Айболит)
  • Нам кажется, что имя этой популярной и любимой всеми сказочной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. О ком идет речь? (О Золушке)
  • Летела стрела и попала в болото,
    И в этом болоте поймал её кто-то.
    Кто, распростившись с зелёною кожей,
    Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Прекрасная)
  • Кто разморозил сердце Кая? (Герда)
  • «Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плётку» кто это? (Карабас Барабас)
  • 5 тур. Загадки.

(Презентация Загадки)

У славян запрещалось  это произносить летом и днём;

В древности  – средство испытания на свадьбе, теперь – народная забава;

  • У древних греков это занятие приравнивалось к единоборству.

 

З 

 А 

 Г 

 А 

 Д 

 К 

 А 

Мы часто слышим загадки, но не задумываемся, какую роль они играют в жизни человека и какое назначение они имеют. Основное назначение загадки в том, чтобы выявить, насколько догадлив, сообразителен человек.

В народных обычаях вплоть до 19 века загадывание загадок было обязательной принадлежностью свадебного обряда. Владимир Даль записал пословицу, которую приводил в назидание жениху: «Выбирай такого дружку, чтобы загадки разгадывал». В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать её загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя – летом и днем. Это вызывало напасти.

У древних греков и древних германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам, неотгадавший загадку мог поплатиться жизнью. В греческом мифе Сфинкс – насланное на людей богиней Герой крылатое чудовище с телом льва и головой человека – умервщлял каждого, кто не мог отгадать его загадок. Когда же Эдип разгадал загадку, Сфинкс бросился со скалы и погиб. В славянских поверьях русалки тоже губят людей, не отгадавших их загадок. Вот какую силу имели загадки. И мы сейчас померяемся своей силой – умением разгадывать загадки.

  • Маленький Ивашка, деревянная рубашка. 
    Где носом ткнет, там черту проведет. (Карандаш)
  • Ускользает как живое, но не выпущу его я. 
    Дело ясное вполне: пусть отмоет руки мне. (Мыло)
  • Один костер весь мир обогревает. (Солнце)
  • Под одной крышей 4 брата стоят. (Стол)
  • Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень. (Часы)
  • То рыжая, то серая, а названьем белая. (Белка)
  • Ношу их много лет, я счету им не знаю. 
    Не сею, не сажаю – сами вырастают. (Волосы)
  • ыстро грызет, мелко жует, а сама не глотает. (Пила)
  • Откроешь, а обратно не закроешь. (Яйцо)
  • Стоят в лугах сестрички, золотой глазок, белые реснички (Ромашка)
  • Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет. (Зеркало)
  • Что такое – из нее берешь, а она больше становится? (Яма)

6 тур. Литература.

(Презентация ЛИТЕРАТУРА)

  • Кем была принцесса, которая убегая, обронила туфельку? (Золушка)
  • Кому принадлежат стихи: “Мальвина бежала в чужие края, Мальвина пропала, невеста моя”(Буратино)
  • У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)
  • Фруктово-огородная страна.
    В одной из сказок есть она.
    А в ней – герой – мальчишка овощной,
    Он храбрый, справедливый, озорной.(Чиполлино)
  • Что делает Кот учёный, когда идёт направо? (Песнь заводит)
  • Дедушка – любитель зайцев (Мазай)
  • Какие волшебные слова говорила девочка Женя, когда отрывала лепестки цветика-семицветика?
    (Лети, лети, лепесток,
    Через запад на восток,
    Через север, через юг,
    Возвращайся, сделав круг.
    Лишь коснешься ты земли –
    Быть по-моему вели)
  • Место, где Чуковский не рекомендует гулять детям. (Африка)
  • Сначала он посетил Цветочный город, затем Солнечный, а в конце концов отправился совсем далеко – на Луну. Кто это? (Незнайка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина на предметной неделе по русскому языку

Эта викторина является одним из примеров заданий, которые даются детям на предметной неделе. Вопросы для викторины подбирались с учётом прохождения школьной программы по "Школе 2100" для каждой паралл...

Внеклассное мероприятие. Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!»

Данное внеклассное мероприятие посвящено недели русского языка в начальной школе.Цели: - расширять кругозор в области русского языка, активизировать и обогащать словарь учащихся при работе со сло...

Викторина по литературному чтению и русскому языку для 4 класса

Викторина расчитана на 1 урок. В неё включены задания на знание прославленных персонажей, авторов сказок. А , так же, на знание алфавита....

Методическая разработка. Викторина для 3 класса по русскому языку «Знатоки» .

Цель: воспитывать любовь к русскому языку ,как к учебному предмету.Задачи: актуализировать знания учащихся по русскому языку, закреплять знания учащихся , полученные на уроке. Учить делать о...

КТП кружка внеурочной деятельности "Интересный русский язык"

Календарно- тематическое планирование кружка внеурочной деятельности...

Календарно- тематическое планирование кружка внеурочной деятельности "Интересный русский язык" 1 класс

Календарно- тематическое планирование кружка внеурочной деятельности "Интересный русский язык" 1 класс...

Презентация "Это интересно" русский язык 4 класс

Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс...