Урок русского языка 3 класс Тема:Знаки препинания в сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Хохлова Инна Валентиновна

Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии.

Цель: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения, совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaki_prepinaniya_v_slozhnom_predlozhenii_4_klass.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Учитель: Хохлова Инна Валентиновна

Дата проведения: 25 сентября 2014 г.

Предмет: «Русский язык»

Класс: 4 «А»

 Тема: «Знаки препинания в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии.

Цель: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения, совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Задачи.

  •   Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами,
  •   Закрепить знания о роли союзов и, а, но в предложениях;
  • Развивать умение анализировать, обобщать, наблюдать;
  • Формировать компоненты учебной деятельности, потребности к новым знаниям;
  • Развивать орфографическую зоркость;
  •   Создать условия для успешного закрепления изученного  материала.
  •   Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
  •   Воспитывать интерес к изучению русского языка, культуру умственного труда и аккуратность.

Планируемые результаты

Предметные:

- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

- знать и уметь  применять общее правило написания проверяемых орфограмм в  разных  частях слова;

- знать  и находить грамматическую основу  предложения;

- определять тип предложений, составлять схемы;  

- выделять однородные члены, устанавливать связь между ними;

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

- построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать других

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

- умение работать в паре и группе;

- уметь читать вслух и про себя учебные тексты, делать выводы

Личностные УУД:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения;

- учиться составлять план решения проблемы совместно с учителем;

- под руководством учителя вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения  работы в соответствии с задачами урока.

Межпредметные связи: окружающий мир и литературное чтение

Ресурсы

  • Учебник  В.П. Канакина  « Русский язык» 4 класс
  • Рабочая программа
  • Поурочные разработки по русскому языку  Иэд.«ВАКО»  2014 г.
  • Интерактивная доска
  • Карточки для работы в парах и группах

Технологическая карта урока «Знаки препинания в сложном предложении»

Этапы урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ФОУД

  1.          Организа-    ционный

Организация направленного внимания

Проверка готовности к уроку

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

Открывается запись на доске:

Урок

интересный
познавательный
развивающий
плодотворный   (слайд1)
- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?

Запись на доске

Ученики

активные
думающие
работоспособные
внимательные
аккуратные
дисциплинированные  (слайд2)

- Сможете стать такими?

Настроить детей на работу

Проявление позитивного отношения к учебному процессу. Уметь высказывать своё мнение.

Личностный

2. . Орфогра-фическая минутка

-развивать

орфографическую зоркость; актуализация знаний.

Прочитай наоборот.

Ренежни,боробелх,роткерид,монорга.

- Что объединяет слова? (это слова из словаря, часть речи существительное, состоят из трёх слогов, называют профессии)

- Запишите, соблюдая правила каллиграфии, поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно помнить.

- Какое слово можно назвать лишним и почему? (хлебороб –слово состоит из двух корней; директор – ударение падает на второй слог, а в остальных словах на третий) Разберите слово хлебороб по составу, составьте схему звукового анализа

[х л,э б а р о п]

Проверка.

Создать условия для повторения пройденого материала, Включить  учащихся в обсуждение  вопросов. Организо-вать самос-тоятельную работу.

Работать с информацией. Участвовать в  обсуждении   вопросов, Приме-нять правила, аргументировать ответ. Контролировать правильность выполнения заданий.

Предмет-ный

3.     Целепола-гание

Развивать умение, опираясь на полученные знания самостоятельно формулировать тему урока, ставить перед собой цель и задачу, составлять план действий, развивать умение четко и ясно излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- Прочитайте и сравните два предложения. (слайд 3)                    Солнце встало и осветило поляну. Солнце встало и поляна озарилась светом.                 – Чем похожи предложения?              (повествовательные, распространённые, содержится одна и та же мысль)                                    - Чем отличаются? (первое предложение простое; в нём одна грамматическая основа; есть однородные сказуемые, они связаны союзом –И-.  Второе предложение сложное, в нём  две грамматические основы, состоит из двух частей, части предложения связаны союзом –И-)                                    – А как вы думаете  нужно ли отделять части сложного предложения друг от друга? Почему? (оно состоит из двух простых, в каждой части содержится своя мысль)                                           - С помощью чего мы сможем это сделать? (с помощью запятой)  Давайте исправим ошибку, поставим запятую.           - Сформулируйте цель нашего урока  (научиться различать  сложные предложения  и простые с однородными членами, правильно ставить запятые)                             Составьте схему первого предложения, второго (один  ученик работает у доски)                                                                                            [ ─ ═ и ═].      [ ─ ═], и [ ─  ═].      - Кто верно составил схемы? Отметьте свою работу, поставьте плюсик на полях                   - Предположите, какие виды работ мы будем выполнять на уроке, чтобы решить поставленную задачу? Давайте составим план (записывать и сравнивать предложения; составлять к ним схемы; выделять грамматическую основу; находить однородные члены; определять, сколько частей в предложении; устанавливать связь между частями предложения, связь между однородными членами; делать выводы)

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Постановка учебной задачи.

Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, синтез. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, составлять план урока.

Регулятив-ный, познава-тельный коммуника-тивный,

3.                   Работа над новым материа-лом

   

4.                               Работа по учебнику

Воспроизводить знания уч-ся коммуникативным взаимодействием, учитывать позицию собеседника. Первичная проверка понимания Закрепить умение строить схемы простых и сложных предложений.

-Какое сейчас время года. Назовите три осенних месяца. Какие приметы осени знаете?      

- Выполните задание, работая в парах                                                      - Прочитайте текст на карточке.  Шагает по лесу осень, шуршит листом на тропинках. Наступает пора затяжных дождей, скоро придут и первые морозы. Листья на деревьях пожелтели, побурели, а сердитый ветер кружит их по воздуху. Грустит осенний лес, но скоро он станет иным. Посветлеет лес, оденется в снежный убор, и волшебница зима будет петь ему колыбельные песни 

- На какие две группы  можно разделить предложения данного текста? (простые предложения с однородными членами и сложные предложения).                                                                                          

  - Прочитайте простые предложения. Докажите.                    - Прочитайте сложные предложения. Докажите

Проверка на экране (слайд 4)                                                      

Откройте учебник на стр. 38, упр.53                                                         - Прочитайте задание. Есть ли ошибки в постановке знаков препинания? В каких предложениях?  Объясните, почему в одних предложениях запятая нужна, а в других нет                   -  Запишите эти предложения правильно.  

- Из какого произведения встретился отрывок? («Сказка о царе Салтане..» А.С.Пушкин)  

                                                     

Контроль, коррекция, организация работы в парах, самостоятельной работы.

Инициативное сотрудничество в работе с учителем, сверстниками, умение согласовывать позиции и находить общее решение, извлечение необходимой информации из текста; построение логической цепи рассуждения, доказательство; сличение способа действия и его результатов с заданным эталоном

Работа в парах Коммуника-тивный,  познава-тельный, межпред-метный

5. Физкульт-минутка

Переключение деятельности

 Один олень в осенний день

 Отлично отдыхал.                                  У озера в осиннике

 Резвился и скакал.

 А мимо ослик проходил,

Он тоже отдыхать любил,

 Но очень занят был.

 Сказал он, глядя на оленя:

 «Я подожду до воскресенья».

Развитие бережного отношения к своему здоровью

Здоровье-сберегаю-щий

6.                                Работа со схемами предложе-ний

Работа  в группах                           - А сейчас мы с вами поработаем в группах.                                        – Расставьте в предложениях знаки препинания, составьте схемы.                                Наступила поздняя осень, дни стали короче. Уже улетели ласточки, скворцы и грачи. Лес поредел и приготовился к зимнему сну. Снег выпадал, но скоро таял. Зима приближалась, а природа ждала её прихода.        

[ ─ ═], [ ─  ═].                                 [ ═ ,─,─ и ─].                                                 [ ─ ═ и  ═ ].

[ ─ ═, но  ═].   

[ ─ ═], а [ ─  ═].

  Проверка на экране (слайд 5)                         - Сделайте вывод: как могут быть связаны в предложении однородные члены                        (с помощью интонации, союзов и,а,но)                                            - А как могут быть связаны части сложного предложения?                          (с помощью интонации, союзов и,а,но) 

- Скажите, какие средства художественной выразительности  встретились в этом тексте?      

Контроль, коррекция, организация работы в группах.

Согласовывать позиции и находить общее решение, извлечение необходимой информации из текста; построение логической цепи рассуждения, доказательство; сличение способа действия и его результатов с заданным эталоном

Работа в группах. Коммуника-тивный,  познава-тельный,

7.                       Работа  в парах по карточке.

Работа по учебнику.

Обобщение и систематизация знаний. Развивать навыки самоконтроля, умение применять знания, полученные на уроке

- Работая в парах, составьте алгоритм  «Как  нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении»

1 ) Найди и подчеркни…………..

(грамматическую основу)

2) Определи количество……….

(частей в предложении)

3) Обрати внимание на (союз), который связывает части сложного предложения.  

4) На границе частей сложного предложения ………..

(поставь запятую)                       - Что у вас получилось?  

Проверка на экране(слайд 6)

  Стр.38, упр.54                                       - Прочитайте предложения. Объясните, какие буквы пропущены в словах.                        – Прочитайте предложения с однородными членами. В каких предложениях нужно поставить запятую, почему? Прочитайте сложные предложения. В каких поставите запятую, почему?                   Спишите предложения, расставьте знаки препинания.           Слабые ученики выписывают три предложения по собственному выбору. Сильные ученики выполняют задание, обозначенное  знаком «Задание   повышенной сложности»: выписывают сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные. Ставят, где нужно, запятые Проверка. Один ученик читает сложные предложения, объясняя постановку запятых, второй – простые. Самооценка.

Контроль, коррекция, организация самостоя-тельной работы.

Инициативное сотрудничество в работе с учителем, сверстниками, умение согласовывать позиции и находить общее решение сличение способа действия и его результатов с заданным эталоном, самоконтроль.

Работа в парах Коммуникативный

8.                  РефлексияТест для всего класса.

 Совершенствование умений отличать  простое предложение от сложного и правильно расставлять в зависимости от этого знаки препинания. Если вы хорошо различаете разные виды предложений на слух и умеете строить их схемы – значит вы будете пунктуационно грамотны.

- Давайте проверим, а сможете ли вы на слух определить вид предложения. Я буду читать предложения, а вы попробуйте построить к ним  схемы. (один ученик работает у обратной стороны  доски)

Улетают журавли, плывут по небу низкие осенние облака. Притихли омытые осенним дождем поля, леса, дубравы. Последние цветы  кивают головками и  издают приятный запах. Листья на деревьях уже пожелтели, но осень не вступила ещё в полную силу.          – Проверим работу, есть ли замечания к ученику, который строил схемы у доски?

Проверка на экране.(слайд 7)

 Кто в этой работе не допустил ошибок? Сделайте отметку на полях.

- Молодцы, вы уже хорошо на слух воспринимаете простые и сложные предложения 

Контроль, коррекция

Умение выполнять задание в соответствии с целью Самоконтроль

Регулятив-ный Личностные

Коллектив-ный

9.                   Итог урока

Развивать умение оценивать, анализировать свою работу.

- Подведём  итоги  урока.                         - Назовите тему урока.

- Назовите цель урока.

- Достигли мы цели урока?

- Какие открытия были нами сделаны?

- Что было для вас трудным? Почему?

- Что бы вы ещё хотели узнать?

- Оцените свою работу (светофор)  Зелёный –знаю и умею, жёлтый  – есть сомнения, красный – мне трудно.

- Спасибо вам за урок, ребята, вы очень порадовали меня своими знаниями!

Анализиру-ет резуль-таты рабо-ты, выявля-ет причины успешности/неуспеш-ности учебной деятельнос-ти. Создание положительной мотивации к обучению

Уметь оценивать свою работу. Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать больше

Регулятив-ные  Личностные

10.                      Домашнее задание

Стр. 39, упр.55,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"

Данный урок направлен на  умение распознать предложения и  в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы.   Использование...

Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"

Данный урок направлен на  умение распознать предложения и  в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы.   Использование...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Знаки препинания в конце предложения»

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.Познав...

Урок русского языка на тему "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....

Самоанализ урока русский язык на тему : " Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

Самоанализ урока по русский язык в 3 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"...