Карточки "помощники" по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Карточки содержат оформленный в таблицах материал по разделам "Звуки и буквы", "Состав слова".

Сведения по русскому языку  дорабатываются обучающимися, и в дальнейшем могут использоваться для создания собственного справочника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_pomoshchniki_po_russkomu_yazyku_3_kl.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Разбор слова по составу

Порядок

разбора

__________

__________

__________

__________

Части слова

приставка

корень

суффикс

окончание

основа слова

Что делаю?

   Подбираю однокоренные слова

Изменяю форму

слова

с приставками и без приставок

- с приставками и без приставок,

- с суффиксами и без суффиксов

с суффиксами и без суффиксов

  • по числам
  • по вопросам

Разбор слова по составу

Порядок

разбора

__________

__________

__________

__________

Части слова

приставка

корень

суффикс

окончание

основа слова

Что делаю?

   Подбираю однокоренные слова

Изменяю форму

слова

с приставками и без приставок

- с приставками и без приставок,

- с суффиксами и без суффиксов

с суффиксами и без суффиксов

  • по числам
  • по вопросам

Разбор слова по составу

Порядок

разбора

__________

__________

__________

__________

Части слова

приставка

корень

суффикс

окончание

основа слова

Что делаю?

   Подбираю однокоренные слова

Изменяю форму

слова

с приставками и без приставок

- с приставками и без приставок,

- с суффиксами и без суффиксов

с суффиксами и без суффиксов

  • по числам
  • по вопросам

Пример разбора слова по составу

ПОДСНЕЖНИК

Порядок

разбора

_____3_____

_____2_____

____4______

_____1_____

Части слова

приставка

корень

суффикс

окончание

нулевое

ПОД-

-СНЕЖ-

НИК

основа слова

Что делаю?

   Подбираю однокоренные слова

Изменяю форму

слова

с приставками и без приставок

- с приставками и без приставок,

- с суффиксами и без суффиксов

ПОДСНЕЖНИК, СНЕГ, СНЕГОВОЙ, СНЕЖИНКА

с суффиксами и без суффиксов

  • по числам
  • по вопросам



                   

Согласные звуки и буквы

   Звонкие согласные звуки

буквы

Глухие  

согласные звуки

твёрдые

мягкие

твёрдые

мягкие

[ б ]

[ б׳ ]

Б

П

[ п ]

[ п ׳ ]

[ в ]

[ в׳ ]

В

Ф

[ ф ]

[ ф ׳ ]

[ г ]

[ г ׳ ]

Г

К

[ к ]

[ к ׳ ]

[ д ]

[ д ׳ ]

Д

Т

[ т ]

[ т ׳ ]

[ ж ]

-

Ж

Ш

[ ш ]

-

[ з ]

[ з ׳ ]

З

С

[ с ]

[ с ׳ ]

-

[ й ׳ ]

Й

-

-

[ л ]

[ л ׳ ]

Л

-

-

[ м ]

[ м ׳ ]

М

-

-

[ н ]

[ н ׳ ]

Н

-

-

[ р ]

[ р ׳ ]

Р

-

-

-

-

Х

[ х ]

[ х ׳ ]

-

-

Ц

[ ц ]

-

-

-

Ч

-

[ ч ׳ ]

-

-

Щ

-

[ щ ׳ ]

                   

Согласные звуки и буквы

   Звонкие согласные звуки

буквы

Глухие  

согласные звуки

твёрдые

мягкие

твёрдые

мягкие

[ б ]

[ б׳ ]

Б

П

[ п ]

[ п ׳ ]

[ в ]

[ в׳ ]

В

Ф

[ ф ]

[ ф ׳ ]

[ г ]

[ г ׳ ]

Г

К

[ к ]

[ к ׳ ]

[ д ]

[ д ׳ ]

Д

Т

[ т ]

[ т ׳ ]

[ ж ]

-

Ж

Ш

[ ш ]

-

[ з ]

[ з ׳ ]

З

С

[ с ]

[ с ׳ ]

-

[ й ׳ ]

Й

-

-

[ л ]

[ л ׳ ]

Л

-

-

[ м ]

[ м ׳ ]

М

-

-

[ н ]

[ н ׳ ]

Н

-

-

[ р ]

[ р ׳ ]

Р

-

-

-

-

Х

[ х ]

[ х ׳ ]

-

-

Ц

[ ц ]

-

-

-

Ч

-

[ ч ׳ ]

-

-

Щ

-

[ щ ׳ ]


Гласные звуки и буквы

Гласные __________ произносятся с голосом. При их произношении __________ проходит свободно, без преград.  

Гласные звуки образуют ________: у-хо, ма-ши-на.

В русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, которые обозначают гласные звуки на письме.

Гласные звуки :    [   ],   [   ],   [   ],   [   ],   [   ],  [   ].

Буквы: _____________________________

Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Безударные гласные звуки

 

[а]

обозначаются буквами

[и]

[у]

[ы]

Звуки   [О]   и   ]  встречаются

только под ударением!

Гласные звуки и буквы

Гласные __________ произносятся с голосом. При их произношении __________ проходит свободно, без преград.  

Гласные звуки образуют ________: у-хо, ма-ши-на.

В русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, которые обозначают гласные звуки на письме.

Гласные звуки :    [   ],   [   ],   [   ],   [   ],   [   ],  [   ].

Буквы: _____________________________

Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Безударные гласные звуки

 

[а]

обозначаются буквами

[и]

[у]

[ы]

Звуки   [О]   и   ]  встречаются

только под ударением!


Согласные звуки и буквы

При произнесении ____________ звуков воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки могут произноситься с голосом и шумом (это ___________ согласные звуки), и только с шумом (это ____________ согласные звуки).

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки бывают парными и непарными.

Образуют слог только вместе с гласными.

Согласные звуки и буквы

При произнесении ____________ звуков воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки могут произноситься с голосом и шумом (это ___________ согласные звуки), и только с шумом (это ____________ согласные звуки).

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки бывают парными и непарными.

Образуют слог только вместе с гласными.

Согласные звуки и буквы

При произнесении ____________ звуков воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки могут произноситься с голосом и шумом (это ___________ согласные звуки), и только с шумом (это ____________ согласные звуки).

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки бывают парными и непарными.

Образуют слог только вместе с гласными.

Согласные звуки и буквы

При произнесении ____________ звуков воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки могут произноситься с голосом и шумом (это ___________ согласные звуки), и только с шумом (это ____________ согласные звуки).

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки бывают парными и непарными.

Образуют слог только вместе с гласными.

Обозначение мягкости и твёрдости  согласных звуков на письме.

обозначают твёрдость согласных звуков

БУК

ВЫ

обозначают мягкость согласных звуков

[ р а т ]  - рад

а

я

[ р ̓ а т ]  - ряд

[ в о л ]  - вол

о

ё

[ в ̓ о л ]  - вёл

э

е

[ л у к ]  - лук

у

ю

[ л ̓ у к ]  - люк

[мышка] - мышка

ы

и

[м̓ишка]  - мишка

[ ж а р ]  - жар

-

ь

[ ж а р ̓ ] - жарь 

Обозначение мягкости и твёрдости  согласных звуков на письме.

обозначают твёрдость согласных звуков

БУК

ВЫ

обозначают мягкость согласных звуков

[ р а т ]  - рад

а

я

[ р ̓ а т ]  - ряд

[ в о л ]  - вол

о

ё

[ в ̓ о л ]  - вёл

э

е

[ л у к ]  - лук

у

ю

[ л ̓ у к ]  - люк

[мышка] - мышка

ы

и

[м̓ишка]  - мишка

[ ж а р ]  - жар

-

ь

[ ж а р ̓ ] - жарь 


Буквы Е, Ё, Ю, Я

обозначают мягкость согласного звука и гласный звук

обозначают два звука:

[Й'] и гласный звук

после согласного

в начале слова

после гласного

после разделительного Ь и ___

пять

[п' а]ть

ель

[й׳э]ль

  маяк

ма[й'а]к

     вьюга

     в[й' у]га

    съехал  

 

    с[ й' э]хал

Буквы Е, Ё, Ю, Я

обозначают мягкость согласного звука и гласный звук

обозначают два звука:

[Й'] и гласный звук

после согласного

в начале слова

после гласного

после разделительного Ь и ___

пять

[п' а]ть

ель

[й׳э]ль

  маяк

ма[й'а]к

     вьюга

     в[й' у]га

    съехал  

 

    с[ й' э]хал



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...