Урок - сказка. Тема: обобщение знаний о безударных гласных проверяемых ударением.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Гукепшева Ирина Александровна

воспитывать патриотизм на основе русского - народного фольклора;

закрепить  понятие антонимы;

познакомить с новым словарным словом;

формировать навыки нахождения проверочных слов;

формировать навыки работы в парах, взаимоконтроль;

воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, ответственность за свои

действия;

 развивать речь, грамматическую зоркость, память и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-skazka.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  – СКАЗКА.

Тема: обобщение знаний о безударных гласных  проверяемых ударением.

Цель: обобщить материал по теме, совершенствовать умение подбирать                                          проверочные слова, развивать монологическую речь детей, внимание.

Задачи:

воспитывать патриотизм на основе русского - народного фольклора;

закрепить  понятие антонимы;

познакомить с новым словарным словом;

формировать навыки нахождения проверочных слов;

формировать навыки работы в парах, взаимоконтроль;

воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, ответственность за свои

действия;

 развивать речь, грамматическую зоркость, память и воображение.

          Ожидаемый результат.

         Урок должен способствовать:

развитию у учащихся речевой грамотности;

усвоению нового лексического понятия;

умению детьми оценивать результаты работ своих одноклассников и себя.

Оборудование:

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. 

Сообщение темы урока. Слайд № 1.

Учитель.

Мы рады приветствовать всех присутствующих сегодня в нашем классе.

Я желаю всем плодотворной работы, успехов в повторении и изучении нового материала. Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание и взаимопомощь в работе. Желаю удачи в ваших новых открытиях.

ИТАК, мы начинаем.

Очень интересная история, совсем  недавно, произошла с такими же детьми, как вы. А какая история мы сейчас послушаем.

Слайд № 2.

Ученик.

СТИХОТВОРЕНИЕ «ПИСЬМО»

Пришло письмишко мне

Гляжу – из лагеря,  от Мишки.

«Здесь чудный луг, и я лижу»

Написано в письмишке.

Луг лижет? Что за чудеса?

Наверно шутит плут,

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный пруд.

На днях в лесу нашёл я груздь

И очень был доволен»

Нет, нет, не шутит он!

Боюсь, мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить.

Учитель.

А какое правило не знал мальчик?  

Ученик.

Правило о безударных гласных проверяемых ударением.

Учитель.

Верно.  Это правило и легло в основу темы нашего урока. Слайд № 3.

Сегодня мы не просто будем рассказывать правило и выполнять задания,    сегодня нас ждёт удивительное путешествие в страну сказок.

Наше путешествие начинается. Но мы, же не можем  отправиться в путь с пустыми руками, в дорогу нам нужно взять багаж. А какой именно – отгадайте.

Учитель демонстрирует РЕБУС. Слайд № 4. Слайд № 5

Ученики с интересом их отгадывают. Это знания и дружба.

Учитель.

Правильно, в дорогу мы возьмём дружбу и знания. 

2.Работа в тетради.

Слайд № 6

Учитель.

Подготовьте свои волшебные тетрадки к работе. Сядьте ровно, откройте их, запишите дату урока и вид работы. Начнём, как обычно, с минутки чистописания. Но только вам  нужно отгадать какую букву мы будем сегодня писать.

                         

                          Бел, как снег, надут, как мех.                                          

                         День и ночь на ножках. В красненьких сапожках.            

                                                           (гуСь)

Учитель.

Какой звук услышали  в конце слова, охарактеризуйте его.

Ученик.

Называет звук. (Он мягкий, парный, глухой).

Учитель.     

  В каких сказках встречается этот персонаж?

  Учитель.

                        Всю ночь летает, мышей добывает

                        А станет светло, спать летит в дупло.

                                                           (Сова)

Какой звук услышали в начале  слова, дайте его характеристику.

Ученик называет звук. (Он твёрдый, парный, глухой).

Учитель.    

 В каких сказках можно его встретить?

Учитель.

  Так  какую же букву мы будем сегодня писать?  

Ученик.

 Сегодня на уроке мы будем писать букву С.

Учитель.

Из каких элементов состоит эта буква?

 На что она похожа? СЛАЙД  №7.

А почему именно эту букву мы будем писать?

Ученик.

Мы будем писать эту букву потому, что мы путешествуем по Сказкам.

Учитель. Слайд № 8.

Сядьте ровно, пропишите букву и  запишите слова: СКАЗКА, СОЛНЦЕ,     МЕСЯЦ.

 СЛАЙД № 9.

 СОЛДАТ   САПОГИ   СЛУЖИВЫЙ  

Учитель.

А из какой сказки эти слова? Кто главный герой этой сказки?  

Ученик.

Эти слова из сказки «Каша из топора».

Учитель.

Сегодня наш гость – солдат.  СЛАЙД №10.

Он пришёл к нам издалека, он очень долго шёл, его дорога была нелегка.

А принёс он нам свиток с заданиями.

Я думаю, что мы справимся с ними, потому что мы взяли в багаж дружбу и знания. 3. Работа над лексическим значением слов.

Учитель.

 Много сюрпризов приготовил служивый. Вот первое задание: объясните  значение слов.

  Что такое свиток?   Давайте послушаем.

Ученик.

Свиток - узкая полоска папируса, пергамента, свёрнутая в трубочку. Одна из древних форм рукописей.

Учитель.

Что ещё использовали в старину для письма? А что такое папирус?

Ученик.

В Египте на берегах Нила зеленели заросли высокого растения, похожего на осоку. Это папирус. Его стебли разрезали вдоль, укладывали рядами. Ряды с помощью сока склеивали. Папирус- первая бумага.

Учитель.

Что такое пергамент?

Ученик.

Пергамент  - обработанная коровья или телячья кожа, использовалась для письма. На пергаменте писали на обеих сторонах листа.

4.Работа со словами из словаря.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот следующее задание. 

Слайд № 11

На доске появились слова.

 Учитель.

 Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы и разделите их на 2 группы.

С*лдат         Прин*сла

Т*пор           Похв*лила

С*поги         Отв*чает

Ответы детей. Одна группа это слова с безударной гласной, проверяемые ударением. А другая группа это слова, которые нужно запомнить.

Учитель. 

Какое новое слово надо запомнить?  (Солдат)

Наша память не безгранична. Есть такие сигналы, которые помогают нам запомнить эту группу слов.

Слово  солдат  заимствовано из итальянского языка. Служивые получали за свою службу монеты – сольдо, после чего они и получили названия солдат.

Ваше домашнее задание найти сигналы к словам топор и сапоги.

Учитель. 

Солдат приготовил вам фокус, просмотрев его вы, узнаете  ещё одно новое слово, которое нужно запомнить.

Подскажите, какое оружие использовал Иван-царевич в битве со Змеем Горынычем?

Ученик.

Меч. 

Учитель.  Если к слову МЕЧ добавить слог ТА, то получится МЕЧТА. 

Слайд № 12

 Слова мечта и меч не являются однокоренными. Но мы уже говорили о сигналах, которые помогают запомнить эти слова.

И солдат показал вам свой сигнал. А что такое мечта?

Ребята высказывают своё мнение.

Учитель.

Мечта – нечто, созданное воображением, предмет желаний. Слово мечта в старославянском языке значило «мерцать, сверкать».

Изначально мечта – «то, что мерцает, призрак, ведение».

А о чём вы мечтаете? Ответы детей.

5. Физминутка «СКАЗКА»

6. Закрепление  изученного.

Учитель.

Чтобы дальше продолжить свой путь солдат предлагает нам решить орфографические задачи.

Он предусмотрел испытания всем (………будут выполнять  эти задания),  а с остальными   он решил поиграть. Удачи вам, ребята.

Несколько учеников выполняют задания по карточкам.

Учитель.

Условия игры такие: я буду называть слова, а вы подбирать слова с противоположным значением, указав проверочное слово.

Слайд № 13.

Темно (светло)    

Близко (далеко)

Утренний (вечерний)                                                  

Хороший (плохой)

Пресный  (солёный)

Тёплый (холодный)

Учитель.

Посмотрите, какое мы сделали открытие в путешествии. Мы называли  слова с противоположным значением. А как они называются?

Ученик. АНТОНИМЫ.

Слайд № 14.

Учитель. Слайд № 15

Теперь нам предстоит следующий этап нашей работы. Я предлагаю провести коллективную проверку  индивидуальной работы (приготовьте, пожалуйста, свои сигнальные фонарики).

Ученики оценивают работу одноклассников.

Слайд №16.

  Сказки мудростью богаты

  Сказке скажем: «Приходи!»

  Это присказка, ребята,

  Сказка ждёт нас впереди!

Учитель.

Взмахнула фея волшебной полочкой и у нас в классе выросло волшебное дерево. А что это за дерево, отгадайте? 

Слайд № 17

 Ученик.

Это  волшебная яблоня.

А в какой сказке нам встречается волшебная яблоня?  

Ученик.

   В русской - народной сказке «Гуси-лебеди».

Учитель.

Вот и наша яблоня волшебная. На ней кроме обычных яблок выросли ещё и   волшебные.  

Сорвать плод может только тот, кто скажет, какие буквы пропущены в словах, и докажет подбором проверочных слов.

СЛАЙД № 18

З*мля                   Тр*ва  

В*лна                   Р*ды                        

Св*сток               Зв*нок

Гр*чи                   Л*сток

П*тёрка               Зв*зда

Ребята  вставляют пропущенные буквы. Слова записывают на доске и в тетради.

Учитель.  Слайд № 19

На этом свитке что-то написано. Прочитайте. Отгадайте от кого оно? Из какой сказки герои?

Ученик.

 Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Учитель.

Залилась Алёнушка слезами, села на стожок - плачет, а козлёночек скачет.

Следующее испытание приготовил вам служивый.  

Спишите, найдите слова с безударной гласной, выпишите их, указав проверочные слова, с последующей взаимопроверкой.

Ученики  выполняют работу.

Учитель.

Сейчас вы поменяетесь своими работами. Если найдете ошибку – не зачеркивайте её, а подчеркните все слово.

Умело справится тот, у кого нет подчеркнутых слов – тот настоящий путешественник и искатель приключений, а если есть исправьте сами свою ошибку и не переживайте, ведь рядом с вами идут ваши верные друзья, которые помогут вам справиться с трудностями.

7. Итог урока.

Учитель.

 У солдата последнее задание осталось.

 Какие русские  народные сказки вы знаете?

Слайд № 20.

Учитель.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Объясните смысл пословицы.

Ученик.

В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается.

Учитель.

Сказка – выдуманная история, мечта человека о добре.

Еще один взмах волшебной палочки и мы из сказки перенесемся в наше время.

 Слайд № 21

 Помогли ли нам наши знания и дружба в путешествии?    

Ученик.

 Да, помогли.

Учитель.

А что еще помогло?

Ученик.  Сказка.

Учитель. Слайд № 22

Наше путешествие не закончилось, и оно будет продолжаться до тех пор, пока мы учимся. И мы заканчиваем урок вот таким стихотворением.

Ученик.

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться

В слабой и сильной позиции

Проникнув в тайны фонемы

Осилим мы эти проблемы.

Мы под ударением пишем

Без сомненья то, что слышим.

Учитель.

Чему научились на уроке?

Все вы хорошо отвечали, особенно хочется отметить………………

Домашнее задание:

Выучить словарное слово, повторить правило. Всем большое спасибо.

Урок окончен. Спасибо за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики тема «Обобщение знаний о геометрических фигурах» 2класс

Урок математики во 2 классе по УМК "Планета знаний" содержит презинтацию....

Конспект урока по теме "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс

Конспект обощающего урока по теме "Состав слова"...

урок по теме "Обобщение знаний об имени существительном" (Русский язык 3 класс)

Урок обобщения и закрепления знаний об имени существительном. Урок разработан в технологии деятельностного метода.К урока прилагается презентация, которая содержит разработанные задания для учащихся, ...

Презентация к уроку по теме "Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"

Данный урок- презентация" Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова" представлен в интересной форме, который  даёт возможность каждому учащемуся проверить ...

Конспект урока по теме "Обобщение знаний по теме состав слова"

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Обощение знаний по теме состав слова"....

План-конспект урока по теме: Обобщение знаний по теме «Мир общения»

План-конспект урока по теме: Обобщение знаний по теме «Мир общения»Класс: 2 Тип урока: закрепление пройденного материала...