Урок русского языка . 4 класс.Тема: «Обобщение знаний о безударных падежных окончаниях существительных»
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Сигналова Юлия Алексеевна

Урок рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку, 4 класс.

Выполнила Сигналова Юлия Алексеевна,

учитель гимназии №5

Г. Конаково

Слушатель курсов семинара « Механизмы реализации ФГОСи ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон»,

 в период с 31 октября  по 3 ноября 2012 года.

Конспект урока по русскому языку, 4 класс.

Тема: «Обобщение знаний о безударных падежных окончаниях существительных»

Тип урока: урок рефлексии

Основные цели:

  1. Тренировать умение находить орфограмму « безударное окончание существительных»,определять падеж существительных.
  2. Тренировать умение находить и исправлять свои ошибки на основе рефлексии своей учебной деятельности.

Материалы для занятия

Демонстрационный  материал: 1) высказывание Л.Н.Толстого; 2) Эталон по правописанию безударных окончаний существительных; 3)карточки со словами для актуализации знаний 4) образец  выполнения самостоятельной работы №1; 5) карточки с высказываниями для этапа рефлексии.

Раздаточный материал: 1) самостоятельная работа №1 ; 2)эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1; 3)карточка с дополнительными заданиями; 4)карточка для тренинга ; 5)образец выполнения дополнительного задания; 6)карточка с образцом выполнения тренировочных заданий; 7) самостоятельная работа№2; 8)эталон для самопроверки самостоятельной работы№2.

Ход урока

1).Мотивация к коррекционной деятельности

На доске карточка с высказыванием:

Ошибки дают разум.

Л.Н.Толстой

-Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого?

Сегодня урок самопроверки. Что вы будете проверять?( Какие знания мы умеем применять, а какие знания не умеем применять)

Если выяснится, что вы какой-то способ не умеете применять, что вы будете делать?( Учиться применять данный способ)

Какое домашнее задание у вас было? Какое правило учились применять? (Правописание безударных окончаний имён существительных)

Все ли у вас получалось?

Сегодня вы проверите, умеете ли вы сами применять правило правописания безударных окончаний  имен существительных.

Чтобы работа была успешной, с чего надо начать? ( С повторения)

2).Актуализация знаний и  фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

На доске размещен эталон :

……………..?   - ( скл., падеж )     ………….  

На доске карточки со словами:

  1. На площад(и\е),  2)  в речк(и\е) ,    3)  за мор(ем\им),    4 ) за г(о\а)рой,   5) по тропк(е\и).

-Запишите на планшете номера слов , которые подходят к данному эталону ,и обоснуйте свой выбор.( №1,2,3,5-в этих словах пропущены безударные падежные окончания существительных)

-Какие падежи вы знаете?

-Каким правилом надо пользоваться?( определить склонение и падеж существительных, вспомнить, какое окончание  у этого склонения в данном падеже )

-Какое слово не подходит к эталону?(«за горой», в нем пропущена другая орфограмма).

-Запишите эти слова , используя эталон.(Один учащийся выполняет задание на доске, остальные в тетрадях. «На площади- 3 скл. Пр.п. окончание (и)» и т.д.)

-Что вы сейчас повторили?(Правило правописания безударных окончаний  существительных).

-Для чего мы  это повторили?( чтобы использовать эти знания в самостоятельной работе)

-Что будете делать дальше? (Выполнять самостоятельную работу)

-С какой целью?( Мы должны проверить, научились ли мы применять правило, чтобы понять, что мы умеем делать , а  над чем еще нужно поработать)

Детям раздаются карточки с самостоятельной работой №1.

Самостоятельная работа №1.

Вставь пропущенные буквы, пользуясь эталоном

У пристан( и\е),    за березк(ой\ай),    по ладон(и\е)    на дорог(и\е)

 -Что вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы? ( Эталон. Правило.)

Дети выполняют работу.

-Что вы теперь должны сделать?( Мы должны проверить ее по  образцу.)

-Как вы будете фиксировать результат?( Если все правильно, то поставим знак « +», если наш результат не совпадет с образцом, то поставим знак «?»)

На доску вывешивается карточка с образцом:

Образец выполнения самостоятельной работы №1

У пристани ;   за березкой;   по ладони;   на дороге

-Кто зафиксировал затруднение? (…)

-Кто все слова записал правильно?

Что вы все должны сделать?(Сопоставить свою работу с эталоном для самопроверки.0

-С какой целью будете сопоставлять с эталоном для самопроверки?( Те, кто ошибся, смогут определить причину своей ошибки, а кто выполнил работу правильно, проверит правильность своих рассуждений)

3) Локализация индивидуальных затруднений.

Ученикам раздаются эталоны для самопроверки.

Эталон для самопроверки

У пристани -3 скл,род.п

  за березкой-1 скл., тв.п  

по ладони-3 скл., д.п.

  на дороге- 1 скл., пр.п

……………..?   - ( скл., падеж )     ………….  

Проверка проводится во внешней речи: учащиеся по одному проговаривают написание каждого слова.

-Те кто допустил ошибку, что должны сделать?( Подчеркнуть место ошибки, исправить ее, выяснить причину ошибки.)

-Кто ошибся в определении склонений?

-Кто ошибся в определении падежа?

-Кто ошибся в выборе окончания?

На доске записать количество ошибок разного вида.

4)Коррекция выявленных затруднений.

-У кого задание выполнено правильно? Что вам  следует делать дальше?( мы будем учиться применять свои знания в заданиях повышенной  трудности.)

Задания для учеников, недопустивших ошибки:

Найди в тексте существительные  с безударным окончанием .Выпиши. Определи склонение и падеж.

Маленькая девочка в панамке вышла из дома, перешла улицу и побежала по дорожке между домами.

-Те ребята, которые выяснили свои затруднения, какая перед вами стоит цель? ( Исправить ошибки и научиться применять правило)

Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки и выполняют тренировочные задания.

1.Определи склонение слов:

Море-              лошадь-

Воля-                 Люда-

2.Определи падеж

(На  чём?) На море-                               ( с чего?) с лошади-

( по чему?) по воле-                               ( о ком?) о Люде-

3. Повтори правило на странице учебника..

Учащиеся, работающие с тренировочными заданиями проверяют  свои работы по образцу:

1.Определи склонение слов:

Море- 2 скл.             лошадь-3 скл.

Воля-1 скл.                 Люда-1 скл.

2.Определи падеж

(На  чём?) На море- пр.п                              ( с чего?) с лошади- р.п

( по чему?) по воле- д.п                              ( о ком?) о Люде-пр.п

5)Обобщение затруднений  во внешней речи.

- Вы самостоятельно исправили ошибки. Каких ошибок было больше?

Обратить внимание на фиксацию ошибок на доске.

-Проговорите правило правописания безударных падежных окончаний существительных.

6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Какой следующий шаг вы должны выполнить?( мы должны сделать самостоятельную работу №2)

Самостоятельная работа №2.

Вставь пропущенные буквы, пользуясь эталоном

По дорог(е\и)     о  парк(е\и)     для песн(и\е)     у мыш(и\е)

После работы учащиеся проводят самопроверку по эталону для самопроверки:

Эталон для самопроверки

По дороге-1 скл. Д.п

 о  парке-2 скл. Пр.п

 для песни- 1 скл. Р.п

 у мыши- 3 скл. Р.п

……………..?   - ( скл., падеж )     ………….  

- Кому удалось справиться с затруднениями?

Учащиеся , которые работали с дополнительным заданием, проводят самопроверку по подробному образцу:

Подробный образец для самопроверки:

в панамке  -1 скл. П.п

из дома-2 скл. р.п

 улицу -1 скл. В.п

 по дорожке -1 скл. Д.п

между домами- мн.ч.,  т.п

-Кому удалось без ошибок справиться с дополнительным заданием?

7)Включение в систему знаний и повторение.

-Вы хорошо научились находить орфограмму. Теперь выполним задание №5  из «Дидактических  материалов».Задание: вставь пропущенные окончания.

8) Рефлексия деятельности на уроке.

-Какова была цель этого урока?(выяснить , хорошо ли мы научились писать существительные с безударными падежными окончаниями.)

-Какую цель ставили перед собой те, кто допустил ошибку в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чём она заключалась. Научиться применять правило.)

-Как исправляли ошибки? ( Определили место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях).

-Над чем работали те, кто первую работу выполнил без ошибок?

-Оцените свою деятельность на уроке.( У каждого ученика карточки 3 цветов: зеленые, желтые, красные.)

-Я буду читать высказывания, если вы согласны с первым, то поднимаете зеленую карточку, если согласны со вторым утверждением- желтую, а если с третьим- красную.

  • Я все понял и могу объяснить другому.
  • Я все понял.
  • У меня остались вопросы.

Учитель анализирует самооценку учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3кл. (ПНШ)."Путешествие в страну безударных падежных окончаний сущ-ых 1 и 2 склонения"

Урок разработан с применением приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Прилагается презентация....

Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс

Презентация содержит материал к  уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...

Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Склонение имен существительных по падежам»

Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритмом определения падежа слова в предложении....

Презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Безударные падежные окончания имен существительных 3 склонения"

Данная презентация к уроку русского языка в 4 классе посвящена правописанию безударных  падежных окончаний имен существительных 3 склонения....

Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Изменение имен существительных по падежам»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе " Изменение имён существительных по падежам" УМК "Перспектива"...

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"

Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...

Урок русского языка в 4 классе по теме Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК "Школа России"...