Урок русского языка по теме "Корень. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Петрова Светлана Владимировна

Урок русского языка УМК "Школа 2100" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx328.71 КБ
Файл nablyudenie_nad_odnokorennymi_slovami.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Русский язык, 2 класс УМК «Школа 2100» Петрова С.В., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 19» г. Ухта, РК

Слайд 3

- По какому признаку объединили слова? соль стекло зима солёный стеклянный зимний солить стеклить зимовать

Слайд 4

Вода, водичка, водяной, подводник, водица, водопад, водолаз, водомерка, водоросли.

Слайд 5

Урок полезен, всё понятно, Лишь кое- что чуть- чуть неясно, Ещё придётся потрудиться, Да, трудно всё- таки учиться.



Предварительный просмотр:

Тема урока

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цель

Развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Формируемые УУД

Познавательные общеучебные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание.

Познавательные логические: умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.

Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Осваиваемые понятия

Корень слова. Однокоренные слова.

Ресурсы

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса. - М. : Баласс, 2010.

2..Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса (1-4) Бунеева       Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В.. пособие для учащихся. // Серия «Свободный ум» - М. : Баласс, 2010.

3. Электронные образовательные ресурсы УМК «Начальная школа» (Уроки и медиатека Кирилла и Мефодия)

4. Компьютер учителя.

5. Мультимедийное оборудование.

Этапы урока

Формируемые

УДД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1. Психологический настрой детей на урок, проверка готовности  к уроку

 - Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

Актуализация знаний и целеполагание

Познавательные УУД

1.Развиваем умение извлекать информацию из текста.

2.На основе анализа объектов делать выводы.

3.Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД

1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Рассмотрим слайд.

Что можете сказать?

Что объединяет эти картинки?

Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова.

Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно?

Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности

Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

Что уже знаем по данной теме?

Что мы сейчас делали?

На каких уроках мы ещё составляем план?

Для чего мы это делаем?

1.Что такое корень слова

2.Как обозначается корень

3.Что нужно для того чтобы найти корень слова

4.Однокоренные слова

5.Значение слова

Планировали свою деятельность

Развитие умений- применение знаний

1.На доске и у каждого ученика даны слова:

Стеклянный соль зимовать солить зимний стеклить зима стекло солёный зимний

Какую работу мы можем выполнить?

По какому признаку объединили слова?

Какой вариант перекликается с темой урока? Слайд.

Давайте попробуем закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

Ясен ли смысл слова?

Без какой же части не бывает слова?

Почему?  

Что выражает корень в однокоренных словах?                                                                                                            

Какие слова называются однокоренными?

Для чего нужны нам эти знания?

2.Всё ли нам понятно, всё ли мы знаем об однокоренных словах?

Давайте проверим.

Перед вами лежит карточка с текстом.

     Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка скользит по водной глади. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Прочитайте.

Все ли слова понятны в тексте? Где мы можем узнать об этом?

На что обратили внимание? Какое по жанру это произведение?

Подходит ли этот текст к теме урока?

Какое задание можете предложить, опираясь на полученные знания? Какое предложение является подсказкой?

( как правило, дети группируют слова таким образом)

Вернуться к правилу, какие слова называются однокоренными.

Развести понятия: значение слова одинаковое или близкое.

Что использовали, чтобы придти к нужному результату?

Классифицировать, объединять в группы по признаку.

Предложено несколько вариантов (Части речи, однокоренные слова, ударение)

В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.

Общий смысл однокоренных слов.

Для того чтобы уметь ими пользоваться.

У Воды                 Водитель

Подводник

С Водицей

Водомерка

Водной

Водичка

Водяной

Воду

Вода

             Вода

У воды   Подводник

Воду       С Водицей

                 Водомерка

                 Водичка

                 Водяной

   

Анализ смыслового значения слов.            

     

Рефлексия

Итак, все готовы ответить на вопрос: какая работа на уроке стала для вас наиболее нужной и важной? Какие умения формировали? В листах достижений отметьте свои умения на данном уроке?

 Урок полезен, всё понятно,

 Лишь кое- что чуть- чуть неясно,

 Ещё придётся потрудиться,

 Да, трудно всё- таки учиться!

Домашнее задание

 Разноуровневые задания на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Закрепление изученного. Однокоренные слова Школа России

Урок с презентацией по теме "Закрепление изученного. Однокоренные слова". В презентации использованы кадры из мультфильма "Простоквашино"...

Урок русского языка 2 класс "Однокоренные слова"

В игровой форме учащиеся обобщат знания о родственных словах, корне слова....

Интерактивное сопровождение к уроку русского языка по теме "Однокоренные слова" во 2 классе

Презентация для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа России"....

Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.

На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс, образовательная система "Школа 2100". Урок, соответствующий требованиям ФГОС, с использованием презентации....

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова.

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова. УМК "Школа России" 2 класс....

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."

Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные  слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...