Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме

На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными ( одинаковый корень и близость слов по смыслу ).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зеленцова С.Н. РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС Тема урока : «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова.»

Слайд 2

Ум да разум надоумят сразу.

Слайд 3

Введение в новый раздел

Слайд 4

1) Подземная часть растения; 2) Часть волоса, зуба, ногтя; 3) Часть слова. Корень

Слайд 5

Части слова. Корень. 1) Что такое корень? 2) Значение корня. 3) Научиться находить его. 4) Однокоренные слова.

Слайд 6

Вспоминаем то, что знаем Холод, мороз, стужа, морозный, снег, морозить, декабрь, морозильник, заморозки.

Слайд 7

Мороз , мороз ный, мороз ить, мороз ильник, за мороз ки … ный , … ить , … ильник , за… ки . Мороз, мороз, мороз, мороз, мороз.

Слайд 8

Мальвина : «Корень – это общая часть всех слов». Буратино : «Корень – это главная часть предложения». Золушка : «Корень – это общая часть однокоренных слов».

Слайд 9

Ум да разум надоумят сразу.



Предварительный просмотр:

Зеленцова Светлана Николаевна

МБОУ «СОШ № 56»

Учитель начальных классов

Тема:  Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цель:

  развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Ι. Актуализация знаний.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку  правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

  - Чистописание. Запись на доске    

(Слайд №1) Ум да разум надоумят сразу      

Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой

пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .

(Слайд №2) Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 116.

– Чему удивился Петя Зайцев?

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)

- Отгадайте загадку:

        Я у дуба, я у зуба, я у слов  и у цветов

        Я упрятан в темноту,

        Я не вверх, а вниз расту.

– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Слайд №3) (Корень слова.)

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план:

Задачи:

1. Узнать что такое корень слова?

2. Зачем нужен корень слова (Значение корня)

3. Научиться находить его.

4. Узнать что такое однокоренные слова.

(Слайд №4)

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

 - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

(Слайд №5) Холод, мороз, стужа, морозный, снег, морозить, декабрь, морозильник, заморозки.

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами.

- А теперь внимание, задание:

-Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются  однокоренными.

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут однокоренными.  (Обсуждение в парах)

 Пишем с большой буквы через запятую.( Дети делают запись, один ученик работает у доски).

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Мороз, морозный, морозить, морозильник, заморозки.

– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)

– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

– Выделите корень значком.

(Слайд №6)

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня мороз «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) мороз. (мороз – холод, морозный – очень холодный, морозить – подвергать действию холода, морозильник – морозильная камера, заморозки - легкий утренний мороз осенью или весной).

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

(Слайд №7)

– А попробуйте  закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)

– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

– От него образуются («растут») другие слова.

(Слайд №7)

  – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город, пригород, городок.  «Исключить»  части, которыми они отличаются друг от друга.

Учебник на стр. 86

– Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.)

– Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника на стр. 86

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

2. Работа по учебнику.

Упр. 116 – развивается умение находить общую часть однокоренных слов.

– Какая общая часть есть у этих слов?

– Что общего у них в значении?

– С каким словом они все связаны? Докажите это.

– Какой корень «посадили» здесь? Спишите и выделите корень слова.

Физкультминутка для глаз

- Что было для вас новым и непонятным?

3. Работа в группах Задания в конвертах.

 1 группе – слова: лес, лесной, лесник, перелесок, лесок. 

 2 группе – слова: дом, домик, домашний, домовой

 3 группе – сад, садик, садовый, посадить.

 4 группе: стол, столик, столовый, настольный.

– Докажите, что корень – главная часть слова. Что для этого надо сделать?

 Закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен.

4. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов.  Что надо сделать? «Исключить»  части, которыми они отличаются друг от друга.

 Запишите слова в тетрадь, выделите корень.

Игра - А теперь давайте еще  поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются   группы однокоренных  слов.

                                               1 группа   - рыб -

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

                                               2 группа   - ум –

Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

                                               3 группа   - ворон –

Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил , вороний.

                                               4 группа   - вод –

Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

- Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились! В гости к нам пришли сказочные герои.            Помогите им!

ΙV. Итог урока

- Найдите правильное определение корня.

(Слайд №8) Мальвина: «Корень – это общая часть всех слов».

                   Буратино: «Корень – это главная часть предложения».

                 Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов».

- Кто прав из сказочных героев?

- А теперь обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? ( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.) (Слайд №9)

- А какую еще связь с нашим  уроком  вы заметили?

 ( В пословице есть однокоренные  слова).

  • Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

V. Домашнее задание.

1. Упр. 100 («Дидактический материал»).

2. Придумайте сказку про корень. (По желанию.)

.  Рефлексия.

(Слайд №10) - Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

 – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

-  Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился,  и остался  не очень доволен своей работой.

- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

Resource id #6296

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс

Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....

Урок русского языка по теме "Орфограммы в корне слова" 2 класс

В уроке используются разные приемы для развития орфографической зоркости....

Урок русского языка «Правописание безударных гласных в корне слова», посвящённый 75-летию Великой Победы 9 мая 1945 года (в рамках школьной Декады наук) 4 класс «А»

Цели урока: Систематизировать знания обучающихся, их умений находить в словах безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова и однокоренные слова. Развивать речь обучающихся, наблюдател...