Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (Т.А.Ладыженской)
календарно-тематическое планирование по русскому языку по теме

Ситникова Наталья Валерьевна

Разработка рабочей программы по русскому зыку 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_5_klassa_b_russ.yaz_._.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по русскому языку

для 5 класса Б

на 2012-2013 учебный год

                                                                  Составила: Ситникова Н.В.

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку  и программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской, Баранова и др.,. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; тематическое планирование; содержание разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МАОУ СОШ №15. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в V классе – 175 часов.

Данная рабочая программа предусматривает изучение русского языка в V классе с расчетом на 175 часов в год (5 раз в неделю)

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся V класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся

за курс русского языка V класса.

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

            аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

            чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

    В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос,  опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты,  комплексный анализ текста,  устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.

Раздел III. Содержание разделов учебного курса.

    Язык и общение (3 ч)

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.

    Повторение изученного в начальных классах (22ч)

Состав слова. Орфограмма. Правописание согласных. Звуки и буквы. Текст. Части речи.

    Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.  (32 ч)

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение.Члены предложения. Виды предложений. Синтаксический и пунктационный разбор предложения. Простые и сложные предложения. Прямая реяь. Диалог.

    Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (14 ч)

Фонетика. Звуки и буквы. Графика. Алфавит. Орфоэпические нормы.

    Лексика. Культура речи. (10 ч)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Омоним, синонимы, антонимы.

    Морфемика. Орфография. Культура речи. (23 ч)

Морфемы в русском языке. Изменение и образование слов. Классификация морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных.

    Морфология. Орфография. Культура речи.  (55 ч.)

    Имя существительное (18 ч)

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род, число, склонение, падеж имен существительных.

    Имя прилагательное (11 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

    Глагол (26 ч)

Глагол как часть речи. Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах. Время глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Употребление времен.

    Повторение и систематизация пройденного (8 ч)

Разделы науки о языке. Орфограммы. Пунктуация.

    Резервные часы : 8.

Раздел IV.  Учебно-методические средства обучения.

Основная литература

Русский язык V класс. Учебник для общеоьразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2009.

Дополнительная литература

1. Русский языкV класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.:Учитель, 2007.

2. Обучение русскому языку в V классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2000.

Плановые контрольные работы:                                                    

Диктанты – 8                                                                                      

Сочинения – 4                                                                                        

Изложения – 3                                                                                  

Словарные диктанты – 4                                                                  

Тестирования – 3

                                                                         

Раздел  V. Тематическое планирование.

№ уро-ка


Тема урока

Кол-во часов

Язык и общение

3

1

Язык и человек Общение устное и письменное

1

2

Слушаем на уроке

1

3

Стили речи

1

Повторение изученного в начальных классах

22

4

Звуки и буквы

1

5

Орфограмма

1

6-7

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

2

8

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

9

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

10

Буквы и,у,а после шипящих

1

11

Разделительные Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами

1

12

Текст

1

13

Обучающее изложение  (упр.66)

1

14

Работа над ошибками. Части речи

1

15

Глагол

1

16

-Тся и -ться в глаголах

1

17

Контрольное тестирование №1

1

18

Тема текста. Анализ теста

1

19

Личные окончания глаголов

1

20

-Не- с глаголами. Словарный диктант за курс начальной школы.

1

21

Имя существительное. Имя прилагательное.

1

22

Местоимение

1

23

Основная мысль текста (упр.114)

1

24

Контрольный диктант №1

1

25

Анализ диктанта

1

Синтаксис. Пунктуация.

32

26

Синтаксис 

1

27

Пунктуация

1

28

Словосочетание.

1

29

Контрольный словарный диктант №1. Словосочетание.

1

30

Разбор словосочетания

1

31

Предложение. Грамматическая основа. Анализ словарного диктанта

1

32

Сжатое изложение (упр.137)

1

33-34

Виды предложения по цели высказывания. Вопросительные предложения

2

35

Восклицательные предложения

1

36

Сочинение «Памятный день» Контрольное сочинение №1

1

37

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

38

Сказуемое. Анализ сочинения

1

39

Тире между подлежащим и сказуемым

1

40

Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения

1

41

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

42

Определение

1

43-44

Обстоятельство.

2

45

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

46

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

47

Предложения с обращениями

1

48

Синтаксический разбор простого предложения

1

49

Основная мысль высказывания. Описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

1

50

Пунктуационный разбор простого предложения

1

51-52

Простые и сложные предложения. Анализ сочинений

2

53

Синтаксический разбор сложного предложения

1

54

Прямая речь. Знакомство с косвенной речью

1

55

Диалог

1

56

Закрепление изученного по теме

1

57

Контрольный диктант №2

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

14

58

Фонетика. Гласные звуки

1

59

Согласные звуки. Анализ диктанта

1

60

Изменение звуков в потоке речи

1

61

Согласные твёрдые и мягкие

1

62

Повествование 

1

63

Согласные звонкие и глухие

1

64

Графика. Алфавит

1

65

Описание предмета

1

66

Обозначение мягкости согласных с помощью ь

1

67

Двойная роль букв е,ё,ю,я. Контрольный словарный диктант №2

1

68

Орфоэпия. Анализ словарного диктанта

1

69

Фонетический разбор слова

1

70

Повторение и систематизация изученного по разделу «Фонетика»

1

71

Контрольный диктант №3

1

Лексика

10

72

Слово и его лексическое значение

1

73

Однозначные и многозначные слова

1

74

Прямое и переносное значение слова

1

75

Контрольное тестирование №2

1

76

Омонимы

1

77

Синонимы. Анализ теста

1

78

Антонимы

1

79

Повторение изученного

1

80

Изложение «первый снег»

1

81

Контрольный диктант №4

1

Морфемика. Орфография

23

82

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

1

83

Окончание

1

84

Основа слова

1

85

Сочинение «Один из удачно проведённых вечеров…»

1

86

Корень слова. Анализ сочинений

1

87

Рассуждение (упр.389)

1

88

Суффикс

1

89

Приставка

1

90

Закрепление пройденного

1

91

Выборочное изложение «Последний лист орешника» Контрольное изложение №1

1

92

 Чередование звуков. Анализ изложения

1

93

Беглые гласные

1

94

Варианты морфем

1

95

Морфемный разбор слова

1

96

Правописание гласных и согласных в приставках

1

97

Буквы з и с на конце приставок. Контрольный словарный диктант №3

1

98

Буквы о-а в корне -лаг-  -  -лож-.Анализ диктанта

1

99

Буквы о-а в корне -раст- -  -рос-

1

100

Буквы ё-о после шипящих в корне

1

101

Буквы и-ы после ц

1

102

Сочинение. Описание картины Н.П.Кончаловского «Сирень»

1

103

Повторение. Работа над ошибками.

1

104

Контрольный диктант №5

1

Морфология. Орфография.

55

105

Самостоятельные и служебные части речи. Анализ диктанта

1

Имя существительное

17

106

Имя существительное как часть речи

1

107

Доказательства в рассуждении (упр.477) Контрольное сочинение №2

1

108

 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Анализ сочинения

1

109

Имена существительные собственные и нарицательные

1

110

Сжатое изложение (упр. 496)

1

111

Морфологический разбор имени существительного

1

112

Род имён существительных

1

113

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

114

Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных

1

115

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1

116

Изложение (упр.546). Контрольное изложение №2

1

117

Множественное число имён существительных. Анализ изложения

1

118

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1

119

Повторение пройденного

1

120-121

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». Анализ сочинений

2

122

Контрольный диктант №6

1

Имя прилагательное

11

123

Имя прилагательное как часть речи. Анализ диктанта

1

124-125

Правописание гласных в падежных окончания прилагательных

2

126

Окончания имён прилагательных после шипящих и ц

1

127

Описание животного (упр.587)

1

128-129

Прилагательные полные и краткие

2

130

Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве» (упр.599)

1

131

Морфологический разбор имени прилагательного

1

132

Обобщение изученного по теме

1

133

Контрольный диктант№7

1

Глагол

26

134

Глагол как часть речи. Анализ диктанта

1

135

Не с глаголами. Неопределённая форма глагола

1

136

Правописание –тся и –ться . Контрольный словарный диктант №4

1

137

Виды глагола

1

138-139

Буквы е – и в корнях с чередованиями

2

140

Время глагола

1

141

Прошедшее время.

1

142

Настоящее время.

1

143

Будущее время.

1

144

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1

145-146

Правописание безударных личных окончаний глаголов

2

147

Морфологический разбор глагола

1

148-149

Повторение изученного

2

150

Контрольное тестирование №3

1

151-152

Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Анализ тестов

2

153

Употребление времён

1

154-155

Закрепление изученного по теме

2

156-157

Повторение изученного по теме

2

158

Контрольный диктант за год.

1

159

Анализ диктанта

1

Повторение и систематизация изученного.

8

160

Разделы науки о языке

1

161-162

Орфограммы в приставках и в корнях слов

2

163-164

Орфограммы в окончаниях слов

2

165

Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания

1

166

Знаки препинания в простом и сложном  предложении

1

167

Повторение и систематизация изученного за учебный год

1

                                                                                                                                Итого:

167 ч.

                                                                                                                                Резерв:

8 ч.

                                                                                                                        Итого всего:

175 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...