Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Третье склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Васенкова Раиса Алексеевна

План-конспект урока изучения нового материала с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_sklonenie.docx18.56 КБ
Файл trete_sklonenie_imen_sushchestvitelnykh.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе

"Третье склонение имен существительных"

 

Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Цели урока:

1.Знания: дать определение 3 склонению имен существительных.

2.Понимание: узнавать среди других склонений.

3.Применение: выполнять задания и выбирать из них существительные 3 склонения, обращая внимание на род этих существительных, на тип основы и на окончание в начальной форме.

4.Анализ: сравнивать 3 склонение существительных с 1 и 2 склонением.

5.Синтез: называть свойства существительных 3 склонения.

6.Оценка: сравнивать материал о склонении имен существительных в системе знаний об имени существительном.

 

Планируемые результаты:

а) предметные: познакомятся с 3 склонением имен существительных;

б) личностные: научатся анализировать имена существительные, обращая внимание на род этих существительных, на тип основы и на окончание в начальной форме.

в) УУД:

Познавательные: познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин «третье склонение».

Регулятивные: развивать умение определять склонение имен существительных в косвенных падежах, уметь анализировать собственную деятельность на уроке;

Коммуникативные: развивать внимание , память, логическое мышление, уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о выборе склонения;

Личностные: воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.

 

Методы обучения: проблемный, поисковый.

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

 

Технические средства обучения:

-Компьютер.

-Мультимедийный проектор.

-Магнитная доска.

-СD диск с презентацией к уроку.

 

Учебник: «Русский язык». 4 класс.Ч.1/ Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.

Сигнальные карточки , конверты с набором карточек со словами.

 

Ход урока

 

I. Орг. момент. - приветствие. - эмоциональный настрой

 

-Ребята!. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу.

Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

 

II. Проверка домашнего задания.

 

С.96 упр.59 (заслушивание 3-4 небольших рассказов с существительными НЕВА и ПЕТЕРБУРГ.)

Итог по д/з.

 

III. Подготовка к основному этапу урока (Целеполагание и мотивация)

 

2.1. Чистописание.

 

Ж ж Жа жа Же же Жи ж и аж еж иж

Ш ш Ша ша Ше ше Ши ши аш еш иш

 

2. Работа со словарем в учебнике.

 

Самостоятельная работа, (Выписать слова, в которых буквы ж и ш встречаются в начале, в середине и на конце слов):

железо, желтый, багаж, дежурный, инженер, карандаш, машина, одежда, пассажир, путешествие, пшеница, ужин, урожай, хорошо.

Проверка.

 

3.Игра "Будь внимательным".

 

Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Учитель называет по 2 слова, дети записывают только то, написание которого нельзя проверить.

(1 ученик работает на переносной доске): дерево, берёза; стакан, ведро; зерно, пшеница; ягода, черника; овца, заяц; автомобиль, водитель; командир, боец.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1 склонения и 2 склонения)

- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? Приведите примеры.

- Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?

- С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное? (Чтобы правильно писать окончания существительных).

 

Физкультминутка.

 

IV. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).

 

Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.

Работа в парах.

У детей - конверты с набором карточек со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения.

В каждом конверте 1 слово лишнее (3 склонения).

 

- У каких слов не определили склонение? Почему?

Как вы вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению? К какому?

(В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения, называют их признаки).

 

СЛАЙД №1.

Гиперссылка для открытия презентации. Приложение 1.ppt 

СЛАЙД №2.

Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи : На бескрайних полях России зреет золотая рожь.

СЛАЙД №3.

СЛАЙД №4.

 

V. Усвоение новых знаний.

 

- Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению.

Откройте учебники на стр. 98. Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению.

Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?

 

VI. Первичная проверка понимания.

 

Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания (проверка проводится с помощью сигнальных карточек).

Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.

- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?

 

VII. Первичное закрепление.

 

Упр.61. СЛАЙД №5. (значение слов окаменелость, писарь).

Упр.62 СЛАЙД №6 (разбор слов по составу).

 

Оздоровительная минутка (коррекция зрения).

 

Упр.63 СЛАЙД №7 Самостоятельная работа. (работа с пословицами, значение слов артель, поросль).

Записать имена существительные в начальной форме, указать род и склонение.

СЛАЙД № 8.

 

VIII. Контроль ЗУН.

 

Тестирование разноуровневое, 3 варианта (приложение 2)

 

IХ. Домашнее задание.

 

СЛАЙД №9.

 

Х. Рефлексия (итог урока)

 

- С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).

- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р. с мягкой и твёрдой основой, имеющие в начальной форме нулевое окончание)

- Приведите примеры существительных 3 склонения?

- Что бы хотели выполнить ещё раз?

Продолжите предложение: Я выполнил правильно: Я доволен своей работой, потому что: Я допустил ошибку:

Расскажите об этом: 1. Это я знаю и могу выполнить: 2. Этого я ещё не знаю (не умею):

 

Выставление отметок.

 

СЛАЙД №10.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Третье склонение имён существительных

Слайд 2

Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи. На бескрайних полях России зреет золотая рожь.

Слайд 3

Прочитайте слова. Обратите внимание на род этих существительных, на тип основы, на окончание в начальной форме лошадь степь рожь мышь

Слайд 4

Женский род Мягкая основа + нулевое окончание Твёрдая основа на ж, ш + нулевое окончание 3 склонение лошадь степь рожь мышь

Слайд 5

Найдите однокоренные существительные. Определите тип их склонения. камень, окаменелость , плетень, изгородь, засол, соль, день , ночь, пекарь, печь вихрь, метель, робость, смелость, дикарь, дикость, хворь, болезнь, писарь , запись

Слайд 6

К какой части речи относятся эти слова? Старый, мягкий, сырой, молодой, трудный, сухой, усталый, общительный, замкнутый, твёрдый, лёгкий. Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные с суффиксом – ость . Объясните, к какому типу склонения относятся эти существительные . Запишите их и разберите по составу

Слайд 7

Прочитайте пословицы и объясните их значение Без соли, хлеба – худая беседа. Не беречь поросли – не видать и дерева. В хорошей артели все овцы целы. Друг проверяется в опасности.

Слайд 8

Записать имена существительные в начальной форме, указать род и склонение От помощи – …, у плаща - …, в тиши - …, от ключа - …, в глуши- …, с товарищем - …, около ржи - …, в камыше - …, около печи - …, с дочерью - … рогоз камыш

Слайд 9

Домашнее задание Правило с. 98, упр. 64

Слайд 10

СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительных".

Тест состоит из  12 заданий, которые выявляют степень усвоения материала  данной темы....

урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

К конспекту прилагается презентация по уроку....

конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"

Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении  по теме " Три склонения имён существительных"....

технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему:" Склонение имён прилагательных во множественном числе". Школа России

Дать понятие, что такое склонение имён прилагательных во множественном числе. Научить склонять прилагательные во множественном числе....

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"

Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»...