конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Горина Елена Николаевна

Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении  по теме " Три склонения имён существительных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_rus.yaz_.docx30.61 КБ
Файл prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

открытого урока русского языка в 4 классе

на тему «Три склонения имён существительных»

Цели  урока:

 -  создать условия  для осознания детьми  понятия о трех склонениях имен   существительных в единственном числе. Способствовать приобретению первоначальных навыков работы  по определению склонения  имен существительных (в И.п  ед.ч)  по окончанию и роду

- способствовать  развитию  у учащихся орфографической зоркости; умению самостоятельно искать правильное решение, применять полученные знания на практике; создать условия  для развития  познавательных  процессов : памяти, мышления, внимания  и речи.

- содействовать  развитию учебной  и познавательной мотивации.

Тип урока: первичного предъявления новых знаний

Технология:  информационно-коммуникативная

Методы:  интерактивные, работа с опорными схемами

Формы:  фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование урока:

  • Учебник “Русский язык” 4 класс, 1 часть. (Т. Г. Рамзаева)
  • Ноутбук, мультимедийный  проектор, экран, карточки
  • Презентация к уроку, тренажер.

Ход урока.

1.Организационный момент.

 Сегодня у нас необычный урок. Не забывайте о том, что для успешной работы необходимо внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, а так же не бояться высказывать свои предположения. И так, вперёд!(Слайд)

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. На нем  записано предложение:  (Слайд)

                          Машина ехала по улице Пушкина и по площади Свободы.

- Назовите все имена существительные. Почему слова Пушкина, Свободы написаны с большой буквы?

- А сейчас вы попробуете записать это предложение по памяти. Еще раз прочитайте и запомните. Учитель закрывает текст.

- А теперь проверьте себя. (Слайд )

- Найдите слова «улице» и «площади», выделите окончания, определите падеж и род. Сравните эти слова, что заметили? (род и падеж одинаковые, а окончания разные)

3. Создание проблемной ситуации (новый материал).

- Сегодня на уроке мы сделаем  открытие,  о том, почему слова одного рода, стоящие в одном падеже, могут иметь разные окончания, от чего это зависит.

Работа нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени.  

4.  Работа по новой теме

 На доске полоски со словами:

ПАПА, ДЯДЯ, МАМА, ТЁТЯ,  ОНИ,  ДОМ, КОНЬ, ПОЛЕ, ОКНО, НОЧЬ, СТЕПЬ

- Прочитайте слова, найдите  «ЧУЖАКА»,  а что в остальных  словах  общего?

(имена сущ. в ед. числе)

- На какие группы вы могли бы их разделить?

- Давайте разделим эти слова на 3 группы, ориентируясь на  такие указания:

  • Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, -я.(мама, тётя)
  • Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, -я.(папа, дядя)
  • Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода, выделите в них окончания (дом,  конь)
  • Назовите существительные среднего рода (поле, окно)
  • Определите род оставшихся существительных (ночь, степь)

На доске появляются слова: ( Слайд )

        1 СКЛ.                    2 СКЛ.              3 СКЛ.

Ж.Р.    М.Р.                М.Р.    СР.Р.              Ж.Р.

       мама   папа                    дом     окно                 ночь

       тётя     дядя                    конь    поле                 степь

    - Дорогие ребята! Я вас поздравляю! Вы только что сами открыли, что имена существительные можно разбить на три группы.  По какому признаку? (по  окончаниям  в начальной форме в И.п).  Эти группы называются: 1 склонение,   2 склонение, 3 склонение. А ведь это понятие  нам знакомо. Мы ведь умеем склонять существительные? Что значит «просклонять существительное»?(изменить по падежам)

Склонение  существительных  дом , окно,  сравнение окончаний

 Сравним  его с правилом учебника.

Правило на стр.88 один ученик читает в слух, остальные следят по тексту)

А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?

Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.

Существительное не может перейти из одного склонения в другое.

А теперь составим алгоритм определения склонения: (Слайд)

  1. Определить род.

2. Выделить окончание.

    3. По роду и окончанию определить склонение

 -  Такая  же  памятка в учебнике на стр.89, чтение

5. Первичное закрепление.  (Слайд)

Словарная работа (проверка работы в парах)

А сейчас проверим, как вы поняли данную тему.

Запишите, пользуясь алгоритмом  слова под диктовку в 3 столбика по склонениям,  наверху существительных указывайте род, выделяйте окончание

 Дорога, пассажир, кровать, хозяйство, морковь, аллея, самолёт, тетрадь, комната

Что вы заметили? (Это словарные слова) Подчеркните непроверяемые орфограммы.

Проверьте работу в парах по образцу. Слайд  

6. Физкультминутка  Слайд

 Игра “Доскажи словечко».

     Если существительное 1 скл. – 1 хлопок.

     Если существительное 2 скл. – 2 притопа.

     Если существительное 3 скл. – 3 приседания.

  • Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко,

Ну, конечно, это (белка) 1-хлопок

  • Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: кошка, брысь!

Потому что это (рысь)- 3  – 3 приседания

  • Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий,

Рукой не возьмёшь,

Кто это? (ёж)- 2- 2 притопа  

  • По реке плывёт бревно,

Ох, и  злющее оно.

Тем , кто в речку угодил,

Нос откусит ( крокодил) -2 -2 притопа  

  • Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это? (цапля)1-1хлопок

  • У меня большая грива,

Ушки и копытца,

Прокачу того игриво,

Кто не побоится! (лошадь) 3- 3 притопа

Слайд  (настрой)

7. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  ПО  СЛОВООБРАЗОВАНИЮ :

Какие  бы имена прилагательные вы подобрали к именам существительным-отгадкам?  Слайд  

 -Запишем эти прилагательные в  столбик -

------дикий ( дикарка, дикарь, дичок, дикость )

-----хитрый (хитрюля, хитрец, хитрость )    

----быстрый  (быстрота, быстряк, )

-----ловкий (ловкач, ловкость, )

----пушистый (пух, пушок, пушинка)

----колючий  ( колючка, заколка, укол, колкость)

---- зубастый (зуб, зубок, зубик,)                                    

 От каждого прилагательного  надо   образовать  существительное  в И.п., выделить окончания, определить склонение.

8. Самостоятельная работа (дифференцированные задания) Слайд

Сейчас вам предстоит выполнить индивидуальное задание. Сами выберите карточку.

1 уровень  Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика по склонениям.

Зима, лето, ночь, новость, карандаш, река

                       1 скл.                                    2 скл.                                3 скл.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 уровень.

 Определи склонение существительных. Исключи из столбиков лишние слова. Будь внимателен. 

суббота                          товарищ                                    радость

беседа                              город                                        учитель

одежда                             уголь                                         честь

билет                               яблоко                                      медаль

деревня                           малина                                     смелость

автомобиль                    лагерь                                        словарь

3 уровень Найдите в предложениях существительные, определите их склонение, не забудь ставить каждое  существительное в начальную форму.

  1. В саду поселилась осень. 2. По ночам сова охотится, а днём спит. 3. Коршун высматривает добычу.

10. Проверка . Оцените свою работу сами . Слайды

11.Итог урока.

-О чём мы сегодня узнали на уроке (сущ.  бывают трёх склонений)? Слайд  

-По какому признаку слова делят на три склонения ?

- Вернёмся к нашему предложению.

                          Машина ехала по улице Пушкина и по площади Свободы.

- Почему у слов  по  улице ,  по площади   разные окончания, хотя род, падеж один и тот же? ( Они относятся к разным склонениям.)

- Как определить склонение?

(Поставить слово в начальную форму- и.п., ед. ч., определить род и окончание:  по  улице – н.ф. улица -ж.р., окончание –а, 1скл., по  площади -  н.ф. площадь- ж.р., окончание нулевое, 3 скл.

- Как думаете, а зачем  необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных (чтобы правильно писать падежные  окончания  существительных в слабой позиции)?

12. Рефлексия.

 «?» - не всё понял, нужна помощь

«+» - урок понравился

«!» - всё понял, было интересно

13. Задание на дом.

Выучить правило на стр. 88

По выбору: упр169 или 168

-Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой. Урок окончен. (Слайд)

Приложение

папа    

 дядя

мама

 тётя

дом

они конь    поле

окно  

 ночь  

 степь  

  Ж.Р.

Ж.Р.      М.Р.

М.Р.      С.Р. 1 скл. 2 скл.    3 скл.

Карточки

1 уровень Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика по склонениям.

Зима, лето, ночь, новость, карандаш, река

                       1 скл.                                    2 скл.                                3 скл.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 уровень.

Определи склонение существительных. Исключи из столбиков лишние слова (зачеркни !). Будь внимателен. 

суббота                          товарищ                                    радость

аллея                              город                                         вещь

дорога                             уголь                                         честь

билет                               яблоко                                      медаль

деревня                           малина                                     смелость

автомобиль                    лагерь                                        словарь

3 уровень Найдите в предложениях существительные, определите их склонение  (напиши  над существительными склонение),  не забудь ставить каждое  существительное в начальную форму.

1. В саду поселилась осень. 2. По ночам сова охотится, а днём спит. 3. Коршун высматривает добычу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК 4-в класс

Слайд 2

Машина ехала по улице П ушкина и по площади С вободы. ПОСТАРАЙСЯ ЗАПОМНИТЬ !!!

Слайд 4

Машина ехала по улиц е Пушкина и по площад и Свободы. Д.п ж.р Д.п ж.р

Слайд 5

ь - а С.р. М.р. 1 склонение 3 склонение 2 склонение Ж.р. - я Ж.р. М.р. - е - о

Слайд 6

1. Определить род. 2. Выделить окончание. 3. По роду и окончанию определить склонение. Как определить склонение имени существительного :

Слайд 7

Работа в парах

Слайд 8

1 скл . 2 скл . 3 скл . жр д о рога мр п а сс а жир жр кр о вать жр а лл ея ср х о зяйство жр м о рковь жр комн а та мр с а м о лёт жр т е традь

Слайд 9

Физкультминутка

Слайд 10

Сели, успокоились! Продолжаем…

Слайд 12

Индивидуальная работа

Слайд 13

1. Определить род. 2. Выделить окончание. 3. По роду и окончанию определить склонение. Как определить склонение имени существительного :

Слайд 14

Индивидуальная работа 1 Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика. 1 скл . 2 скл . 3 скл . зима лето ночь река карандаш новость

Слайд 15

Индивидуальная работа 2 1 склонение 2 склонение 3 склонение суббота товарищ радость аллея город вещь дорога уголь честь билет яблоко медаль деревня малина смелость автомобиль лагерь словарь Определи склонение существительных. Исключи из столбиков лишние слова. Будь внимателен.

Слайд 16

Индивидуальная работа 3 Найди в предложениях существительные, определи их склонение. В саду поселилась осень. 3 скл . 1скл. 2 скл . По ночам сова охотится, а днём спит. 2 скл . 1 скл . 3. Коршун высматривает добычу. 2 скл . 3 скл .

Слайд 17

ь - а С.р. М.р. 1 склонение 3 склонение 2 склонение Ж.р. - я Ж.р. М.р. - е - о

Слайд 18

Машина ехала по улиц е Пушкина и по площад и Свободы. Д.п ж.р Д.п ж.р

Слайд 19

1. Определить род . Для этого поставь слово в начальную форму. 2. Выделить окончание. 3. По роду и окончанию определить склонение. Как определить склонение имени существительного :

Слайд 20

Машина ехала по улиц е Пушкина и по площад и Свободы. Д.п ж.р Д.п ж.р 1 скл 3 скл

Слайд 21

! ? + Всё понял, было интересно Урок понравился Не всё понял, нужна помощь

Слайд 22

Домашнее задание с.88 – пр. учить, упр. 169 или упр.168

Слайд 23

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имён существительных" в 3 классе УМК "Школа России"

Данный урок предназначен для учащихся 3 классо УМК "Школа России" - Урок -закрепления...

Конспект урока по русскому языку "3-е склонение имён существительных"

Конспект урока по русскому языку на тему "3-тие склонение имён существительных"...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имён существительных по вопросам"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имён существительных по вопросам" для 2 класса....

Конспект урока по русскому языку. «3-е склонение имён существительных»

Тема урока: «3-е склонение имён существительных»Цели урока:- познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения, расширить знания детей о 1 и 2 склонениях имён существительн...

Конспект урока по русскому языку по теме "Род имён существительных".

В этом конспекте представлено знакомство детей с темой "Род имен существительных", первичное закрепление материала....

Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты.

Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты "Грамотеи"...