Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Виниченко Ирина Анатольевна

 

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах

Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

«К тайнам нашего языка»

Ирина Анатольевна Виниченко

Учитель начальных классов, МАОУ «СОШ №14»

Цель: Ознакомление с признаками однокоренных слов.

Задачи:

  1. Формировать  представление о родственных словах, корне слова;
  2. Учить подбирать родственные слова, сравнивать слова, выделять корень слова;
  3. Развивать мышление, воображение, речь.
  4. Способствовать воспитанию любви к красоте слова.

Оборудование:

Ребусы; картинка с изображением куста; слова с названием новых понятий; карточки для групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах

Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

«К тайнам нашего языка»

Ирина Анатольевна Виниченко

Учитель начальных классов, МАОУ «СОШ №14»

Цель: Ознакомление с признаками однокоренных слов.

Задачи:

  1. Формировать  представление о родственных словах, корне слова;
  2. Учить подбирать родственные слова, сравнивать слова, выделять корень слова;
  3. Развивать мышление, воображение, речь.
  4. Способствовать воспитанию любви к красоте слова.

Оборудование:

Ребусы; картинка с изображением куста; слова с названием новых понятий; карточки для групповой работы.

Ход урока

I Орг. момент      Начинается урок

                              Он пойдет ребятам впрок.

II Сообщение темы урока

     В стране Речь живет много слов. Одни из них живут одиноко, а другие живут семьями, имеют много родственников. Сегодня на уроке мы будем говорить о родственных словах.

   

III Чистописание

Ребята, я хочу загадать вам загадку. Угадав все слова этой загадки, вы сможете узнать, какая буква дежурит на минутке чистописания.

Зреет буква в огороде

Головы зеленой вроде,

Громко говорит: «Ко - ко!»

             И дает нам молоко.                         ( Какапуста, курица, корова)

Дети прописывают дежурную букву и все разгаданные ими словарные слова.

Учитель: За ваше старание буква «К» приготовила сюрприз – всеми вами любимые ребусы:

                ком  ,                 к        ,                    к        т

                 та

Ответы: Комната, крот, куст.

Дети записывают полученные слова и отмечают в них орфограммы.

IV. Изучение нового материала

Пока вы старательно писали в своих тетрадях,  у нас  вырос вот такой замечательный куст!

Кто знает, как доказать, что это куст, а не дерево?

рассада    посадка    садик     посадить   садовод

 сад

Грамматическая сказка.

Я хочу вам рассказать сказку об этом кустике.

    Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появились новые слова - веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня – папы, то ещё их называют родственными.

   Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.

   Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:

  - А сможете вы, ребята, отыскать в словах корень и построить ему такой же домик?

 - А кто такой, ребята, садовник?                        

 - А что такое рассада?

V. Первичное закрепление

- Ребята, как же можно назвать все слова, которые выросли из одного корня? (однокоренными)

Оказывается слова можно сравнить с нами, людьми, мы все живем семьями (мама, папа, дети).

  - А как по-другому можно назвать людей из одной семьи? (родственники)

   Однокоренные слова по-другому называют родственными.

   -А слово «всадник» может вырасти на нашем кустике из корня «сад»?

   - А почему?

   Наверно недостаточно иметь похожую часть слова, чтобы стать родственником? Давайте попробуем разобраться. (Читается значение слова всадник в толковом словаре)

Значит, чтобы слова стали родственными недостаточно, чтобы они имели общую часть, а нужно, чтобы они были сходными по смыслу (имели общее значение).  

На доске:

  1. общая (одинаковая) часть

                                                    2.  общее значение

Корень слова - главная, значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Задание по рядам:

1.Рисовать, рис, зарисовки, рисунок.

2. Вода, водяной, проводка, водный.

3. Полет, летчик, лето, летать.

Определите линию родства. Одно слово пытается проникнуть в «семью». Найдите его. Спишите родственные слова, а лишнее не пишите.

Проверка.

 

 Работа по группам:

 Конкурс: Какая группа сумеет за 5 минут вырастить большее  количество родственных слов из корня.

I   группа – рыб

II группа – цвет

III группа – бел

IV группа – бол

V группа – вар

Подведение итогов конкурса: определение победителей и их награждение поощрительными призами.

Физкультминутка.

На зарядку солнышко

Вызывает нас.

Поднимаем руки мы

По команде: «Раз!»

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде: «Два!»

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Раз, два, три, четыре, пять

Будем тему новую

Дружно изучать.

VI. Закрепление изученного

Откройте учебники на странице 7. Давайте прочитаем то, о чем нам сообщает Марина Сергеевна Соловейчик.

   Докажите, что в упражнении 283 есть родственные слова. Как вы их узнаете? Спишите и карандашом выделите общую часть.

Какие слова вы не стали списывать? Почему?

А сейчас, ребята, запишите в один столбик слово солонка, в другой – сахарница. Как нам найти в этих словах корень?

Из представленных на доске групп слов выберите для каждого слова родственные и запишите их в свои столбики.

 

                                      Соль * солить * солнечный * солёный

Сахар * сахарить * сахарный * сладкий

Проверка в парах.

  Сейчас мы выполним упражнение 286. Вам самостоятельно предстоит найти и выписать из каждой группы только родственные слова.

Самопроверка – сверка с доской.

 Почему выписанные вами слова являются родственными?

VII. Итог урока

- Какие слова называются родственными?

- Как называется общая часть родственных слов?  

- Почему корень слова называют главной частью?

- Являются ли родственными слова гористая и горевать? Почему?

VIII. Выставление отметок

IX. Домашнее задание

Соберите группу родственных слов, в которой будет «ловушка» для товарища – слово, не являющееся однокоренным, но очень на них похожее.

Выясни умело линию родства – однокоренные подбери слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие о предлоге, урок русского языка 2 класс

Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге"2-й «В» класс. УМК «ШКОЛА 2100»Учитель: Ершова Марина ИвановнаТема урока: “Общее понятие о предлоге”.Цель урока: расширить знания ...

Особенности работы по обучению списыванию по учебникам М. С.Соловейчик "К тайнам нашего языка".

            Работа над списыванием по методике М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко оказывает положительное влияние на уровень грамотности, способствует сознательно...

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

Формирование орфографической зоркости средствами учебника М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» (УМК «Гармония")

Обобщён опыт работы по теме "Формирование орфографической зоркости средствами ученика М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка". Авторы вводят понятия "опасностей" письма в букварный пер...

Общее понятие об однокоренных словах.

                              Тема: «Общее понятие об однокоренных (родственных) словах»(конспект урока с использовани...

Тема урока: «Части речи. Закрепление.» Учебник: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», 3 класс

Тема урока: «Части речи. Закрепление.» Тип урока: закрепление изученного Учебник: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка», 3 класс...