Общее понятие об однокоренных словах.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Моргоева Марина Тотразовна

                                Тема: «Общее понятие об однокоренных (родственных) словах»

(конспект урока с использованием информационно - коммуникативных

технологий в образовании)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchee_ponyatie_ob_odnokorennyh_slovah.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕНОГО  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ С. КАРДЖИН

                             

Разработка урока к муниципальному  методическому объединению учителей начальных классов

Предмет: Русский язык (2 класс)

                                Тема: «Общее понятие об однокоренных (родственных) словах»

(конспект урока с использованием информационно - коммуникативных

технологий в образовании)

Выполнила: учитель начальных классов

Моргоева Марина Тотразовна.

                           2016 г.

                                                                           Технологическая карта урока.

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тема урока

«Общее понятие об однокоренных (родственных) словах»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель

Деятельностная: формирование умений о признаках однокоренных (родственных) слов.

Содержательная: формирование системы филологических понятий.

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Формировать представление о родственных словах, о корне слова.

2.Учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова.

3.Развивать мышление, внимание, воображение, речь.

4.Способствовать воспитанию любви к красоте слова.

Личностные:

- осознание алгоритма учебного действия;

- способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности;

- уметь работать в заданном темпе;

- принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

- признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Метапредметные

Регулятивные:

- постановка темы и учебных задач на основе неизвестного;

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- прогнозирование результата деятельности;

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей;

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

- формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации;

- выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов действий и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные:

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Основные понятия

Однокоренные, родственные слова, корень.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:

- основные

1. Мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедиапроектор, экран, ПО) презентационное сопровождение, выполненное с помощью MS Power Point.

2. Т.Г.Рамзаева «Русский язык», учебник для 2 класса (в двух частях), часть 2,  М.- «Просвещение», 2012;

3. Листы самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах, самостоятельная работа.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

                Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Минутка чистописания.
 

Включение в деловой ритм.

- Я рада видеть вас!

- Я рада слышать вас!

- Так давайте в этот час поработаем на славу и  порадуем всех нас!

Устное сообщение учителя.

- Объясните смысл  девиза .

- Послушайте  загадку.

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одёжке,

Свесив сережки. Слайд 1.

- Назовите  отгадку!

-А какую букву будете писать, вы узнаете, определив безударную гласную в слове береза.

Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.

- Как проверить безударную гласную?

- Какое проверочное слово подберете? Слайд 2

- В ваших тетрадях я нарисовала  березу. На строчках прописываем безотрывно букву е.

-это листья нашей березы.

- В строчке нижней пишем слово береза, ставим ударение и подчеркиваем безударную гласную.

На новой строчке запишите предложение со словом береза.

Подчеркните главные члены предложения.

Готовятся к работе.

Проговаривание девиза  «Дерево сильно корнями,

а человек знаниями».

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания.

- Береза!

Дети рассказывают правило.

- Белая.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: логическое внимание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Постановка учебной задачи.

Создает проблемную ситуацию. Слайд 3.

- А теперь послушайте сказку.

Жил — был много лет назад корень «лёт». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня и я разрастусь в большое красивое дерево».  Посадили люди корень «лёт» и стал он расти. Сначала один росток пустил затем второй, третий.

Вот какое дерево получилось.

- Посмотрите внимательно, сравните слова.

-Какая общая часть  есть в этих словах?

- И решили тогда люди общую часть слов назвать корнем.

- Как вы думаете, как называются такие слова?

- Назовите тему нашего урока .

- Чему будем учиться?

- А теперь закройте корень и прочитайте оставшиеся части слова.

- Понятен ли смысл?

- Какой вывод сделаете?

- Прочитайте правило в учебнике на стр.

Определяют тему урока. Ставят учебные цели, выявляют место и причины затруднений, которые могут возникнуть на уроке, прогнозируют свой индивидуальный результат.

Быть внимательными при определении однокоренных слов.

Следовать указаниям учителя.

Узнаем и закрепим признаки однокоренных (родственных) слов.

Выделяют характерные признаки.

Корень – это главная часть слова, в ней заключается смысл слова.

Чтение правила.

Регулятивные: целеполагание; постановка темы и учебных задач на основе соотнесения того, что неизвестно; освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; прогнозирование результата деятельности.

Коммуникативные: постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации;

логические –  формулирование проблем, прогноз деятельности.

Применение новых  знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 

Организует самостоятельную деятельность учащихся, работу в парах по исследованию проблемных ситуаций.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Парная работа.

- Возьмите карточки желтого цвета. Прочитайте внимательно задание. Выполните.

Водяной, водный, водичка.

Моряк, море, морской.

Лесной, лес, лесник

Дети работают с карточками.

Алгоритм работы в парах: думаю сам, высказываю свое мнение, выслушиваю соседа, приходим к общему мнению.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание, выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий.

Личностные: признавать собственные ошибки, осознание алгоритма учебного действия, способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности, уметь работать в заданном темпе.

Физминутка.

Самопроверка

Организует физминутку.

Откройте учебники на стр.44. упр. 293.

     

Выволняют физминутку.

Самостоятельное выполнение.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Заключительный этап.

 Рефлексия.

Игра «Фразеологические обороты».

- Соедини фразеологические обороты с глаголами.

Ломать голову.

Надуть губы.

Уносить ноги.

Убежать .

Думать.

Обидеться.

Игра «Вырасти свое дерево».

Раздаю детям задания.

Первая группа  выращивает дерево с корнем «ЛЕС», вторая группа с корнем «СТАР», третья группа  с корнем «ХОД».

Организует рефлексию. Тест «Однокоренные слова».

-Возьмите пульты.

 -По моей команде зарегистрируйтесь.

Внимательно читайте вопрос и выберите правильный вариант ответа.

 

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

- Ваше домашнее задание вырастить дерево однокоренных слов.

Работа с листом самооценки.

Дети работают с интерактивной доской.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Результаты вывешивают на доску.

Выполняют тест «Однокоренные слова».

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Общее понятие об однокоренных ( родственных словах)"

Урок проведен во 2 классе по программе "Школа России" с использованием мультимедийной презентации....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"

Конспект открытого урока  по русскому языку во 2 классе «Г» Учитель А.А.ЧевризоваТема урока: Общее понятие об однокоренных словах.Цель: сформировать понятие о родственных словах.Задачи: форм...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС

Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;- развиват...

Урок русского языка во 2 классе на тему " Общее понятие об однокоренных словах"

Урок русского языка представлен в виде технологической карты с соответствии с требованиями ФГОС НОО.  В ходе урока  обучающиеся выполняют задания  работая в паре,  группе.  На...

урок русского языка "Общее понятие родственных (однокоренных) слов"

Урок открытия нового знания проведен в соответствии с ФГОС НОО 3 класс "Школа России"...