Написание сочинения-повествования с элементами описания.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Дубровская Екатерина Викторовна

Предварительный просмотр:

МОУ Одинцовский лицей № 2

Урок русского языка в 4 классе (2 урока).

Цели:

учить составлять рассказ по теме, искать логику в передаче содержания текста;

отрабатывать структуру текстов повествования и описания;

совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся;

развивать речь учащихся, активизировать словесно-логическое мышление, развивать рефлексивные способности младших школьников;

развивать чувство свободы в общении, фантазию, воображение;

формировать активность, любознательность, гибкость мышления;

развивать познавательный интерес к изучению русского языка;

воспитывать доброжелательное отношение, взаимопомощь.

Оборудование: плакат с народной мудростью, картина с изображением снеговика, индивидуальные памятки по проверке сочинений, сигналы, карточки к плану, запись Свиридова «Метель».

План урока:

Организационный момент.

Основная часть:

постановка проблемы;

определение темы;

поиск решения;

творческая работа учащихся.

Итог.

1 УРОК.

Ход урока.

Организационная часть.

Здравствуйте, начнем урок русского языка. Ребята, а вы любите путешествовать? Как вы считаете, можно ли путешествовать, не выходя из помещения?

Верно, можно путешествовать, сочиняя что-либо, поэтому наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. Причем, чтобы попасть туда, не понадобится никакие волшебные помощники: ни щука, ни ковер-самолет, ни волшебная палочка. Мы возьмем с собой только ручку и лист бумаги. А страна эта называется «Сочиняйка». Попасть туда может любой человек, который умеет фантазировать. На этом уроке оказывать помощь буду не только я, но и вы сами. А точнее следующие группы: «мозговой центр» (разработчики, теоретики), «монтажники» (помогают строить сочинение по плану), «эксперты» (сомневаются, проверяют), «группа контроля» (контролируют, оказывают помощь). Все группы заранее получили свои задания.

Основная часть.

Постановка проблемы.

Откуда же взялось в русском языке слово «Сочиняйка». Послушайте, что об этом расскажет «Мозговой центр».

(Оказывается, слово «Сочиняйка» произошло от старинного русского корня «чин» – это значит «порядок». Отсюда и выражения: «Сели чинно, рядком» или «Все будет чин-чинарем».)

Подберите родственные слова с корнем «чин». (сочинять, сочинение)

Остановимся на этих словах. Что они обозначают? «Мозговой центр» нам в этом поможет.

( Сочинять – это значит выстраивать мысли в определенном порядке. А сочинение – запись мыслей, изложенных в определенном порядке.)

Темой урока будет сочинение. Запишите это слово в тетради.

Чему вы бы хотели научиться на уроке? Для чего вам это нужно? Правильно, чтобы излагать свои мысли в устной и письменной речи. Ведь незря  народная мудрость гласит: «Умную мысль и слушать хорошо». Интересно, наш урок подтвердит эту мудрость?

Работа над понятиями «текст», «тема текста», «части текста».

Итак, сочинение это текст. Вспомним, а что такое текст? (Предложения, которые объединены одной темой и выражают одну общую идею.)

Сочинение, как любой текст, записывается по определенным правилам. Об этом напомнят «монтажники».

(Сочинение состоит из вступления, основной части и заключения.)

Открываются карточки на доске.

Эксперты, не найдутся ли у вас вопросы к монтажникам?

Эксперты: Какую роль в сочинение играет вступление?

Монтажники: Вступление готовит к восприятию текста.

Эксперты: Какую роль в сочинение играет основная часть?

Монтажники: Основная часть раскрывает тему.

Эксперты: Какую роль в сочинение играет заключение?

Монтажники: Заключение подводит итог, выражает главную мысль, отношение автора.

Молодцы. Спасибо!

Определение темы сочинения.

Итак, в путь! И пусть нашему воображению поможет музыка. Послушайте и скажите, о каком времени года «говорит» музыка?

Включается запись Свиридова «Метель».

Правильно, и в нашей воображаемой стране тоже зима. Подумайте, как можно попасть туда?

А вот и первый житель «Сочиняйки».

Показ картины с изображением снеговика.

Ребята, давайте закончим стихотворение про снеговика.

В «Сочиняйке» я живу

И со всеми я …(дружу)

Я каждый день смотрю вокруг

Не придет ли новый … (друг).

Сильный и умелый

Да к тому же … (смелый).

Да, ищет снеговик настоящего друга. Не нас ли с вами он высматривает? Наверное, он хочет рассказать что-то интересное, поделиться своим секретом.

Предлагаю вам написать сочинение на тему «Секрет Снеговика». Запишите название в тетради.

Как вы думаете, каким будет тип текста, если мы рассказываем о секрете? (повествовательный)

Как вы думаете, а нужно ли в сочинении описывать самого снеговика?

Правильно, поэтому текст будет повествовательный с элементами описания.

Определение содержания каждой части. Составление плана.

Посмотрите на название текста и скажите, что будет главного в сочинении? (сам секрет Снеговика.)

В какой части текста его запишем? (в основной)

Под табличкой «Основная часть» вывешивается – «Секрет Снеговика».

С каким, к примеру, секретом может с вами поделиться Снеговик?

А может он захочет вам пожаловаться. Интересно, о чем?

А может он захочет вас о чем-то попросить. Подумайте, с какой просьбой он к вам может обратиться?

Но Снеговик не будет рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала надо познакомиться с ним. В какой части опишем встречу с другом? (во вступлении)

Под табличкой «Вступление» – «Встреча со снежным человеком».

На уроках труда мы с вами изготавливали снеговика. У каждого был свой характер, свое настроение.

Закройте глаза и представьте каждый своего снеговика. Опишем его. Подумайте, где это надо записать? (в основной части)

Под табличкой «Основная часть» вывешивается– «Как выглядит новый знакомый?».

Пожалуйста, при описании снеговика используйте слова-опоры с доски.

А теперь скажите, в какой части мы подведем итог? (в заключительной)

Как вы поступите после просьбы снеговика?

Как бы вы продолжили мысль: «Я верю, что ему…»

Какие чувства вам может принести новое знакомство?

Появляется новая табличка «Как хорошо иметь друга!».

Эксперты, есть у вас вопросы к классу?

Эксперты: С каких слов люди обычно начинают рассказать какую-либо историю, случай? (однажды,.., как-то раз…)

Орфографическая подготовка.

Эксперты: В основной части будете описывать снеговика. Возможно, вы будете использовать следующие слова (показ карточек). Какую безударную гласную напишите? Приготовьте сигналы.

Сн..говик, в..дро, на г..л..ве, м…тла, м…рковь, зам…няла, к…мочки, з…мли

Эксперты: И еще один вопрос. В сочинении вы будете говорить о снеговике. Какими словами можно заменить это слово? (снежный человек, он, новый знакомый, новый друг)

Работа над средствами выразительности письменной речи.

Не забудьте ставить запятые при написании предложений с однородными членами. Используйте больше прилагательных при описании, глаголов.

Чтобы сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средства выразительности письменной речи – сравнения. Именно они позволяют представить вашего снеговика ярче. Например, снеговик, словно добрый человечек; глазки, будто бусинки.

2 УРОК.

Ребята, посмотрите еще раз на план и подумайте, о чем вы напишите в каждой части. Как вы будете записывать каждую часть?

Желаю вам интересного путешествия и жду от вас замечательных новогодних историй. На парте у каждого есть памятка, не забудьте воспользоваться ею при проверке сочинений.

Написание сочинений.

Дети пишут на фоне спокойной музыки. Оказание индивидуальной помощи, раздача карточек- помощниц и памяток для проверки.

Итог.

Вот мы и закончили с вами путешествие по стране «Сочиняйке». Результатом стало написание новогодней истории-сочинения.

Вернемся к народной мудрости. Прочитаем сочинение и подтвердим народную мудрость.

Чтение сочинений.

Чем понравилось сочинение?

Что можно посоветовать автору?

Чье сочинение вам понравилось больше? Почему?

Значит, вам больше понравились сочинения с интересным сюжетом, грамотные, слушать их приятно. Обычно так пишут многочитающие дети. Но не страшно, что не у всех получились такие сочинения. На уроках русского языка мы будем продолжать развивать свою речь, чтобы вас приятно было слушать собеседникам, чтобы вы не испытывали трудности при общении и вам самим было приятно от сознания того, что вы хорошо владеете русским языком, на котором говорили наши предки.

Я очень рада, что в ваших сочинениях звучали нотки доброты, помощи, сочувствия, так как накануне Рождественских праздников люди стремятся быть лучше. В Рождество принято творить добрые дела, помогать больным, раздавать милостыню, дарить порядки своим близким. И мне хотелось закончить этот урок такими словами:

Кругом Рождественская мгла.

Во мгле гудят колокола.

А с ними в лад звучат слова:

«Мир на земле и счастья на века!»

Спасибо за работу.

Объявление оценок.

- Урок окончен.

                                                                 

                                                             

урок русского языка

             4 класс


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"

Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...

Открытый урок русского языка "Сочинение повествование с элементами описания "Пернатые друзья"" 4 класс

Конспект открытого урока русского языка, проведенного в 4 классе по теме "Сочинение повествование с элементами описания "Пернатые друзья"....

Конспект урока русского языка по теме: «Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания»

Разработка включает работу над понятием "сочинение", "текст", "части текста"; работу над составлением плана, средствами выразительности письменной речи; используются элементы технологии игрового обуче...