Урок русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" тема:"Буква ь на конце и в середине слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Горгадзе Любовь Григорьевна

Урок очень яркий, познавательный, благодаря презентации. Много дополнительного материала о животных Приморья. На уроке развиваются речь, мышление, коммуникативные навыки. Проводится дифференцированная работа. В конце урока игровой тест, показывающий, как усвоена тема урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 класс Правописание слов с буквой ь на конце и в середине слова. Автор: Горгадзе Любовь Григорьевна учитель начальных классов МОУ гимназия №259 г. Фокино

Слайд 2

Класс, коньки, суббота , голубь, учитель, русский , учительница, рассказ, глухарь, мальчик, тетрадь, снегирь, апельсин. Придумайте предложение с одним или двумя словами.

Слайд 3

класс русский рассказ суббота коньки учитель мальчик тетрадь апельсин учительница

Слайд 4

Тема урока . . . Правописание слов с буквой ь на конце и в середине слова.

Слайд 5

снегирь голубь глухарь

Слайд 11

соболь

Слайд 13

о л ень

Слайд 14

сень ж. р. устар. т о, что покрывает, укрывает, кого – нибудь, что- нибудь. Лиственный покров деревьев. «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась...» А.С.Пушкин

Слайд 15

Тень, день, пень, сень. Ден ь ки, пен ь ки. Придумайте слова с ь в середине слова.

Слайд 16

Дидактический материал стр.77 упр.169 Учебник стр.114 упр.190 уголки банка полка галка угольки банька полька галька

Слайд 17

? ? ? Мне нужен мел... . Лодка села на мел... . ь

Слайд 18

+ + - + - - + + - - + + - + - +

Слайд 19

Узнал Удивился Задумался Запомнил Повторил Научился

Слайд 20

Спасибо за урок! В уроке использованы интернет- ресурсы



Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: « Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова».

Цели урока

1. Образовательные:

  1.  отрабатывать умения обозначать на письме мягкость согласных звуков в конце и середине слова с помощью мягкого знака,
  2. вырабатывать орфографическую зоркость, расширять знания о животных нашего края.

2. Развивающие:

  1. развивать речь, мышление, познавательную активность учащихся.

3. Воспитательные:

  1. воспитывать бережное отношение к природе родного Приморья.

1. Организационный момент.

У   нас урок русского языка.  Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе. Готовы работать?

2. Словарная работа, актуализация опорных знаний.

Урок начинаем со словарной работы. Возьмите  свои листочки со словарными словами и самостоятельно  выпишите слова, в  которых букв больше, чем звуков.

коньки                         класс

учитель                       русский

учительница               рассказ

мальчик                      суббота

тетрадь                        

апельсин

Слайд №2   Проверьте, у вас так?

 (На слайде 3 лишних слова, после того,  как назовут -  щелчок – слова уходят)

Придумайте предложение с любым из слов или двумя словами.

Какое предложение было самым красивым? Давайте его напишем. (Выбрать такое предложение, чтобы в нем ребята смогли найти грамматическую основу.)

Запись предложения с комментированием. Подчеркнуть главные члены.

Ребята, давайте вернемся к словарным словам.

На какие группы можно разделить слова?

Слайд №3

Как я разделила?

Почему в 1 группе букв больше, чем звуков? (Удвоенные согласные обозначают 1 долгий звук.)

Щелчок – слова уходят.

Почему  в этих словах букв больше, чем звуков? (в словах есть ь)

Что мы знаем о букве ь?

Буква ь:

-  не обозначает звука,  но может влиять на звук, стоящий перед ним;
-  не может стоять в начале слова;

-  не имеет заглавной буквы.

3. Сообщение темы  и целей урока.

Может быть, вы догадались о теме урока?

Слайд №4

Тема нашего урока  «Буква  ь  на конце и в середине  слов». Мы будем выполнять различные упражнения, чтобы закрепить умение правильно писать слова  с ь.  

4. Работа по теме урока.

Слайд №5

Давайте вспомним, какие слова оказались лишними в словарной работе?

Почему они оказались лишними? (не словарные)

А почему они все - таки попали в ту группу слов? (есть ь, букв больше, чем звуков)

(Щелчок - слова уходят)

Давайте запишем слова и обозначим в них все орфограммы.

1 ученик у доски.        

 Как обозначается мягкость  согласного в конце слова?

Какие орфограммы встретились?

Голубь, снегирь, глухарь - как назвать их одним словом?

Слайд №6  

Эти птицы живут в нашем  Приморском крае.  

Как живётся птицам зимой?

Каких из них  мы можем увидеть в городе?

Как вы можете им помочь?

Слайд №7

Ребята, кто из вас повесил кормушки? Молодцы!

О птицах нашего края мы поговорили, а теперь поговорим о …       (животных)

  У  греков и у многих других народов  этот зверь назывался арктос. Он  был самым грозным врагом человека в лесу. Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным на их взгляд – медоед.

Кто это?  – медведь.

Слайд №8

Это бурый медведь. Он обитает в наших лесах.  (Щелчок)

А еще в Приморье живет гималайский медведь. На груди у него всегда есть белое пятно. Оно напоминает полумесяц. Именно из-за него медведя называют «лунным». Этот  вид медведей занесен в Красную книгу России.

Медведь - какой звук слышится на конце слова?    А какие буквы надо писать?  Почему?

1 ученик к доске. Запишем это слово, обозначим орфограммы.

Как обозначается мягкость  согласного в конце слова?

Об этом животном можно сказать так:

Меньше тигра, больше кошки.

                              Над ушами – кисти-рожки…    

                                                                     (рысь)

Слайд №9                 

Запишем это слово, обозначим орфограмму.

Рысь - очень ловкая. Она хорошо лазает по деревьям и скалам, прекрасно плавает.   (Щелчок)

Когда рысь охотится, она долго лежит в засаде, а потом настигает добычу большими прыжками.

О следующем  животном есть такое стихотворение.

Бесстрашный, могучий лесной богатырь.

Его не пугает озерная ширь,

И он не боится речной  глубины.

Слайд №10

Ветвисты рога его, ноги длинны.

Питается ветками, сочной травой.

Доверчиво к людям идет он тропой. (Щелчок) 

И те, кому видеть его довелось,

Ответят, что это животное……(лось.) (Щелчок) 

Запишем это слово, обозначим орфограмму.

Что общего в этих словах?    ( ь,    имена существительные)

Для чего служит буква ь?

Давайте  устно подберем   к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а прилагательные с ь запишем  в тетрадь.

(В тетрадь - большой, маленькая, сильный…)

Что обозначает буква ь? он может стоять на конце слова и в …….(середине).

Ребята, мы подбирали имена прилагательные.  А нужны  ли они нам в речи? Почему?

Конечно же, имена прилагательные  очень нам   нужны. Благодаря им, наша речь становится ярче, выразительнее, богаче. Я  надеюсь, что вы  будете использовать их в своей речи. Ведь на уроках русского языка мы и учимся говорить и писать правильно, красиво, грамотно.

Продолжая разговор об обитателях  Приморья, хотелось бы вспомнить об этом животном.

Слайд №11

 Что это за зверек?

              Это соболь. Шубка у него блестящая, мягкая, как шелк. Самым пышным мехом в мире он прославил всю тайгу.  Поэтому соболь – желанная добыча для любого охотника. Но этот зверек очень храбр и хитер, очень ловко прячется. (Щелчок)

 Вот и в самом слове соболь  спряталось несколько слов.  

Запишите  это слово в тетради, составьте из букв данного слова – новые  слова с ь, обозначьте орфограмму.

(Соболь, боль, соль, лось.)

А еще у нас в Приморье живет такой красавец.

Чуток, строен и высок,

Гордо голову несет.

От рогов густая тень.

Вот красивый зверь…..(олень)

Слайд №12

В Приморском крае водятся вот такие пятнистые олени.

Слайд №13

Это фотография оленя из сафари-парка, единственного  на Дальнем Востоке. Его  жители,  это в основном, жертвы охотников: раненые или лишенные родителей животные. Здесь у зверей есть возможность выжить. А у посетителей парка – посмотреть и с некоторыми поиграть.

Я предлагаю вам поиграть и сделать  физминутку про оленя и зайчика.

5. Физминутка.

У оленя дом большой,

Смотрит он в свое окно.

Зайка по лесу бежит,

Лапкой в дверь стучит.

-Тук-тук! Дверь открой,

Там в лесу охотник злой.

-Зайка-зайка, забегай,

Лапу мне давай!

6.  Отработка знаний по теме урока.

Продолжаем работу.

1 ученик  работает на обратной стороне  доски.

Какое слово мы запишем в тетрадь? (Олень)

Обозначьте  орфограмму.

Если из этого слова убрать  одну букву, какое слово получится? (Щелчок)- (лень)

Какие слова можно получить, заменяя первую букву  в слове лень?

Запишите слова в тетрадь, обозначьте  орфограмму.

(Олень – лень – тень – пень – день).

Коллективная проверка  работы ребенка у доски.

А еще есть такое слово «сень», запишем его. В толковом словаре оно поясняется так.

Слайд № 14

Сень – устар.,  ж. р.

1.То, что покрывает, укрывает, кого – что –  нибудь.

2.Лиственный покров деревьев. (Щелчок)

Александр Сергеевич Пушкин писал так:

«Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…»

Как вы понимаете это предложение?

Назовите слова  с буквой ь из  этого предложения.

Что обозначает буква ь?

Какие слова мы записали?

Слайд №15

Какие из этих слов можно изменить так, чтобы  ь спрятался в середину?

Пеньки, деньки.

Назовите   слова, в которых ь спрятался в середину слова. (Устно)

Мы помним о том, что ь может обозначать мягкость согласных не только на конце, но и  середине слов. И  сейчас поупражняемся в письме именно таких слов.

Задание по уровням.

Слайд №16

Сильные –  в учебнике  упражнение 190 на странице 114.

Средние – в  дидактическом  материале упражнение 169 на странице 77.  Выписать    слова только с ь в середине слова. (1 ученика на обратную сторону доски, затем проверка)

Слабые – списать  слова, рядом написать слова с ь в середине.  

уголки  -  угольки

банка    -   банька

полка   -   полька

галка    -  галька

Проверка - дать ответы на слайде.

Молодцы, а теперь задание для внимательных.

Слайд №17

Покажите  на  пальчиках   в  каком  предложении  первом  или  втором   из слова убежал   ь?  (№2)

  1. Мне нужен мел… .
  2. Лодка села на мел… .

7.  Домашнее задание.

Дома выполните упражнение с подобным заданием №193 на стр.115.

8. Итог урока.

А сейчас задание для самых – самых  внимательных.  

Диктант «Плюс - минус».

 «Плюс» поставь, когда в словах

  Ты напишешь мягкий знак.

  Если в слове его нет,

 «Минус» напиши в ответ.

 День, динь, сон, тень,

 Сыр, сок, лось, лень,

 Нос, нес, рыть, ныть,

 Кон, конь, шум, шить.


Слайд №18.

Проверка.

 

             +    +     -     +

   -    -      +    +

   -    -      +    +

   -    +      -    +

.

Слайд №19   

 Составьте предложения о сегодняшнем уроке, используя  эти слова.

Узнал

Удивился

Задумался
Запомнил
Повторил
Научился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова».

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

ЦЕЛИ УРОКА:1.                      Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на п...

урок русского языка 2класс "Буква ь в конце и в середине слова"

урок русского языка 2 класс  с презентацией для интерактивной доски  по теме "Буква ь в конце и в середине слова" программа "Школа 2100"...

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА". 2 КЛАСС

Урок по теме: «Обозначение мягкости согласных на конце и  середине слова».Цели: совершенствовать умение обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слова; развивать фонематиче...

Буква ь на конце и в середине слова. Упражнения в переносе слов с ь в середине

Образовательная система "Школа 2100", русский язык, 2 класс...