Планирование по русскому языку по УМК "Гармония" в 4 классе.
календарно-тематическое планирование (русский язык, 4 класс) на тему

Ситникова Наталья Валерьевна

Планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и авторской программы М.С.Соловейчик  по УМК «Гармония».

Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), соответствует стандарту БУП-2004.

Основная цель:

Формирование у младших школьников орфографической грамотности, речевой культуры, умения свободно общаться в различных речевых ситуациях.

Задачи:

  1. Сформировать у четвероклассников важнейшее умение – умение учиться и общаться.
  2. Обеспечить становление учебной самостоятельности учащихся.
  3. Формировать письменную речь, орфографическую и пунктуационную грамотность.
  4. Формировать речевую культуру школьников.
  5. Осуществлять изучение нового материала с опорой на ранее полученные знания.

Для решения выдвинутых задач и достижения поставленных целей в курсе русского языка обеспечивается реализация деятельностного подхода к процессу обучения, что предполагает особую организацию работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

1. Язык является средством общения людей, поэтому знакомство с системой языка направлено на обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления более эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность, для чего обеспечивается: 1) привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса; 2) пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи; 3) усиление объяснительного (для детей) аспекта при рассмотрении системы языка; 4) одновременно с изучением языка обучение выбору языковых средств с учётом задач и условий общения, в целом культуре речи и речевого поведения; 5) обращение при обучении построению предложений и текстов к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения младших школьников; 6) обучение не только созданию, но и восприятию высказываний: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Освоение детьми русского языка, обучение его умелому использованию в процессе общения нацелено на осознание каждым ребёнком богатых возможностей языка для выражения мыслей и чувств и тем самым – на воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю. Так изучение языка рассматривается как средство формирования у учащихся языкового самосознания как элемента гражданственности.

3. Освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию; освоение русского языка способствует развитию мышления учащихся, их воображения, эстетических чувств, интеллектуальных и творческих способностей. Значением учебного предмета «Русский язык» определяется его ведущее место в системе общего образования младших школьников.

Методические приёмы: предложение заведомо неверного способа выполнения задания – «ловушки»; сравнение данного задания с другим; организация целенаправленного наблюдения; обсуждение различных способов действий.

Формы работы – фронтальные, групповые, парные, индивидуальные, дифференцированный подход.

Виды домашних заданий: по уровням сложности; по вариантам, творческого характера. На выходные дни домашнее задание задаётся детям, испытывающим трудности в обучении.                                        

Дидактическое обеспечение учебного процесса:

для учителя:

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка», 4 класс. Изд-во ««Ассоциация ХХ1 век», 2007г.
  2. Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония», - Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2003г.
  3. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник «К тайнам нашего языка», 4 класс в двух частях. Изд-во ««Ассоциация ХХ1 век», 2004г.

      4.  Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 4 класс.

для учащихся:

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник «К тайнам нашего языка», 4 класс в двух частях. Изд-во ««Ассоциация ХХ1 век», 2004г.

      2.  Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по русскому языку №1, №2, №3. 4 класс. Изд-во  

           «Ассоциация ХХΙ век», 2010г.

Содержание программы.

  1. Знаем – повторим, не знаем – узнаем.  18 часов.                                
  2. Знакомство со словосочетаниями.  7 часов.
  3. Представляем ещё одну часть речи. 4 часа.
  4. Проверяем себя. 10 часов.
  5. Пишем объявления.  2 часа.
  6. Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных. 19 часов.
  7. Части речи: что мы о них знаем?  8 часов.
  8. Учимся писать личные окончания глаголов. 16 часов.
  9. Новое о строении предложений. 7 часов.
  10. Учимся рассуждать. 5 часов.
  11. И снова о главном работнике в языке – слове. 10 часов.
  12. Размышляем, рассказываем, сочиняем. 10 часов.
  13. Перелистаем учебник. Повторяем.  8 часов.

Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками

начальной школы.

Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность):

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД:

искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;

выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные УУД: 

осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Предметные результаты освоения курса русского языка: овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи; освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров (в объёме изученного); умение в процессе письма пунктуационно правильно ( в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической ошибки; проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы.

Тематическое поурочное планирование.

                 

Содержание

Кол. час. по теме

Первый  триместр

 

1 период

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

18

Урок Знаний. Игра «Путешествие в страну Знаний»

Перечитаем письмо. Анализ материала учебника.

Повторяем понятия, изученные в 3 классе. Различия деловых и картинных текстов.

Вспоминаем изученные орфограммы.

Все ли ты помнишь о речи? Требования к речи, виды речи.

Все ли ты помнишь о речи? Жанры речи.

Делаем дневниковые записи.

Что ты знаешь о словах? Лексическое и грамматическое значение слов.

Повторяем звуко-буквенный разбор  слов.

Повторяем разбор слова по составу.

Вспоминаем части речи и способы их определения.

Анализируем слово как часть речи.

Как мы умеем анализировать слова?

Готовимся к проверке своих знаний. Вспоминаем орфографические  правила.

Тренировка в орфографической зоркости и умении применять различные правила.

Контрольный диктант. Проверка ЗУН за 3 класс.

Работа над ошибками.

Решение орфографических задач и выполнение грамматических заданий.  

Резерв

2

Знакомимся со словосочетаниями

7

Как предметы, признаки, действия назвать точнее. Знакомство со словосочетаниями.

Тренировка в построении словосочетаний. Наблюдаем за значениями словосочетаний.

Построение словосочетаний и выделение их из предложений.

Что может приказывать главный член словосочетания?

Что приказывает имя существительное имени прилагательному.

Тренировка в определении падежей имен существительных. Учимся правильной речи.

Проверочная работа по теме «Словосочетание»

Представляем еще одну часть речи

4

Знакомство с новой частью речи – наречием.

Правописание наречий. Употребление наречий в речи.

Закрепление правописания наречий. Проверочная работа «Правописание наречий»

Написание изложения от 3-го лица по тексту Ю.Коринца.

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных

10

Что ты знаешь об именах существительных?

Открываем новый секрет имен существительных. Склонение имен существительных.

Определяем  склонение имен существительных.

Тренировка в определении падежей, изменение по падежам.

Дополняем памятку.

Проверяем себя. Подготовка к диктанту

Контрольная работа за I триместр.

Работа над ошибками

Знакомимся с новым жанром речи – объявление.

Пишем объявления.

Резерв

2

Второй   триместр

 

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных

19

Повторяем склонение имен существительных.  Известное правило подсказывает новое.

Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных. Проверочные слова для каждого склонения.

Тренировка в написании  безударных окончаний имен существительных. Правописание безударных окончаний имен существительных.

Разграничение родительного и винительного падежей. Правописание  окончаний имен существительных.

Проверочная работа по теме «Решение орфографических задач  в окончаниях имен существительных»

Как не ошибаться в безударных окончаниях имен прилагательных. Повторение уже известного способа.

Особенности склонения  имен прилагательных и числительных. Правописание окончаний прилагательных в родительном падеже.

Правописание окончаний имен прилагательных. Роль имен прилагательных в речи.

Проверочная работа по теме «Правописание окончаний имен прилагательных»

Изложение по тексту В. Пескова «Приход зимы»

Склоняются ли имена существительные и прилагательные во множественном числе.

Имена существительные множественного числа в именительном   падеже.

Имена существительные множественного числа в родительном падеже. Использование словаря трудностей.

Тренировочный диктант с подготовкой.

Закрепление грамматико-орфографических умений.  Выполнение заданий под диктовку.

Контрольный диктант за первое полугодие.

Работа над ошибками.

Открываем еще несколько секретов правильной речи. Образование форм множественного числа от других корней, чередование согласных.

Секреты правильной речи. Беглые гласные, окончание  –у в предложном падеже.

Части речи: что мы о них знаем?

7

 Повторяем известное об именах существительных и именах прилагательных, дополняем памятку разбора.

Знакомство с понятием выборочное изложение.

Секреты имен числительных. Количественные и порядковые числительные.

Изменение и правописание имен числительных.

Секрет употребления числительного один.

Учимся пользоваться личными местоимениями

Правило «взаимопомощи» суффиксов в неопределенной форме и в прошедшем времени глаголов.

Учимся писать личные окончания глаголов

16

Имена склоняются, а глаголы…

Склонений – три. А спряжений?   Памятка по определению спряжения глаголов.

Орфограммы в личных окончаниях глаголов. Тренировка в определении спряжения глаголов.

Проверочная работа по теме «Определение спряжения глаголов».

Зачем и как узнавать окончания глаголов.

Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?  Письмо с комментированием. Разграничение родовых и личных окончаний.  

Глаголы- исключения. Правильные действия – правильная буква.

Повторение глаголов-исключений. Закрепление способа решения орфографических задач в личных безударных окончаниях глаголов.

Тренировка в написании глаголов на материале пословиц.

Дополняем памятку характеристики глагола.

Тренировка в  написании личных безударных окончаний глаголов.  

Словарный диктант. Запись глаголов под диктовку.

Орфографическая тренировка

Диктант «Проверяю себя»

Контрольный диктант за II триместр.

Работа над ошибками.

Резерв

3

Третий  триместр

 

Новое о строении предложения

7

Однородные члены предложения: грамматические признаки, роль в речи.

Союзы и знаки препинания при однородных членах предложения. Дополняем памятку разбора предложения.

Построение предложений с однородными членами. Роль однородных членов в речи.

Выбор союзов и постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Предложения бывают сложными. Знаки препинания в сложных предложениях.

Знаки препинания в сложных предложениях  и предложениях с однородными членами.

Выборочный диктант по теме «Однородные члены предложения, сложные предложения»

Учимся рассуждать

5

Особенности назначения и построения рассуждений.

Рассуждение-объяснение и рассуждение-доказательство.

Обучение построению рассуждений.

Подготовка к изложению  по тексту – рассуждению Ю.Дмитриева. Знакомство с текстом и обсуждение темы и проблемы.

Написание изложения по тексту.

И снова о главном работнике в языке – слове.

10

 Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?

История слов «чернильница» и «шариковая ручка». Работа с текстом «История появления шариковой ручки».

Поговорим о значении слов. Написание сжатого изложения.

Многозначные слова, использование толкового словаря.

Синонимы и антонимы.

Изложение по тексту Э. Шима.

От значения слова – к правильному написанию. Тренировка в орфографической зоркости.

История слов с непроверяемым  написанием.  Работа с орфографическим словарем учебника.

Что мы знаем о словах? Как значение слова связано с его строением?

Систематизация всего изученного о слове.

Резерв

2

Что надо уметь, чтобы писать грамотно?  Решение орфографических задач, зависящих от значения слова.

11

Поиск и исправление ошибок в тексте.

Написание тренировочных мини-диктантов.

Проверяем себя. Выполнение орфографических упражнений.

Самопроверка. Выполнение тестовых заданий.

Тренировочный диктант «Проверяю себя»

Итоговая контрольная работа за четвертый класс.

Выполнение грамматических заданий.

Работа над ошибками.

Знаешь ли, как правильно? Работа со словарем «трудностей русского языка».

Написание сочинений-размышлений на тему «Что я знаю о Дне Победы?»

Размышляем, рассказываем, сочиняем

10

Предложение в тексте. Составление «рассыпанных»  предложений.

Связь   предложений с помощью повтора или местоимений.

 Знакомство с жанром рассказа. Особенности жанра.

Письменный пересказ художественного текста.

Сочинение. Знакомство с памяткой «Как писать сочинение?»

Сочиняем сказку о цветах.

Написание сочинения-рассуждения «Мое любимое время года»

Написание юмористического рассказа по картинкам.

Перелистаем учебник. Чему мы научились?

Решение кроссвордов. Составление собственного кроссворда.

Резерв

3

Итого за год 136 часов, из них на резерв 12 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по учебнику «Первые уроки» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина по программе «Школа 2100.

Данная публикация представляет собой тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по учебнику «Первые уроки» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина по программе «Школа 2100. Оно ...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса по учебнику Г.М. Селиверстовой, Ф.Т. Манзановой ( для общеобразовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения

Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса для общеобразовательных школ с родным (тувинским) языком обучения...

Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...

Тематическое планирование по русскому языку для 3 класса , составленное на основе предметной линии учебников А. В. Поляковой 1 – 4 классы

   Наименование учебного предмета: русский язык.     Класс: 3     Срок реализации программы, учебный год: 2015-2016.     Ко...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 1 классе «Азбука» Горецкий В.Г. и др., «Русский язык» Канакина В.П. и др., «Литературное чтение» Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 1 классе (1-4) по учебнику «Азбука» Горецкий В.Г. и др., «Русский язык» Канакина В.П. и др., «Литературное чтение» Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Данное тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по учебнику Иванова (программа "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе из-за досрочног...