Использование фразеологических оборотов на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (1,2,3,4 класс) по теме

Работая по системе Л.В.Занкова, на уроках русского языка часто применяем работу с фразеологическими оборотами. Ученики младших классов  часто не понимают значения фразеологизмов. Предложенные задания помогут детям понять  смысл оборотов и обогатить словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение фразеологических оборотов здоровьесберегающего содержания в обучении младших школьников.

Модернизация содержания образования в начальной школе с позиций личностно ориентированного подхода требует поиска новых форм организации программного материала в учебниках, пособиях и в словарях, которые создавали бы условия для формирования у ребенка необходимых знаний о здоровом образе жизни и их использования на практике.

Работая по системе Л.В.Занкова, на уроках русского языка и литературы, мы часто применяем фразеологизмы с целью речевого и общего развития ребенка. Применяя фразеологизмы на уроке, ученик проходит все уровни работы:

  1. знакомится с его значением, этимологией;
  2. узнает в тексте (репродуктивный уровень);
  3. активно употребляет фразеологизмы в речи (творческий уровень);
  4. испытывает положительные эмоции и получает речевое, интеллектуальное «удовольствие» (по  А.Маслоу).

Это согласно мнению психологов и медиков, способствует коррекции эмоционального состояния человека, а значит, положительно влияет на его здоровье.

В учебниках А.В. Поляковой представлены различные приемы объяснения значения фразеологизмов. Большая часть приемов стимулирует самостоятельный поиск учащихся: значение фразеологизма выясняется по картинке-иллюстрации, значение устанавливается в ходе анализа ряда фразеологизмов и представленных к ним в произвольном порядке готовых толкований, поиск фразеологизма по его значению или значение выясняется по фразеологическому словарику.

Для уроков русского языка я разработала ряд заданий направленных на предоставление ценной в плане здоровьесбережения информации: о свойствах лекарственных растений; правилах личной гигиены; полезных и вредных привычках, правильном питании.

1.Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.
Повесить голову.                
Воспрянуть духом.              
Взять себя в руки.
Выйти из себя.

            2. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

О человеке, который ведет себя как не вполне здоровый, безумный.

О том кто часто меняет свои решения.
О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём – нибудь.
О кротком и безобидном человеке.
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

О состоянии человека испытывающий страх. 

        3.   Посетите фразеологический «зверинец».  Объясните значение фразеологизмов. Какие из них характеризируют пороки человека?

Хитёр как лиса.
Труслив как заяц.
Голоден как волк.
Здоров как бык.
Изворотлив как уж.
Надут как индюк.
Нем как рыба.
Грязный как свинья.
Упрям как осёл.
Болтлив как сорока.
Колючий как ёж.

          4. Вставив этот фразеологизм в текст в нужной форме, ты узнаешь о проблемах твоих собеседников и сможешь помочь им советом. Например, зайчихе.

Зайчиха-мать: «Никак не  могу научить моего малыша не бояться волка! Зайчонок постоянно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _, а это очень вредно для его здоровья, ведь из-за постоянных страхов он не развивается нормально».

        Предложите зайчихе несколько советов по воспитанию храбрости у зайчишек-трусишек.

        5. Подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги. Задание называется «С головы до ног».

        Голова:                
Человек с головой.
Морочить голову.
Вскружить голову.
Потерять голову.
Не сносить головы.
Отвечать головой.
Как снег на голову.
Голова идёт кругом.
Сломя голову.

Глаз.
Мозолить глаза.
Хлопать глазами.
Говорить в глаза.
Пускать пыль в глаза.
Глазом не моргнуть.
С глазу на глаз.
Хоть глаз выколи.
Открыть глаза.
Как бельмо в глазу.

 

Ноги.
Со всех ног.
Встать на ноги.
Встать с левой ноги.
Падать с ног.
Потерять почву под ногами.
Сбиться с ног.
Идти в ногу.
Путаться под ногами.
Ног под собой не чуять.

        6. Распределить фразеологизмы в два столбика, записав в первый столбик фразеологизмы, состоящие из синонимов, а во второй из антонимов:

        Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, ни сыт, ни голоден, переливать из пустого в порожнее, с больной головы да на здоровую, цел и невредим.

        7. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.
- Вася выглядит здоровым, словно объелся белены.
- Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

- Мы зашли в столовую заморить червячка.

- Я брел мимо различных киосков, глубоко подавленный, хотя вокруг меня никто не путался под ногами.

        8. Выпиши русские народные пословицы и поговорки, содержащие фразеологические обороты.

Веселая голова живет спустя рукава.

Ему и беда, что с гуся вода.

Мы с ним живем душа в душу.

Не криви душой.

Здоровью цены нет.

Плывет по течению, как полено.

Кто весел, а кто и нос повесил.

Гляди в оба, да не разбей лба.

В здоровом теле – здоровый дух.

Потерявши голову по волосам не плачут.

С больной головы да на здоровую.

        

9. Какой словарь рассказал о начале своего рабочего дня?

«Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки. В кафе на завтрак мне предложили разнообразное меню: биточки, тефтели, фрикадельки, винегрет, спагетти, чай и какао. Но я съел только бутерброд, сардельку, салат из помидоров, торт «Наполеон» и выпил чашку кофе с сахаром».

- Расскажите, что предложили вам на завтрак?

10. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки? 

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, вернуть к жизни, пышет здоровьем, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.
        11. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор
.
Держать ... востро (уши, ухо)
Дрожать как ... лист (осиновый, березовый)
С ... нос (голубиный, гулькин)
Хоть ... вешай (лопату, топор)
Не в своей ... (чашке, тарелке)

12. Найдите фразеологизм, у которого несколько значений.

Пышущий здоровьем, поставить на ноги, отвечать головой, здоров как бык.

  1. Дополнить стихотворение рифмованным фразеологизмом.

Дружнее этих двух ребят

 На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой …(не разольёшь)

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперёк.

И так устали мы в дороге,

Что еле …(волочили ноги)

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши …(вянут)                                            

        14. Нарисовать рисунки – подсказки  к фразеологизмам.

Я волка ужасно боялся, до слёз!

Но я разрешил этот сложный вопрос.

Как только на празднике волком я стал –

Дрожать как осиновый лист перестал!

             Пришла в школу девочка,

В волосах корона.

Улыбнулись мальчики,

- Белая ворона!

Как показывает опыт, выполнение данных упражнений не только обеспечивает адекватное усвоение особенностей функционирования фразеологизмов в конкретных речевых ситуациях, но и стимулирует вести здоровый образ жизни.

Литература
1. Вальчук Е.В. Работа по фразеологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе - М., 1989. - 190 с.
2. Волина В.В. Фразеологический словарь: Популярное пособие для начальной школы. - М.: АСТ_ПРЕСС, 1997. - 96 с.
3. Горбушина Л.А. Фразеологизмы в русском языке // Начальная школа. - 1974. - № 8. - С. 34 - 49.
4. Казакова В.И. Развитие выразительности речи младших школьников - Екатеринбург, 1998. - 161 с.
5. Леонович Е.Н., Леонович С.Е. Орфографический словарь. Этимологический словарь. Фразеологический словарь: Пособие для учащихся начальной школы. - М.: ТЕРРА, 2000. - 384 с.
6. Лобчук Е.И. Усвоение фразеологизмов на уроках русского языка // Начальная школа. - 1990. - № 12. - С. 27 - 31.


 Информация об авторе.

  1. Ф.И.О.: Ибрагимова Файруза Фаимовна
  2. Место работы: МОУСОШ №7 г.Азнакаево РТ, ул.Хасанова, д.24, телефон 8(85592) 7-64-86, должность: учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
  3. Педагогический стаж – 28 лет, стаж работы по системе   Л.В.Занкова: 15 лет.
  4. Домашний адрес: 423330, г.Азнакаево, ул. Пионерская, д.34а, кв.1; телефон: 8(85592) 7-82-35
  5. Адрес электронной почты: fairuza.ibragimova@yandex.ru
  6. Вид конкурсной работы: Статья, обобщающая опыт внедрения и реализации развивающего обучения Л.В.Занкова.

     7.   Тема конкурсной работы: «Применение фразеологических оборотов здоровьесберегающего содержания в обучении младших школьников»; русский язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование опережающего метода на уроках русского языка в начальной школе

в данной статье я постаралась показать как можно постепенно ввести на уроке русского языка различные виды разборов, использовать таблицы, памятки...

Использование тестовых заданий на уроках русского языка

Презентация к выступлению на семинаре учителей...

Использование игровых ситуаций на уроке русского языка

Данный материал предназначен для уроков русского языка, где учитель использует игровые ситуации, способствующие развитию логического мышления....

Словарно-орфографическая работа с использованием фразеологических оборотов на уроках русского языка

Описана методика работы над словами с непроверямыми написаниями с использованием фразеологизмов. Предложен конспект урока по данной методике....

Использование национального компонента на уроках русского языка (фрагменты урока)

Представлены фрагменты урока русского языка с использованием национального компонента по теме "Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц"...

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЬМИ БИЛИНГВАМИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО РОДНОГО ЯЗЫКА

В данной статье представлены теоретические и практические аспекты проблемы успешного обучения русскому языку детей-билингвов и пути её решения. Перед педагогами, работающими с учащимися начальных клас...