«Согласные звуки [л], [л’], буквы Л л»
план-конспект урока (1 класс)

Самбялова Зоя Нимаевна

Информационная карта урока в соответствии с ФГОС

Образовательная программа, автор

Школа России; В.П. Канакина

Определение места урока в изучаемой теме,  разделе, курсе

Букварный период, урок № 20

Цель  урока

Способствовать формированию навыка плавного слогового чтения с буквой «Л»  

Задачи

Образовательные: познакомить с согласными звуками [л], [л’], буквами Л л.

Развивающие: развивать навыки устной и письменной речи 

Воспитательные: развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и   определять понятия, ставить и решать проблемы);

 

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Здоровьесберегающие технологии,  игровые, технология развивающего обучения, технология РКМЧП

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_uroka_bukva_l.doc741 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта урока в соответствии с ФГОС

                                                                                                                                                     

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

2

Класс

1

3

Тема

«Согласные звуки [л], [л’], буквы Л л»

4

Образовательная программа, автор

Школа России; В.П. Канакина

5

Определение места урока в изучаемой теме,  разделе, курсе

Букварный период, урок № 20

6.

Цель  урока

Способствовать формированию навыка плавного слогового чтения с буквой «Л»  

7.

Задачи

Образовательные: познакомить с согласными звуками [л], [л’], буквами Л л.

Развивающие: развивать навыки устной и письменной речи 

Воспитательные: развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и   определять понятия, ставить и решать проблемы);

8

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Здоровьесберегающие технологии,  игровые, технология развивающего обучения, технология РКМЧП

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап  урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

объяснительно-иллюстративный, Прием «Азбука хороших слов»."

- Ребята, давайте вспомним хорошие слова на букву «Л» (любимая, ласковая, легкая, лучезарная, любезный, лучшая и др.).

- Определяют  тему урока через игру «Мягкий, твёрдый».

Вопрос: Какой звук [л], [л‘] в словах: олень, волк, лось, белка, лиса? луна? лилии?

Подготовка артикуляции:

-«чистим» зубы язычком;

-давим языком на правую щеку;

- давим языком на левую щеку.

 

Ответы обучающихся.

Ф

Ф

Доска, Интерактивная доска

карточки

Оценка учителя

Оценка учителя

 

-

П: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

К:- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

 -принимать участие в работе парами и группами

Р: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

Формирование положительной мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Метод объяснительно-иллюстративный,  метод проблемного изложения

1. Речевая разминка

Чистоговорка

Ри-ри-ри, а на ветках снегири

Ща-ща-аща, папа выловил леща

Са-са-са в лесу бегает лиса. 

2. Актуализация знаний

- Какие звуки обозначают эти буквы?

- Какими бывают гласные звуки?

- Что такое ударение?

- Каким цветом обозначают гласные на схеме?

-Гласные А, О, У, Ы обозначают …

Гласные И, Е обозначают …

- Какими бывают согласные?

- Каким цветом обозначают согласные на схеме?

3. Пробное действие

АОУ Л ЫИЭ

Найдите лишнюю букву, подумайте, как она называется и какие звуки обозначает.

Сможете ли дать характеристику звукам, которые обозначает буква «Л».

-ы, а, о, и, э, у, м, с

-гласные и согласные

-ударными и безударными

-красным

-твердость согласного звука

-мягкость предшествующего согласного звука

-твердыми и мягкими; звонкими и глухими

-синим и зеленым

- Буква «эЛ»

- Т.к. все буквы обозначают гласные звуки, а буква «эл» -согласный звук.

Нет.

Ф

Ф

И

Интерактивная доска

Дидактические рабочие листы

самооценка

различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить

соотносить  слова со схемами

Р: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

П: находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий

К: формулировать собственное мнение и аргументировать его;

интерес к языковой и речевой деятельности;

3. Этап выявления места и причины затруднения

организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Метод языкового анализа и синтеза  

Частично -поисковой метод;

- Какие затруднения у вас появились?

- В чем вы испытали затруднение?

- Не знаем правильного названия буквы, правильного произношения.

- не знаем, какие звуки она обозначает.

Ф

И

Доска

Интерактивная доска

Самооценка

различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие? определять их в слове и правильно произносить

 П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

К: задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

•первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

выбор способа и средств их реализации

методы практического изучения языка

- Какова цель нашего урока?

- Какова тема нашего урока?

- Построим план наших действий. (Как будем действовать).

План:

-Познакомиться с новой буквой

-Научиться давать характеристику буквы

-Читать слова с буквой Л

-Вы уже познакомились с буквами гласных звуков. Вспомните, как вы действовали, на этих уроках.

- С чем вы знакомились вначале?

- И на сегодняшнем уроке вы вначале потренируетесь в выделении нового звука в речи.

-Что следовало за этим?

- И сегодня вы тоже после работы со звуком познакомитесь с буквой, которая этот звук обозначает.

- А после этого будете учиться читать слоги с изученной буквой.

Цель: Познакомиться с новыми звуками и буквой, которая эти звуки обозначает; учиться читать слоги с новой буквой

-

- со звуками

Ф

Доска, интеркативная доска,

раздаточный материал

оценка учителя

представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии пунктуации (в объёме учебной программы

П:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Р.: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя

интереса к языковой и речевой деятельности;

положительного отношения к урокам русского языка;

5. Этап реализации построенного проекта

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

объяснительно-иллюстративный

Метод языкового анализа и синтеза

Метод иллюстраций

1. Ребята, отгадайте загадки:

а) Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам…

Правильно, ЛУНА. Ребята, произнесите это слова четко по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге? Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.

б) Вася в класс принес цветы

Небывалой красоты.

Лепестки как из пластмассы

У цветов Василия.

Дайте поскорее вазу,

Он поставит ...

-  Давайте четко произнесем слово.

-Сколько слогов в этом слове?

-Какой звук вы слышите в начале и в середине слова “ЛИЛИИ”?

Дайте характеристику звуку:

- Какой это звук — гласный или согласный? Докажите, что он согласный

-Звонкий или глухой? Как проверим звонкость согласного?

- Твёрдый или мягкий?

- Как обозначим [н’] на схеме?

2. Работа со звуками [л] и [л’]

1) Найти слова со звуками [м] и [м’] (в мультфильме)

2) Придумать слова со [л] в начале, середине и конце слова.

3) Придумать слова со [л’] в начале, середине и конце слова.

4) Найти на картинке слова со звуками [л] и [л’] (на экране рисунок)

4. - Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются?

-Откроем учебник «Азбука» Горецкий В.Г. на с. 59.

-Почему в азбуке напечатаны две буквы Л, л

- Посмотрите внимательно на большую и маленькую букву Л, л. Из каких элементов она состоит? (Работа с доской).

Попробуйте «изобразить» букву с помощью рук. Дети составляют букву.

Молодцы! Теперь рассмотрим картинки, находящиеся справа страницы. Что изображено на этих картинках?

Какой звук слышим в слове СТУЛ, твердый или мягкий? Где этот звук находиться вначале, середине или конце слова?

Сколько звуков в этом слове?

сколько слогов в слове СТУЛ?

-– Теперь проговариваем слово ЛИЛИИ целиком дважды.

– Делим на слоги, скандируем

ЛИ-ЛИ-И

-Произнесите первый звук в слове «ЛИЛИИ».

–Дайте характеристику звуку [л’]

– Объясните, почему звук [л’] произносится мягко?

– Схема.

4. Чтение слогов (на слайде)

Физминутка

Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)

Наши пальцы утомились. (Встряхивание кистями рук.)

Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди.)

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем (Развели руки в стороны.)

И опять лепить начнем. (Хлопаем в ладоши.)

1. Луна

- 1 слог – ЛУ, первый звук [л].

-Согласный

-Звонкий

-Твёрдый

Твердый согласный звук мы будем обозначать на схеме синим цветом.

2. Лилии

Лилии

- два

- [л'].

Этот звук согласный, т.к. встречает преграду язык упирается в верхние зубы,  он звонкий и мягкий.

Его обозначают зеленым цветом.

2) лук, колобок, стол, бал, луна, лодка, слон, лось, стоял, купил, посмотрел

3) лебедь, хлеб, лист, ноль,

любовь, летать, малина, клюв

4) лист, лев, лимон, лампа, ложка, лук, Земля.

Эти звуки обозначают буквами Л и Л.

Эти звуки обозначают буквами Л и л.

-Большая буква пишется в начале предложений, в названиях городов, именах, кличках.

Стул и руль

(1 ребенок называет слово, затем всем классом произносим).

В слове СТУЛ слышим звук [л]. Он твердый, расположен в конце слова.

 В слове СТУЛ - 4 звука (считает звуки, произнося: с-с-с-т-у-л, с-т-т-т-у-л, с-т-у-у-у-л, с-т-у-л-л-л).

 в слове СТУЛ - 1 слог

-ЛИ-ЛИ-И

-[л’-и-и-и]

-Звук согласный звонкий мягкий

-Звук согласный звонкий мягкий.

-За буквой «л» в слове стоит гласная буква «и»

Г

Ф

Ф

И

И

Г

И

И

Г

Картинка на интерактивной доске,

 

Доска

учебник

оценка учителя

понимать различие между звуками и буквами;

•устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;

различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

К: задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

•принимать участие в работе парами и группами;

П: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в

учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном

приложении к учебнику);

положительного отношения к урокам русского языка;

представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

объяснительно-иллюстративный

словесные методы

Работа по рисунку

Откройте азбуку на стр.59

-  что нарисовано на картинке?

 - Что делает девочка?

- какого цвета коляска?

Чтение слов с буквой л.

кукла - куклы

катала - катал

уснули - уснул

стол - стул

- все слова понятны?

Чтение текста

-Давайте прочитаем текст, который дан ниже. Озаглавьте текст.

У Оли куклы. Она катала кукол. Куклы уснули.

Назовите в этих предложениях слова в которых есть буква Л.

- Какой второй звук в слове Оли. Произнесите.

- Какой звук обозначает буква Л в слове Кукла. Произнесите.

- Девочка, коляска и кукла

-Катает куклу

-розовая

Ответы детей

- да

Куклы.

Оля и куклы

Оли, куклы, катала

кукол, куклы, уснули

Г

И

Г

Г

учебник

оценка учителя

слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный

вопрос

выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;

различать устную и письменную речь;

проговаривать вслух последовательность производимых

действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

(опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в процессе выполнения совместной учебной

деятельности на уроке и в проектной деятельности.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

Частично -поисковой:

Работа в карточках. Какой слог лишний в этих рядах, зачеркните.

ла-ло-ма

лу-ла-ло-мы

ла-ло-ли-лу

Ребята, обменяйтесь карточками, оцените работу соседа, если правильно, в каждой строчке поставьте +.

На слайде:

-ма+

-мы+

-ли+

Ф

И

карт

интерактивная доска

Самооценка

правильно называть буквы русского алфавита;

различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях

учебника, в справочном материале учебника — в памятках)

при работе с учебным материалом;

интереса к языковой и речевой деятельности;

•представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

8. Этап включения в систему знаний и повторения

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

репродуктивный

Поэлементно-целостный метод (обучение грамоте, урок письма)

Работа в парах со словом «Алик».

(У детей в конвертах схемы звуков. Составление схемы слова АЛИК).

– Проанализируйте схему-модель слова.

– Прочитайте слово «АЛИК» по слогам.

– Произнесите второй звук в слове «АЛИК».

– Дайте фонетическую характеристику слова АЛИК.

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

- Ребята, сравните свою схему с правильной схемой, представленной на слайде. Оцените себя. Поднимите зеленый сигнальный флажок, если правильно, красный- если нет.

[а] (Гласный, ударный)

[л’] (Звук согласный, звонкий, мягкий)

[и] (Гласный, ударный)

[к] (Звук согласный, глухой, твердый)

-Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю» гласных звуков

и

схемы,

интерактивная доска

взаимооцека


различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён,

ёлка и др.;

высказывать своё предположение относительно способов

решения учебной задачи;

•проговаривать вслух последовательность производимых

действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

(опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в процессе выполнения совместной учебной

деятельности на уроке и в проектной деятельности.

9. Этап рефлексии УД на уроке

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

объяснительно-иллюстративный

репродуктивный

- Наш урок подходит к концу. - С какими звуками и буквами познакомились?

 -За что можете себя похвалить?

-Над чем ещё надо поработать?

 -Сможем ли выполнить задание, ктр вызвало у нас затруднение в начале урока, мы не могли дать характеристику звукам, которые обозначает буква «эл». Теперь сможем?

- Достигли ли цели?

- Урок окончен!

- Буква Л обозначает согласный твёрдый звонкий звук [л] и согласный мягкий звонкий звук [л'].

Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока

-Мне удалось...

-Я могу похвалить...

-Я недостаточно...

-Я старался... Оценивают работу, высказывают своё мнение

Г

И

Доска

Интерактивная доска

оценка учителя

научатся читать слоги , слова, предложения  с новой буквой,

на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий

предметов;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

интереса к языковой и речевой деятельности;

•представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

Методы по Лернеру и Скаткину:

объяснительно-иллюстративный: учитель сообщает готовую информацию разными средствами (рассказ, лекция, работа с учебником, объяснение правила)

репродуктивный: восприятие учеником учебных действий по определённому алгоритму. Используется для приобретения умений и навыков.

метод проблемного изложения материала: дается противоречивый материал, который нужно сравнить и сделать выводы.

Частично -поисковой: учитель дробит информацию на небольшие проблемные вопросы, а ученик пошагово осуществляет поиск решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...