Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Решетникова Олеся Юрьевна

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100».

1. Ф.И.О. учителя: Афанасьева Олеся Юрьевна

2. Класс: 1.                   Дата: 05.03.2012г.                   Предмет: Обучение грамоте и письмо.     № урока по расписанию: 2 и 3.

3. Тема урока: «Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме. 

5. Планируемые результаты:

            Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения.

            Метапредметные:

                            Регулятивные – определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

                            Познавательные – ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной деятельности класса, группы или пары.

                            Коммуникативные – слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, договариваться  с одноклассниками о правилах работы в паре или группе, учиться работать в парах и группах.

             Предметные: правильно читать текст, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, называть звуки в словах и давать им характеристику, делить слова на слоги, ставить ударение в словах, выделять на основе классификации признаки слов, списывать с печатного текста.

6. Цель урока:  Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по осознанию и применению знаний о звуках [ф и ф’] и букве ф.

7. Ресурсы: Презентация «33 родных сестрицы» (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,28880/Itemid,118/ автор Лилия Валиахметова), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС 2011г, Пропись №5 «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина Москва БАЛАСС 2011г, Презентация «Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»», раздаточный материал, сигнальные карточки.

Характеристика этапов урока:

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, концентрация внимания, наличие общей установки.

Р, К

Приветствует обучающихся.

- С чем вы пришли на урок?

- Что еще понадобиться для успешного усвоения материала?

- У кого сейчас хорошее настроение -

похлопайте в ладоши.

Приветствуют учителя.


- Учебник, тетрадь, пенал, дневник, цветные карандаши.

- Внимание, дисциплина и хорошее настроение.



(дети хлопают в ладоши)

Постановка темы и цели урока

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Просмотр стихотворения о букве «ф».

Просмотр эпизода из мультфильма «Фунтик

Р, П, Л

Назовите слова, которые вы услышали в стихотворении.

Назовите главного героя этого мультфильма

Что общего у этих слов?

Мы эти звуки изучали?

Определите тему урока.

Зачем мы изучаем звуки и буквы?

По какому плану мы изучаем буквы?








- Какие знания нам пригодятся на уроке?



- Настроим себя на работу.

Проговаривание слов






Звуки [ф и ф’]


Нет!


Звуки [ф и ф’], буква ф.


(варианты детей: быть грамотными, умными и т.д.)

- выделяем звуки и определяем место в слове,

- характеризуем по глухости – звонкости, твердости – мягкости,

- учимся читать в слогах и словах,

- учимся писать буквы и соединения.

- Умение читать, делить слова на слоги, ставить ударение, характеризовать звуки, списывать с печатного текста.

Хором:

Я знаю, что буду делать

Я понимаю, что хочу это знать

Я думаю, что у меня все получиться.

Освоение нового материала

 

Характеристика звуков

Научить выделять звуки и определять их место в слове, проверить умение давать характеристику звукам

ИКТ – презентация «ЗЗ родных сестрицы» (107 слайд)

П, К

- Назовите название предметов, где есть звуки [ф и ф’], определите место в слове и дайте характеристику звука.

- Подведите итог работы: назовите выделенные звуки и их характеристику



- Проверьте свои предположения по слайду.

Филин, фея, фиалка, фламинго, футбольный (мяч), фотоаппарат, фотограф, флаг




[ф] – согласный, глухой, твердый, встречается в начале , середине и в конце слова.

[ф’] согласный, глухой, мягкий, встречается в начале,  середине и в конце слова

Самопроверка.

Знакомство с буквой ф

Познакомить с буквой, научить

находить сходства

ИКТ – презентация «ЗЗ родных сестрицы» (108, 111 слайды)

П, Пр

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

- Сколько букв? Почему?

- Что вы знаете о заглавной букве?


- Сравните буквы.

- буквой эф.



- Две. Заглавная и строчная.


- С заглавной буквы пишутся первые слова в предложениях и собственные имена.

- Одинаковые, отличие в высоте.

Развивать воображение в процессе конструирования буквы

(работа в парах)

Раздаточный материал (буква ф)

П, Р

- Превратите букву в любой предмет.


Варианты: очки, серьги, бусы, машина. Паровоз и т.д.

Выставка работ

- Оцените свою работу и работы одноклассников.

(учащиеся договариваются в парах о предмете и вместе его рисуют)





(выбирают самые удачные работы)

Научить читать слова с изученной буквой

ИКТ – презентация «ЗЗ родных сестрицы» (112слайд)







Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС

Пр., К

- Прочитаем предложение медленно и напевно, громко и отрывисто, быстро и целыми словами

- Почему буквы в тексте разного цвета?


- Почему буква обозначает мягкий звук?

- Прочитайте слоги в Букваре с 140.

- В каких слогах буква обозначает мягкий звук? Почему?

(читают в разном темпе)




- Буквы синего цвета обозначают твердый звук, а зеленого – мягкий.

- После нее стоит гласная буква и.


(чтение слогов)


(фи и фе)

Научить писать слова и соединения с изученной буквой

Пропись №5 с 28

Пр, Р

- Сравните письменные буквы в табло.

Из каких элементов состоит строчная буква ф? (показ написания буквы)

- обведите строчные буквы по образцу.

- Прочитайте соединения. Разделите все соединения по группам. (работа в парах)



-Обведите слоги, обозначьте цветом гласные и согласные (твердые и мягкие)звуки

- Проверьте

- Очень похожи, отличие в высоте букв.



Прямая линия и два овала.




(работа по образцу)



- по месту буквы

- по твердости  мягкости звука

- по верхнему и нижнему соединению (пары представляют свой вариант)

Обведение слогов, обозначение звуков цветом, взаимопроверка




(обмен прописями в парах)

Работа со словами






































Формировать умение классифицировать слова по самостоятельно выбранному признаку, познакомить с понятиями

«фауна» и «флора»

(работа в группах)

Набор слов: фиалка, фикус, фламинго, фазан, ромашка, белка, сова, василёк.

П, К

- создаем группы, выбираем капитана (готовность по сигнальной карточке)

- Каждая команда получила набор слов. Прочитайте их и разделите на группы.


(одобрение учителем, комментарии представителей других групп)




-Рассмотрите данный вариант:

Фиалка      фламинго

Фикус        фазан

Ромашка   белка

Василек     сова

_ По какому признаку распределены слова?

- Назовите одним словом предметы из первого столбика.

- Из второго.

- Соотнесите слова растения и животные со словами флора и фауна.

- Прочитайте на с 140 последнее предложение и оцените свои предположения.

- Рассмотрите кубики и назовите представителей флоры и фауны.

- рассаживаются по 4 человека, договариваются о капитане и показывают зеленую карточку.


(команды определяют признак самостоятельно и делят на группы:

По наличию буквы ф

По количеству слогов

Отвечающие на кто? и что?

(по красной сигнальной карточке капитан выходит и на доске распределяет слова на группы, объясняя всему классу по какому признаку они это сделали)







(живые – не живые предметы, кто? что?)



- растения

- животные


(варианты детей)



(самоанализ)







Ромашка, дерево, куст

Пчела, белка, сова

Чтение слов. Выборочное чтение

С.140  1-7 столбики слов

Пр, П

Объяснение непонятных слов













-Найдите «военное» слово.

- название города

- название материка

- слова, отличающиеся одной  буквой

- слова с первым ударным слогом

Чтение слов в столбиках, определение смысла слов (гриф –общее название нескольких птиц, телеграф – средство передачи сигнала по проводам, радио и т.д., фрак - мужской парадный вечерний костюм особого покроя: пиджак короткий спереди с длинными узкими фалдами (полами) сзади, брюки с атласными лампасами, конфетти - разноцветные, обычно бумажные кружочки мелкого размер )


Офицер

Уфа

Африка


Кафе, кофе

Фауна, Африка, фыркает, фикус, финиш, факел, кофе.

Работа над однокоренными словами

С.140

Пр

- Прочитайте слова (две строки). Что объединяет эти слова?

- Прочитайте следующую строку. Можно эти слова назвать однокоренными?

- В каком слове корень имеет другую букву? Почему?

(понятие о чередовании букв г\ж)

- Запишите любых 4 слова в Пропись с.28

- проверьте написание слов,

Подчеркните слово, написанное лучше всего.

- Однокоренные, т.к. имеют один корень и схожи по смыслу. (корень: фото)


- Да, корень флаг.



Флажок: корень флаж (нет слова флагок)




( Запись слов)




(обмен прописями – взаимопроверка)

Изучение парности согласных звуков [ф и ф,]

Повторить правило проверки парных согласных.

Закрепить навыки

постановки ударения, деления слова на слоги и обозначение звуков цветом

Пропись №5

Пр

- прочитайте слова на с.28


- В каком столбике согласный звук [ф] слышится четко? Почему?


- Какой звук слышится в словах первого столбика на месте буквы эф? Почему?

- Что нового мы узнали о букве «ф»?

- Как проверить  написание парных согласных?

- Подберите проверочные слова к словам первого столбика.

- Спишите слова, поставьте в них ударение.

- Спишите слова фломастер и фабрика, поделите слово на слоги и цветом обозначьте звуки.

- Проверьте работу.

Улов       флот

Боров      фант

Травка     флакон

- Во втором. После буквы «ф»

стоят буквы «а» или «л»

(гласные или звонкие согласные).


- [в], буква «ф» стоит последняя или перед буквой «к».



- Она парная «ф - в»


- Изменить слова так, чтобы после согласной стояла гласная.


- Улов - уловы

Боров – боровок

Травка – травушка


(списывание слов с  заданием)



(списывание слов с  заданием)





(проверка с доски)

Работа с текстом «Папина профессия»

  1. Работа с текстом до начала чтения



  1. Чтение текста самостоятельно
  2. Выявление первичного восприятия текста





  1. Повторное комментированное чтение.

(читающими учащимися)

















  1. Обобщающая беседа.










         6. Работа с текстом после чтения


Формировать умения

воспринимать на слух рассказ в исполнении учителя или учащихся, умения читать тексты,

отвечать на вопросы учителя по содержанию текста

Текст на с 141

Букваря

Л, Пр

- Прочитайте название рассказа. А кем может работать папа?

- Что помогло вам догадаться о его профессии?

Следит за чтение учащихся.

- Кем работает папа Саши?

- Кто такой фотокорреспондент?

1 абзац:

 - Какая это профессия? Почему?

- Почему она требует мастерства и фантазии?

2 абзац:

- Что больше всего любит фотографировать папа Саши? Как вы думаете,  почему?

3 абзац:

- Сашин папа хороший фотограф? Докажите!


- Чем Саша гордится?

4 абзац:

- Кем хочет стать Саша? Почему?

- Как он готовится к этому?

- Прочитайте предложение из текста, к которому подходит рисунок.

- Что можно увидеть на фотографиях  Андрея Ефимова?

- Каких фотографий у него больше всего? Почему?

- Придумайте новое название рассказа.

- Какие рисунки к тексту вы бы нарисовали?

«Папина профессия»

- Фотографом.


- Картинка. Человек несет фотоаппарат, подставку для него.

Чтение текста шепотом.


- Фотокорреспондентом


(варианты ответов)




- Творческая, интересная

(варианты ответов)


(варианты ответов)





-Людей.

(варианты ответов)


- Да.

- Его работы представлены на международной выставке.

(варианты ответов)


- Фотокорреспондентом.

(варианты ответов)



(варианты ответов)









(варианты ответов)

Итог урока

Способствовать формированию рефлексии

Р

- Какая тема урока у нас была?

- Чему мы хотели научиться?

- Что для этого делали?

- У нас все получилось? (если нет, то почему?)

- А мы все узнали о букве ?

- Какая тема урока у нас будет завтра?

- Оцените свою работу на уроке.

(варианты ответов)









- Нет. Мы не читали и не

писали заглавную букву.

- Заглавная буква Ф.


Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Папина профессия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м».

Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м». Программа Бунеева....

Согласные звуки [б], [б’], буква Б. Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б.

Цель: - познакомить с звуками [б], [б’], и строчной буквой б; - учить писать строчную букву б.Задачи:– формируем умение выделять звук в слове;– формируем умение овладевать начертаниями письм...

Согласные звуки [З],[З’],буква З. Написание строчной буквы з,слогов и слов с буквой з

Урок обучения грамоте 1 класс "Согласные звуки [З],[З’],буква З.Написание строчнойбуквы з,слогов и слов с буквой з"...