Визуальная инструкция, как средство формирования начальных этапов самоконтроля у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).
материал (1 класс)

Беспалько Татьяна Николаевна

Визуальная поддержка предполагает использование наглядных стимулов, несущих в себе необходимую информацию, которую ребенку трудно воспринимать на слух и удерживать в памяти.  Несмотря на то, что в большинстве публикаций, посвящённых визуальной поддержке, связаны с методами и приёмами работы с детьми с РАС, то сейчас всё чаще применяют различные виды визуальной поддержки при обучении детей с интеллектуальными нарушениями. Опираемся на опыт Марлен Коэн и Питера Герхардта.

У детей с ТМНР возникают трудности в обработке слуховой информации, в запоминании услышанного (удержании информации) и сосредоточения на них.

В работе мы используем визуальную поддержку, т.е. использование наглядных стимулов, несущих в себе необходимую информацию, которую ребенку трудно воспринимать на слух, удерживать в памяти для дальнейшей самостоятельной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер - класс60.67 КБ

Предварительный просмотр:

Я представляю вашему вниманию обобщение своего педагогического опыта по теме: «Визуальная инструкция, как средство формирования начальных навыков самоконтроля у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)». 

Один человек посадил розу. Искренне за ней ухаживал, поливал ее. Появился бутон, который скоро должен был раскрыться, но человек на стебле заметил шипы, и подумал, «Как из растения, на котором колючие шипы, может вырасти красивый цветок?» опечаленный этой мыслью, он забросил цветок, перестал его поливать и цветок погиб перед тем, как расцвести.

В процессе своей профессиональной деятельности вы, когда-нибудь задумывались, как себя ощущает ребенок с ОВЗ, в частности, дети с ТМНР в мире, на наших индивидуальных, подгрупповых занятиях, уроках? Как они воспринимают поток информации, который мы пытаемся им донести. Давайте попробуем это воспроизвести. (Вызываю человека).

У детей нарушена общая моторика, координация (раскручиваю). Нарушена коммуникация. 80% детей с ТМНР не говорят, грубо нарушено понимание обращенной речи. Существуют внутренние и внешние факторы, которые воздействуют на ребенка. У детей с ТМНР возникают трудности в обработке слуховой информации, в запоминании услышанного и сосредоточения на них в условиях окружающего шума (включаю шум). Ребенок должен выполнить следующую инструкцию, например,  «Собери бусы. Сначала красный, синий, красный,…». Вам комфортно? Задание помните? А вот так. Предлагаю визуальную инструкцию.

Несмотря на то, что в большинстве публикаций, посвящённых визуальной поддержке, связаны с методами и приёмами работы с детьми с РАС, то сейчас всё чаще применяют различные виды визуальной поддержки при обучении детей с интеллектуальными нарушениями. Опираемся на опыт Марлен Коэн и Питера Герхардта.

У детей с ТМНР возникают трудности в обработке слуховой информации, в запоминании услышанного (удержании информации) и сосредоточения на них.

В работе мы используем визуальную поддержку, т.е. использование наглядных стимулов, несущих в себе необходимую информацию, которую ребенку трудно воспринимать на слух, удерживать в памяти для дальнейшей самостоятельной работы. (Перечисляю визуальную поддержку).

Для качественного самостоятельного выполнения навыка, инструкции необходим самоконтроль.  

Самоконтроль является регулятивным базовым учебным действием, учебное умение, позволяющее сознательно регулировать и планировать собственную деятельность, осуществлять анализ образца, результата и хода выполнения работы.

Особенности самоконтроля у обучающихся с ТМНР:

  • низкая мотивация для его осуществления;
  • нарушения составляющих самоконтроля (внешнего контроля, сличения с эталоном, итогового и поэтапного контроля);
  • снижена критичность, завышенная самооценка;
  • невозможность самостоятельного овладения самоконтролем.

Таким образом, выше сказанное доказывает необходимость целенаправленного формирования самоконтроля у детей с ТМНР посредством визуальной поддержке (инструкции).

Цель: формирование начальных этапов самоконтроля у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), посредством визуальной инструкции. 

Решены следующие задачи: 

  • проведение анализа состояния и динамики развития навыков самоконтроля у обучающихся ТМНР (1-3 года обучения). У.В. Ульенкова.;
  • подбор специальных упражнений, приемов, дидактических игр, направленных на формирование навыков самоконтроля у обучающихся с ТМНР;
  • разработка и апробация технологии формирования навыков самоконтроля у обучающихся c ТМНР.

Для успешного формирования навыков самоконтроля необходима поэтапная, целенаправленная работа по формированию контрольных умений у детей с ТМНР подготавливающая их к осуществлению самоконтроля в дальнейшем.

Всего 4 этапа. Необходима база. Уровень сличения, группировка предметов при выборе из двух, по принципы «такой, не такой».

        1 этап - контроль последовательности педагогом с помощью указательного жеста.

        2 этап – контроль последовательности педагогом с помощью передвижения стрелочки.

        3 этап – контроль последовательности ребенком с помощью передвижения стрелочки.

4 этап – самостоятельное выполнения задания ребенком с опорой только на визуальную поддержку (инструкцию).

Нами был проведен небольшой эксперимент. Участвовало 10 человек с ТМНР 1,2,3  г.об. Было дано 3 задания. Рассмотрим результаты в таблице.

        Таким образом, считаем эффективность использования визуальной поддержки в формировании начальных навыков самоконтроля доказана.

        Конечно, коррекционно-развивающий процесс с детьми с ТМНР это долгий и монотонный процесс. Иногда даже бывает больно от шипов, но она (беру розу) они прекрасны по своему и делают нашу жизнь понятней. Главное не опускать руки и верить. Спасибо за внимание.

Тем не менее доказано, что информация, которая одновременно воспринимается с помощью как зрительного, так и слухового анализатора, запоминается гораздо лучше (Sousa, 2006). Если мы добавим в обучающий процесс активное участие самого ребенка или кинестетический компонент, это будет способствовать еще более эффективному запоминанию учебной информации. Таким образом, даже если визуальное восприятие не является преобладающей модальностью у вашего ребенка или ученика, ему все же будут полезны многие стратегии, описанные в данной книге.

Визуальная поддержка включает в себя разнообразные подсказки, помогающие человеку применять навыки более самостоятельно. Каждый из нас использует визуальную поддержку в тех или иных аспектах своей жизни. Ежедневник напоминает нам о запланированных встречах и помогает придерживаться делового расписания. Многие люди выделяют маркером важные фрагменты текста в учебнике, чтобы лучше запомнить материал; некоторые используют бумажные клейкие стикеры, чтобы оставлять сообщения другим людям или напоминания самим себе. Если мы покупаем вещи, требующие сборки перед использованием, то сверяемся со схемами в процессе сборки. Каждый из нас может разрабатывать индивидуальные стратегии, чтобы 17 Введение компенсировать свои слабые стороны, затрудняющие процесс обучения. Тем более необходимо использовать разнообразные стратегии поддержки для людей с аутизмом, многие из которых не способны к вербальному общению и, следовательно, не могут рассказать о трудностях, которые они испытывают.

Важная часть искусства применения визуальной поддержки заключается в умении определить, когда нужно уменьшать ее использование. Поэтому мы решили посвятить главу 10 стратегиям уменьшения визуальной поддержки. Эти стратегии вы можете использовать также в  отношении видов поддержки, разработанных вами самостоятельно на основе идей из предыдущих глав книги. Вы также научитесь учитывать индивидуальные особенности вашего ребенка или ученика при сокращении визуальной поддержки. Кроме того, из этой главы вы узнаете, нужно ли вообще уменьшать или полностью убирать тот или иной вид поддержки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранстве дома" (урок устной речи для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Цель урока:развитие коммуникативных навыков учащихся.Задачи урока:Образовательные:- формировать и расширять пассивный и активный словарный запас, связанный с содержанием бытового, предметного, игровог...

Адаптированная основная Общеобразовательная программа по индивидуальному образовательному маршруту для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

Целью данной программы является развитие эмоционального, познавательного  и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, разви...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...

Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями все чаще принимаются в образовательные учреждения. Чем больше таких детей попадает в образовательные учреждения, тем больше возникает вопросов и проблем у пе...

Использование метода визуальной поддержки, как средство формирования начальных этапов самоконтроля у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)

Использование  метода визуальной поддержки, как средство формирования начальных этапов самоконтроля у детейс тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Самоконтроль – ...