КТП учителя -дефектолога
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)

Наталья Ивановна Спиглазова

Календарно тематическое планирование для обучающихся   ЗПР вариант 7.1 : 1-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

1 класс

 № п\п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

1.

1

02.09

Диагностический этап (входной) (4ч)

Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Далеко - близко», «Выше - ниже», «Подбери нужный цвет», «Составь букет», «Когда это бывает?»)

 2.

1

12.09

Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»)

 3.

1

16.09

Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»).

 4.

1

19.09

Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное»)

5.

1

23.09

Коррекция и развитие ВПФ (27ч) 

Текст «Осень. Приметы осени». Развитие умения ориентироваться в помещении. (Упр. «Спрячем и найдем»)

 6.

1

26.09

Ориентировка на листе бумаги и в пространстве.

 7.

1

30.09

Тема «Осень. Приметы осени». Развитие восприятия пространства на листе бумаги. (Упр. «Что, где находится?», «Положи верно»)

 8.

1

03.10

Рисование узоров, элементов букв и цифр. Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр. «Найди свою половинку», «Разрезные картинки»)

 9.

1

07.10

Тема «Фрукты» Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр. «Что больше, выше», «Толстый, тонкий»)

 10.

1

10.10

Работа в прописях. Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет»)

 11.

1

14.10

Тема «Овощи». Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет»)

 12.

1

17.10

Работа в прописях. Диагностика развития пространства, времени, цвета.

 13.

1

21.10

Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, урожай, грядка, плодовые деревья, фруктовые деревья

 14.

1

24.10

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди и подчеркни»)

 15.

1

07.11

Тема «Овощи. Фрукты». Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди дорогу», «Поиск предмета»)

 16.

1

11.11

Обозначение звуков буквами. Развитие произвольного внимания (Упр. «Слушай и повторяй»)

 17.

1

14.11

Тема «Посуда». Развитие произвольного внимания (Упр. «Смотри на руки», «Слушай команду»)

 18.

1

18.11

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Развитие сенсорного внимания (Упр. «Исключение лишнего»)

 19.

1

21.11

Тема «Продукты» Развитие сенсорного внимания (Упр.«Найди два одинаковых предмета», «Поиск предмета»)

 20.

1

25.11

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.

 21.

1

28.11

Тема «Одежда». Развитие объема внимания (Упр. «Срисовывание по клеточкам»)

 22.

1

02.12

Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН.

 23.

1

05.12

Тема «Обувь». Диагностика развития внимания. (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»)

 24.

1

09.12

Упражнения в написании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

 25

1

12.12

Тема «Домашние животные». Развитие моторной памяти. (Упр. «Как прыгают животные», «Смешанный лес»)

 26.

1

16.12

Правописание собственных имён существительных.

 27.

1

19.12

Тема «Домашние птицы». Развитие образной памяти. (Упр. «Разрезанная картинка», «Круг, треугольник и квадрат»)

 28.

1

23.12

Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Развитие непроизвольной памяти (Упр. «Кто забил гол?»).

 29.

1

26.12

Тема «Зимующие птицы». Развитие зрительной памяти (Упр. «Запомни порядок», «Запомни движение»).

 30.

1

30.12

Слова-признаки. Развитие слуховой памяти (Упр. «Запомни и повтори», «Слушай хлопки»).

 31.

1

09.01

Тема «Новый год». Диагностика развития памяти (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»)

32.

1

13.01

Диагностический этап (промежуточный) (1ч)

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

33.

1

16.01

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) (30ч)

Тема «Зима. Зимние забавы». Развитие мышления. Развитие умения определять временные категории (Упр. «Что было раньше?»)

 34.

1

20.01

Нумерация. Устный счёт. Состав чисел.

 35.

1

23.01

Сравнение числовых выражений. Развитие мышления. Развитие умения сравнивать. (Упр. «Назови отличительные признаки»).

 36.

1

27.01

Тема «Город». Развитие логического мышления (логические категории: меньше – больше, выше – ниже; упр. «Найди самый низкий забор»)

 37.

1

30.01

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

 38.

1

03.02

Тема «Мой дом». Исследование развития хватания, движений пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», «Зайчик», «Гусь»).

 39.

1

06.02

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

 40.

1

10.02

Тема «Как строят дома». Исследование развития соотносящих действий, подражания движениям рук. (Упр. «Пирамидка», «Покажи, как я»)

 41.

1

13.02

Решение примеров изученных видов.

 42.

1

17.02

Тема «Бытовые приборы» Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

 43.

1

27.02

Сравнение числовых выражений.

 44.

1

03.03

Тема «Мебель» Процесс хватания. Движение пальцев и кистей рук. (методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», конструктор «Лего»)

 45.

1

06.03

Решение примеров на сложение и вычитание.

 46.

1

10.03

Тема «Дикие животные севера»

 47.

1

13.03

Решение простых задач.

 48.

1

17.03

Тема «Дикие животные юга»

 49.

1

20.03

Решение задач на одно-два действия.

 50.

1

24.03

Тема «Дикие животные леса»

 51.

1

03.04

Деление на две части.

 52.

1

07.04

Тема «Весна»

 53.

1

10.04

Деление на три части.

 54.

1

14.04

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

 55.

1

17.04

Тема «Перелетные птицы»

 56.

1

21.04

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

 57.

1

24.04

Тема «Транспорт»

 58.

1

28.04

Геометрические фигуры.

 59.

1

05.05

Тема «Профессии» Расслабление по контрасту с напряжением, с фиксацией внимания на дыхании.

 60.

1

08.05

Сходство предметов.

 61.

1

12.05

Тема «Насекомые». Дыхание в сочетании с голосом. (упр. «Напряжение, расслабление», «Голоса природы», дыхательная гимнастика)

 62.

1

15.05

Тема «Лето». Диагностика моторной деятельности.

63.

1

19.05

Заключительная диагностика (4ч)

Диагностика восприятия

 64.

1

22.05

Диагностика внимания

 65.

1

26.05

 Диагностика памяти

 66

1

29.05

Диагностика мышления

 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

2 класс

 № п\п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

  1.  

06.09

Диагностический этап (входной) (4ч)

Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Лабиринт», «Угадай, кого загадали»)

1

  1.  

07.09

 Диагностика  развития внимания. (Упр. «Зашифрованное слово», « Медведи разбрелись»).

1

  1.  

13.09

 Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»)

1

  1.  

14.09

 Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное»)

1

  1.  

20.09

Коррекция и развитие ВПФ (27ч)

Текст «Осень. Приметы осени». Развитие восприятия пространства. (Упр. «На. Под. Над. За.»)

1

  1.  

21.09

Ориентировка на листе бумаги и в пространстве.

1

  1.  

27.09

Тема «Осень. Приметы осени».

1

  1.  

28.09

Рисование узоров, элементов букв и цифр. Графический диктант.

1

  1.  

04.10

Тема «Фрукты». Развитие восприятия времени. (Упр. «Что было раньше?», «Сегодня и вчера»)

1

  1.  

05.10

Работа в прописях.

1

  1.  

11.10

Тема «Овощи». Развитие восприятия формы, цвета. (Упр. «Цветное домино», «Сложи рисунки из фигур», «Найди похожие формы»)

1

  1.  

12.10

Работа в прописях. Графический диктант

1

  1.  

18.10

Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, сад. Диагностика развития восприятия.

1

  1.  

19.10

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов.

1

  1.  

25.10

Тема «Овощи. Фрукты». Расширение словарного запаса. Развитие мышления (определение действий, функций и признаков предметов). Развитие памяти, воображения.

1

  1.  

26.10

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Закрепление.

1

  1.  

08.11

Тема «Посуда». Развитие сенсорной памяти через упражнения на развитие внимания. (Упр. «Исключение лишнего», «Найди два одинаковых предмета»).

1

  1.  

09.11

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

1

  1.  

15.11

Тема «Продукты». Развитие умения распределять внимание. (Методики «Знаковый тест (круг -  крестик, круг - треугольник», «Ромашки - колокольчики»)

1

  1.  

16.11

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.

1

  1.  

22.11

Тема «Одежда». Развитие умения переключать внимание (Упр. «Найди пару», «Найди зайца»)

1

  1.  

23.11

Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН.

1

  1.  

29.11

Тема «Обувь». Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»)

1

  1.  

30.11

Упражнения в написании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

  1.  

06.12

Тема «Домашние животные». Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чего не хватает?», «Узнай фигуры»,  методика «Запомни слова»).

1

  1.  

07.12

Правописание собственных имён существительных.

1

  1.  

13.12

Тема «Домашние птицы». Развитие слуховой памяти. (Методики «Запоминание слов», «Испорченный телефон», «Повтори»).

1

  1.  

14.12

Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

1

  1.  

20.12

Тема «Зимующие птицы» Развитие моторной памяти. (Упражнения «Как прыгают животные», «Смешанный лес»).

1

  1.  

21.12

Слова-признаки.

1

  1.  

27.12

Тема «Новый год». Традиции. Диагностика развития памяти. (Упражнения «Что запомнил?», «Что находится на картинке?»).

1

  1.  

28.12

Диагностический этап (промежуточный) (1ч)

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

  1.  

10.01

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) (32ч)

Тема «Зима. Зимние забавы». Развитие умения сравнивать. (Методики «Четвёртый лишний», «Найди лишнее слово»).

1

  1.  

11.01

Нумерация. Устный счёт. Состав чисел.

1

  1.  

17.01

Сравнение числовых выражений.

1

  1.  

18.01

Тема «Город». Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание загадок.

1

  1.  

24.01

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

1

  1.  

25.01

Тема «Мой дом.» Развитие умения классифицировать.

1

  1.  

31.01

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

1

  1.  

01.02

Тема «Как строят дома». Развитие логического мышления (логические категории: меньше-больше, выше-ниже). (Упражнения «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку, у которой самое короткое платье» и т.д.).

1

  1.  

07.02

Решение примеров изученных видов.

1

  1.  

08.02

Тема «Бытовые приборы». Диагностика развития мышления.

1

  1.  

14.02

Сравнение числовых выражений.

1

  1.  

15.02

Тема «Мебель». Диагностика развития движений пальцев и кистей рук, пластичности. (Методики «Мозаика», «Обведи»).

1

  1.  

21.02

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

  1.  

22.02

Тема «Дикие животные севера». Диагностика координации движений (Упражнения «Радость», «Сделай, как я»).

1

  1.  

28.02

Решение простых задач.

1

  1.  

01.03

Тема «Дикие животные юга». Расслабление по контракту с напряжением. (Упражнения «Расслабление и напряжение», «Шум ветра»).

1

  1.  

07.03

Решение задач на одно-два действия.

1

  1.  

14.03

Тема «Дикие животные леса». Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика.

1

  1.  

15.03

Деление на две, три части.

1

  1.  

21.03

Тема «Весна». Пальчиковая гимнастика.

1

  1.  

22.03

Деление на четыре части.

1

  1.  

04.04

Тема «Весна идёт». Процесс хватания. Движения пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», «Лего»).

1

  1.  

05.04

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

  1.  

11.04

Тема «Перелетные птицы». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Игра с волной»),

1

  1.  

12.04

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

  1.  

18.04

Тема «Транспорт». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Радость»).

1

  1.  

19.04

Геометрические фигуры.

1

  1.  

25.04

Тема «Профессии». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Сделай, как я»)

1

  1.  

26.04

Сходство  предметов.

1

  1.  

02.05

Различие предметов.

 

  1.  

03.05

Тема «Насекомые» Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Печаль»).

1

  1.  

10.05

Тема «Лето»

1

  1.  

16.05

Заключительная диагностика (4ч)

Диагностика восприятия

1

  1.  

17.05

Диагностика внимания

1

  1.  

23.05

 Диагностика памяти

1

  1.  

24.05

Диагностика мышления

1

 

 

 



Предварительный просмотр:

 

Календарно-тематическое планирование 3 класс

 

№ п\п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1 .

07.09

Диагностический этап (входной) (4ч)

Исследование восприятия пространства, времени, цвета и величины. (Упражнения «Игровая школа мышления» О.А.Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой же», «Поиск по признакам»).

1

  1.  

08.09

Исследование устойчивости внимания. (Методики «Корректурная проба», «Знаковый тест»).

1

  1.  

14.09

Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»).

1

  1.  

15.09

Исследование словесно-логического, наглядно-действенного мышления.

1

  1.  

21.09

Коррекция и развитие ВПФ (27ч)

Тема «Моё поведение на улице»

1

  1.  

22.09

Манипуляция с мелкими предметами

1

  1.  

28.09

Текст «Осень»

1

  1.  

29.09

Рисование узоров, букв и цифр. 

1

  1.  

05.10

Тема «Осень. Жизнь людей осенью»

1

  1.  

06.10

Коррекция почерка

1

  1.  

12.10

Тема «Огород»

1

  1.  

13.10

Деление слов на слоги.

1

  1.  

19.10

Тема «Школьный огород»

1

  1.  

20.10

Схема слова.

1

  1.  

26.10

Тема «Подготовка к зиме»

1

  1.  

09.11

Предложение.

1

  1.  

10.11

Текст «Берегите книги»

1

  1.  

16.11

Составление предложений.

1

  1.  

17.11

Тема «Берегите книги». Расширение словарного запаса

1

  1.  

23.11

Деление предложения на слова.

1

  1.  

24.11

Тема «Школьная библиотека»

1

  1.  

30.11

Состав слова. Корень.

1

  1.  

01.12

Тема «Магазин»

1

  1.  

07.12

Состав слова. Приставка.

1

  1.  

08.12

Тема «Зима»

1

  1.  

14.12

Упражнения в образовании слов с помощью приставок.

1

  1.  

15.12

Тема «Домашние животные»

1

  1.  

21.12

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1

  1.  

22.12

Тема «Зимующие птицы»

1

  1.  

28.12

Имя существительное. Число имени существительного

1

  1.  

29.12

Тема «Новогодний праздник»

1

  1.  

11.01

Диагностический этап (промежуточный) (1ч)

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

  1.  

12.01

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) (32ч)

Устная и письменная нумерация чисел.

1

  1.  

18.01

Тема «Зима»

1

  1.  

19.01

Сложение в пределах 50 без перехода через разряд.

1

  1.  

25.01

Тема «Дикие животные севера»

1

  1.  

26.01

Таблица умножения на 2.

1

  1.  

01.02

Тема «Дикие животные юга»

1

  1.  

02.02

Таблица умножения на 3.

1

  1.  

08.02

Тема «Дикие животные леса»

1

  1.  

09.02

Таблица умножения на 4.

1

  1.  

15.02

Тема «Город»

1

  1.  

16.02

Таблица умножения на 5.

1

  1.  

22.02

Тема «Дом и его части»

1

  1.  

01.03

Решение доступных задач. Деление на равные части по содержанию.

1

  1.  

02.03

Тема «Бытовые приборы»

1

  1.  

09.03

Умножение на 0 и 1.

1

  1.  

15.03

Тема «Мебель»

1

  1.  

16.03

Компоненты деления и умножения.

1

  1.  

22.03

Тема «Мебель» Расширение словарного запаса

1

  1.  

23.03

Правила о порядке выполнения действий.

1

  1.  

05.04

Тема «Весна»

1

  1.  

06.04

Умножение и деление на три – четыре части.

1

  1.  

12.04

Тема «Перелетные птицы»

1

  1.  

13.04

Решение задач на сложение-вычитание с опорой на рисунок.

1

  1.  

19.04

Тема «Профессии»

1

  1.  

20.04

Периметр.

1

  1.  

26.04

Тема «Транспорт». Классификация по видам

1

  1.  

27.04

Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 50

1

  1.  

03.05

Тема «Лето»

1

  1.  

04.05

Правила о порядке выполнения действий.

1

  1.  

10.05

Тема «Насекомые»

1

  1.  

11.05

Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 50.

1

  1.  

17.05

Итоговая проверочная работа.

1

  1.  

18.05

Заключительная диагностика (4ч)

Диагностика восприятия.

1

  1.  

24.05

Диагностика внимания.

1

  1.  

25.05

Диагностика памяти.

1

  1.  

31.05

Диагностика мышления.

1

 

 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 4 класс

 

№ п\п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1. 

06.09

Диагностический этап (входной) (4ч)

Диагностика зрительного восприятия. (Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов Р.С.) Диагностика слухового восприятия. (Методика «Воспризведение прочитанного текста с соблюдением последовательности»)

1

  1.  

09.09

Диагностика внимания: Устойчивость (Методика «Расставь знаки» - видоизмененная методика Немова Р.С.); Концентрация (Модификация метода Пьера - Рузера).

1

  1.  

13.09

Диагностика памяти: Зрительная (Методика «Тренируем память»); Слуховая (Методика «10 слов » Лурия Л.Р.)

1

  1.  

16.09

Диагностика мышления: Наглядно – действенного (Методика «Собери по образцу»); Наглядно – образного (Метод «Собери в единое целое» по представлению).

1

  1.  

20.09

Коррекция и развитие ВПФ (27ч)

Тема «Моё поведение на улице»

1

  1.  

23.09

Манипуляция с мелкими предметами

1

  1.  

27.09

Текст «Осень»

1

  1.  

30.09

Рисование узоров, букв и цифр. 

1

  1.  

04.10

Тема «Осень. Жизнь людей осенью»

1

  1.  

07.10

Коррекция почерка

1

  1.  

11.10

Тема «Огород»

1

  1.  

14.10

Деление слов на слоги.

1

  1.  

18.10

Тема «Школьный огород»

1

  1.  

21.10

Схема слова.

1

  1.  

25.10

Тема «Подготовка к зиме»

1

  1.  

08.11

Предложение.

1

  1.  

11.11

Текст «Берегите книги»

1

  1.  

15.11

Составление предложений.

1

  1.  

18.11

Тема «Берегите книги». Расширение словарного запаса

1

  1.  

22.11

Деление предложения на слова.

1

  1.  

25.11

Тема «Школьная библиотека»

1

  1.  

29.11

Состав слова. Корень.

1

  1.  

02.12

Тема «Магазин»

1

  1.  

06.12

Состав слова. Приставка.

1

  1.  

09.12

Тема «Зима»

1

  1.  

13.12

Упражнения в образовании слов с помощью приставок.

1

  1.  

16.12

Тема «Домашние животные»

1

  1.  

20.12

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1

  1.  

23.12

Тема «Зимующие птицы»

1

  1.  

27.12

Имя существительное. Число имени существительного

1

  1.  

30.12

Тема «Новогодний праздник»

1

  1.  

10.01

Диагностический этап (промежуточный) (1ч)

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

  1.  

13.01

Устная и письменная нумерация чисел.

1

  1.  

17.01

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) (32ч)

Тема «Зима»

1

  1.  

20.01

Сложение в пределах 50 без перехода через разряд.

1

  1.  

24.01

Тема «Дикие животные севера»

1

  1.  

27.01

Таблица умножения на 2.

1

  1.  

31.01

Тема «Дикие животные юга»

1

  1.  

03.02

Таблица умножения на 3.

1

  1.  

07.02

Тема «Дикие животные леса»

1

  1.  

10.02

Таблица умножения на 4.

1

  1.  

14.02

Тема «Город»

1

  1.  

17.02

Таблица умножения на 5.

1

  1.  

21.02

Тема «Дом и его части»

1

  1.  

24.02

Решение доступных задач. Деление на равные части по содержанию.

1

  1.  

28.02

Тема «Бытовые приборы»

1

  1.  

03.03

Умножение на 0 и 1.

1

  1.  

07.03

Тема «Мебель»

1

  1.  

10.03

Компоненты деления и умножения.

1

  1.  

14.03

Тема «Мебель» Расширение словарного запаса

1

  1.  

17.03

Правила о порядке выполнения действий.

1

  1.  

21.03

Тема «Весна»

1

  1.  

24.03

Умножение.

1

  1.  

04.04

Деление на три – четыре части.

1

  1.  

07.04

Тема «Перелетные птицы»

1

  1.  

11.04

Решение задач на сложение-вычитание с опорой на рисунок.

1

  1.  

14.04

Тема «Профессии»

1

  1.  

18.04

Периметр.

1

  1.  

21.04

Тема «Транспорт». Классификация по видам

1

  1.  

25.04

Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 50

1

  1.  

28.04

Тема «Лето»

1

  1.  

02.05

Правила о порядке выполнения действий.

1

  1.  

05.05

Тема «Насекомые»

1

  1.  

12.05

Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 50.

1

  1.  

16.05

Заключительная диагностика (4ч)

Диагностика восприятия.

1

  1.  

19.05

Диагностика внимания.

1

  1.  

23.05

Диагностика памяти.

1

  1.  

26.05

Диагностика мышления.

1

 

 



Предварительный просмотр:

Календарно тематическое планирование 4 класс УО

 I четверть

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

Диагностическое обследование

1

«Сходство и различие».

 ПДД осенью.

Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года

Капель, сосульки

Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка

2

«Исключи лишнее». Счетные операции в пределах 100.

Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1 до 10, написание

Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять

Развитие мыслительных операций, развитие математических представлений

3

«Продолжи закономерность».

Меры длины

Формирование знаний мер длины (см, дм, м)

Сантиметр, дециметр, метр

Расширение математических представлений, развитие мыслительных операций

4

«Зашифрованный рисунок»

Природа осенью.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе

Похолодание, листопад

Развитие речи, развитие памяти, развитие мышления

5

«Мозаика».

 Овощи, фрукты, ягоды. Словарные слова.

Формирование знаний об овощах, фруктах, ягодах; их классификация и дифференциация

Овощи (картофель, морковь и т.д.), фрукты (яблоко, груша и т.д.), ягоды (смородина, малина и т.д.)

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи

6

«Подбери пару».

Умножение на 2, на 3, на 4, на 5

Формирование умения умножать на 2, на 3, на 4, на 5

Умножение

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

7

«Графический диктант».

Многоугольники

Формирование знаний о многоугольниках

Многоугольник

Расширение математических представлений, пополнение словарного запаса

8

«Найди отличия»

 Словарные слова. Инструменты

Формирование знаний об инструментах,  используемых на уроке

Линейка, циркуль

Развитие словарного запаса, социально-бытовая ориентировка

9

«Исключи лишнее».

Грибы. Отработка техники  чтения.

Формирование знаний о грибах, узнавание, называние, различение съедобных и несъедобных

Мухомор, поганка, опёнок, груздь и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

10

«Продолжи логический ряд».

Географические открытия.

Формирование знаний безопасности на дорогах в зимнее время года

Гололёд

Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка

11

«Запутанные дорожки». Деление на 2, на 3, на 4, на 5

Формирование умения делить на 2, на 3, на 4, на 5

Деление

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

12

Итоговое занятие.

Повторение и закрепление игр, заданий, упражнений.

Коррекция всех мыслительных операций.

II четверть

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Снежный ком». Умножение и деление чисел.

Формирование умения умножать и делить число 2

Умножение, деление

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

2

«Дорисуй». Мебель,

Посуда. Отработка навыков чтения.

Формирование знаний о мебели, узнавание, их отличия, функции

Формирование знаний о посуде, узнавание, их отличия, функции

Стол, стул, диван, шкаф и т.д.

Сковородка, кастрюля, ложка, кружка и т.д.

Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка

3

«Продолжи числовой ряд». Умножение и деление чисел.

Формирование умения умножать и делить число

Умножение, деление

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

4

«Зашифрованный рисунок».

Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Круг, квадрат, треугольник

Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать

5

«Найди отличия».

  Знаки препинания в конце предложения.

Формирование понятий пунктуация, выразительность речи.

Ворона, сорока, крылья, хвост и т.д.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

6

«Запутанные дорожки».

  Правило перестановки слагаемых и множителей.

Формирование знаний о перестановке слагаемых и множителей.

Слагаемое, сумма

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

7

Аналитические задачи. Многозначные числа.

Формирование знаний о многозначных числах.

Двузначное число

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

8

«Исключи лишнее». Одежда,

обувь.   Словарные слова.

Формирование знаний о видах одежды, названия, назначение, уход

Формирование знаний о видах обуви, названия, назначение, уход

Женская, мужская, детская, домашняя, выходная

Летняя, зимняя, осенне-весенняя

Развитие речи, расширение словаря, социально-бытовая ориентировка

9

«Исключи лишнее».   Чтение программных текстов.

Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела

Ворона, сорока, крылья, хвост и т.д.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

10

«Зрительный диктант».

Составление рассказа «Зимние забавы».

Формирование знаний о фруктах

Яблоко, груша и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи

11

«Графический диктант»   Строчные и прописные буквы.

Формирование навыка дифференцировать предметы по величине

Большой, маленький, средний, больше, меньше

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

12

«Запутанные дорожки».

  Заучивание стихов.

Формирование умения заучивать стихи наизусть, рассказывать их выразительно.

Пауза. Логическое ударение.

Формирование представлений о выразительном прочтении стихов, развитие речевых навыков

13

«Зашифрованный рисунок». Город.

 Безударные гласные.

Формирование знаний о городе

Улицы, дома

Расширение представлений об окружающем мире, пространственная ориентировка, социально-бытовая ориентировка

14

«Мозаика»   Геометрический материал.

Формирование умения чертить геометрические фигуры, пользоваться линейкой и карандашом.

Умножение, деление

Формирование математических представлений, развитие пространственного восприятия.

15

«Внимательный художник»

  Природа зимой

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе

Снегопад, гололёд

Развитие речи, развитие памяти, развитие мышления

16

Итоговое занятие.

Повторение и закрепление игр, заданий, упражнений.

Коррекция всех мыслительных операций.

17

Промежуточное диагностирование

Диагностика ЗУНов

III четверть

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Подбери пару».

 Умножение и деление многозначных чисел.

Формирование умения умножать и делить числа

Умножение, деление

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

2

«Зашифрованный рисунок».

 Охрана здоровья

Формирование знаний о  способах здоровьесбережения

Простуда

Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса

3

«Лабиринты».

 Углы

Формирование знаний об углах, их виды

Тупой, острый, прямой

Расширение математических представлений, развитие словарного запаса

4

«И мы».

  Словарные слова.

Формирование знаний о  способах здоровьесбережения

Простуда

Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса

5

«Продолжи закономерность»

 Единицы измерения.

Формирование знаний об единицах измерения.

Тупой, острый, прямой

Расширение математических представлений, развитие словарного запаса

6

«Зрительный диктант».

 Действия с именованными числами.

Формирование умений выполнять действия с именованными числами.

Первый, десятый и т.д.

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

7

«Продолжи закономерность».

«Моя семья»

Формирование знаний и представлений о членах семьи

Родители, родственники

Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям

8

«Найди отличия».

 Овощи и фрукты - разные продукты

Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты

Овощи, фрукты

Расширение представлений об окружающее мире, пополнение словарного запаса

9

«Сходство и различие». Доли, дроби.

Формирование знаний о долях и дробях.

Первый, второй и т.д.

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

10

«Кукольный театр».

 Правописание.

Формирование умения обращаться с ручным кукольным театром

Персонаж, последовательность

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений

11

«Продолжи закономерность».

 Комнатные растения

Формирование знаний о комнатных растениях, названия, узнавание, уход, польза

Бегония, фиалка и т.д.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Развитие речевых навыков.

12

«Снежный ком».

  Отработка техники чтения.

Формирование умения читать целыми словами.

Умножение, деление

Формирование навыков чтения. Развитие долговременной памяти.

13

«Исключи лишнее». Домашние животные   Проверочные слова.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании

Конура, будка

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, умение исключать лишний предмет.

14

«Мозаика».

  Порядок действий в примерах.

Формирование умения выполнять математические действия в определенном порядке.

Действия первой и второй ступени.

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

15

«Внимательный художник». Дикие животные.

 Правописание.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании животных.

Берлога, дупло

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, устойчивости внимания.

16

«Графический диктант». Геометрические фигуры.

Формирование умения различать и называть геометрические фигуры.

Прямоугольник, квадрат, круг, треугольник.

Формирование математических представлений, развитие пространственного восприятия и воображения.

17

«Дорисуй девятое» .

 Природа весной. Осознанность чтения.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе.

Сосулька, оттепель, прилёт птиц.

Развитие речи, памяти,  мышления. Формирование осознанного чтения.

18

«Исключи лишнее».

  Состав чисел.

Формирование знаний состава многозначного числа.

Одиннадцатый  и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

19

«Исключи лишнее».

 Словарные слова.

Формирование знаний написания словарных слов.

Конура, будка

Развитие визуальной памяти, аналитико-синтетической деятельности.

20

«Продолжи числовой ряд». Обобщающее занятие.

Формирование умения выполнять задания самостоятельно.

Формирование самостоятельности, упорства.

 

IV четверть

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Запутанные дорожки»  Решение задач.

Формирование умения решать арифметические задачи.

Условие задаи, вопрос, решение, ответ.

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

2

«Зашифрованный рисунок».

 Части речи.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании домашней птицы. Закрепление знаний о частях речи.

Насест

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, выразительности речи.

3

«Продолжи числовой ряд»

 Деление и умножение  на 0 и 1

Формирование умения делить на 0

Деление

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

4

«Исключи лишнее».

 Написание сочинения о весне.

Формирование  умения писать сочинения описательного характера.

Вступление, заключение.

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, долговременной памяти.

5

«Продолжи логический ряд».

Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Круг, квадрат, треугольник

Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать

6

«Найди отличия».

 Знаки в конце предложения.

Формирование знаний о постановке знаков в конце предложения.

Точка, вопросительный, восклицательный знаки.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

7

«Корректурная проба».

 Правило перестановки слагаемых

Формирование знаний о перестановке слагаемых

Слагаемое, сумма

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

8

«Внимательный художник». Чтение программных произведений.

Формирование навыков беглого, правильного, осознанного чтения.

Слова по тексту.

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов

9

«Графический диктант»

 Геометрическая форма

Формирование навыка дифференцировать предметы по форме

Круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, овальный

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

10

«Мозаика».

 Часы и циферблат.

Формирование умения определять время по часам

Циферблат, стрелка

Социально-бытовая ориентировка, развитие конструктивного мышления.

11

«Лабиринты».  Природа летом

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе

Жара

Развитие речи, развитие памяти, развитие мышления.

12

Обобщающее занятие.

Формирование умения выполнять задания  самостоятельно.

Формирование самостоятельности, упорства.

13-15

Диагностическое обследование  



Предварительный просмотр:

                           Календарно - тематическое планирование 2 класс УО вариант 1

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата факт

 

Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

Диагностика

Выполнение тестовых задач

1

1.Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

Формирование эталонов объемов геометрических фигур (шар, куб)

Формирование сенсорных эталонов формы

Практич. занятие

1

3-4

Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Дидакт. игра «Угадай-ка»

2

5

Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Практич. занятие

1

6-7

Различие цветов и оттенков.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Дидакт. игра «Что бывает такого цвета».

Работа в группах

         2

8-9

Подбор оттенков к основным цветам.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Дидакт. игра «Подбери предмет такого же цвета».

2

10

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм.

Формирование сенсорных эталонов формы

Практич. занятие

1

11

Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм.

Формирование сенсорных эталонов формы

Практич. занятие

1

12-13

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.

Формирование сенсорных эталонов величины, конструирование предметов

2

14

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

Формирование сенсорных эталонов величины, конструирование предметов

1

15-16

Сравнительный анализ предметов по заданному признаку

13-14.

Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам.

Конструирование предметов

2

17-18

Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов (по цвету, форме, величине) через 1-2 детали.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

         2

20

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по цвету, форме, величине)

Закрепление полученных знаний

Игра

1

21-23

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

Конструирование предметов

Практич. занятие, игра

3

24

2.Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа; смена видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением

Развитие крупной моторики

«Пилим бревно», «Качели», «Шар – насос».

1

25

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

Развитие мелкой моторики

1

26

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Развитие мелкой моторики

Игра

1

   27-28

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

Развитие крупной и мелкой моторики

2

29-30

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

Развитие графомоторных навыков.

Практич. занятие

2

31

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

Развитие графомоторных навыков.

Практич. занятие

1

32

Графический диктант (по показу).

Выявить отклонения в развитии

Тест, диагностика

1

       33-34

Работа в технике «объёмной» аппликации.

Развитие крупной и мелкой моторики

2

35

4.Кинестетическое и кинетическое развитие

Движения и позы всего тела.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидакт. игра «Зеркало»

1

36

Имитация движения и поз (повадки зверей, природные явления).

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидакт. игра «Угадай-ка»

1

37-38

5.Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь предметов сложной формы.

Развитие тактильного восприятия

Дидакт. игра «Волшебный мешочек».

2

39-41

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

Развитие тактильного восприятия

Практич. занятие

3

42

Игры со средней мозаикой.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Игра

1

43

6.Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практич. занятие

1

       44

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практич. занятие

1

45-46

Дидактическая игра «Найди звучащий предмет», «Чей голосок?»

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практич. занятие

2

47-48

7.Развитие восприятия пространства

Ориентация на собственном теле – уметь показать правые и левые части тела. Ориентация относительно своего теласправа – слева, сзади – спереди, далеко – близко.

Развитие восприятия пространства

2

49-50

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части .

Развитие восприятия пространства

Дидакт. игра «Обставим комнату».

2

51

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».

Закрепление навыков

Практич. работа

1

52-53

Дидактическая игра «Определи положение предмета»

Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

Практич. работа

2

54-55

Выполнение элементарных работ по замыслу. составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала.

Составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала.

1

   56

Расположение предметов на листе бумаги.

Развитие восприятия пространства

Дидактическая игра «Расположи верно».

2

   57

8.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок)

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Практич. занятия

Игра

Сравнительный анализ 2-х картинок

1

     58

Упражнение для профилактики и коррекции зрения.

Профилактика зрения

Игра

1

     59

Дидактические игры «Кто больше запомнил?», «Кто внимательнее?»

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

1

     60

1

Различие «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения)

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Практич. занятия

1

     61

Поиск «спрятавшихся» на рисунке предметов.

Развитие зрительного восприятия

Практич. занятия

1

     62

Таблицы Шульте.

Выявление уровня развития

1

     63

Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов).

Развитие зрительной памяти.

Дидакт. игра

Работа в группах

1

    64-65

Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Дидакт. игра

2

    66-67

9.Восприятие времени

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».

Восприятие времени (месяц, времена года)

Дидакт. игра «Что сначала, что потом?».

2

    68

Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Определение времени по часам.

Восприятие времени

Игры с моделью часов.

Работа в группах

1



Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                                                     Утверждаю

Зам. директора по УВР МАОУ  «Школа 17»                                                      директор МАОУ «Школа 17»

_______________Стальмакова Л.В.                                                      _________________Власова Г.К.

«____» ____________2022 год                                                      «______» _______________2022 год

                                                                                         

Рабочая программа

«Коррекция пробелов общего развития и формирование учебной деятельности

 обучающихся 4 класса с УО»

Учителя-дефектолога       Н.И. Спиглазовой

 на 2022- 2023 учебный г

 Пояснительная записка.

       

            Коррекционно - развивающая программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 4» программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

             Программа адаптирована для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с нарушением интеллекта (имеющих умственную отсталость легкой, умеренной и тяжелой степени), разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании основной образовательной программы ОУ и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, подробно отражена в программе курсов коррекционно-развивающей области и включает следующие направления.

            Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми

документами:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г; 2 марта, 2 июня, 3 июля 2016 г., 1 мая 2017 г.
  2. ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России-    19 декабря 2014 г. № 1.599.
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г № 26"Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья".

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15).

Дефектологическая программа составлена для учащихся 5 -7 классов с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70 , F–71. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

       Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

       Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений  на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

      При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

       Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

        Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

          Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

        Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

        Продолжительность дефектологических занятий не превышает 35 минут.  В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенкавосприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышленияЭти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.  Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Цели и задачи программы:

1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

  • климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
  • развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать      наиболее близкие его способностям и задаткам;
  • ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

  • опора на личный опыт ученика;
  • обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
  • индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
  • использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
  • организация взаимодействия со сверстниками.

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

  • стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

Программа занятий включает следующие основные направления:

  • Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
  • Формирование учебной мотивации;
  • Ликвидацию пробелов знаний;
  • Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
  • Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.

Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.

1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:

  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • Развитие навыков каллиграфии;
  • Развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие зрительной памяти и внимания;
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие представлений о времени;
  • Развитие слухового внимания и памяти;
  • Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • Навыков соотнесенного анализа;
  • Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • Развитие наглядно-образного мышления;
  • Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

        

                                                                                                           Содержание учебных тем.

4 класс

          Развитие аналитико-синтетической сферы

Формирование наглядно-образного мышления: развитие предпосылок функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.

Упражнения на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации, на поиск закономерности, обобщение; решение логических задач, используя помощь педагога, требующих построения цепочки логических рассуждений; составление формулировок, задания с недостающими данными; по возможности логическое обоснование предполагаемого результата (самостоятельно или с помощью педагога, (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”).

Развитие внимания

Развитие всех видов внимания и умения работать самостоятельно или с небольшой помощью педагога( использование наводящих вопросов) при выполнении заданий. Упражнения на  планирование этапов деятельности.

Развитие воображения

Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода.

Развитие памяти

Развитие слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть понятий, стихов, проз.

Упражнения  с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие личности в целом, развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.

 

                 4 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

анализировать, сравнивать и обобщать при помощи педагога;

классифицировать предметы, числа понятия по заданному основанию;

- находить логические ошибки;

- запоминать и хранить в памяти несложные инструкции;

переключиться с одного действия на другое.

 

Литература

1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006

Календарно тематическое планирование 4 класс УО

 I четверть

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

Диагностическое обследование

1

«Сходство и различие».

 ПДД осенью.

Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года

Капель, сосульки

Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка

2

«Исключи лишнее». Счетные операции в пределах 100.

Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1 до 10, написание

Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять

Развитие мыслительных операций, развитие математических представлений

3

«Продолжи закономерность».

Меры длины

Формирование знаний мер длины (см, дм, м)

Сантиметр, дециметр, метр

Расширение математических представлений, развитие мыслительных операций

4

«Зашифрованный рисунок»

Природа осенью.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе

Похолодание, листопад

Развитие речи, развитие памяти, развитие мышления

5

«Мозаика».

 Овощи, фрукты, ягоды. Словарные слова.

Формирование знаний об овощах, фруктах, ягодах; их классификация и дифференциация

Овощи (картофель, морковь и т.д.), фрукты (яблоко, груша и т.д.), ягоды (смородина, малина и т.д.)

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи

6

«Подбери пару».

Умножение на 2, на 3, на 4, на 5

Формирование умения умножать на 2, на 3, на 4, на 5

Умножение

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

7

«Графический диктант».

Многоугольники

Формирование знаний о многоугольниках

Многоугольник

Расширение математических представлений, пополнение словарного запаса

8

«Найди отличия»

 Словарные слова. Инструменты

Формирование знаний об инструментах,  используемых на уроке

Линейка, циркуль

Развитие словарного запаса, социально-бытовая ориентировка

9

«Исключи лишнее».

Грибы. Отработка техники  чтения.

Формирование знаний о грибах, узнавание, называние, различение съедобных и несъедобных

Мухомор, поганка, опёнок, груздь и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

10

«Продолжи логический ряд».

Географические открытия.

Формирование знаний безопасности на дорогах в зимнее время года

Гололёд

Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка

11

«Запутанные дорожки». Деление на 2, на 3, на 4, на 5

Формирование умения делить на 2, на 3, на 4, на 5

Деление

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

12

Итоговое занятие.

Повторение и закрепление игр, заданий, упражнений.

Коррекция всех мыслительных операций.

 II четверть

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Снежный ком». Умножение и деление чисел.

Формирование умения умножать и делить число 2

Умножение, деление

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

2

«Дорисуй». Мебель,

Посуда. Отработка навыков чтения.

Формирование знаний о мебели, узнавание, их отличия, функции

Формирование знаний о посуде, узнавание, их отличия, функции

Стол, стул, диван, шкаф и т.д.

Сковородка, кастрюля, ложка, кружка и т.д.

Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка

3

«Продолжи числовой ряд». Умножение и деление чисел.

Формирование умения умножать и делить число

Умножение, деление

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

4

«Зашифрованный рисунок».

Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Круг, квадрат, треугольник

Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать

5

«Найди отличия».

  Знаки препинания в конце предложения.

Формирование понятий пунктуация, выразительность речи.

Ворона, сорока, крылья, хвост и т.д.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

6

«Запутанные дорожки».

  Правило перестановки слагаемых и множителей.

Формирование знаний о перестановке слагаемых и множителей.

Слагаемое, сумма

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

7

Аналитические задачи. Многозначные числа.

Формирование знаний о многозначных числах.

Двузначное число

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

8

«Исключи лишнее». Одежда,

обувь.   Словарные слова.

Формирование знаний о видах одежды, названия, назначение, уход

Формирование знаний о видах обуви, названия, назначение, уход

Женская, мужская, детская, домашняя, выходная

Летняя, зимняя, осенне-весенняя

Развитие речи, расширение словаря, социально-бытовая ориентировка

9

«Исключи лишнее».   Чтение программных текстов.

Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела

Ворона, сорока, крылья, хвост и т.д.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

10

«Зрительный диктант».

Составление рассказа «Зимние забавы».

Формирование знаний о фруктах

Яблоко, груша и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи

11

«Графический диктант»   Строчные и прописные буквы.

Формирование навыка дифференцировать предметы по величине

Большой, маленький, средний, больше, меньше

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

12

«Запутанные дорожки».

  Заучивание стихов.

Формирование умения заучивать стихи наизусть, рассказывать их выразительно.

Пауза. Логическое ударение.

Формирование представлений о выразительном прочтении стихов, развитие речевых навыков

13

«Зашифрованный рисунок». Город.

 Безударные гласные.

Формирование знаний о городе

Улицы, дома

Расширение представлений об окружающем мире, пространственная ориентировка, социально-бытовая ориентировка

14

«Мозаика»   Геометрический материал.

Формирование умения чертить геометрические фигуры, пользоваться линейкой и карандашом.

Умножение, деление

Формирование математических представлений, развитие пространственного восприятия.

15

«Внимательный художник»

  Природа зимой

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе

Снегопад, гололёд

Развитие речи, развитие памяти, развитие мышления

16

Итоговое занятие.

Повторение и закрепление игр, заданий, упражнений.

Коррекция всех мыслительных операций.

 

 III четверть

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Подбери пару».

 Умножение и деление многозначных чисел.

Формирование умения умножать и делить числа

Умножение, деление

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

2

«Зашифрованный рисунок».

 Охрана здоровья

Формирование знаний о  способах здоровьесбережения

Простуда

Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса

3

«Лабиринты».

 Углы

Формирование знаний об углах, их виды

Тупой, острый, прямой

Расширение математических представлений, развитие словарного запаса

4

«И мы».

  Словарные слова.

Формирование знаний о  способах здоровьесбережения

Простуда

Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса

5

«Продолжи закономерность»

 Единицы измерения.

Формирование знаний об единицах измерения.

Тупой, острый, прямой

Расширение математических представлений, развитие словарного запаса

6

«Зрительный диктант».

 Действия с именованными числами.

Формирование умений выполнять действия с именованными числами.

Первый, десятый и т.д.

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

7

«Продолжи закономерность».

«Моя семья»

Формирование знаний и представлений о членах семьи

Родители, родственники

Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям

8

«Найди отличия».

 Овощи и фрукты - разные продукты

Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты

Овощи, фрукты

Расширение представлений об окружающее мире, пополнение словарного запаса

9

«Сходство и различие». Доли, дроби.

Формирование знаний о долях и дробях.

Первый, второй и т.д.

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

10

«Кукольный театр».

 Правописание.

Формирование умения обращаться с ручным кукольным театром

Персонаж, последовательность

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений

11

«Продолжи закономерность».

 Комнатные растения

Формирование знаний о комнатных растениях, названия, узнавание, уход, польза

Бегония, фиалка и т.д.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Развитие речевых навыков.

12

«Снежный ком».

  Отработка техники чтения.

Формирование умения читать целыми словами.

Умножение, деление

Формирование навыков чтения. Развитие долговременной памяти.

13

«Исключи лишнее». Домашние животные   Проверочные слова.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании

Конура, будка

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, умение исключать лишний предмет.

14

«Мозаика».

  Порядок действий в примерах.

Формирование умения выполнять математические действия в определенном порядке.

Действия первой и второй ступени.

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

15

«Внимательный художник». Дикие животные.

 Правописание.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании животных.

Берлога, дупло

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, устойчивости внимания.

16

«Графический диктант». Геометрические фигуры.

Формирование умения различать и называть геометрические фигуры.

Прямоугольник, квадрат, круг, треугольник.

Формирование математических представлений, развитие пространственного восприятия и воображения.

17

«Дорисуй девятое» .

 Природа весной. Осознанность чтения.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе.

Сосулька, оттепель, прилёт птиц.

Развитие речи, памяти,  мышления. Формирование осознанного чтения.

18

«Исключи лишнее».

  Состав чисел.

Формирование знаний состава многозначного числа.

Одиннадцатый  и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

19

«Исключи лишнее».

 Словарные слова.

Формирование знаний написания словарных слов.

Конура, будка

Развитие визуальной памяти, аналитико-синтетической деятельности.

20

«Продолжи числовой ряд». Обобщающее занятие.

Формирование умения выполнять задания самостоятельно.

Формирование самостоятельности, упорства.

 

 IV четверть

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Запутанные дорожки»  Решение задач.

Формирование умения решать арифметические задачи.

Условие задаи, вопрос, решение, ответ.

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

2

«Зашифрованный рисунок».

 Части речи.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании домашней птицы. Закрепление знаний о частях речи.

Насест

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, выразительности речи.

3

«Продолжи числовой ряд»

 Деление и умножение  на 0 и 1

Формирование умения делить на 0

Деление

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

4

«Исключи лишнее».

 Написание сочинения о весне.

Формирование  умения писать сочинения описательного характера.

Вступление, заключение.

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, долговременной памяти.

5

«Продолжи логический ряд».

Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Круг, квадрат, треугольник

Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать

6

«Найди отличия».

 Знаки в конце предложения.

Формирование знаний о постановке знаков в конце предложения.

Точка, вопросительный, восклицательный знаки.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

7

«Корректурная проба».

 Правило перестановки слагаемых

Формирование знаний о перестановке слагаемых

Слагаемое, сумма

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

8

«Внимательный художник». Чтение программных произведений.

Формирование навыков беглого, правильного, осознанного чтения.

Слова по тексту.

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов

9

«Графический диктант»

 Геометрическая форма

Формирование навыка дифференцировать предметы по форме

Круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, овальный

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

10

«Мозаика».

 Часы и циферблат.

Формирование умения определять время по часам

Циферблат, стрелка

Социально-бытовая ориентировка, развитие конструктивного мышления.

11

«Лабиринты».  Природа летом

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе

Жара

Развитие речи, развитие памяти, развитие мышления.

12

Обобщающее занятие.

Формирование умения выполнять задания  самостоятельно.

Формирование самостоятельности, упорства.

Диагностическое обследование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Cохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п...

Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".

Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....

Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов

В рекомендациях представлены направления, по которым может работать педагог, учитывая  степень нарушения или несформированности какой-либо функции  у ребёнка....

Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов

Нарушенные или несформированныефункции...

Игровые технологии в логопедической работе с детьми после кохлеарной имплантации (семинар для учителей – логопедов и учителей – дефектологов)

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологи...