Мастер-класс Постольник Т.В.«Использование лэпбука в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ»
презентация к уроку

Постольник Татьяна Викторовна

Мастер-класс Постольник Т.В.«Использование лэпбука в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный этап конкурса

«Учитель-дефектолог России - 2020»

Мастер-класс

учителя - дефектолога МБОУ СОШ №2 г. Усмани

Липецкой области имени Героя Советского Союза

М.П. Константинова

Постольник Татьяны Викторовны

«Использование лэпбука в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ»

Здравствуйте, уважаемые гости, конкурсанты, члены жюри!

Меня зовут Постольник Татьяна Викторовна, я работаю в МБОУ СОШ №2 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П. Константинова  с 2013 года  в должности учителя-дефектолога, имею первую квалификационную категорию, стаж работы 7 лет.

В современном мире общество постоянно ставит такие глобальные задачи в образовательной среде, как модернизация, расширение спектра образовательных услуг, повышение уровня получаемого образования и т. д. Но следует обратить внимание на другую ключевую задачу – а именно, на улучшение уровня доступности образования для всех категорий детей. Ее выполнение возможно только при условии создания комфортной и благоприятной для учеников образовательной среды в учреждениях.

    Работая в общеобразовательной школе и обучая детей с интеллектуальной недостаточностью, я задумалась, как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.

     Изучая новые формы организации образовательной деятельности для коррекции и развития познавательной активности детей, я заинтересовалась Лэпбуком.  Интерактивная папка лэпбук имеет большой потенциал использования в коррекционной работе. Данное пособие представляет собой небольшую папку, которую можно удобно разложить у себя на коленях либо на столе.

Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию участников коррекционно-развивающего процесса и отвечающее требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде. Лэпбук:

  • информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный материал);
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
  • обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части, а также возможность добавлять новые задания, обновлять речевой материал);
  • доступный (его структура и содержание доступны детям младшего школьного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех ребят).

Давайте рассмотрим три вида работы с лэпбуком:

1.        Самостоятельное создание лэпбука или проектная деятельность учащихся.

2.        Работа с лэпбуком на уроках.

3.        Коррекционно-развивающая работа с лэпбуком.

  1. Самостоятельное создание лэпбука или проектная деятельность учащихся.

При создании нового лэпбука, работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если ребенок способен самостоятельно выполнить задание учителя. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал.

Сейчас я прошу первого «учащегося» создать лэпбук из предложенных ему материалов, подобрать  обложку, конверты, и необходимый материал для заполнения лэпбука.

(практическая деятельность)

Данная форма организации изучения материала школьниками хороша ещё и тем, что позволяет привлечь к их работе и собственных родителей. Это живое общение, которого много не бывает. Родительский пример – мотивация на успешное обучение.

  1. Работа с лэпбуком на уроках.

Работа с лэпбуком на уроках может носить как индивидуальный характер, так парный или подгрупповой.

Если мы уже говорили об индивидуальной работе с лэпбуком, то с точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в группе, когда 2–3 учеников работают над одним лэпбуком. Использование данной формы работы направлено на развитие у учащихся творческого потенциала. Учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Сейчас мы рассмотрим на примере второго «ученика» работу с лэпбуком на уроке «Мир природы и человека» 2 класс. Тема «Время года: лето».

На этапе повторения уточняются знание учащихся о весне, так как урок запланирован в конце 4 четверти: Какой сейчас месяц? Какое время года? Какие изменения весной происходят в природе? Заполняется карточка «Погода», где дети отмечают дату, облачность, осадки, ветер.

(задания для учащегося)

Далее идет работа по актуализации знаний, где детям можно предложить поработать с дисковым календарем «Времена года», передвижным календарем «Месяцы».

- Поверни диск так, чтобы стрелка указала на время года Весна.

- Какое следующее время года наступает? (Наступает лето)

- Тема урока – Время года: лето. Сегодня на уроке вы вспомните какие изменения происходят летом в природе, вспомните летние месяцы.

 (задание для учащегося)

На этапе индивидуальной работы учащимся предлагается работа с конвертом «Пазлы».

- Кто вернулся из теплых стран и поет в лесах, на улице?

- Кто жужжит и садится на цветочки?

Откройте лэпбук и достаньте из конверта с названием «Пазлы» карточки, вам нужно сложить картинки птиц и насекомых, которых мы может встретить летом.

(работа с учащимся)

  1. Коррекционно-развивающая работа с лэпбуком.

    Если вы планируете использовать лэпбук в коррекционно-развивающей или диагностической работе, то он должен быть полностью завершен. Но, весь дидактический материал можно менять, обновлять, добавлять в соответствии с индивидуальными особенностями детей, с динамикой продвижения, учётом самочувствия и психологического настроения ребёнка.

Давайте рассмотрим индивидуальную работу учителя-дефектолога с учащимся по развитию мелкой моторики с лэпбуком «Развиваем мелкую моторику»

Игры со специальными развивающими предметами (работа с цветными скрепками)

При выполнении таких упражнений у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и память (зрительная, слуховая) и алгоритм действия по условию и схеме. Все упражнения составлены с учетом постепенного перехода от простого к сложному и многократно повторяются:

  • Соединение скрепок одна за другую по своему желанию.
  • Рассоединение скрепок по желанию.
  • Д/игра «Измерь свой рост»
  • Д/и «Выложи букву, цифру, узор, картинку (по контору, по образцу, по замыслу)».
  • Соединение скрепок по схеме (дети выполняют действие по наглядному образцу)
  • Соединение скрепок по заданному условию или правилу (дети учатся слышать правило, подчинять действие правилу (одна белая, одна желтая… две красных, две синих… одна синяя, одна желтая, одна красная, одна белая, одна розовая и т.д. и т.п.)

1 (работа с третьим учеником)  2 (работа с первым учеником)

Почему школьники влюбляются в лэпбук сразу и надолго? Потому что для них он, прежде всего игрушка. Причём игрушка, которую они сделали сами или вместе со взрослыми, которые руководили процессом. Здесь много скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии.

     На внеклассном занятии с учащейся 3 класса с умеренной умственной отсталостью для закрепления лексической темы мы подготовили лэпбук по теме «Осень». Родительница учащегося 2 класс разработала для своего сына лэпбук по теме «Развитие мелкой моторики». Учащийся 4 класса, имеющий статус умственная отсталость легкая степень, самостоятельно, в качестве проекта, подготовил лэпбук «Транспорт». Вашему вниманию я хочу предложить лэпбук «Дом», «Сказка», «Осень», «Дети войны», «Пасха», «Я живу в России!», «С Новым годом!». Здесь используются различные методики и дидактический материал: игры на развитие внимания, памяти, мышления, речи, математических представлений: «Найди отличия», «Собери пазлы», «Придумай предложение», «Найди тень» и многое др.

  Работая в данном направлении, постоянно повышаю свой профессиональный уровень и охотно делюсь своим опытом работы, принимая участие в научно-практических конференциях, мастер-классах и семинарах. Включаю данное пособие в работу с детьми как на уроках, так на внеклассных или коррекционных занятиях.

     Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что коррекционная работа с использованием технологии лэпбук, внесла много положительных моментов в общее развитие детей с особыми образовательными потребностями.

Безусловно, лэпбук - технология имеет большие потенциальные возможности и перспективы, которые будут открываться по мере ее внедрения в практику коррекционно-развивающего образования. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз захочет возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, учиться.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение алфавита (при работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ)

Презентация для работы учителя дефектолога...

Содержание и планирование работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Как планировать педагогу работу с детьми с ограниченными возможностямиздоровья...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-комуникационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе, с прим...

«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна» и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»

Выступления от 18.12учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»и «Практические рекомендации для род...

Дидактические игры в коррекционной работе учителя-дефектолога по исправлению нарушений в эмоциональной и поведенческой сферах у детей с задержкой психического развития

Использование дидактических игр в коррекционной работе по исправлению нарушений в эмоциональной и поведенческой сферах у детей с задержкой психического развития является важнейшей предпосылкой при ста...

«Применение игровых технологий в коррекционно-образовательной работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»

Игровая технология играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вт...