Содержание и планирование работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка на тему

Как планировать педагогу работу с детьми с ограниченными возможностямиздоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и планирование работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья        (задержка психического развития)

Учитель-дефектолог: Жулкевская Е.Н.

Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп: нормально развивающиеся дети; одаренные дети; дети с нарушениями в развитии различной степени.

Число детей с нарушениями в развитии из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска. По данным НИИ детства, ежегодно рождаются 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития [2, 3].

По данным МО РФ, 85% детей – воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи.

Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Дети с (ЗПР) традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью сформированности познавательной деятельности, незрелостью эмоционально-личностной сферы, нарушениями работоспособности из-за органической недостаточности ЦНС, конституциональных особенностей и неблагоприятных социальных факторов.

Для них нужны специальные условия обучения, что доказано в работах Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, К.С.Лебединской, И.Ф.Марковской, В.И.Лубовского, Н.Л.Белопольской, У.В.Ульенковой, М.Н.Фишман, Н.А.Никашиной, Н.А.Ципиной, Р.Д.Тригер, Г.М.Капустиной и др.  Организация обучения детей с ЗПР требует внедрения в школе системы коррекционно-развивающего обучения, предполагающей обязательную комплексную помощь детям с трудностями в обучении и сопровождение специалистами различного профиля (психологом, логопедом, социальным педагогом, дефектологом) учебного процесса.

В  системы коррекционно-развивающего обучения учебным планом предусмотрено проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление недостатков развития ребенка, восполнения пробелов в знаниях, подготовку к усвоению сложных тем.

Важная роль в этом процессе отводится учителю-дефектологу, цель работы которого – обеспечить специальную (коррекционную) помощь детям, испытывающим трудности в усвоении общеобразовательных программ.

Достижение указанной цели будет решаться посредством следующих задач:

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
  2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • развитие пространственных представлений ориентации;
  • развитие представлений о времени;
  • развитие слухового внимания и памяти.
  1. Развитие основных мыслительных операций:
  • навыков соотносительного анализа;
  • навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • умения планировать деятельность;
  • развитие комбинаторных способностей.
  1. Развитие различных видов мышления:
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
  1. Развитие речи, овладение техникой речи.
  2. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Этапы  коррекционно-развивающей  работы:

Подготовительный включает в себя изучение научно-методической литературы по вопросам обучения и воспитания детей со смешанными специфическими расстройствами психологического развития, знакомство с учебными коррекционно-развивающими программами , подбор диагностического инструментария, отбор методов и приемов коррекционно-развивающей работы.

Диагностический этап (1-15 сентября).

Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебных программ. Наиболее достоверной оказывается диагностика, которая опирается на данных клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения ребенка, находящегося в адекватных, наиболее благоприятных условиях обучения.

При изучении воспитанников учитывается следующие показатели:

1. Физическое состояние и развитие ребенка:

- динамика физического развития (анамнез);

- состояние слуха, зрения;

- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

- координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

- особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:

- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);

- особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;

- особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти;

- особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);

- особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);

- познавательные интересы, любознательность.

3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:

- особенности отношений <учитель-ученик>, реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;

- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;

- умение планировать свою деятельность.

        4. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:

- общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;

- сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;

- характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.

Коррекционный этап (16 сентября – 9 мая). Это могут быть общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков, обогащению и систематизации словаря, но могут быть и предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др.

Исходя из анализа психологической структуры основных школьных умений: чтения, письма и счёта, - можно вычленить базовые психические процессы, на которых основываются учебные навыки и без достаточного функционирования, которых навыки не формируются, либо носят неустойчивый характер. Поэтому на коррекционно-развивающих занятиях значительное внимание уделяется развитию базовых компонентов познавательной деятельности: общей и мелкой моторики, тактильного, зрительного, слухового восприятия, пространственного гнозиса, зрительно-моторной координации, графо-моторных навыков, сукцессивных и симультанных процессов, навыков саморегуляции и контроля за деятельностью.

На занятиях проводится работа по совершенствованию речевой деятельности, а именно: работа по активизации, уточнению и расширению словаря, развитию слухоречевого внимания и памяти, фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, формированию грамматического строя речи и навыков связного высказывания.

На коррекционно-развивающих занятиях используется учебный материал как для решения коррекционно-развивающих задач, так и для устранения пробелов в знаниях.

Коррекционная работа соотносится с уровнем сформированности УУД по предметам: математика, русский язык, чтение, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, природоведение. Результативность работы определяется успешностью усвоения и сроками прохождения учебного материала.

Содержание индивидуальных занятий должно исключить формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков.
Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т.д.). В данной ситуации актуален план, ориентированный на индивидуальное развитие  каждого  ребенка, имеющих трудности в обучении и отклонения в развитии .

Кроме индивидуальных занятий обязательным является проведение фронтальных занятий со всеми обучающимися класса.

Этап итоговой диагностики (10-25 мая). На этом этапе происходит повторное диагностирование по методикам, используемым в начале года. Сравнение результатов этих диагностик позволяет сделать вывод об эффективности коррекционно-развивающей работы, динамике развития ребенка, отобрать эффективные методы и  приемы, используемые в обучении и воспитании детей данной категории.

Результативность деятельности. По итогам первичной диагностики обучающихся,  в протокол  заносятся результаты обследования. На каждого обучающегося заполняется индивидуальная карта, где отмечается уровень сформированности психических процессов, эмоционально-волевой сферы, успешность обучения по предметам. В течение учебного года проводится наблюдение за динамикой развития обучающихся, данная информация фиксируется в картах группового сопровождения. Карта группового сопровождения  позволяет проследить уровень развития обучающегося как индивидуально, так и в группе. В конце учебного года проводится вторичная диагностика уровня развития обучающихся и отслеживается динамика развития в сравнении с началом учебного года. По итогам диагностики также заполняется протокол обследования, в картах индивидуального сопровождения отмечаются рекомендации по дальнейшей работе с учеником. На основании проведенных диагностик и наблюдений можно определить общий мониторинг развития обучающихся по разным направлениям.

Консультирование. Кроме работы с обучающимися, одним из основных направлений является консультирование педагогических работников и родителей учеников. Консультирование проводится в течение учебного года как по запросу родителей и педагогов ( индивидуальная форма ) ,так и по определенной тематике наиболее интересующую группы родителей и педагогов ( родительские собрания, групповые консультации, педагогические советы и т.д.).

Кроме этого учитель -дефектолог проводит взаимообратные консультации с врачом-психиатром ( психоневрологом) , где обсуждаются проблемы детей с нарушением в развитии и динамика их развития, рекомендации по дальнейшему сопровождению обучающихся.

Основная документация учителя-дефектолога

  1. Журнал обследования ( протоколы обследования обучающихся)
  2. Журнал учета посещаемости занятий (групповых и индивидуальных) обучающихся
  3. Годовой план работы учителя-дефектолога (по направлениям)
  4. Перспективный план работы на учебный год
  5. Расписание занятий обучающихся ( групповых и индивидуальных) утвержденное директором школы
  6. Карты индивидуальные и групповые
  7. Списки обучающихся, утвержденные директором школы
  8. Должностная инструкция учителя-дефектолога
  9. Положение о специальном коррекционно-развивающем классе (VII вида)
  10.  Отчеты за каждый учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...

Годовой план работы учителя–логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2018- 2019 учебный год

Годовой план работы учителя–логопеда  с детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2018- 2019 учебный год. Цель: Своевременное выявление и оказание   логопедическо...

Доклад "Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. В последние годы вопросы обучения детей с ОВЗ, особенно с  интеллектуал...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ТЕРЕМОК» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье представлен материал по использованию в практике школьного учителя-логопеда многофункционального дидактического пособия «Теремок» в здоровьесберегающей деятельности с обучающимися...

Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....

Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).       Дети с ...