Педагогическая игра как способ обучения.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Теличан  Татьяна Александровна

Игра имеет большое значение в жизни детей.  И поэтому на уроках в начальной школе учителя часто применяют игровые моменты для улучшения образовательного процесса.В данной статье предлагается классификация игр и их актуальность использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_igra_1.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая игра как способ обучения.

  Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

  Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

  Педагогическая игра в отличие от обычных игр обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

  Игра в обучении - яркий пример двух плановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. Анализ литературы по использованию игры в обучении показывает, что игра – явление полифункциональное. Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на ребёнка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются робкие и застенчивые и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность.

  Дидактическая цель при планировании игры превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая форма занятий создается на уроках, внеклассных занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

 Если привести точки зрения учащихся и преподавателей, тогда можно будет понять почему постигать науку интереснее с помощью игры. С точки зрения учащихся: свобода выбора действия и аргумента; право на ошибку; отсутствие страха получить плохую оценку. С точки зрения преподавателя: раскрепощается мыслительная и речевая деятельность учащихся; вырабатываются важнейшие качества личности: самостоятельность мышления, творческая инициатива; происходит эмоциональное, интеллектуальное и нравственное развитие личности; обеспечивается познание и усвоение самой действительности;  наличие познавательного интереса; повышается темп работы.

Место и роль педагогических игр в учебно-познавательном процессе, сочетание элементов игры, учения и воспитания во многом зависят от понимания преподавателем классификации педагогических игр. Прежде всего надо уяснить какие имеются игры в нашем распоряжении и как принято разделять их, разумеется, существуют различные подходы к систематизации игр, исходя из их существенных признаков, отличающихся одни от других. В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр, но четких классификаций еще нет, поэтому остановимся лишь на некоторых.

Педагогическая практика все чаще обращается к игровой деятельности при обучении конкретной профессии, а это естественно, расширило классификацию игр (деловые, ролевые, организационно - деятельностные, тренинговые, интеллектуальные, и т. п.)

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г. К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

- по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

-по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

- по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

- по предметной области: математические: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные. Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

- по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения, технические со средствами передвижения.

Игровая форма занятий позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному (подробному) обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Педагогические игры максимально индивидуализируют процесс обучения, что дает возможность каждому учащемуся демонстрировать собственный как умственный, так и творческий потенциал. Для проведения той или ионной игры нужно учитывать множество факторов, таких как обстановку, эмоциональное состояние учащихся, отношения учащихся друг с другом и др. Игровой метод включения учащихся в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игровая деятельность как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий преподавателя, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Но нельзя допустить, чтобы игра превратилась в самоцель и из обучающей стала игрой - развлечением. Чтобы этого не случилось, надо заранее детально продумать ход занятия, нужно чтоб игра помогла учащемуся усвоить знания, сформировать интерес к предмету.

Литература

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
  2. Кларин М.В. Образовательные возможности игры // современная педагогика. – 2011, №3
  3. Левин М.М. Воспитание творчества.- Томск: Пеленг, 2013.
  4. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. - М., 1958.
  5. Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. М.2014
  6. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М.: 2010
  7. Панфилов, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. / А. П. Панфилов - М.: Издательский центр “Академия”, 2009.
  8. Уварина Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников. Дис.: канд.пед.наук.- Челябинск, 2014. С.184
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: 2012 С.8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Игра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного образования

Данный материал, предствленный из опыта работы, содержит план-конспект занятия и описание игр, которые можно применять как в дополнительном образовании, так и в школе....

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

" Дидактические игры как способ развития познавательных интересов младших школьников" ( описание педагогического опыта)

Главная идея представляемого педагогического опыта состоит в том, что раскрытие социокультурного потенциала игровых технологий начального общего образования и системное их использование в учебно - вос...

Методическая разработка "Игра, как способ обучения детей элементам хореографии на первоначальном этапе"

Классический танец является одним из сложнейших направлений хореографического искусства. Не все дети сразу понимают все прелести балета, так как на начальном этапе упражнения и движения прорабатываютс...

Педагогические средства и способы формирования УУД в рамках реализации учебных дисциплин на 1 ступени обучения

        Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком смысле этот термин м...

Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.

Важно учитывать психологические особенности детей в процессе обучения. Младшие школьники обращают внимание на то, что вызывает их непосредственный интерес. Психологи выяснили, что наиболее распростран...