Педагогические средства и способы формирования УУД в рамках реализации учебных дисциплин на 1 ступени обучения
статья на тему

Фуфачева Ирина Александровна

          Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося.

         Одним из наиболее сложных вопросов является вопрос о том, как же формировать универсальные учебные действия.

         Я остановлюсь на тех педагогических способах и средствах, которые использую в своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_sredstva_i_sposoby_formirovaniya_uud_1.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические средства и способы формирования УУД в рамках реализации учебных дисциплин на 1 ступени обучения

        Английский философ и социолог Герберт Спенсер отмечал «Великая цель образования – это не знания, а действия».

        Это высказывание четко определяет важнейшую задачу и современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

        Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося.

        Одним из наиболее сложных вопросов является вопрос о том, как же формировать универсальные учебные действия.

        В своем выступлении я остановлюсь на тех педагогических способах и средствах, которые использую в своей деятельности.

        ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников 4 видов УУД.

        Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 

                В начале школьного обучения личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Применительно к учащимся начальной школы:

  • самоопределение – значит осознание ребенка себя учеником, учитель – это не мама, а ведущий вид деятельности – учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка.
  •  смыслообразование в начальной школе – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать.
  • Для формирования личностных УУД использую задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку. (нравственно-этическое оценивание)

        Этому способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, стараюсь раскрыть его индивидуальность. Много времени отвожу самостоятельному чтению «Читай самому себе». Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте.

        На уроках окружающего мира большое внимание уделяю эколого-этической деятельности, которая позволяет ребенку анализировать собственное поведение в природе, оценивать поступки других людей, формировать нормы и правила поведения.

        Для формирования личностных УУД использую средства педагогической поддержки:

        Педагогическая поддержка невозможна без вариативности в обучении с предоставлением выбора, поэтому в содержание урока, домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ я включаю вариативные задания. Вариативный подход позволяет ребёнку проявить личностные достижения – это важное условие в проявлении естественной потребности человека в самоуважении, уважении и признании окружающих.

        Педагогическая поддержка также невозможна без диалогического общения учителя с учеником. На уроке использую диалог с включением в программный материал личного опыта ученика. Этот приём помогает ребёнку согласовать личный опыт с социально значимым и принять этот опыт как свой, но на новом, более совершенном уровне.

        В практике своей работы использую такие приемы педагогической техники.

Дай себе помочь: Я предлагаю ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (н-р, задания для самостоятельной работы, кроссворд на повторение темы, викторина).

Выход за пределы: в ходе урока выхожу за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждаем одну из серий мультфильма "Смешарики").

Идеальное задание: домашнее задание по выбору учащихся.

        Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

        Необходимо таким образом строить учебный процесс, организовывать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в процессе всё большее место. Для этого с первых дней занятий я строю учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении.

        При объявлении темы урока, целей подвожу детей к самостоятельной постановке задач.

        Д.Б. Эльконин писал, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя.

        Использую в своей деятельности средства педагогической поддержки:

  • Самоконтроль с использованием заданных критериев. Например:

        «Зеркало». Перед уроком или после урока вывешивается листок с двумя нарисованными солнышками (весёлым и грустным). Дети палочками-лучиками отмечают своё настроение.

        «Цветопись». Это анализ ребёнком своей работы на уроке. И если ребёнку все понятно на уроке, он оценивает свою работу красным цветом, если у него появились вопросы, то зеленым, а если многое непонятно, то жёлтым.

        «Смайлики».

        «Шкалирование». После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика.

А – аккуратность

П – правильность

С – старание

Т – трудность.

После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя.

        Одним из примеров формирования самоконтроля, в данном случае орфографического, является приём письма с «окошками» – пропуск самим учеником во время письма сомнительной для него буквы.

        Применение приёма одновременно обеспечивает:

- психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в «окошко» после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки;
- формирование у школьника способности регулировать свои действия, выполняя на разных этапах различные умственные операции.

        На этапе рефлексии использую один из активных методов обучения ХИМС. Этот метод позволяет быстро выяснить впечатления учащихся по следующим вопросам:

- Хорошо

- Интересно

- Мешало

- возьму с Собой

        Прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»

  • При взаимопроверке в парах, ученики, находя ошибки, не исправляют их, а ставят галочку на той строке, на которой допущена ошибка.

        Использую контроль речи учащихся со стороны одноклассников. Предлагаю оценить ответ по 5 П: Полно? Правильно? Последовательно? Пояснения? Примеры?

        Использую приемы педагогической техники.

Обсуждаем домашнее задание: вместе с ребятами ищу ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно?

Вход в урок: начинаю урок с настройки, интеллектуальной разминки, определение темы урока учащимися, знакомство с планом урока и др.

Райтинг: завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оцениваю я. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием использую с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.

Знакомьте с критериями: знакомлю школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.

Повторяем с контролем: ученики составляют вопросы ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них или ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

Например, после изучения темы «Имя существительное» учащиеся составили такие вопросы.


        
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

        Данные виды УУД также формируются в процессе изучения различных учебных дисциплин.

        Например, на уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником. Использование таких схем приносит положительные результаты. Использую единый алгоритм для решения задач:

  - прочитай и запиши задачу кратко

  - подумай, что узнаешь сначала

  - составь план решения задачи

  - проверь решение

        На уроках русского языка широко ввожу разные формы представления  учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа. Практически на каждом уроке работаем со словарями.

        На уроках окружающего мира распознаем природные объекты с помощью «Атласа – определителя», моделируем экологические связи с помощью графических и динамических схем.

        Для формирования познавательных УУД использую средства педагогической поддержки: 

  • Задания, имеющие множество вариантов  решения. В таком случае любой ответ ученика будет правильным и это развивает в ребёнке способность избавляться от страха перед обстоятельствами.
  • Использую тесты с предложенными вариантами ответа вместо устного опроса. Это помогает  учащимся с низким уровнем знаний сориентироваться в потоке информации.
  •         Обучение в сотрудничестве. Исполнение роли учителя  одноклассником. При групповой работе сильный учащийся выступает в роли «Эксперта». В такой ситуации дети не стесняются задавать вопросы или переспрашивать несколько раз и это помогает лучше усвоить тему.

                Использую приемы педагогической техники.

Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие материал, изученный на данном уроке, с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

Например, по русскому языку можно предложить выполнить задание: найти разные виды предложений по цели высказывания, найти слова на определённую орфограмму. Найти несколько простых (сложных) предложений в произведении, изучаемом на уроках литературного чтения.

Блицконтрольная: течение 7-10 мин провожу письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка. В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).

            Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества.

            В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Именно поэтому фронтальной работе на уроке нужно отводить как можно меньше времени. Предпочтение отдаю парным, групповым, интерактивным видам работы, там, где каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общее мнение.

Для формирования коммуникативных УУД использую такие задания.

  • составь задание партнеру
  • отзыв на работу товарища
  • групповая работа по составлению кроссворда
  • «Опиши устно...»
  • игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Рукавички» и другие.  

        Формирование коммуникативных УУД средствами педагогической поддержки:

Игра «Словесный волейбол» позволяет формировать умение слушать  и слышать друг друга.

Все становятся в круг. Кидаем мяч. При этом называем слово, существительное. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет подходящий по смыслу глагол.

Игровая форма помогает снять напряжение и быть успешными даже тем детям, которые испытывали трудности при определении частей речи.

        Для развития умения согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться использую игру «Семейная фотография». (Можно использовать на уроке окружающего мира «Семейные традиции»)

Класс делится на группы. Выбирается один ученик из каждой группы, которому необходимо всех членов группы построить в композицию для семейной фотографии. Ученик должен сообщить всем, кого из близких родственников или друзей изображает каждый участник. И поставить его для фотографии так, как стоял бы тот человек, которого он заменяет.

        Для развития умения правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать использую игру «Пятерки».

Все участники игры получают карточки, на которых написаны сказочные или литературные персонажи. Пять персонажей из одного и того же произведения должны отыскать друг друга и проинсценировать фрагмент из сказки или рассказа.

        Для создания эмоционально – благоприятной коммуникативной  ситуации на уроке использую задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1. «Рассказ от первого лица»

2. «Комплимент»

3. «Изменение сказочной развязки»

        Использую приемы педагогической техники.                

Взаuмоопрос: в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее.

        Отдельно хотелось бы остановиться на использовании интерактивных игр. Данные игры формируют все виды УУД.

        В 1 классе при изучении состава чисел использовала игру для пар сменного состава «Ручеёк №1». Дети встают в пары друг за другом, как в игре «Ручеек», берут в руки карточки. Лишний игрок водит. Даю задание – повторить состав числа 6. Водящий игрок говорит: Все знают, что 6 это 2 и…еще 4. Берет за руку ученика с цифрой 4. Вместе они встают в конец ручейка. Тот, кто остался «лишним», становится водящим.

        Во 2 классе при изучении темы «Части речи» использовала игру для пар сменного состава «Школа разведки». Детям объявляют, что они поступили в «школу разведки». Раздаются секретные карточки-пароли, их нельзя никому показывать. Те, у кого карточки с названиями частей речи будут разведчиками –генералами. Их главная цель: собрать команду – подпольную группу. Остальные дети берут карточки с вопросами и словами. По сигналу учителя разведчики-генералы отправляются в путь. Встречаясь, собирают команды.

        Если вас заинтересовало использование интерактивных игр, то познакомиться с ними можно в журнале «Управление начальной школы» №8 2010 г.

        Эффективным средством реализации ФГОС, формирования УУД является технология проблемного диалога, разработанная Еленой Леонидовной Мельниковой. С этой теорией можно познакомиться на сайте: pdo-mel.ru

        У учащихся моего класса была проведена диагностика сформированности УУД.  Использовались методики «Лесенка», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Рисование по точкам», «Корректурная проба», умозаключение по аналогии, обобщение, «Бабочка», исследование словесно-логического мышления.

В результате мониторинга были решены следующие задачи:

  • определен уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика
  • определены проблемные зоны в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации
  • разработана стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

Были получены такие результаты (таблица)

УУД

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

4 класс

«Лесенка»

(самооценка)

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«Корректурная проба»

Умозаключение по аналогии

обобщение

«Бабочка»

О

завышенная

высокий

повышенный

средний

высокий

высокий

А

адекватная

высокий

высокий

низкий

средний

высокий

Э

адекватная

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

К

занижена

высокий

высокий

средний

высокий

высокий

У

адекватная

высокий

высокий

средний

низкий

высокий

К

адекватная

высокий

повышенный

средний

высокий

высокий

Ю

завышенная

высокий

повышенный

высокий

высокий

высокий

П

адекватная

высокий

высокий

средний

высокий

средний

Д

адекватная

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

М

заниженная

средний

высокий

низкий

средний

средний

А

адекватная

высокий

высокий

высокий

высокий

средний

Ю

адекватная

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

Д

адекватная

высокий

высокий

низкий

средний

высокий

Д

завышенная

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

А

адекватная

высокий

высокий

средний

средний

высокий

R

занижена

средний

высокий

низкий

средний

низкий

М

завышенная

высокий

повышенный

высокий

высокий

высокий

О

адекватная

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Н

адекватная

высокий

высокий

средний

высокий

высокий

Всего

в-4,а-12,н-3

в-16, с-3

Пов-4, в-15

Н-5, с-7, в-7

Н-1, с-6, в-12

Н-1, с-3, в-15

%

в-21,а-63,н-16

в-84,с-16

Повыш-21, в - 79        

Н-26, с-37, в-37

Н-5,с-32,в-63

Н-5, с-16, в-79

Вывод. Большинство обучающихся обладают навыками усвоения универсальных учебных действий на высоком уровне: имеют достаточный уровень сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных УУД соответствующих их возрастным особенностям, что отражает сформированность умения строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию действий.

Т.о., использование данных педагогических средств и способов формирования УУД является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В связи со сказанным хотелось бы вспомнить одну суфийскую притчу о лавке возможностей.

        «Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

         Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Интернет-ресурсы:

Рекомендации по использованию форм и методов организации деятельности обучающихся на уроках | http://pandia.ru

Радаева Ч.Ф., Абдульманова Г.А., Ефремова Т.А., Брагина Я.М. Формирование УУД средствами педагогической поддержки http://psychology.snauka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД в рамках реализации ФГОС НОО

Представлена презентация и лист "Суть изменений в преподавании урока в соответствии с ФГОС"...

«Успешный старт ребёнка через формирование УУД в рамках реализации ФГОС НОО»

В условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС НОО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных резуль...

Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС.

Тема самообразования: Формирование УУД  в рамках реализации ФГОС....

Опытно-экспериментальная разработка "Изучение иностранного языка как один из способов снятия психологического напряжения при переходе школьников с начальной ступени обучения на среднюю"

В разработке описаны основные трудности при переходе школьников с начальной ступени на среднюю, а также показаны способы снятия этих трудностей с помощью изучения иностранного языка....

Образовательный проект на тему « Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС НОО».

Формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности обучающихся младшего школьного возраста в рамках реализации проектной технологии, уровень освоения которых в значительной мере ...

Педагогические средства и способы формирования УУД

В рамках реализации учебных дисциплин на 1 ступени обучения...