Конспект урока речевой практики по теме «Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»
план-конспект урока на тему

Корж Лилия Ивановна

Цели:

- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;

- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;

- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;

- обогащать, уточнять и активизировать словарный запас;

- корригировать и развивать речемыслительную деятельность, эмоционально-волевую сферу, внимание, память;

- воспитывать культуру общения, тактичность, правильную самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_konspekt_uroka_rechevoy_praktiki_kli.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок речевой практики по теме

«Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»

Цели:

- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;

- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;

- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;

- обогащать, уточнять и активизировать словарный запас;

- корригировать и развивать речемыслительную деятельность, эмоционально-волевую сферу, внимание, память;

- воспитывать культуру общения, тактичность, правильную самооценку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Повернитесь лицом друг к другу. Положите свои ладошки на ладошки соседа. Почувствуйте их тепло. Улыбнитесь друг другу и сядьте ровно.

II. Ролевая гимнастика.

- Расскажите стихотворение «Удивительная кошка» (выучили на уроке чтения) следующим образом:

- с пулемётной скоростью,

- со скоростью улитки,

- как робот.

III. Игра «Зайка».

- Сейчас мы будем артистами и исполним роли заек на лужайке при помощи жестов и мимики.

Я на скрипочке играю:

Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

Пляшут зайки на лужайке:

Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

Заиграл на балалайке:

Треньди-брень, тренди-брень!

Пляшут зайки на лужайке:

Треньди-брень, тренди-брень!

А потом на барабане:

Бум-бум-бум, бум-бум-бум!

В страхе спряталися зайки

По кустам, по кустам!

- Молодцы, ребята! У Вас очень хорошо получилось быть артистами-зайками.

- Что помогло Вам сыграть правильно роли? (Жесты, мимика, тепм речи).

IV. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня Вы узнаете ещё одно важное средство речи и наш разговор пойдёт о громкости речи или силе звучания голоса.

1. Работа со стихотворениями А.Шалыгина «Гром» и В.Нестеренко «Тишина».

Гром.

Гром грохочет: бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге: «Ах!»,

Затыкает уши.

Тишина.

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах.

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шёпотом страшат.

- В каких ситуациях мы говорим громко? (Если хотим привлечь внимание, когда у нас хорошее настроение…)

- Когда говорим тихо? (Когда выражаем неуверенность, застенчивость, ласку и т.п.)

2. Анализ речевых ситуаций.

А)

- Послушайте отрывок из известного вам рассказа В.Осеевойи»Волшебное слово». (Учитель читает)

- О каком волшебном слове говорится в рассказе? Почему это слово надо произносить тихо?

…..Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, прямо глядя в глаза….

Б)

- Послушайте «Песенку» М.Пластова и скажите, нужно ли девочке слишком громко говорить в этом случае? Почему?

Кто сказал, что я горланю?

Кто сказал, что я кричу?

Я свою подружку Таню

Новой песенке учу!

V. Обобщения учителя.

- Умение говорить с нормальной громкостью является важным средством общения. Тихий голос свидетельствует о желании быть услышанным только тем, к кому обращена речь, о деликатности говорящего, тактичности.

- Какие-то части высказывания мы можем говорить тише или громче, чтобы лучше передать смысл. Но и тихим голосом можно передать угрозу, предупреждение, взволнованность.

Привести примеры.

- Громкий голос может показать настойчивость, волнение, увлечённость и многое другое.

VI. Анализ речевых ситуаций.

- Назовите чувства, которые помогают говорящему выразить громкая или тихая речь.

….Ах, оловянные солдатики! – закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши…

…Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Братна лодке едет кататься, а меня не берёт.

VII. Анализ пословиц.

- Прочитайте пословицы на слайде. О каком правиле речи в них говорится? Какая из пословиц больше подходит к «Песенке» М.Пластова? Почему?

* Дело делать и за себя не может, а кричит один за всех.

* Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

- Приведите примеры из жизни, к которым можно отнести пословицы.

VIII. Практические упражнения.

- Прочитайте стихотворение, обратите внимание на пометки справа. Приготовьтесь читать, изменяя силу своего голоса.

Тише, жабы! Ни гу-гу!

тихо, тоном предупреждения, можно прижать палец к губам

Ходит цапля на лугу.

тихо, испуганно

Чтобы не было беды,

Наберите в рот воды.

совсем тихо, шёпотом

IX. Итог урока.

- О каких средствах речи говорили на уроке?

X. Домашнее задание.

- Выучить наизусть короткое стихотворение, читать выразительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока речевой практики по теме «Интонационная выразительность речи. Игровые интонационные ситуации»

Цели:- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;- обогащать, уточнять и активизировать словарны...

Конспект урока речевой практики. Тема: Давайте знакомиться.

Конспект урока речевой практики , проводимого в 1 классе с детьми с ОВЗ. Материал можно использовать и во 2 классе при знакомстве с вновь прибывшими учащимися....

Урок и перемена. Конспект урока речевой практики.

Урок и перемена. Конспект урока речевой практики.2 класс....

Конспект урока речевой практики по теме "Петушок-Золотой Гребешок", 4 класс.

Конспект урока речевой практики по теме "Петушок-Золотой Гребешок", 4 класс....

Конспект урока речевой практики по теме: «У меня есть щенок!»

Конспект урока речевой практики по теме: «У меня есть щенок!» 2 классТип урока: усвоение новых знанийФорма урока:беседа и игра...

Конспект урока речевая практика "В гостях у леса"

Ученик научится составлять различные по структуре предложения, получит возможность составить и разыграть диалог с опорой на сюжетную иллюстрацию....

Конспект урока "речевая практика" 1 класс дети с РАС вариант 8.3

Конспект урока "речевая практика" 1 класс дети с РАС вариант 8.3...