Конспект урока речевой практики по теме «Интонационная выразительность речи. Игровые интонационные ситуации»
план-конспект урока на тему

Корж Лилия Ивановна

Цели:

- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;

- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;

- обогащать, уточнять и активизировать словарный запас;

- корригировать и развивать речемыслительную деятельность, эмоционально-волевую сферу, внимание, память;

- воспитывать самостоятельность, адекватную самооценку, эмпатию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_urok_rechevoy_praktiki_po_teme.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок речевой практики по теме

«Интонационная выразительность речи. Игровые интонационные ситуации»

Цели:

- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;

- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;

- обогащать, уточнять и активизировать словарный запас;

- корригировать и развивать речемыслительную деятельность, эмоционально-волевую сферу, внимание, память;

- воспитывать самостоятельность, адекватную самооценку, эмпатию.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Тише, тише, тише, тише!

И тиха….и слышна….

На деревья и на крыши

В класс приходит тишина!

II. Пантомима.

- Пока в классе поселилась тишина, не будем её пугать, даже разговаривать не будем, а поговорим с помощью жестов.

- Скажите руками:

  • Стой на месте!
  • Ах, ты, проказник!
  • Всё хорошо!
  • До свидания!

III. Повторение знаний, полученных на предыдущем уроке.

  • Человеку трудно говорить жестами. Это не всегда понятно. Человеку необходимо речевое общение.
  • Вот разговаривают 2 человека. Как называется их разговор? Что такое диалог?

IV. Игровые интонационные ситуации.

1. Дидактическая игра «Верно – неверно».

Два ребёнка читают стихотворение А. Барто «Бычок» и «Я люблю свою лошадку» с неверной интонацией. Учащиеся объясняют, почему неверно и читают правильно, выразительно.

2. Инсценирование отрывка из сказки «Три поросёнка» (дети подготовлены заранее). После чтения учащиеся анализируют их действия.

А)

Жили-были на свете 3 поросёнка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми хвостиками.

медленно, спокойно

Даже имена у них были похожими. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.

с удивлением

Б)

Два храбрых братца пошли гулять. По дороге они пели и плясали, а когда вошли в лес, то как расшумелись, что разбудили волка, который спал под деревом.

весело, громко

_ Что за шум? – недовольно проворчал злой и голодный волк и поскакал к тому месту, откуда доносились визг и хрюканье двух маленьких глупых поросят.

сердито,

с тревогой

- Ну какие тут могут быть волки? – говорил в это время Ниф-Ниф, который видел волков только на картинке.

с усмешкой

- Вот мы его схватим за нос, будет знать! – добавил Нуф-Нуф, который тоже никогда не видел живого волка.

хвастливо

И братья развеселились, запели…

весело, громко

В)

И вдруг они увидели настоящего живого волка. Он стоял за большим деревом и у него был такой страшный вид. Такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа по спинкам пробежал холодок,  а тонкие хвостики мелко-мелко задрожали. Бедные поросята не могли даже пошевелиться от страха.

с испугом

тише

со страхом

почти шепотом

Волк приготовился к прыжку, щелкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутек. Никогда им не приходилось так быстро бегать.

грозно

быстро

быстро, с тревогой

Сверкая пятками и поднимая тучу пыли, они неслись каждый к своему дому.

3. Физминутка «Шли 16 мышей».

V. Упражнения в интонационной выразительности.

1. Прочесть фразу в соответствии со смысловым заданием.

Слайд 1.

Снег пошёл.

1. Спрашиваете, удивляетесь.

2. Восхищаетесь!

3. Огорчены сменой погоды.

4. Радостно сообщаете друзьям.

Слайд 2.

Мы идём в зоопарк.

1.Уточняете – пойдёте или нет?

2. Объявляете младшему брату.

3. Спрашиваете, куда именно идёте.

4. Радуетесь предстоящему событию.

2. Упражнения в постановке логического ударения.

Слайд 3.

От топота копыт пыль по полю летит.

(Логически ударное слово подчеркнуто. После чтения задание меняется, с помощью анимации линия передвигается на другое слово.), для сильных

3. Дидактическая игра «Я сам умею».

Каждому учащему учитель дает знакомое 4-стишие, более сильным учащимся можно предложить диалог-малютку. Минуту дети готовятся, затем выразительно читают, а остальные анализируют чтение и делают выводы о качестве чтения.

Тише, жабы! Ни гу-гу!

Бродит цапля на лугу!

Была тишина, тишина, тишина….

Вдруг грохотом грома взорвалась она!

Надоело ползать! Хочу летать!

Кто одолжит крылья?

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

- Здравствуй, солнце ясное!

Здравствуй, новый день!

На полянку. На лужок,

Тихо падает снежок.

Всё громче голоса:

- Ой, оса! Летит оса!

А сова всё ближе, ближе.

А сова всё ниже, ниже.

Дождик, дождик, что ты льёшь?

Погулять нам не даешь?!

Почему корова эта маленького роста?

Это же - ребёнок! Это же - теленок!

- Оля, Оля, как дела?

Где ты пропадала?

- В магазине я была,

Книжку покупала.

VI. Итог урока.

  • Чему учились на уроке? Принёс ли урок пользу?
  • - Кто был самым активным?
  • -Чья речь была самой выразительной?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...

Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Обучение интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье представлен опыт работы по формированию интонационной выразительности речи младших школьников через систему разных видов упражнений, способствующих интонационной выразительности речи. Рассмат...

Конспект урока русского языка Тема: Повторение. Части речи. Имя существительное.

Цели деятельности учителя: повторение материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, сам...

Конспект урока речевой практики. Тема: Давайте знакомиться.

Конспект урока речевой практики , проводимого в 1 классе с детьми с ОВЗ. Материал можно использовать и во 2 классе при знакомстве с вновь прибывшими учащимися....

Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями

Известно, что интонация является одним из важнейших компонентов языка и неотъемлемой составной частью речевой деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что с интонации начинается речь ребёнка....