Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.
статья на тему

Валеева Диляра Ильдаровна

Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая: учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности, сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников»

Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая:

  • учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия,
  • развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу,
  • создает условия для самостоятельной активности, сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу

 Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.

Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление, развивать исследовательские умения.

Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.

 Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Проектная деятельность ставит перед собой следующие задачи:

1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  •  воспитание целеустремленности и настойчивости;
  •  формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  •  формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  •  формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4.  Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

В результате проектной деятельности, учащиеся приобретают следующие навыки исследования:

  • Видеть проблему;
  • Задавать вопросы;
  • Давать определение понятиям;
  • Классифицировать;
  • Наблюдать;
  • Проводить эксперименты;
  • Делать выводы;
  • Структурировать материал;
  • Доказывать и защищать свои идеи.

Исследовательские навыки формируются на каждом этапе выполнения проекта. Выделяют следующие этапы подготовки проекта:

1.  Погружение в проект

  • определение проблемы, темы и целей проекта, проблемных вопросов, творческого названия проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
  • создание групп учащихся для работы над проектом;
  • объединение учащихся в группы. 

2.  Планирование деятельности

  • распределение ролей между членами группы
  • планирование работы
  • определение источников информации, способов сбора и анализа информации,
  • продумывание возможных форм презентации результатов проекта

3.  Поиск информации (осуществление деятельности, выполнение работы)

  • сбор информации
  • самостоятельная работа учащихся по своим групповым задачам проекта
  • обсуждение полученных данных в группах

4.  Оформление результатов

  • оформление проекта, подготовка презентации
  • коллективный анализ выполненного проекта, выяснение причин успехов, неудач

5.  Презентация результатов

  • защита полученных результатов, выводы
  • оценивание и самооценивание работы по проекту участниками, учителем
  • подведение итогов выполненной работы

На всех этапах педагог выступает как помощник, консультант. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает «чужой» продукт (информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п.), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

Я работаю в начальной школе 3-й год. Мои ученики придут в 3-й класс. За время работы мы с учениками выполнили несколько проектных работ.

В первом классе в рамках предмета Окружающий мир выполнили проектную работу «Достопримечательности города, в котором я живу». Этот проект был индивидуальным, так как оказалось, что навык работы в группе, умение договариваться еще не сформированы.

Каждый ребенок должен был подготовить фоторассказ о любом объекте нашего города. Для того, чтобы объекты не повторялись провели опрос, данные о котором представлены перед Вами.

 «О каких достопримечательностях вы хотели бы узнать подробнее?»

Казанский кремль  - 4 чел.                    Мечети – 4 чел.

Театры – 4 чел.                                       Храмы – 4 чел.

Музеи – 3 чел.                                        Зоопарк – 1 чел.

Парки – 3 чел.                                        Цирк – 0 чел.

На втором этапе (Планирование деятельности) совместно с учителем составили план исследования, определили порядок действий и источники поиска информации.

  •  История объекта с момента постройки до сегодняшнего дня;
  •  Значение объекта;
  •  Почему я выбрал этот объект?;
  •  Легенды.

На третьем и четвертом этапах (Поиск информации и Оформление результатов) каждый ребенок работал самостоятельно и в сотрудничестве с родителями. Ребята исследовали свои объекты, провели экскурсию, фотосессию, собрали информацию, оформили собранную информацию в виде проекта и подготовили сообщение.

На пятом этапе (Презентация) прошла презентация подготовленных работ. На уроке окружающего мира заслушали выступления ребят. Провели самооценку проделанной работы с использованием сигнальных карточек в виде смайликов.

- У меня все получилось.

- У меня все получилось, но были затруднения.

- У меня возникли затруднения.

 

Проектную работу «Я за здоровый образ жизни» выполняли в первом классе в рамках программы по внеурочной деятельности «Тропинки здоровья» и школьного мероприятия «Поезд здоровья».

Данная проектная работа направлена на формирование понятия «здоровый образ жизни» и приобщения младших школьников к здоровому образу жизни.

Разговаривая о здоровом образе жизни, ребята выделили проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы не болеть?

Тематика исследования определяется из интересов ребенка. Сформировали группы для поиска информации:

     1 группа – «Теоретики» (подбирают теоретический материал)

     2 группа – «Практики» (спортсмены и оформители)

     3 группа – «Сценаристы» (раскрывают тему через сценку)

На втором этапе (Планирование деятельности) совместно с учителем составили план работы:

  • нарисовать рисунки «Здоровый образ жизни»;
  • подобрать стихи о спорте, витаминах, правилах личной гигиены;
  • подготовить фоторассказ о виде спорта, которым я занимаюсь;
  • подобрать сценарий и костюмы для сценки;
  • оформить стенгазету.

На третьем этапе (Поиск информации) каждая группа работала самостоятельно. «Теоретики» подбирали стихи, «Практики» готовили фоторассказ о себе, «Сценаристы» подбирали сценарий и костюмы.

На этапе оформления результатов провели выставку рисунков, заслушали рассказы спортсменов нашего класса. Оформили стенгазету. Отрепетировали сценку.

Защита проектной работы прошла в рамках школьного мероприятия «Поезд здоровья». Заняли призовое место.

Проектную работу «Профессии» выполняли во 2 классе в рамках предмета Окружающий мир. Данная работа направлена на пробуждение интереса к профессиональной деятельности человека и формирования навыка работать в группах. Группы сформировали по личным интересам учащихся.

Изучая тему «Профессии» в рамках предмета, учащиеся выделили проблемный вопрос: Какая профессия мне интересна?  Поставили перед собой задачи:

- Поговорить с родителями об их профессиях.

- Узнать о других профессиях.

Результат исследования оформить в виде стенгазеты.

На этапе планирования действий разработали план и распределили обязанности внутри каждой группы:

  • Посетить «Город профессий»;
  • Собрать информацию о профессиях, используя различные источники;
  • Подобрать загадки, пословицы, поговорки о профессиях;
  • Провести классный час на тему «Профессия каждая – самая важная»;
  • Оформить стенгазету.

На этапе поиска информации учащиеся работали самостоятельно. Ребята опросили своих родителей, собрали информацию о профессиях, провели классный час на тему «Профессия каждая – самая важная», посетили «Город профессий».

На этапе оформления результатов ребята проанализировали собранную информацию, отобрали необходимый материал и выполнили проектную работу в группах.

На уроке окружающего мира ребята представили результаты своей работы. После представления работ ребята делились впечатлениями, выражали свое мнение о полученных результатах.

Проектная деятельность — прекрасная возможность научить младших школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований. Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения способствует знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских навыков младших школьников на основе проектной деятельности

Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В ...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

Формирование исследовательских навыков младших школьников.

Программа предполагает тренинг, исследовательскую практику и мониторинг.  Тренинг - это специальные занятия и развитие умений и навыков исследовательского поиска. Важно развить у детей умение вид...

Формирование исследовательских умений младших школьников на основе проектной деятельности

Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"

В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...