Формирование исследовательских навыков младших школьников.
методическая разработка (1 класс) на тему

Программа предполагает тренинг, исследовательскую практику и мониторинг.  Тренинг - это специальные занятия и развитие умений и навыков исследовательского поиска. Важно развить у детей умение видеть проблемы. Исследовательская практика предполагает проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.   Мониторинг - это содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения.  Это могут быть мини-курсы, семинары, конференции, защиты исследовательских работ и проектов и другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Булдакова Наталья Владимировна

 Формирование исследовательских и проектных умений и навыков заложено изначально в развивающей программе Л.В.Занкова.  До начала работы по новым образовательным стандартам предпочтение было отдано исследовательской деятельности младших школьников.  Сегодня в равной степени на уроках и внеурочной деятельности формируются у детей исследовательские и проектные умения и навыки.  

  Исследовательская деятельность для обучающихся младших классов более свободная.  Она не ограничена какими-то внешними установками.  Поэтому предполагает больше места для импровизации, а детям это нравится.  

  Я, работая по системе Л.В.Занкова,  опираюсь на  методику исследовательского обучения младших школьников Александра Ильича Савенкова.   В 1-2 классах работа строится в рабочей тетради А.И.Савенкова, которая называется «Я – исследователь».  В 3-4 классах обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя и родителей проводят исследования. Программа предполагает тренинг, исследовательскую практику и мониторинг.

  Тренинг – это специальные занятия и развитие умений и навыков исследовательского поиска.  Важно развить у детей умение видеть проблемы.  Например читаю неоконченный рассказ.

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошёл снег.  крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

  Предлагаю продолжить рассказ, но делаю разными способами.  Например, представим, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями.  Как ты отнесешься к появлению первого снега?  Затем представь себя водителем грузовика, едущего по дороге, или летчиком, отправляющимся в полет, мэром города, вороной, сидящей на дереве, зайчиком, лисичкой в лесу.  Важным моментом в исследовании  является умение выдвигать гипотезы.  Например, даю задание детям «Как  птицы находят дорогу на юг?»   В данном случае они предполагали:

- Может, птицы находят дорогу по звездам?

- Наверное, сверху они видят растения?

- Птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу?

- Допустим, птицы знают теплые потоки и ориентируются по ним?

- А может у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?

  Прежде чем исследовать, надо научить детей задавать вопросы, так как они играют ключевую роль в исследовании.  Есть вопросы уточняющие: «Правда ли, что у тебя живет попугай?», « Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, он  болен?».  Восполняющие вопросы: где, куда, кто, куда, почему, какие и другие.

Приемы, которыми младшие школьники пользуются при исследовании: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение, обобщение, классификация.

  Исследовательская практика предполагает проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов

Методика проведения исследования в начальной школе включает в себя:

- подумать самостоятельно;

- спросить у другого человека;

- посмотреть в книгах;

- посмотреть по телевизору;
- получить информацию у компьютера;

- понаблюдать;

- провести эксперимент;

- связаться со специалистом

Мониторинг – это содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения.  Это могут быть мини-курсы, семинары, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и другое.  Ребенок  должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан.ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.  Например, проведены уроки –семинары по окружающему миру по теме «Растительный мир степей», «Как учили школьников на Руси», «Петр I: царь и человек», по математике, например, «Римская нумерация чисел»,  по литературному чтению А.П.Чехов «Белолобый», по русскому языку «Работа со словарями», «Слова с безударной гласной в корне слова».  Все эти уроки-исследования опубликования на сайте «Фестиваль.  Открытый урок» и журнале “Педагогический мир».

Какие темы для  исследования мы с ребятами выбираем?

Теоретические: например «Ю.А.Гагарин в Саратове» Максим Пресняков, , «Саратовская гармошка» Никита Догадин,  «Городской парк» Антон Соловьев, «Гора Богдо» Антон Соловьев», «Улица, где я живу» Каримова Хава и др.

Эмпирические исследования: например, «Есть ли у кошки ум?» Голобокова Альбина,  « Чист ли белый снег?» Айрапетян Мисак,  «Моя семья – моя опора» Филина Алина и Соловьев Антон,  «Дышало ли небо осенью?» с опорой на словарь И.Даля  Соловьев Антон и другие.

Фантастические исследования.  

В 3 классе  проект назвали «Я – фантазер».  Лучшие работы отправили на Международный конкурс «Звезды нового века».  Это Корепанова Ангелина – рисунок «Барбузяка» лауреат 3 степени, Соловьев Антон «Сказка про золото» лауреат 2 степени,  Морозова Виктория «Я люблю свою лошадку» лауреат 3 степени, Филина Алина «Бабочка-волшебница» прикладное искусство лауреат 3 степени, Соловьев Антон «Чудо-дерево» фотография лауреат 3 степени.

Соловьев Антон и Догадин Никита в 2013 году в 3 классе  решением коллегии организационного комитета фестиваля «Звезды нового века» занесены в международную почетную книгу отличников учебы.

Сейчас готовится к конкурсу Вернадского Соловьев Антон.  Завершается исследовательская работа по теме «Как саратовский калач на стол пришел?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Митрясова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия №140», г. Омск, ХXI век – век интелл...

Контрольный лист исследовательских навыков младших школьников.

В этом контрольном листе дети сами оценивают степень своих исследовательских навыков....

Тема заседания школьного НОУ: «Развитие исследовательских навыков младших школьников»

В настоящее время в школах организуются научные общества  учащихся с целью привлечения к исследовательской научной деятельности. В нашей школе такое общество было создано 2 года тому назад. Я явл...

Развитие исследовательских навыков младших школьников на основе проектной деятельности

Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В ...

Доклад "Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников"

Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках занимает метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельнос...

Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализо...