Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению
рабочая программа (2 класс) на тему

Морозова Галина Владимировна

Кружок "Акварелька" для учащихся 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akvarelka.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г.Задонска Липецкой области

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №        

от  «____»_____________2015г.  

Руководитель МО:  

_______________ /Краснова Е.В.

.                                  

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №2

г. Задонска

______________/ Ручкина В.М.      

Приказ № __________ от

 «____»________________2015г.

                                           

                                                                         

Программа кружка

художественно-эстетической направленности

«Акварелька»

для учащихся 2-б класса

Составила: Морозова Г.В.,  

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 2

г.Задонска Липецкой области

 

2015 г.

                                                Пояснительная записка

Направленность программы  «Акварелька» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – 3 года.

         Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

        Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

        Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

        Цель  программы:

приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

 - воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

- художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

- технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

       Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

         Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Принцип построения курса

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 8-9лет;
  • развивающий  –  1 год обучения для обучающихся 9–10 лет;
  • исследовательский  –  1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая своё мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Формы проведения итогов реализации : выставки, игры, упражнения творческого характера, учебно-исследовательская конференция.

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1.

Весёлый радужный мир.

30

4

26

2.

Выставки, экскурсии, игры, рисование на воздухе.

4

4

                                         Итого:

34

                                                         Содержание курса

Первый год обучения. Ознакомительный этап:  8-9 лет.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 8-9 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук  проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов.  В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира.  В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

«Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра.  Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

 «Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

«Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

«Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

«Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева  с натуры.

 «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

«Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

«Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка.  Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

 «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Акварель. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

Рисуем дерево тампованием. Создание творческие работы на основе собственного  замысла с использованием художественных материалов.

«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства акварели.

 «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

Урок – игра: общение по телефону.

«К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону.

«Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

«Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

 «Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

«Кто живёт под снегом». Урок – игра  на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

 «Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

«Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Акварель. Пятно, линия, точка.

«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра  «Мы – гномики».

«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Акварель.  

«Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

Заключительное занятие: выставка работ, учебно-исследовательская конференция.

Тематическая разработка занятий  

1.Весёлый радужный мир.

Теоретическая часть

  • Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
  • Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
  • Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

   Практическая часть

  • Экскурсия.
  • Урок-игра.
  • Выставка.
  • Конференция.

                                                          Календарно-тематический план

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема

 Количество часов

Знакомство с королевой Кисточкой.

1

 Что могут краски? Радуга.

2

Изображать можно пятном.

1

Изображать можно пятном.  

1

Осень. Листопад.  

1

Силуэт дерева.

1

 Грустный дождик.

1

Изображать можно в объёме.

1

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

1

Красоту нужно уметь замечать. Изображение спинки ящерки.

1

 Узоры снежинок.

1

Рисуем дерево тампованием.

1

Зимний лес.

1

 Портрет Снегурочки.

1

К нам едет Дед Мороз.  

1

Снежная птица зимы.  

2

Дом снежной птицы.

2

 Ёлочка – красавица.

1

Кто живёт под снегом.

1

 Красивые рыбы.

1

Мы в цирке.

2

Волшебная птица весны.

1

Моя мама.

1

Цветы и травы.

2

Цветы и бабочки.

 

2

Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика..

2

Заключительное занятие: выставка работ, учебно-исследовательская конференция.

1

Всего часов:

34

                                                       Ресурсное обеспечение

   Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

     Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Ожидаемые результаты

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают подготовку и возможность обучения в специальных учебных заведениях.  

Должны знать:

  • названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;
  • изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приёмы оформления;
  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  • моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • пользоваться материалами.

Занятия в кружке «Акварелька» должно предоставить воспитанникам возможность:

1.Осваивать эстетические и художественно-изобразительные навыки:

*  развивать эмоциональную отзывчивость на искусство, отношение к творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы;

*  развивать образное мышление, способность различать виды и особенности народных промыслов декоративно-прикладного искусства, получать представление о жанрах и формах искусства, его выразительных средствах;

*  познакомить с выдающимися произведениями ДПИ;

*  участвовать в коллективной и самостоятельной деятельности;

*  развивать эстетическое восприятие народного и профессионального искусства, воспитывать чувство прекрасного;

*  сформировать эмоционально-целостное отношение к искусству и к жизни, устойчивую потребность в общении с искусством в различных формах;

*  уметь выделять характерные признаки произведений ДПИ;

*  самостоятельно исследовать художественную идею на основе понятий и закономерностей в искусстве;

*  проявлять творческую инициативу;

*  формировать художественную культуру, развивать художественную грамотность, овладеть теорией и языком искусства;

*  овладеть профессионализмом в исполнительской и творческой деятельности;

*  осознать социальную значимость ДПИ.

2.Осваивать художественные и технические навыки:

*  усвоить правила выполнения действий, научиться составлять алгоритм действий;

*  осознавать геометрические формы как образы предметов окружающего мира и установить их свойства;

*  научиться строить логические рассуждения, выполнять мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация);

*  приобрести представления о свойствах материалов, красок, способах их использования и правилах безопасности при работе с ними;

*  приобрести навыки творческой технологической деятельности, безопасных приемов работы, поведения в трудовом коллективе;

*  получить представления о трудовых традициях и эстетических особенностях содержания рабочего места.

3.Осваивать естественнонаучные представления:

*  освоить процедуры исследования (наблюдение, эксперимент, обработка результатов, проверка результатов практикой);

*  осознать социальную значимость теории и практики;

4. Осваивать экологические представления:

*  осознать значимость выражения мыслей как средства общения между людьми;

*  получить представление о человеке как части природы, охране здоровья человека и среды его обитания, роли здорового образа жизни и правилах безопасной жизнедеятельности;

*  получить основополагающие знания об истории, географии, населении и хозяйстве России;

*  осознавать социальную роль взаимодействия поколений и преемственности поколений в семье и обществе.

Средства и методы контроля: выставки, тестовые материалы, исследовательские работы.

                                                           

                                                                Список литературы

  1. Белякова О.В., «Подарки своими руками» - М.: АСТ, 2008.
  2. Браиловская Л.В., «Красивые вещи» - РнД., АРТ-дизайн, 2004.

  1. Бычкова Е.Р.,  «Картины своими руками» - М.:Полиграфиздат, 2008.
  2. Вагенер А., «Декорирование стекла» - М.: АРТ-Родник, 2008.
  3. Гибсон Р., «Поделки» -  М.: Росмэн, 1996.
  4. Гукасова А.М., «Рукоделие в начальных классах. Пособие для учителя» -  М., Просвещение, 1984.
  5. Гульянц Э.К., Базик И.Я., «Что можно сделать из природного материала» - М.: Просвещение, 1991.
  6. Зайцева А.А., «Поделки с тиснением по бумаге» - М.: Эксмо, 2009
  7. Кастль-Брайтнер К., «Текстильный дизайн. Современная роспись по ткани» - М.: Арт-родник, 2008
  8. Кашкарова-Герцог Е.Д., «Руководство по рукоделию» -  М.: Радио и связь, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА кружка художественно-эстетического направления «Умелые руки»(внеурочная деятельность 1 класс)

Кружок – это центр детского творчества. В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Тру...

Дополнительная образовательная программа кружка художественно — эстетической направленности в средней группе «В мастерской гномиков».

Дополнительная образовательная программакружка художественно — эстетической направленностив средней группе«В мастерской гномиков»Составители:Богова Наталья Михайловна,Вторцева Татьяна ИгоревнаПо...

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению

Внеурочная деятельность для 3 класса " Бумагопластика"...

Рабочая программа по художественно - эстетическому направлению "Забавные фигурки" 2 класс

Рабочая программа по художественно - эстетическому направлению "Забавные фигурки" 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 13 - 14 лет срок реализации - 1 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление –  «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 13  - 14  летсрок реализа...