Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности.
материал (1 класс) на тему

Поликанова Екатерина Алексеевна

Создание мотивации сотрудничества; формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других; обучение правилам эффективной организации совместной работы; развитие эмоциональной сферы личности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности.

  • Цель: изучить особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников.
  • Задачи: создание мотивации сотрудничества; формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других; обучение правилам эффективной организации совместной работы; развитие эмоциональной сферы личности.

        Формирование коммуникативных умений младших школьников – очень актуальная проблема в настоящее время. Так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

         Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.

          Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( ФГОС) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме.

Коммуникативные умения обеспечивают  социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

         Для реализации в начальном образовании доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. Игровая деятельность;
  2. Познавательная деятельность;
  3. Проблемно-ценностное общение;
  4. Досугово-развлекательная деятельность;
  5. Художественно – эстетическое творчество;
  6. Социальное творчество;
  7. Трудовая деятельность;
  8. Спортивно-оздоровительная деятельность;

      Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирование коммуникативных учебных действий.

      Каково же значение коммуникативной компетенции младшего школьника?

   Во-первых, она влияет на учебную успешность. Например, если ученик стесняется отвечать у доски, его реальный ответ будет хуже имеющих знаний, и  соответственно, оценка будет ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

   Во –вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности.

     В -третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия будущей жизни.

     Исходя, из выше изложенного, во внеурочное   время, в группе продленного дня я стараюсь использовать разные формы виды работ на формирование коммуникативной компетенции младших школьников. Например, 1) мы много рассказываем с детьми на определенные темы. ( О зиме, о природе, о птицах, животных и т.д.

    2) Дети готовят свои выступления на заданные темы. А также без подготовки делаем сообщения.  Учащиеся высказывают свои мнения, доказывают свою точку зрения.

    3) Проводим диалогическую форму общения.

  Сюда входят ролевые и деловые игры. Некоторые  дети участвуют в качестве ведущих на мероприятиях. Участвуют в учебных проектах.

      Приступая к работе нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты.

       Однако я думаю, что формирование базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен урок, личность развивается в общении, в неформальной обстановке. Внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создает ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

      В классе я с детьми провожу разные мероприятия, игры, конкурсы, беседы, инсценировки сказок, ролевые игры и т.д.  Например, в 1 классе можно проводить игру  « Давайте познакомимся». Цель этой игры – развитие коммуникативных навыков. Игра «Продолжи сказку», эта игра побуждает детей фантазировать, развивать речь, также способствует формированию культуры поведения. Мероприятия, которые мы проводим по формированию коммуникативных качеств, убеждают в том, что правильно подобранные средства, методы значительно влияют на развитие коммуникативных качеств у младших школьников.

Таким образом, формирование коммуникативных качеств "дает" ребенку  некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.

Есть много игр на формирование коммуникативных компетенции… Я вам подготовила буклеты, и Вы, уважаемые коллеги, увидите описание различных игр в этих буклетах.

       Итак, младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Формирование коммуникативной компетенции – это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познать мир.

       Литература:

  1. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. - М. : АРКТИ, 2007.
  2.  Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших              школьников в учебно- воспитательной деятельности /К. П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после.- 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...

Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

Выступление на педагогическом совете направлено на раскрытие сути коммуникативных компетенций младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуника...

Педагогический проект: «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»

Цель: формирование информационн- коммуникативных компетенций младших школьников для развития пользовательских способностей с использованием компьютерных технологий средствами внеурочной деятельности....

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов 5 ноября 2015г...

«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время»

Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителями начальных классов задачу развития коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазви...