Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.
статья на тему

Полозова Ирина Анатольевна

Выступление на педагогическом совете направлено на раскрытие сути коммуникативных компетенций младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Успешному освоению детьми коммуникативных компетенций способствуют не только уроки, но и внеурочная деятельность, которая позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области

Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

Подготовила  Полозова Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Один из видов УУД -коммуникативные. Роль их значительна, так как от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития ребёнка.

Овладение коммуникативными компетенциями обеспечивает:  (слайд1)

  • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Успешному освоению детьми коммуникативных компетенций способствуют не только уроки, но и внеурочная деятельность, которая позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские.

В 2013-2014 учебном году я осуществляю внеурочную деятельность в 1 «А» классе: кружок «Я – исследователь» и кружок «Ключ и Заря».  В предшествующие годы я также вела кружок «Я – исследователь» в 1 и 2 классах. Рассмотрим процесс формирования коммуникативных УУД на примере занятий кружка «Я – исследователь» в 1 классе.

Наиболее распространённой и продуктивной формой организации исследования учащихся на занятии является исследование в группах. Применение групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования коммуникативных действий, развития мышления и личности ребёнка. Но умение работать в группах появляется у первоклассников не сразу. Его нужно формировать постепенно.  

После небольшой вводной беседы о том, что такое исследование и что значит проводить исследования, на добровольных началах выделяю пару наиболее активных ребят, с хорошо развитым интеллектом. Они вместе с учителем будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники. Выделенная нами пара исследователей определяет тему исследования. В помощь детям заготовлены карточки с различными изображениями – темами будущих исследований. (Слайд 2). Детей включаем в обсуждение по поводу выбора темы. Тема выбрана. Карточку с изображением, обозначающим тему, кладём перед детьми. Объясним исследователям, что их задача – получить как можно больше новых сведений об объекте исследования. В ходе коллективного обсуждения вместе с детьми выявляем методы исследования. (Слайд 3). На этом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее. План проведения исследования составлен и от взрослого плана он отличается только формой выражения – он изображён в карточках, а у взрослого исследователя описан в его текстах. Следующий шаг – сбор материала. Его надо фиксировать в сознании всех участников занятия. Договариваемся с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запомнить, но это трудно. С ребятами на листочках бумаги делаем заметки: рисунки, значки, символы, пиктограммы. (Слайд 4). Следующий метод «Спросить у другого человека». Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие затруднения. Дети объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны, им трудно спрашивать и ещё труднее услышать и воспринять ответ другого человека. Эта способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться как одна из важнейших целей нашей педагогической работы. Специалисты в области психологии творчества часто подчёркивают в своих работах, что умение поставить вопрос, выделить проблему часто ценится выше умения его решать. Выполняя эту работу с ребёнком, мы должны осознавать, что за этими внешне несерьёзными «игрушечными исследованиями» стоят очень глубокие и важные проблемы развития коммуникативных компетенций и интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка.

Следующий шаг в проведении исследований – наблюдения и эксперименты. Наблюдаем, экспериментируем, результаты фиксируем в наших листочках. Обращаясь к книгам, помним, что первоклассники не овладели навыками чтения. Поэтому заранее готовлю энциклопедии с иллюстрациями, делаю необходимые закладки, читаю тексты, рассматриваем иллюстрации, фиксируем новые идеи. Отмечу, что у первоклассника способность концентрировать внимание невысока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Если какой-то из методов на начальных этапах не срабатывает, не страшно – можно не акцентировать на этом внимание.

Собранные сведения анализируем и обобщаем: раскладываем на столе наши пиктограммы так, чтобы их видели все, и начинаем смотреть и рассуждать, что же интересного мы узнали, что нового можем рассказать другим по результатам проведённого исследования. Для детей это очень сложная задача, но вместе с тем на этом материале можно развивать мышление, творческие способности, речь ребёнка. Как только информация обобщена, наши исследователи делают небольшой доклад. После выступления исследователей обязательно устраивается его обсуждение. Слушатели задают вопросы.

Каждый ребёнок  во время подобных тренировочных занятий знакомится с общим планом действий и потенциально готов к собственному исследованию, которое также в дальнейшем представляется в виде доклада.  Эти доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Обучающиеся обычно настроены по отношению к докладчику критически, легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны.

        В практике работы кружка «Я – исследователь» довольно часто используются коллективные игры, которые являются средством стимулирования исследовательской активности и развития коммуникативных компетенций обучающихся. Тематика подобных коллективных игр разнообразна.

        Приведу пример коллективной игры «Жилой дом», которая формирует не только умение работать вместе с другими, но и активизирует внимание детей к проблемам современного жилища, пробуждает интерес к выработке собственных идей в этой области. Работу начинаем с наблюдений за тем, как строятся и функционируют жилые многоэтажные дома в городе. Затем каждый ребёнок рисует  «собственную квартиру». Как только квартиры готовы, проводится сборка жилого дома из заготовок готовых панелей, в каждом из которых вырезано довольно большое окно. К этим вырезам и приклеиваются наши рисунки интерьеров квартир. Затем готовые панели склеиваются скотчем. Дом готов. Завершает работу обсуждение выполненной работы. Каждый рассказывает об особенностях своей квартиры, пригласив других детей «в гости».  Таким образом внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, коммуникативные. При этом преобладают:

- действенные умения;

- риторические умения;

- умение вести диалог;

- умение слышать и слушать и вести спор;

- умение вставать на точку зрения другого;

- умение работать сообща для достижения общей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»...

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности

Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. путем чередов...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности.

Создание мотивации сотрудничества; формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других; обучение правилам эффективной организации совместной работы; развитие эмоциональной сферы ли...

Педагогический проект: «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»

Цель: формирование информационн- коммуникативных компетенций младших школьников для развития пользовательских способностей с использованием компьютерных технологий средствами внеурочной деятельности....

Тема выступления: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внима...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

развитие коммуникативных способностей младших школьников это очень непростая задача требующая системной, организованной работы, построенной с учетом специально отобранных принципов педагогического воз...