Эссе " Новой школе-новый учитель: все начинается с нас"
статья на тему

Дулина Анна Петровна

эссе подготовлено к "Учителю Года 2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoy_shkole-novyy_uchitel._docx.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

НОВОЙ ШКОЛЕ – НОВЫЙ УЧИТЕЛЬ:

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С НАС!

                                                    Учитель начальных классов - это учитель,

                                                          который должен знать и уметь все,

                                                            поэтому мы постоянно учимся!

Этот учебный год для меня начался с чистого листа. Я - классный  руководитель 22 будущих представителей общества, доверчиво вверивших мне свое образование. Для каждого из них школа – это второй дом, в котором они «проживут» много лет. Здесь есть и вторая мама –  это я, их первая учительница. Именно я должна научить детей считать, писать, читать, быть добрыми, честными, доброжелательно общаться, дружить.    

 Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам. Школа, как правило, остается в сердце человека светлым этапом жизненного пути.  Происходит это тогда, когда на пути маленького человека встретится взрослый, готовый открыть перед ним огромный и яркий мир. И именно я, их учитель,  являюсь проводником, гидом, консультантом, который при необходимости помогает ученикам, направляя их по нужной траектории в процессе познания мира.

Выбор профессии мною сделан не случайно. С ранних лет я наблюдала за работой моего деда, учителя русского языка и литературы, всю жизнь отдававшего свои знания и  опыт сельской школе; за моей мамой, много лет преподававшей в профессиональном техникуме;  и сама не раз участвовала в проведении уроков в дни самоуправления школы. По моему мнению, в этом наблюдается не только преемственность поколений, но и с детства привитая любовь к нелегкому учительскому труду.

Сейчас, в современном мире, «новая школа» - это технически оснащенные классы, просторные, светлые, украшенные цветами и картинами выпускников школы коридоры, спортивный комплекс с тренажерным залом, мастерские и лаборатории, комнаты отдыха для учителей и учеников.

Но школа — это не только здание, не только «светлые и просторные классы», это нечто большее: это радость открытий, первые ошибки и разочарования, первые победы и успехи, даже первая любовь. Это учителя, родители, одноклассники - все те, кто принимает участие в формировании личности каждого отдельного ребёнка.

Неотъемлемой частью новой школы является новый учитель. Он должен научить детей рассуждать, анализировать, доказывать свою точку зрения, отстаивать в споре своё мнение, самостоятельно действовать, быть коммуникабельным и работать в команде. А что касается личности учителя, то я думаю, сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»:

У — уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально  преподносить материал;

Ч — честный, человечный, чуткий, с чувством юмора;

И — искренний, имеющий индивидуальность;

Т — тактичный, толерантный, терпеливый;        

Е — естественный, единомышленник;    

Л — любящий детей, любящий свою работу;                  

Ь — и очень мягкий, как мягкий знак и само слово!

… и эта истина будет неподвластной времени.

Но каков учитель без своих учеников? Мои ученики – это мой личный двигатель саморазвития. “Люди перестают мыслить, когда перестают читать”,- говорил Д. Дидро, а учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться. Учительство – это вечное ученичество.

Мои ученики – это мои учителя. Поэтому я слежу за новинками  методической литературы, пытаюсь ориентироваться в широком спектре современной методики преподавания, интересуюсь психологией, обращаю внимание на новые веяния культурной жизни, стараюсь творчески подходить к организации учебного и воспитательного процесса - быть в полном смысле “современным” учителем.

А что такое современный урок? Современный урок - это урок,  построенный в соответствии с федеральными образовательными  стандартами второго поколения. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Это значит, что в созданных для них условиях дети сами должны наметить задачи, выполнить их и продемонстрировать результаты.

К результатам освоения основной общеобразовательной программы относятся такие  требования, как овладение ключевыми компетенциями (умение учиться, межпредметные связи), способность учащихся к саморазвитию, наличие мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции (межличностные отношения, выражение своего мнения и желания, умение слушать и наблюдать за другими, воспринимать стимулы; способность выслушивать критику, осознавать и воспринимать свои возможности, способность адаптироваться, налаживать контакты, поддерживать баланс “близость и дистанция”), преобразование и применение знаний и другие.

По-моему, наиболее перспективной в современном образовании является технология личностно ориентированного подхода, потому что она нацелена на оказание ученику необходимой психологической поддержки, на обеспечение развития личности ученика.

Для меня являются важными следующие тактические позиции:

1) позитивное сотрудничество;

2) индивидуализация образовательного процесса.

Один из важных моментов, на мой взгляд, – договор ученика с учителем. Ценность договорных тактик – развитие самостоятельности. На каждом уроке создаю ситуацию выбора (выбор уровня изучения нового материала, выбор уровня и методов выполнения заданий, выбор вида рефлексии, оценка своих результатов, самокритика). На каждом этапе пытаюсь создать ситуацию успеха и поддержки - у каждого она своя.

На своих уроках я стараюсь учитывать все критерии современного образования, ведь самое главное - не бояться новинок, смело их использовать на уроке, и тогда открываются новых перспективы. Например, при использовании компьютерных технологий на уроке можно не только в несколько раз увеличить количество обязательных заданий на закрепление по данной теме, но и успеть объяснить и показать применение темы ещё раз, только уже через использование нестандартных форм деятельности. Тем самым внедрять в структуру урока творческий подход.

Мне повезло, потому что школа, в которой я работаю, открыта новым веяниям, технически оснащена, соответствует требованиям времени, красива, эстетически оформлена. В настоящее время в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта всё шире применяются  новые технологии в преподавании. В основу учебного процесса положен деятельностный подход, к которому сводится суть школьной реформы. Он мне нравится, поскольку он соответствует моему собственному стилю преподавания. Когда я была ребёнком, я сама больше любила добывать знания, чем получать их в готовом виде. Сейчас  своих воспитанников я хочу также настроить именно на «добывание» нового, нежели на его получение.

Моим ученикам очень нравится, когда на уроках  используются нестандартные виды деятельности: лабораторные работы, дидактические игры, сценки, нестандартные ситуации и сказки …  Самое ценное, что виден результат.

И теперь я смело могу сказать: не надо ничего бояться, нужно работать, участвовать, общаться и побеждать!

Вместе с новым учителем сама школа поднимется на новую ступеньку и явится следующим поколениям обновлённой, жизнерадостной, креативной, современной – НОВОЙ ШКОЛОЙ!

Всё начинается с нас: молодых, неопытных, но активных и целеустремлённых – новых учителей, выпускников педагогических институтов!

Подготовила Дулина Анна Петровна,

                                                   учитель начальных классов

МКОУ СОШ №17 пос. Солнечнодольск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новой школе - новый учитель

Текст выступление на августовской педагогической конференции...

Новой школе - новый учитель: все начинается с нас!

Творческая работа«Новой школе - новый учитель: все начинается с нас!»...

Мини-эссе "Новая роль учителя в начальной школе"

Новая для образования проблема - подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия; усваивать её в виде новых знаний. Большие возможности в этом плане...

доклад на августовскую педагогическую конференцию "Новой школе- новый учитель"

Вместе с новым учителем сама школа поднимется на новую ступеньку и явится следующим поколениям обновлённой, жизнерадостной, креативной, современной – НОВОЙ ШКОЛОЙ!...

Презентация "Новая школа-новые подходы"

Презентация к открытому заседанию кафедры "Новая школа-новые подходы"...