Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок»
рабочая программа на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1» города Пикалёво

Рабочая программа

по внеурочной деятельности общекультурного направления

Кукольный театр «Подарок».

Программа ориентирована на учащихся  1 - 4 классов

(возраст 7 – 11 лет).

Срок реализации  программы внеурочной деятельности  4 года.

Составила учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Соловьёва Светлана Николаевна

Пояснительная записка

           Согласно ФГОС начального общего образования от 6 октября 2009 года важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом.

Данная программа помогает создать эмоциональную среду, увлекающую детей, настраивающую их на романтический лад, ориентирующую на успех, так как все дети любят играть в куклы, читать сказки, смотреть фильмы и спектакли, фантазировать и создавать необычный мир.

Актуальность

В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, развитие творческих способностей младших школьников приобретает особое значение. Младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Для него характерны: активность протекания всех процессов; слабое выражение рефлексии и  критичности, рост поля реального самовыражения и самореализации за счет расширения круга общения, вхождение ребенка в новые социальные группы, развитие мотивации, самосознания; потребность в оценке взрослого человека; потребность в игровой деятельности; свобода  воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность; стремление к новым впечатлениям и др. Поэтому, одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой образования и общества в целом, является проблема развития творческих способностей младших школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Творчество — это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся  неповторимостью, оригинальностью  и культурно-исторической уникальностью».

Нормативно-правовое обеспечение

В Конвенции ООН о правах ребёнка говорится, что образование ребёнка, должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме.

Государства-участники признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Государства-участники уважают и поощряют право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

            Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр.

           В основу программы положен принцип развития индивидуальности каждого ребёнка.

Кукольный театр является элементом одного из разделов педагогики – артпедагогики, т.е. вовлечение обучающихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение, речь). Кукольный театр воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, он реализует ещё и психотерапевтическую функцию, помогает детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят со множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Театрализованные представления помогают ребёнку активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств, они учатся создавать самостоятельное высказывание, обеспечивают его полноту и лексическое разнообразие. Вызывая у детей интерес, они повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.

Театрализовано-игровые представления воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка, позволяя ему радоваться и огорчаться, сопереживать сказочным героям, приходить им на помощь, защищать их. Это делает процесс личностно-значимым для ребёнка, вызывая его активную работу, результат которой – правильная речь и общение.

Технология использования театрализованного кукольного представления позволяет комплексно обучать детей русскому языку, литературе, истории и культуре России, позволяя овладевать коммуникативной компетенцией в области русского языка и русских культурных традиций.

В кукольных спектаклях используются элементы национальных праздников, русских традиций, что расширяет общий кругозор, углубляет социокультурные знания о стране, истории и культуре России, а также других народов.

Занятия в кукольном театре разовьют у обучающихся направленность на эффективную социализацию и творческую активность. Занятия научат детей верить в себя, быть активными, мобильными, конкурентноспособными.

           Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у учащихся.

          Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

          Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

         Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Структура программы

          В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

          Второй тип- это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

          Целью программы является:

- обеспечение эстетического, интеллектуального,

нравственного развития воспитанников,

- воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности,

- воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи программы:

  • Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;
  • эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.
  • расширение общего и художественного кругозора, общей и специальной культуры;
  • научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни; 
  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
  • обогащение этических чувств  школьников ;
  • изучение и освоение театральной работы с куклой;
  • формирование навыков театральной речи;
  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

      1.Принцип успеха.

Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

       2.Принцип развития индивидуальности каждого ребёнка.

       3.Принцип динамики.

Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.

       4.Принцип патриотической направленности.

Предусматривает обеспечение субъективной значимости для учащихся, идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой, природой родного края.

       5.Принцип демократии.

Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

       6.Принцип коллективности.

Предполагает художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско – взрослых общностях, детско – взрослых коллективах, даёт ребёнку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно - творческой реализации.

       7.Принцип доступности.

Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

       8.Принцип деятельностного  подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

       9.Принцип  междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

      10.Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

      11. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

      12.Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Предполагаемые результаты реализации программы

Первый год обучения:

        Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.

        Воспитанники овладевают умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций,   темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.

        Воспитанники должны иметь элементарные навыки по изготовлению перчаточных  кукол.

       Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.

       Воспитанники должны иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.

Второй год обучения:

       Умение логически правильно и чётко передавать в своём чтении мысли автора, выявлять смысл текста.

       Умение работать с куклой на ширме и без неё.

       Овладение практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.

       Учитывать особенности произведений при выборе их для постановки.

       Овладение элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.

Третий  и четвёртый годы обучения:

       Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.

       Понимание смысла изображенных в произведении явлений, эмоциональное отношение к ним, умение передать это зрителям.

       Умение передать характер персонажа голосом и действием.

       Умение работать с куклами различных систем

       Умение работать с куклой на ширме и без неё.

       Овладение практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.

       Учитывать особенности произведений при выборе их для постановки.

       Овладение элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням:

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):

Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к

социальной реальности ):

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия):

 школьник может приобрести опыт самостоятельного общественного действия общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами за пределами школы, в открытой общественной среде.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к

сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению

одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта

слушания и заучивания произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих

универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя

позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,

проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,

сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и

активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

выразительному чтению;

различать произведения по жанру;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

сочинять этюды по сказкам;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,

злоба, удивление, восхищение)

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

    В реализации программы заняты учащиеся  1-4 классов.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения, 1 час в неделю;

1 год обучения – 34 часа

2 год обучения – 34 часа

3 год обучения – 34 часа

4 год обучения – 34 часа

Итого - 136 часов

Наполняемость группы – 15  человек;

Базовые формы учебных занятий:

- репетиционные,

- постановочные,

- информационные,

- художественно - образовательные  события.

Репетиционные занятия – основная форма подготовки представления путём многократных повторений.

Постановочные занятия – творческий процесс создания представления, осуществляемый постановщиком.

Информационные занятия – организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какой – либо проблеме.

Художественно - образовательное событие – акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями.

 Формы проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская  декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • посещение спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия
  • выступление
  • групповые и индивидуальные занятия.

Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и куклами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

  Формы контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;

итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для просмотра воспитанниками дошкольных учреждений.

Содержание программы

  • Разновидности театров (планшеточный, перчаточный, марионеточный, тростевой и театр теней).
  • Из истории возникновения.
  • Посещение театра кукол.
  • Обсуждение спектакля.
  • Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.
  • Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.
  • Выбор и работа над произведениями пьесы.
  • Распределение ролей.
  • Отработка чтения каждой роли.
  • Интонация.
  • Изготовление кукол.
  • Разработка собственных сценариев.

Организация процесса

       В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся.. Занятия проводятся 1 час в неделю, 34 часа за учебный год. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При распределении занятий учитывается уровень подготовки и возраст обучающихся, используются индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов: выступления перед зрителями - родителями, одноклассниками, воспитанниками ДОУ, участие в городских и районных фестивалях. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.

Учебно – тематический план

Основные блоки

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Культура и техника речи: Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

4

4

3

Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям.

2

2

4

Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда.

5

1

4

5

Работа над выбранной для спектакля пьесой, работа над выразительными средствами речи.

18

18

6

Показ пьесы.

2

 

2

7

Посещение театральных спектаклей

2

 

2

Всего

34

4

30

Содержание программы

1 год обучения(34 часа)

дата

Тема

1

Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

2-3

. Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Упражнения и игры на внимание

4-5

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем: р.н. сказка «Репка» Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении . Упражнения и игры на развитие воображения

6-7

.Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие  речевого дыхания и артикуляции

8-9

Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры на внимание

10-11

Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок

12-13

Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе скороговорок

14-18

Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

19

Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда

20

Генеральная репетиция пьесы.

21

Показ пьесы детям, родителям.

22

Выбор пьесы: р. н.с. «Теремок»  Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.

23-24

Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

25-26

Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

27-28

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

29-30

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

31

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

32

Показ пьесы воспитанникам ДОУ.

33

Показ пьесы  родителям.

34

Посещение театрального профессионального спектакля

2 год обучения(34 часа)

дата

Тема

1

Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся.

2-3

Основы актёрского мастерства: дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

 Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание

4-5

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы «Правила дорожные знать каждому положено!» (пьеса по ОБЖ)  Беседа о прочитанном. Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении . Упражнения и игры на развитие воображения

6-7

.Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие  речевого дыхания и артикуляции

8-9

Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры на внимание

10-11

Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок

12-13

Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе скороговорок

14-18

Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

19

Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда

20

Генеральная репетиция пьесы.

21

Показ пьесы воспитанникам ДОУ.

22

Выбор пьесы:  р.н.с.  «Колобок». Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.

23-24

Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

25-26

Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

27-28

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

29-30

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

31

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

32

Показ пьесы первоклассникам.

33

Показ пьесы  родителям.

34

Посещение театрального профессионального спектакля

3 год обучения(34 часа)

дата

Тема

1

Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся.

2-3

Основы актёрского мастерства: дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

 Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание

4-5

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы:   сценарий спектакля по р.н.с. «Лягушка – царевна»     Беседа о прочитанном. Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении . Упражнения и игры на развитие воображения

6-7

.Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие  речевого дыхания и артикуляции

8-9

Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры на внимание

10-11

Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок

12-13

Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе скороговорок

14-18

Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

19

Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда

20

Генеральная репетиция пьесы.

21

Показ пьесы детям, родителям

22

Разработка пьесы спектакля по пропаганде здорового образа жизни «В гостях у Мойдодыра» Обсуждение сценария . - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.

23-24

Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

25-26

Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

27-28

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

29-30

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

31

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

32

Показ пьесы детям.

33

Показ пьесы  родителям.

34

Посещение театрального профессионального спектакля

4 год обучения(34 часа)

дата

Тема

1

Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся.

2-3

Основы актёрского мастерства: дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

 Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание

4-5

Разработка пьесы для спектакля. Выразительное чтение пьесы « Новогоднее приключение». Обсуждение сценария.  Беседа о прочитанном. Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении. Упражнения и игры на развитие воображения

6-7

.Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие  речевого дыхания и артикуляции

8-9

Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры на внимание

10-11

Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок

12-13

Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе скороговорок

14-18

Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

19

Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда

20

Генеральная репетиция пьесы.

21

Показ пьесы детям, родителям

22

Разработка пьесы: «В стране невыученных уроков». Обсуждение  сценария. – Беседа: Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.

23-24

Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

25-26

Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

27-28

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

29-30

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

31

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

32

Показ пьесы первоклассникам.

33

Показ пьесы  родителям.

34

Посещение театрального профессионального спектакля

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Музыкальный центр;

музыкальная фонотека;

аудио и видео кассеты;

СД– диски;

 декорации, необходимые для работы над созданием театральных

постановок;

пальчиковые куклы;

видеокамера для съёмок и анализа выступлений.

Электронные презентации «Правила поведения в театре»

«Виды театрального искусства»

Сценарии сказок, пьес, детские книги.

Методическое обеспечение программы

  1. Общие правила ведения кукол.

      В театре кукол есть несколько правил управления куклами, которые стали почти законами. Эти правила выполняют неукоснительно. Одно из правил касается основного положения куклы над ширмой. Основное положение куклы над ширмой следующее: кукла повернута в сторону зрителей с небольшим наклоном вперед-вниз. Этот наклон нужен, чтобы зрители, сидящие ниже сцены, смогли увидеть лицо (или мордочку) куклы. При таком наклоне кукла будет смотреть как бы в глаза зрителям. Будьте внимательны, не отклоняйте локоть своей руки в сторону. И главное: ни в коем случае не сгибайте руку в запястье так, чтобы кисть отклонялась назад. В этом случае кукла «запрокинется».

Правило 1.

     Куклу показывают из-за ширмы на три четверти ее роста. Этим создается впечатление, что кукла ходит по воображаемому полу, находящемуся за ширмой чуть ниже грядки. Обычно куклу держат вплотную к краям ширмы, если же куклу отводят в глубину, ее немного поднимают, чтобы ее могли видеть передние зрители.

Правило 2.

     Кукла должна смотреть на того, с кем она говорит в данный момент. Это обязательное требование (Впрочем, оно важное и для общения людей). Направить «взгляд» куклы на нужный предмет – значит направить ее нос в эту сторону. Это же правило нужно соблюдать, когда кукла слушает то, что ей говорят.

Правило 3.

     Разговор кукол должен сопровождаться движениями Когда кукла говорит – она движется, когда молчит- она неподвижна Это правило не всегда может соблюдаться. Так, тростевая кукла, благодаря своим широким жестам, может поддерживать длительный диалог и даже произнести монолог. Исключением является и случай, когда одна кукла стремится догнать другую и обе они что-то кричат.

     Однако даже тогда, когда кукла, замерев, молчит, она не должна выглядеть мертвой. Поэтому для молчаливой куклы находят позу (или движения и жесты во время пауз в словах), достаточно точно выражающую реакцию на слова партнера.

     Управление куклами-фигурками не требует специальных навыков. Нужно только не бояться фантазировать, и поставить несложный спектакль будет очень легко.

II.Способы управления куклой-петрушкой.

     Наденьте куклу на руку и посмотрите, правильно ли сидит голова куклы. Сведите ладошки куклы вместе, они должны быть обращены друг другу. Патронки не должны быть слишком узкими или широкими для ваших пальцев. Если они слишком свободны для вашей руки, вставьте внутрь широкой патронки еще одну, меньшего размера.

     Осталось проверить, удобен ли для работы чехол куклы. Для этого кисть пуки отклоните вперед и посмотрите, совпадает ли сгиб руки с условной линией талии куклы. Если чехол не мешает движению, не стягивает руку и не слишком свободно болтается вокруг кисти руки, то все в порядке и можно продолжать работу с куклой. Если же возникли какие – либо затруднения, ещё раз хорошо проверьте устройство куклы.

     Уже говорилось, что устройство куклы и возможность делать какие – либо движения зависят от того, как располагается рука актера внутри. Чаще всего актеры управляют перчаточной куклой двумя способами.

сканирование002

Первый способ

 (самый простой). Головой куклы «руководит» указательный палец, а рукам – большой и средние пальцы. Мизинец и безымянный палец пригибают к ладони.

    При таком расположении пальцев у куклы получается очень подвижная шея, что облегчает наклон головы. Но изменить положение голова кукла может, только повернувшись всем   туловищем сразу.

сканирование002

 Второй способ.

 В этом случае голову надевают на указательный и средний пальцы, большим пальцем управляют одной рукой, безымянным и мизинцем – другой.

Шея в данном случае менее гибкая. Зато кукла может вертеть головой во все стороны. Для этого достаточно просто пошевелить пальцами, вложенными в голову.

Третий способ. кукла

Голова посажена на указательный и средний палец, руки управляют большим пальцем и мизинцем. Безымянный палец подогнут.

В этом случае внешний вид куклы наиболее соответствует человеческой фигуре. Но небольшой недостаток этого способа заключается в том, что подогнутый безымянный палец часто мешает актеру, особенно, если рука мало тренирована.

Четвертый способ.сканирование002

Рука актера менее скована, если безымянный палец прижат к ладони вместе со средним.

сканирование002

Пятый способ.

 Можно сделать и так: надеть на средний голову куклы, а её руки – на большой палец и мизинец. Указательный и безымянный пальцы пригибаются к ладони.

зайка

Выбор того или иного способа управления куклой зависит от того, какие движения кукла должна будет делать, и кого она будет изображать. Например, если куклу, изображающую маленького Зайчика, надеть так: голову – на средний  палец, а лапки – на безымянный и указательный – и научится быстро перебирать этими пальцами, то Зайчик сможет барабанить лапками.

Иногда управляют сразу несколькими куклами. Для этого на каждый палец надевают отдельную куколку или же всех персонажей прикрепляют к одной перчатке. Во втором случае перчатку с куклами можно быстрее надеть и управлять ими легче. Подобных кукол чаще всего используют в массовых сценах на заднем плане. Костюмы таким куклам делают при помощи аппликации или раскрашивании отдельных частей перчатки.

  1. Упражнение с куклой – Петрушкой.

Эти упражнения составляют так называемую зарядку для куклы. Эту зарядку полезно повторять перед каждым спектаклем хотя бы 2 – 3 минуты.

С какой бы куклой вам не пришлось работать, помните: регулярные тренировки позволят уделить во время репетиций больше внимания выразительности поведения куклы, а не тому, как сделать определенный жест, с точки зрения техники.

Перед тем как приступить к зарядке, вспомните, как вы сами ее делаете. Сначала каждое новое упражнение делаете под счет, затем, когда движение станут привычными, продолжайте выполнение по музыку. Так же следует выполнять и зарядку для кукол.

Для зарядки вам понадобится ширма. Если ее нет. Достаточно натянуть веревку (между двумя стойками или просто в дверях) на высоте, превышающей ваш рост на 3 – 5 см, и перекинуть через веревку любую ткань. Можно обойтись одной веревкой, без ткани.

Для первых тренировок необходим еще один предмет – зеркало. Укрепите его перед ширмой или ширму поставьте перед большим зеркалом. Зеркало нужно для того, чтобы контролировать правильность выполнения движений. Если невозможно воспользоваться зеркалом, можно обойтись и без него. Но следить за положением куклы над ширмой необходимо в любом случае. Вы можете попросить других посмотреть за действиями и поправить вас, когда потребуется.

Актеры учатся управлять куклой как левой, так и правой. Во – первых, может так случится, что работать с куклой можно будет только левой рукой. А во – вторых, во время спектакля часто приходится одновременно управлять двумя куклами. Поэтому выполняйте сначала на одной руке, потом на другой, а затем – на обеих сразу. Внимательно следите за положением локтей при управлении двумя куклами одновременно.

Старайтесь делать каждое движение точно, не разделять его на несколько мелких: кукла не должна «трепыхаться». Когда простое движение перестанет вызывать затруднения, переходите к движениям более сложным.

Из всех верховых кукол у перчаточных жесты наиболее ограниченны. Но ни гапитная, ни тростевая, ни механическая кукла не могут так обнять друга, так крепко поколотить врага, как это может сделать перчаточная кукла.

  1. Разминка с куклой.

Начните разминку с самых  простых движений. Выполнять их можно в любой последовательности.

Итак, кукла в основном своем положении: на три четверти видна над ширмой, лицо (или мордочка) обращено к зрителям, руки слегка разведены в стороны. На счет «раз» кукла делает движение, на «два, три, четыре» задерживается в данной позиции и снова на «раз» - возвращается в основное положение.

Наклон головы. Согните указательный палец, на который надета голова куклы. Проделывая это упражнение, следите за тем, чтобы запястье, локоть, большой и указательный пальцы руки оставались в неизменном положении.

Сведение и разведение рук. По счету «раз» соедините большой и средний пальцы, задержите куклу в таком положении последующие три счета, а затем, на «раз», верните ее руки в первоначальное положение.

Наклон туловища. Сгибайте запястье руки вперед, назад, вправо и влево. Следите за тем, чтобы двигалась только верхняя часть туловища куклы, ее руки и голова должны оставаться в первоначальном соотношении.

Приседание. Положение локтя оставьте неизменным, запястье отведите назад, три счета продержите куклу в такой позе, затем верните в исходное положение.

Шаг. Это наиболее трудное движение. Чтобы кукла начала ходить, передвигайтесь за ширмой мелкими шажками сами. При этом слегка опускайте и поднимайте локоть (вверх-вниз и ни в коем случае не в сторону) своей руки, на которую надета кукла. Но главное здесь – движение рук. Вытяните руки вперед ладонями внутрь. По счету «раз» поднимите средний палец вверх до отказа, большой же опустите вниз. На счет «три», «четыре» повторите движения. Добиться правдоподобной походки у кукол – дело нелегкое. Поэтому отнеситесь к этому серьезно и хорошо потренируйтесь.

Игра с вещами. Перчаточные куклы легче других берут различные предметы. В спектаклях это особенность очень важна и полезна. Однако упражнение «игра с вещами» - самое трудное для любой куклы.

Перчаточная кукла держит предмет обеими руками достаточно крепко и может уверенно с ним обращаться. Но это не значит, что можно обойтись без репетиций. Репетиции необходимы, причем проводить их лучше всего именно с тем предметом, который будет участвовать в спектакле.

Для начала научитесь брать легкий предмет, например кубик. Чтобы взять его, наклоните куклу в талии так, чтобы ладошки ее рук оказались за ширмой. Свободной рукой подайте кубик и зажмите его в ладошках куклы. Не забывайте об уровне и не прячьте куклу за ширму целиком. Попробуйте выполнить это упражнение двумя куклами, передавая кубик из рук одной в руки другой. Если в зарядке участвует несколько кукол, то попробуйте передавать кубик по цепочке. Выполняйте движения под счет, затем под музыку в ритме марша.

В том случае, если кукла должна взять предмет одной рукой, делают дополнительные приспособления: крючки из проволоки сбоку или снизу предмета; углубление в предмете, в которое кукла может вставить руку, и т.п. С этой же целью к ладошкам куклы прикрепляют кнопки или крючки.

 Хорошо удерживают предмет, руки с проволочным каркасом. Все перечисленные выше способы требуют усиленных репетиций, иначе во время спектакля движения куклы будут неуверенными и могут привести к неприятным неожиданностям.

В спектакле куклы не только берут и отдают предметы, но и выполняют более сложные действия, Например, одна кукла держит стакан, а другая наливает в этот стакан из кувшина воду. Или несколько кукол сначала строят пирамиду из кубиков, а затем разбирают ее. Общение и согласованные действия кукол очень важны, этому тоже надо учиться. Поэтому в разминку нужно вводить и упражнения-действия для нескольких кукол.

Танец. Прежде чем научить куклу танцевать, внимательно последите за танцующими друзьями. Посмотрите, какие движения они выполняют руками, как двигается их туловище. Если сможете, то зарисуйте основные движения в танце. Не получится зарисовать – постарайтесь запомнить. Конечно, выполнить все разнообразие движений танцующего человека    перчаточной кукле не под силу, да этого никто и не требует. Кукла должна только изображать живое существо, создавать образ, а не копировать человека полностью.

Для начала попробуйте научиться танцевать вальс. Это, наверное, самый легкий танец для кукол. Основное движение в этом танце – плавное кружение при определенном положении фигур. Другими словами, сами куклы не делают никаких движений, кукловоду нужно лишь сохранить определенную позу кукол на протяжении всего танца. Наденьте на каждую руку по кукле, разверните кукол друг к другу. Соедините руки кукол следующим образом: левую руку куклы дамы положите на плечо куклы кавалера, правую руку куклы дамы отведите в сторону и вверх; правой рукой куклы кавалера обнимите куклу даму за талию, левую куклы кавалера соедините с правой рукой дамы (соедините большие пальцы своих рук). Внимательно следите за тем, чтобы во время танца уровень не менялся и положение кукол оставался прежним по отношению друг к другу. В этом случае зрителям будет понятно, что исполняется вальс.

Все остальные танцы требуют от актеров большего мастерства. Надо особо внимательно приглядываться к танцующим, чтобы правильно изобразить тот или другой танец при помощи кукол.

         

  V. Речевые упражнения. Скороговорки

      Не секрет, что актер, будь то драматический или кукловод, должен четко, внятно и громко произносить слова своей роли. Актер-кукловод не может считаться истинным мастером своего дела, если он не владеет техникой речи.

     Одним из наиболее употребляемых речевых упражнений является проговаривание скороговорок. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Важно не только быстро, но и четко произнести скороговорку: так, чтобы был слышен каждый звук.

     Помните, что не только громкость и внятность важны при произнесении текста ролей. Интонация и выразительность – непременные составляющие актерской речи. Не забывайте об этом, когда будете произносить скороговорки.  Попробуйте выразить голосом страх, радость, отчаяние надежду, удивление. Обратите внимание на то, как будет меняться смысл одной и той же фразы в зависимости от эмоционального оттенка, который вы ей придаете.

Список скороговорок.

  • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел…

А вот белка не бела, белой даже не была…

  • Говорил попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю!»

Отвечает ему попугай:

«Попугай, попугай, попугай!»

  • Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • У елки иголки колки.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как  в капюшоне он смешон.

  • Пришел Прокоп – кипит укроп.

Ушел Прокоп – кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

  • У нас гость унес трость

  • Мама Ромаше дала сыворотку из – под простокваши.

  • Мама Милу мылом мыла.

Не жалела мама мыла.

Мила мыло не любила.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Шли шестнадцать мышей, нашли шесть грошей.

А мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

  1. Словарь театральных терминов

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

Амфитеатр – места расположенные за партером.

Антракт – промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты – одобрительные хлопки.

Афиша – объявления о представлении.

Бельэтаж – 1-й этаж над партером и амфитеатром.

Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, украшения).

Декорация (лат.) – украшение; художественное оформление действия на сцене.

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Жест – движение рук, головы, передающие чувства и мысли.

Задник – расписной или гладкий фон из ткани, подвешенный в глубине сцены.

Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Монолог – речь одного лица, мысли вслух.

Партер – места для зрителей ниже уровня сцены.

Режиссер –  лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит – вещи необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Ремарка – пояснение  на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица.

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция – повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Театр – место для зрелищ.

Фойе - помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

Список литературы, рекомендуемой для педагога

1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

2. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003

3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и

основное образование. М., Просвещение, 2010.

4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.

Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011

6. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010

7.Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М.,

2003

8.Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2002

9.Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и

направления работы с театральным коллективом.- М.1986

10. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей

детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.:

ил..

11. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности

дошкольников и младших школьников. – М., 2001.

12. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М. 1985

13. В профессиональной школе кукольника. Л.: ЛГИТМиК, 1979.

14. Гегелло Н. Ширма поднимается выше. М.: Молодая гвардия, 1962.

15. Гипиус С. Гимнастика чувств. Л.: Искусство, 1967.

16. Греф А. Театр кукол. М.: Владос, 2002.

17. Деммени Е. Школьный театр кукол. Л.: Детгиз, 1960.

18. Захава Б. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1978.

19. Искусство: Энциклопедический словарь шк. М.: Олма-Пресс, 2000.

20. Каранович А. Мои друзья – куклы. М.: Искусство, 1977.

21. Королев М. Искусство театра кукол. М.: Малыш, 1983.

22. Кружок театра кукол / Под общ. ред. Л.Г. Шпет. М.: Просвещение, 1967.

23. Новицкая Л. Уроки вдохновения. М.: ВТО, 1984.

24. Образцов С. Моя профессия. М.: Искусство, 1950.

25. Саричева Е. Сценическое слово. М.: Советская Россия, 1963.

26. Смирнова Н. В театре кукол. М.: Знание, 1978.

27. Смирнова Н. И … оживают куклы. М.: Детская литература, 1982.

28. Сорокина Н. Играем в кукольный театр. М.: Аркти, 1999.

29. Театр, где играют дети / Под ред. А.Б. Никитиной. М.: Владос, 2001.

30. Трифонова Н. Кукольный театр своими руками. М.: Айрис-пресс, 2001.

31. Файнштейн Ф. Работа режиссера в самодеятельном театре кукол. М.: ГАЦТК, 2001.

32. Федотов А. Секреты театра кукол. М.: Искусство, 1969.

Список литературы, рекомендуемой для детей

1. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-

сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006

2. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин,

Ярославль, 2004

3. Скороговорки, пословицы.

4. Русские народные сказки о животных

5. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.:

6. Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой

7. Рассказы Н. Сладкова о животных.

8. Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации" рассчитана на детей 7-8 лет, реализуется за 2  года....

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг»

Пояснительная записка.Данная рабочая программа общекультурного направления  «В мире книг»  1- 3  класс (2 часа в неделю, на период  II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурного направления «Народные узоры»

Данная программа представляет собой дополнительный образовательный курс общекультурного направления, способствующий формированию активной творческой личности, развитию чувственной сферы, предоставляет...

Методическое пособие: рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления (срок реализации-4 года)

Данная программа содержит пояснительную записку, цели и задачи внеурочной деятельности, этапы работы на все 4 года её реализации, указаны предполагаемые результаты....

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Театр"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр" для учащихся 1-4 классов....