Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Акварелька"
методическая разработка (1 класс) по теме

Косенко Елена Павловна

Рабочая программа общекультурного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_akvarelka.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  

по внеурочной деятельности

общекультурного направления

«Акварелька»

                                               

                    Составил:

                                    учитель начальных классов

                         Косенко Е. П.

Пояснительная записка

 Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторона ми жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи  эстетического восприятия и развития личности в целом.

  1. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
  1.          Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
  2. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Направленность программы  «Акварелька» - художественно-эстетическая направленность.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

 Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная  цель  программы:

        Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

        Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества –  как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

          Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  1. занятия в свободное время;
  2. обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
  3. детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  4. допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

        Возраст детей: 7 - 9 лет

        Условия набора в группу: без ограничений.

Форма и режим занятий:

Реализация программы в 1 классе рассчитана на 33 учебных часа: из них теоретические занятия — 16,5 часов; практические занятия — 16,5 часов, 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты освоения программы:

     Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

 В результате изучения курса  должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения  программы:

  1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  2. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  3. понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  5. сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  1. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  2. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  3. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  1. овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  2. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  3. использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
  4. умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  5. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  6. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса:

  1. знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  2. знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  3. понимание образной природы искусства;
  4. эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  5. применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  6. способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  7. умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
  8. усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  9. умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  10. способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  11. способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  12. умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  13. освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  14. умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  15. умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  16. изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  17. умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  18. способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  19. умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  20. выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  21. умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

       В конце  обучения:

Ученик будет знать:

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.

Ученик будет уметь:

 - передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

 - понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

- передавать геометрическую основу  формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

 - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

Ученик способен проявлять следующие отношения:

 - проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

  - творчески откликаться на события окружающей жизни;

        Форма подведения итогов реализации программы:        -выставки

Календарно- тематическое планирование

«Акварелька» 1 класс.

Тема

Количество часов

Дата проведения


Золотая осень (12 часа)

1

Лето в произведениях художников

1

2

Красота летней и осенней природы русского леса

1

3

Многоцветие земли в произведениях художников

1

4

И снова осень к нам пришла

1

5

Выставка рисунков « Дары осени»

1

6

Украшение.

1

7

Узоры на вазе.

1

8

Форма в живописи и графике

1

9

Красота родной земли в произведениях графиков

1

10

Богатый урожай

1

11

Филимоновская игрушка

1

12

Готовимся к выставке

1

«Зимняя сказка»(8 часов)

13

Мы рисуем сказочную птицу

1

14

Мы готовимся к рисованию сказки

1

15

Иллюстрирование рус. нар. сказки «Гуси-лебеди»

1

16

Изображение любимых домашних животных

1

17

Гжельская роспись

1

18

Чародейка-зима в произведениях художников

1

19

Готовимся к встрече сказки, в действительности – праздника Нового года

1

20

Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – зима!»

1

«Русские картины» (9 часов)

21

Белокаменные храмы на Руси

1

22

Зимний пейзаж в произведениях художников

1

23

Зимние развлечения с друзьями

1

24

Русские изразцы

1

25

Сказочная печь

1

26

Русские воины

1

27.

Волшебный мир русского костюма

1

28

Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

1

29

Выставка рисунков «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

1

«Весенние деньки» (4 часа)

30

Тематическая композиция о весне. Весна разноцветная.

1

31

Праздничный салют

1

32

Цветы нашей Родины

1

33

Элементы растительного орнамента

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации" рассчитана на детей 7-8 лет, реализуется за 2  года....

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг»

Пояснительная записка.Данная рабочая программа общекультурного направления  «В мире книг»  1- 3  класс (2 часа в неделю, на период  II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок» ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурного направления «Народные узоры»

Данная программа представляет собой дополнительный образовательный курс общекультурного направления, способствующий формированию активной творческой личности, развитию чувственной сферы, предоставляет...

Методическое пособие: рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления (срок реализации-4 года)

Данная программа содержит пояснительную записку, цели и задачи внеурочной деятельности, этапы работы на все 4 года её реализации, указаны предполагаемые результаты....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Данная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и логики учебн...