Из опыта моей работы
план-конспект по теме

Что я делаю с детьми и какие есть у нас результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_uchitelnicy.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учительницы

начальных классов МБОУ

«Алманчиковская СОШ» Батыревского района

Степановой Алины Николаевны.

           Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы.

        Начальная школа обязана научить осознанному чтению, письму, счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

       Я работаю по теме: "Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий".

        Задачи:

  1. дальнейшее внедрение и освоение эффективных элементов современных педагогических технологий преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к деятельности учащихся;
  2. обновление содержания образования;
  3. создание здоровьесберегающих условий, обеспечивающих оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования;
  4. процент качественной успеваемости сделать стабильным по отношению к прошлым учебным годам;

     Обучение велось по программе 1 – 4.

    Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации.

 Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Имею 1 квалификационную категорию. В  2008 учебном году прошла курсы повышения квалификации при ЧРИО по теме: «Проектная деятельность в начальной школе». А 2011 году по проблеме «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя» .

 В Алманчиковской средней общеобразовательной школе я работаю 18 лет.

Уроки и внеклассные мероприятия стараюсь проводить увлекательно, стремясь пробудить в ученике пытливость мысли, расширить его представление об окружающей среде и мире.

Ведущий принцип учителя - развитие детей. Пословицы, поговорки, скороговорки помогают  проводить эстетические беседы, пополнять словарный запас учащихся, развивать память. Часто детям предлагаю сочинить стихотворение, сказку, короткий рассказ, используя опорные слова и выражения. Учу своих воспитанников отдельным приемам самоконтроля, взаимоконтроля. Для них не представляет трудности работать с детской энциклопедией, раздаточным материалом.

На уроках применяю разнообразие методов и приемов, использую занимательный материал. Интересно проходят уроки математики. На них дети работают с огромным желанием, увлеченно: очень интересно решать примеры, собирая мозаику из открыток, спросить необыкновенного снеговика из геометрических фигур. А в конце урока вместо оценки получать игрушку. Наглядные пособия, приготовленные самостоятельно, использую для проведения практических работ с учащимися. Любой вопрос на уроках ученики воспринимают как игру, но на самом деле учатся размышлять, рассуждать, доказывать. Особое место на занятиях уделяется решению и составлению задач, обратных данной.

 На уроках чтения с первой минуты учащиеся погружаются в увлекательный мир знаний. Большое внимание уделяю художественному слову. Стараюсь помочь детям открыть его глубину, красоту, увидеть мастерство писателя. Каждый раз, прочитывая текст, дети по - новому воспринимают прочитанное и находят то, что не увидели, не заметили при первоначальном чтении. Стараюсь, чтобы кроме познания урок доставлял детям радость.

Часто организуем экскурсии.  Ученики постоянно наблюдают за жизнью животных и природой. Падает первый снег. Выходим порадоваться ему, чтобы потом передать словами эти чувства. Восприимчивость к красоте делает учеников богаче, полнее, радостнее.

На уроках русского языка развиваю умения анализировать языковой материал, сопоставлять, группировать и обобщать языковые явления, находить главное, объяснять, обосновывать свои суждения, делать обобщения и выводы, применять знания на практике. На уроках стараюсь применять компьютер.

 Учащиеся с удовольствием участвуют на внеклассных мероприятиях. В школе проходят предметные недели. Проводим викторины, олимпиады, КВНы, « Брей –ринги» по предметам. Поддерживаю тесную связь с родителями. Встречаемся с родителями  на собраниях, мероприятиях, как: «Папа, мама и я – читающая семья», «Папа, мама и я – спортивная семья», « А ну-ка, мамочки!», проводим чаепития.

Выступаю на районных семинарах, методическом объединении учителей начальных классов, провожу открытые уроки. Являюсь участником конкурса «Учитель года», участницей районного этапа республиканского конкурса на лучшего классного руководителя - « Самый классный классный », участником конкурса «Лучшая модель эффективного внедрения педагогической технологии в образовательном учреждении».

  Занимаюсь самообразованием. Нужную информацию получаю из Интернет, из средств массовой информации. Выписываю журнал «Начальная школа», газету «Первое сентября», « Халах шкуле», «Учительская газета».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Очень много теоретического материала и занимательного материала можно найти  в этих изданиях. Материалы этих изданий – большое подспорье в моей работе, когда на их страницах освещается опыт работы многих учителей страны. Я стараюсь по мере возможности войти в положение моих ребят, иногда как бы сама становлюсь на их место. Это очень помогает избежать  ошибок  в обучении и воспитании. Я думаю, что каждый учитель будь он профессионалом или начинающим, обязан выполнять свой долг, а для этого ежедневно читать, искать всё новое и интересное, чтобы передать детям.

 Не только повышала свой профессиональный уровень, но и делилась, обменивалась приобретенным опытом со своими коллегами в межшкольном методическом объединении и районном методическом объединении. Готовила  открытые уроки для родителей и коллег. Была отмечена большая работа  со стороны администрации по внедрению в практику работы элементов здоровьесберегающих технологий: доброжелательность, создание атмосферы успешности, забота школы не только о знаниях по предмету, но и о психологическом состоянии ученика, творческий подход к проведению уроков.

 Решая задачу повышения качества образования через внедрение современных образовательных технологий применялись следующие педагогические технологии:

  1. метод проектов;
  2. здоровьесберегающие технологии (элементы);
  3. технология безотметочного обучения ( в 1 классе)

 Работа в этом направлении имела практический выход в виде выступлений на педагогических советах: « Итоги 3 четверти.  Психологические аспекты опроса обучающегося на уроках. Современные технологии опроса и оценивания учащихся» 

Выступила по теме:"Система опроса учащихся выпускных классов по устным предметам (чтение, окружающий мир)".

 Активное изучение теоретических основ современных педагогических технологий проходило в рамках заседаний МО начальных классов. Широкое обсуждение получил доклад по теме: "Компьютерные (информационные) технологии"

Дан открытый урок с применением данной технологии по плану МО. Подробный анализ представлен в анализе работы МО.

В 2005-2006 учебном году на базе нашей школы был проведен семинар для заместителей директоров по УР школ района «Здоровьесберегающий эффект образовательных технологий»  с широким использованием мультимедийных средств. Организация и проведение семинара, качество уроков и занятий получили высокую оценку участников и гостей семинара. Были отмечены высокий профессионализм, актуальность рассматриваемой темы и умелое использование мультимедийных средств.

 В 2006-2007 году на базе нашей школы было проведено районное методическое объединение учителей начальных классов по теме:

«Изучение и внедрение современных педагогических технологий». Проведённый открытый урок по русскому языку участники семинара высоко оценили.

В 2008-2009 учебном году на базе нашей школы был проведён семинар для заместителей директоров по ВР школ района. Провела открытое внеклассное мероприятие по теме: « Испечём пирог дружбы».

Учащиеся класса принимали активное участие на районной конференции и  олимпиаде « Интеллектуальная игра».

Предмет

ФИО участника

Год

Уровень

Место, занятое учеником

Родной язык

Генералова Анна Николаевна

2008

районный

Математика

Гаврилов Денис Петрович

2008

районный

Русский язык

Аппакова Надежда

 Валерияновна

2008

районный

  Учащиеся класса активно участвуют на международном математическом конкурсе-игре « Кенгуру» .

        В 2007  году Генералова Анна заняла 17 место в регионе, 2009 году-Егорова Кристина – 6 место. В 2007 году Горбунова Кристина заняла 4 место в регионе.

Активное участие приняли учащиеся в региональном конкурсе «Чувашская ласточка» - языкознание для всех!»

2007 год – Генералова Анна награждена дипломом 2 степени

2007 год – Гарилов Денис награждён дипломом.

На международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» в 2007 году Генералова Анна, Иванова Ирина, Фомин Виктор, Хадарова Карина , Гаврилов Денис награждены дипломами. За хорошую подготовку учащихся к Международной игре-конкурсу «Русский медвежонок – языкознание для всех» мне было вручено благодарственное письмо Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

В 2008 году  Генералова Анна награждёна берестяной медалью, Чихин Станислав, Иванова Ирина, Егорова Кристина награждены дипломами.

Учащиеся класса внеурочное время участвовали в различных конкурсах.

Участие в конкурсах учащихся Степановой Алины Николаевны

Название конкурса

ФИО участника

Год

проведе-

ния

конкурса

Уровень

Описание результата

Общероссийский конкурс

«Чевелти чекес»

Генералова Анна

Николаевна

2008

российский

сертификат

Общероссийский конкурс

 «Чевелти чекес»

Хадарова Карина

Андриановна

2008

российский

сертификат

Общероссийский конкурс

«Чевелти чекес»

Зорин Сергей

Владимирович

2008

российский

сертификат

Общероссийский конкурс

«Чевелти чекес»

Степанов Денис

Вячеславович

2008

российский

сертификат

Общероссийский конкурс

 «Чевелти чекес»

Волкова Алевтина

Николаевна

2008

российский

сертификат

Общероссийский конкурс

«Чевелти чекес»

Петров Игорь

Валерьянович

2008

российский

сертификат

Общероссийский конкурс

 «Чевелти чекес»

Фомин Виктор

Германович

2008

российский

сертификат

Общероссийский конкурс

«Чевелти чекес»

Гаврилов Денис

Петрович

2008

российский

сертификат

Международный конкурс

«Кенгуру»

Генералова Анна

Николаевна

2008

районный

Диплом, сертиф.,10 место в школе

Международный конкурс

«Кенгуру»

Фомин Виктор

 Германович

2008

районный

Диплом, сертиф., 1 место в школе

Международный конкурс

«Кенгуру»

Гаврилов Денис

Петрович

2008

районный

Диплом, сертиф., 14 место в школе

Международный конкурс

 «Кенгуру»

Петров Игорь

Валерьянович

2008

районный

Диплом ,сертиф.

Международный конкурс

«Кенгуру»

Степанов Денис

Вячеславович

2008

районный

Диплом , сертиф.

К. рисунков «Лес в творчестве

юных»

Хадарова Карина

Андриановна

2008

районный

3 место

К. рисунков «Лес в творчестве

 юных»

Генералова Анна

Николаевна

2008

районный

К. плакатов «Мы против

наркотиков»

Егорова Кристина

Андреевна

2008

районный

3 место

К. плакатов «Мы против

 наркотиков»

Егорова Милена

Андреевна

2008

районный

К. плакатов «Мы против

наркотиков»

Гаврилов Денис

Петрович

2008

районный

К. плакатов «Мы против

наркотиков»

Каруев Сергей

Анатольевич

2008

районный

К. плакатов «Мы против

наркотиков»

Журавлева Наталия

2008

районный

К. рисунков «За безопасность

дорожного движения»

Фомин Виктор

 Германович

2008

районный

3 место

К. рисунков «За безопасность

дорожного движения»

Емельянова Екатерина

2008

районный

К. рисунков «За безопасность

дорожного движения»

Киргизова Анастасия

2008

районный

Фотоконкурс «Юный техник

в кадре»

Генералова Анна

Николаевна

2008

районный

Фотоконкурс «Юный техник

в кадре»

Егорова Кристина

Андреевна

районный

Республиканский конкурс

 «Сердце матери»

Генералова Анна

 Николаевна

2008

районный

Республиканский конкурс

 «Сердце матери»

Хадарова Карина

Андриановна

2008

районный

Республиканский конкурс

«Сердце матери»

Захарова Екатерина

Степановна

2008

районный

К. «Зеленая аптека»

Генералова Анна

Николаевна

2008

районный

Vll Всероссийский конкурс

детской и юношеской литературно- художественного творчества «Дети и книги»

Генералова Анна

Николаевна

2008

районный

Международный конкурс

 «Русский медвежонок»

Генералова Анна

 Николаевна

2008

Общероссийский конкурс

 «Чевелти чекес»

Генералова Анна

 Николаевна

2009

российский

Диплом 3 степени

Международный конкурс

 «Кенгуру»

Фомин Виктор

Германович

2008

районный

1 место в регионе

Международный конкурс

 «Кенгуру»

Генералова Анна

Николаевна

2008

районный

2место в школе

Международный конкурс

«Кенгуру»

Захарова Екатерина

Степановна

2008

районный

2место в школе

Международный конкурс

«Кенгуру»

Степанов Денис

Вячеславович

2008

районный

2место в школе

Акция «День дерева»

Карсакова Екатерина

 Витальевна

2009

районный

2 место

Акция «День дерева»

Терентьева Ирина

Юрьевна

2009

районный

Республиканский конкурс

«Долой вредным привычкам»

Егорова Мария

Алексеевна

2009

районный

Районный конкурс агитбригад

  «Здоровому все здорово»

Аляшкин Вячеслав

Валериянович

2009

районный

Международный конкурс

«Русский медвежонок»

Никитин Никита

Сергеевич

2009

Международный конкурс

 «Британский бульдог»

Никитин Никита

Сергеевич

2009

Международный конкурс

«Британский бульдог»

Аляшкин Вячеслав

 Валериянович

2009

Республиканский этап

 Международного конкурса

детских рисунков «Великая

 Отечественная война 1941-

1945 г.г. глазами детей»

Мышова Ольга

Владимировна

Егорова Мария

Алексеевна

2010 г.

республиканский

свидетельство

свидетельство

Заочный тур регионального этапа Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»

Егорова Мария

Алексеевна

Аляшкин Вячеслав

Валериянович

Никитин Никита

Сергеевич

2010 г.

2011

республиканский

свидетельство

свидетельство

свидетельство

Всероссийский конкурс

детско-юношеского творчества

 по пожарной безопасности

Егорова Мария

 Алексеевна

2011

районный

Грамота , 1 место

Конкурс «Сердце матери»

Егорова Мария

Алексеевна

2010

районный

Грамота,

2 место

Лыжня России

Егорова Мария

Алексеевна

2011

сельский

Грамота,

 3 место

Конкурс детского и юношеского технического и художественного творчества

«Дорога к звездам»

Егорова Мария

Алексеевна

2011

районный

Грамота,

 2 место

Детский фестиваль «Восходящие звезды» звезды»

Алексеева

Александра

Александровна

2011

районный

диплом

Участие в конференциях учащихся Степановой Алины Николаевны

Название

конференции

 

ФИО участника

Год проведения

Уровень

Описание результата

Организатор конкурса

Секция

Место проведения

Наука.

Творчество.

Развитие.

Генералова

Анна Николаевна

2008

Районный

РОО

Начал.

кл. классы

Первомайский

ЦО

Наука.

Творчество.

Развитие.

Генералова

Анна Николаевна

2009

Районный

3 место

РОО

экология

БСОШ  № 1

Наука.

Творчество.

Развитие.

Никитин  

 Никита

2011

Районный

РОО

Начал.

кл.

БСОШ  № 1

Стихи учащихся класса публикуются в районной газете  « Авангард»

В соответствии с Законом "Об образовании" одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Состояние здоровья ребенка - важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной подготовке. Владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирую свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Взаимосвязь между состоянием здоровья и качеством образования школьников проявляется в активных действиях:

  1. проводятся уроки здоровья и беседы в 1 - 4-х классах по формированию у школьников ориентации на здоровый образ жизни как ведущую ценность;
  2. проводятся внеклассные мероприятия: традиционный праздник «День здоровья», утренняя зарядка;
  3. формируется служба практической психологии ( работала психолог: Горбунова А.А.);
  4. проведена массовая иммунизация учащихся: прививки против гриппа, гепатита.  

Стараюсь придерживаться принципам здоровьесберегающей педагогики. Это выражается в соблюдении норм дозирования домашних заданий, своевременном проведении физминуток и динамических пауз на уроках. В целях оснащения школы наглядным материалом по здоровому образу жизни создан постоянно действующий "Уголок здоровья".

         Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно - воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методическим наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Тематический внутришкольный контроль, по плану работы  в 1 классе определяется необходимостью изучения процесса адаптации детей к школе, в 4-х классах - итогами обучения на начальной ступени образования и готовности к обучению в среднем звене.

 Результаты контроля процесса адаптации учащихся 1 класса к школе показали позитивную динамику сокращения адаптационного периода первоклассников, быстрое включение их в интенсивный процесс обучения, чему немало способствует включение в практику работы новых технологий обучения.

 Главный показатель творческой работы  - достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам (русский язык, математика, литературное чтение) проведены административные контрольные работы.

 Прослеживается рост качества знаний по русскому языку , по математике и по родному языку. Росту качества по русскому языку способствовали дополнительные логопедические занятия в течение всего учебного года.

 Есть учащихся  класса с нарушениями развития речи, которые посещают занятия логопеда. Следует обратить внимание в следующем учебном году на организацию систематического повторения, на ликвидацию тех пробелов, которые были обнаружены при выполнении проверочных работ, на основе индивидуального, дифференцированного подхода к усвоению учащимися программного материала, шире внедрять формы и методы развивающего обучения.

Административная проверка норм техники чтения показала достаточно хороший уровень:

                     

                          2006 – 2007уч. год            2007 – 2008 уч. год             2009 – 2010 уч. год    

                           

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Всего учащихся

17

 

17

 

3

 

Читали

17

100%

17

100 %

3

100 %

Ниже нормы

0

0 %

0

0 %

0

0 %

Норма

10

58 %

9

52%

1

33%

Выше нормы

7

42 %

8

48 %

2

67%

       Отмечен рост темпа чтения по сравнению с 2006 - 2007 учебным годом. Огромная работа проведена по формированию и развитию плавного слогового чтения в необходимом на данном этапе обучения темпе. В 1 классе на начало учебного года 96 % учащихся не знали букв или слабо сливали слоги, а на конец учебного года 100 % учащихся читают выше установленной нормы чтения (15 - 20 слов).

              В следующем учебном году необходимо продолжить работу по развитию речи учащихся, темпа чтения, вести работу, направленную на развитие правильности чтения.

             Одной из причин правописания является наличие в классах большой группы учащихся с нарушениями речевого развития, соматически ослабленных, с нарушениями памяти, внимания, которым требуется дополнительная помощь логопеда и психолога по коррекции. Коррекционная работа психолога с данным классом осуществлялась.

             В своей работе я использовала не только индивидуальный подход на уроках, но и другие формы работы: организовала индивидуальные занятия во внеурочное время, осуществляла совместную работу с родителями, объясняла, как нужно строить работу с детьми дома, как заниматься с ребенком выполнением домашней работы, домашним чтением.

            Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, - повлекли за собой и необходимость изменения системы оценивания. На основании Письма МО РФ от 25.09.2000

№ 2021/11-13 "Об организации обучения в 1-м классе 4-летней начальной школы" учащиеся 1-х классов аттестуются без выставления текущих, четвертных и годовых отметок. Согласно Уставу МОУ

 « Алманчиковская СОШ» утверждена безотметочная текущая и промежуточная аттестация учащихся 1 класса.

Средний балл по предметам:

2 класс

Русский

 язык

Родной

 язык

Математика

Окружающий мир

Изобразительное

 искусство

Технология

4,7

4,7

4,7

5

5

5

Средний балл по предметам:

4 класс

Русский язык

Родной язык

Математика

Окружающий мир

Информатика

Изобразительное искусство

Технология

4,2

4,3

4,1

4,5

4,1

4,5

4,5

                 Результаты контроля итогов обучения на начальной ступени образования подтверждают высокое качество образовательной подготовки учащихся  класса.

Мониторинг учебной деятельности учителя

на 2008-2009 учебный год.

Предмет

Класс

Качество знаний

Родной язык

4

70 %

Родная литература

4

60 %

Русский язык

4

60 %

Русская литература

4

80%

Математика

4

80%

Окружающий мир

4

70%

Изо. искусство

4

100%

Технология

4

100%

 Среднее

77,5 %

На 2010-2011 учебный  год

Предмет

Класс

Качество знаний

Родной язык

2

100 %

Родная литература

4

83 %

Родная литература

3

100%

Русский язык

2

100 %

Русская литература

2

100%

Математика

2

100%

Изо. искусство

3

100%

Изо. искусство

4

100%

Физическая культура

2

100%

Физическая культура

3

100%

Физическая культура

4

100%

Среднее

98,45 %

Вывод: в целом, учащиеся  показали стабильно высокое качество знаний. Качество обучения в 2010 – 2011  учебном году количественно увеличилось по сравнению с 2008 - 2009 учебным годом.

        Учебный план в 1 - 4 -х классах пройден по всем предметам, сданные классные журналы и личные дела учащихся находятся в полном порядке. Качество ведения классных журналов за последний год значительно повысилось. Вся документация ведется на высоком эстетическом уровне, что говорит о серьезном отношении к работе.

Таким образом, анализ работы в начальной школе за 2008 -2009, 2009-2010, 2010-2011 учебные годы показал, что основная задача повышения качества образования через внедрение современных педагогических технологий выполнена.

       В следующем учебном году будет продолжена работа по теме "Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий" .                                                                                      Перед собой ставлю  следующие задачи:

  1. освоение и внедрение новых современных технологий, апробирование новой учебной программы "Перспективная начальная школа".
  2. повышение и стабилизация уровня качества обученности учащихся.
  3. формирование здоровьесберегающей среды, обеспечивающей оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результат моей работы

Дипломы, грамоты........

Результат моей работы:

Здесь собран материал о результате моей работы учителем начальных классов....

Современные педагогические технологии в моей работе

В материале коротко описаны педагогические технологии, которые я систематически использую в своей работе....

Использование здоровьесберегающих технологий в практике моей работы в начальной школе.

Я  убеждена, что сейчас, как никогда ранее, необходима  специальная работа учителя вместе с родителями по сохранению и укреплению  физического и психического здоровья детей. Образ жизни...

Из опыта моей работы: внеклассные мероприятия, уроки, технологические карты, авторская статья. Итоги областного заочного конкурса детских творческих работ "Мы - твои друзья!

Внеклассные мероприятия "Чудеса под Новый год" . «Масленица наша, нет тебя краше». Семейные посиделки «Союз родных сердец».   Конспект урока по курсу...

«Дистанционное обучение. Из опыта моей работы»

В сфере образования XXI века перспективным является взаимодействие учителя и учащихся средствами, которые предусматривают интерактивность посредством информационно-коммуникационных сетей.Преимущества...

Публикации моей работы и работы учащихся

Работы  воспитанников под моим руководством Жамбалова Чингиса, Дамбиевой Сэрчимы,а также проект учащихся 1а класса были включены в сборники материалов Республиканской научно-практической ко...