Планирование кружка "Творим своими руками" для учащихся 9-10 лет.
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Ситникова Наталья Валерьевна

Планирование кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_tvorim_svoimi_rukami.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Согласовано:                                                                                        Рассмотрено:

Зам. директора по УВР                                                                       на заседании МО                                                                                         

______________                                                                     Протокол №__ от

«__» __________                                                                    «__» _________г.

Программа дополнительного образования

«Творим своими руками»

                                 

                                                             

                                                              Возраст детей: 10 лет

                                                   Срок реализации программы: 1 год

                                             

                                                               Ситникова Наталья Валерьевна,

                                                                                   учитель начальных классов

Губаха, 2011


Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы:

обучающие:

-  закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

-  знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

-  формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

-  совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

-  приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

-  пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;

-  развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника;

-  формирование творческих способностей, духовной культуры;

-  развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

-  осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

-  воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

-  добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка  рассчитана на годовое обучение. Кружок комплектуется из учащихся 4 класса Б. Количество детей в кружке –  14 человек.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 40 минут.

Структура программы

Программа кружка «Творим своими руками» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы: 

1. Работа с бумагой

2. Ниточная страна

3. Остров ненужных вещей

4. Лепка

5. Работа с тканью

6. Работа с природным материалом.

7. Творческий проект

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

Исторический аспект

Связь с современностью

Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Формы и  методы.

Приоритет отдается активным формам преподавания:

-   Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

-   Наглядным: использование таблиц, рисунков, образцов;

-  Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация.

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Срок реализации программы 1 год

Условия реализации программы.

Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.

Занятия будут проходить в послеурочное время в кабинете начальных классов.

Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.

Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.

Дидактический материал:

статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов, Интернет. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

 

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в учащиеся должны получить знания:

- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

- о видах декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись и.т.п.);

- в области композиции, цветоведения;

- об особенностях лепных игрушек;

- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага) сочетание аппликации с вышивкой;

- о проектной деятельности.

умения:

- работать нужными инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

- лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.

            УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1, 2. Животные из лоскутков ткани.

3, 4. Весёлые танцующие ёжики

5, 6. Забавные аппликации из листьев.

7, 8. Сказочные картинки из пестрого картона.

9, 10. Выпуклая аппликация из бумажных полос.

11, 12.  Поделки из крупы.

13, 14. Цветы из салфеток.

15, 16. Фигурки с подвижными деталями.

17. Поздравительные открытки.

18, 19. Ёлочные игрушки из яичной скорлупы

20, 21. Яркие мелочи из лоскутков ткани

22. Витраж с рождественскими мотивами.

23, 24. Узоры живой природы из пластилина.

25, 26, 27. Лепим из солёного теста.

28, 29. Живые человечки.

30. Свободное творчество.

                                   Резерв: 4 часа.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Творим своими руками”

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн.

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.

2. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.

3. Гукасова А.М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.

4. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.

5. Симоненко В.Д. “Технология” - М., 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы со слабоуспевающими учащимися в начальных классах

В современной школе огромное внимание уделяется работе учителя  со слабоуспевающими учениками как в старшем звене,так и начальной школе. Данный материал поможет учителю начальных классов спланиро...

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с учащимися первого и второго года обучения

Календарно-тематическое планированиелогопедических занятий с учащимися первого и второго года обучения...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование кружка "Своими руками"

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитани...

Календарно - тематическое планирование по физкультуре для учащихся 1 классов.

Календарно - тематическое планирование по физкультуре для учащихся 1 классов выполненно в соответствии с требованиями ФГОС на основе Рабочей программы по физкультуре. Предметная линия учебников. 1-4 к...

Календарно - тематическое планирование уроков чтения для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной.

Календарно - тематическое планирование включает коррекционные упражнения на уроках чтения, перечень оборудования и средств наглядности для оснащения уроков, материал для словарной работы....

Календарно - тематическое планирование уроков чтения для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной.

Календарно - тематическое планирование включает коррекционные упражнения на уроках чтения, перечень оборудования и средств наглядности для оснащения уроков, материал для словарной работы....

Презентация "Своя игра - учащиеся в школе"

Данная игра предназначена для учащихся начальной школы. Дано игровое поле с вариантами вопросов. Игрок выбирает вопрос, отвечая на него, зарабатывает определённое количество баллов....