Программа развития внимания для первоклассников с ОВЗ
рабочая программа (1 класс)

Пискарёва Светлана Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihologa_1.docx116.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Оршинская СОШ».

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/Ширнина А.С./

протокол № ____ от

«____»_____________2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________//

«_____»______________2017 г.

«Утверждено»

Директор МОУ

____________/Лебедева Е.Е../

Приказ № ____ от

«_____»____________2017 г.

Рабочая программа педагога-психолога

Пискаревой Светланы Анатольевны

«Коррекционная работа по развитию внимания, мыслительных операций и произвольной регуляции для младших школьников с ОВЗ»

2017-2018 учебный год

Оглавление

Пояснительная записка        3

Общая психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития.        6

Общее положение        9

Планируемые результаты        10

Формы работы при реализации программы:        11

Коррекционные маршруты        14

Развитие основных свойств внимания, мыслительных операций, навыков произвольной регуляции и контроля.        14

Комплексно тематическое планирование (68 часов)        14

Коррекционные маршруты по развитию основных свойств внимания, мыслительных операций, навыков произвольной регуляции.        17

Комплексно тематическое планирование (102 часа)        17

Литература, используемая при составлении программы:        23


Пояснительная записка

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращённость к личности ребёнка её всестороннее развитие,создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащегося.

В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщённых приёмах и способах выполнения различных действий, усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

С одной стороны - это механизм умственного развития, а с другой стороны – это путь формирования психологического базиса обучения,который позволит в будущем осуществлять не только саморазвитие и саморегуляцию личности, но и эффективное самостоятельное приобретение знаний.

В последнее время следует отметить увеличение числа детей с трудностями в обучении, поэтому оказание действенной психологической помощи учащимися на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальным.

          Недостаточная сформированность познавательных процессов  является главной причиной трудностей, возникающих у  детей  с  задержкой психического развития  при  обучении.  Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное   место   в   структуре   дефекта при данной аномалии развития принадлежит нарушению внимания.  

        Отставание в развитии внимания - одна из основных черт, отличающих детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников.

У учащихся с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении.

 Для детей с ЗПР характерны следующие особенности проявления расстройств внимания:

1) повышенная истощаемость произвольного внимания;

2) недостаточная способность концентрации внимания;

3)чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;

4) «неселективное» внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;

5) частая переключаемость внимания, в этом случае подразумевается спонтанная реакция детей на разные внешние раздражители, они долго не могут сосредоточиться на выполнении учебных заданий;

6) инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Данные особенности нарушения внимания у детей с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти, что в результате вызывает затруднения при восприятии учебного материала. Следовательно необходимо помочь учащимся, включив в их деятельность целенаправленные коррекционно-развивающие занятия, но внимание тесно взаимосвязано с другими когнитивными процессами. Учитывая этот факт в структуру занятий должны быть включены игры и упражнения направленные на развитие памяти, мышления, восприятия.  

 Развивающие занятия выступают как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка.Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую, подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используютсяинтеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются. С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации,навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли.

Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности. Психологу, прежде всего необходимо совместно с учителем организовать психолого-педагогическое наблюдение в классе с целью выявления основных проблем и провести экспресс диагностику актуального развития.Согласно полученным результатам подготовить комплекс развивающих занятий, призванных актуализировать навыки учебной деятельности,создать ситуацию успеха и т. д.

Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, а именно:

  • ориентация в пространстве;
  • произвольность поведения и познавательных процессов;
  • умение организовать деятельность;
  • мышление: сравнение, анализ, обобщение, выделение существенного;
  • внимание: концентрация, объем, устойчивость;
  • память: словесно-логическая;
  • восприятие: дифференцированность, устойчивость;
  • словарное развитие;
  • тонкая моторика.

Важно отметить, что многое из вышеперечисленного затрагивается в процессе обучения, но по большому счету косвенно,опосредованно, специально на традиционном уроке внимание этому не уделяется.

На занятиях используются общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе, упражнения авторов,предлагающих свои развивающие программы и авторские, оригинальные упражнения. Каждое занятие предполагает некоторое количество повторений, по необходимости приоритет можно отдавать тем или иным упражнениям, в зависимости от потребностей детей. Занятия логически выстроены по двум направлениям:

  1. От простого к сложному.
  2. По актуальности задач .

Общая психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития.

Взависимости от происхождения (церебрального, конституционного, соматогенного, психогенного), а также от времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. В результате изучения психических процессов и возможностей обучения детей с ЗПР был выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой сфере, поведении и личности в целом. Были выявлены следующие общие для ЗПР различной этиологии черты: низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; незрелость эмодий и воли; ограниченный запас общих сведений и представлений; обедненный словарный запас; не сформированности навыков интеллектуальной деятельности; неполная сформированности игровой деятельности. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно-действенных задач. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Кроме этого, отмечается низкий уровень самоконтроля, что особенно проявляется в учебной деятельности. К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность.

Все вышесказанное отличает детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. В условиях массовой общеобразовательной школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих, что еще более травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Это в ряде случаев приводит к конфликтам между школой и семьей ребенка.

Только компетентная медико-педагогическая комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов разного профиля, может дифференцировать ЗПР от умственной отсталости. Приведем лишь основные (иногда не очень ярко на первый взгляд выраженные) признаки, отличающие ЗПР от умственной отсталости.

Анализ устной речи детей с ЗПР показал, что она удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако речь детей в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая, что связано с малой подвижностью артикуляторного аппарата.

Недостатки произношения, а иногда и восприятия у некоторых детей связаны с какой-либо одной парой звуков, при хорошем произнесении и различении всех остальных. Поступающим в школу детям с ЗПР присущи специфические особенности .психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению, у них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Они испытывают затруднения в произвольной деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Учащиеся с ЗПР быстро утомляются, иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

Все это говорит о том, что ЗПР проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют его возрасту.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказывается на успеваемости. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных с такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Это обстоятельство в ряде случаев заставляет педагогов начальных классов ставить вопрос об умственной отсталости ребенка.

Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу, в начальном периоде обучения они продолжают вести себя так, как дошкольники. Ведущим видом деятельности продолжает оставаться игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе, к учебе. Учебная мотивация отсутствует или выражена крайне слабо. Ряд исследователей считает, что состояние их эмоционально-волевой сферы и поведения соответствует как бы предшествующей возрастной стадии развития.

Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в его неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению и развитию чувства неполноценности, а с другой — к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда — в различных формах нарушения поведения.

Очевидно, что по особенностям учебной деятельности, характеру поведения, состоянию эмоционально-волевой сферы дети с ЗПР значительно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Поэтому, как и в случае с умственно отсталыми детьми, для специального обучения и воспитания этой категории детей специфична коррекционная направленность.

Учебно-коррекционная работа с детьми этой категории весьма обширна и разнообразна. Наиболее общие принципы и правила этой работы сводятся к следующему:

  1. необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий;
  2. необходимо предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности и т. п.);
  3. в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;
  4. в системе коррекционных мероприятий необходимо предусматривать проведение подготовительных (к усвоению того или иного раздела программы) занятий (пропедевтический период) и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире;
  5. на уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;
  6. во время работы с детьми учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Общее положение

Цель программы:

Повышение эффективности учебной деятельности младшего школьника. Формирование оптимального уровня произвольности внимания, памяти, мышления и восприятия  как возрастно-психологического новообразования в младшем школьном возрасте.

Целью развивающей работы является формирование у учащегося психологических когнитивно – личностных структур, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования,приобретаемых школьниками учебных знаний.

Задачи программы:

  • развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия внимания, памяти, мышления, воображения);
  • психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
  • формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (развитие внутреннего плана действий, развитие произвольности, управления своим восприятием, вниманием, запоминанием, развитие рефлексии);
  • формирование самосознания.

Программа курса:

  • Развитие способности запоминать устную речь (объяснение учителя) и письменную (работу с учебником/книгой) с целью последующего воспроизведения полученных знаний и применения их на практике.
  • Развитие свойств внимания (отдельно по каждому изучаемому в школе предмету): избирательности, переключаемости, концентрации и устойчивости.
  • Развитие таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение и обобщение, а также умения строить логические заключения и выводы. Развитие умения создавать образы, удерживать их и манипулировать ими.
  • Формирование понятийного аппарата (тезауруса), достаточного для изучения той или иной темы школьного предмета.
  • Развитие умения в полной мере воспринимать информацию на уроке, формулировать, высказывать и письменно излагать мысли по базовым предметам школьной программы.
  • Развитие у детей умения регулировать свою деятельность, периодически переключаясь на физические упражнения, одновременно активизирующие умственную деятельность

Планируемые результаты

В результате у детей сформируется оптимальный уровень произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в младшем школьном возрасте, умение контролировать свою деятельность, повысятся основные свойства внимания:

  • объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;
  • развить основные виды внимания: слуховое и зрительное.

Также ребенок сможет планировать разные виды познавательной деятельности, с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.

Появится стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать, рассуждать.

Сформируется способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений, людей.


Формы работы при реализации программы:

При выполнении заданий для повышения учебной мотивации используется индивидуальная форма деятельности учеников. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.

Время проведения занятий:

Систематический курс по развитию интеллектуальных способностей учащихся. Продолжительностью по  35-45 минут.

Методики и техники для работы:

  • создание проблемной ситуации;
  • техника поэтапного формирования умственных способностей;
  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
  • методы групповой работы;
  • методы индивидуальной работы.

Структура программы:

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.

I.Вводная часть. Ритуалы приветствия-прощанияЗадачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки , которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.Продолжительность вводной части – 5 минут.

II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.


Этапы основной части:

  1. Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
  2. Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).
  3. Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 25-35 минут.

III.Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь психологу.

Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Принципы, на которых осуществляется программа:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 1-4 классов умениям ,быть не только внимательным, но и выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.


Коррекционные маршруты

Развитие основных свойств внимания, мыслительных операций, навыков произвольной регуляции и контроля.

Комплексно тематическое планирование (68 часов)

тема занятий

планируемые результаты

дата

сентябрь

«Давайте познакомимся»

Дети познакомятся с психологом, структурой занятия правилами поведения занятия, познакомятся с основными эмоциональными состояниями человека, научатся их различать на картинках, начнет активизироваться слуховое внимание, разучат упражнения для развития моторно-двигательного внимания.

Диагностические занятия

«Путешествие в страну гномов»

«Наблюдаем осень»

«Что слышно»

«Кто летает»

«Слушай звуки»

«Найди отличия»

Октябрь

«Найди лишнее»

Дети узнают упражнения для развития объема, концентрации внимания, научатся целенаправленно синтезировать поступающую информацию

«Узнай по голосу»

«По новым местам»

«Выложи узор по образцу»

«Найди два одинаковых предмета»

«Смотри на руки»

«Четыре времени года»

«Исключение лишнего»

ноябрь

«Найди героев передачи»

Активизируется  слуховое восприятие, повысится уровень само регуляции и контроля деятельности,

Развитие объёма и распределения внимания; зрительной памяти; конвергентного мышления; воображения

«Погода и настроение»

«Найди пару»

«Рисунок по клеточкам»

«Сравни, сосчитай и назови»

«В магазине зеркал»

«Зеваки»

«Строители»

декабрь

«Кто знает, пусть дальше считает»

Развитие распределения, переключения, объёма внимания; слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления.

«Найди игрушку»

«съедобное-несъедобное»

«Построим дорожку»

«Квартет»

– «Дополни линию».

«Анаграммы». 

«Придумай предмет»

январь

«Умеем ли мы общаться»

Обучение приемам самоорганизации в процессе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования своей деятельности.

Развитие распределения, объёма внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения.

«Как мы воспринимаем информацию»

«История о человеке, который нашел время»

февраль

«Когда я бываю Незнайкой»

Развитие концентрации и объёма внимания; смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления; креативности.

Развитие взаимодействия; развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления.

«Продолжи»

«Космос»

«Зоопарк»

«Зимние забавы»

«Зима пришла»

«Спортивные игры»

«Фигуры и числа»

март

«геометрические фигуры»

Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы; зрительной памяти; логического мышления.

Развитие умения сосредотачиваться, распределения внимания; зрительной, смысловой памяти, ассоциативного мышления.

«Азбука»

«по страницам детских книжек»

«Угадай предмет»

«Раскрась по образцу»

«цирк»

«Досочкисегена»

«Наши цифры»

апрель

«Волшебные мячи»

Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти4; умения выполнять действия по аналогии, выделять существенные признаки.

Развитие концентрации, переключения внимания; слуховой памяти; зрительно-моторной координации; логического мышления; креативности; пополнение активного словаря.

«Нелепицы»

«Весна пришла»

«Весенние цветы»

«Друзья в классе»

«Волшебные превращения»

«Погода и настроение»

«Забавные истории»

май

«Думаем, играя»

Развитие объёма, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения. диагностика познавательных процессов.

«Необычное в обычном»

Диагностические занятия

диагностические занятия


Коррекционные маршруты по развитию основных свойств внимания, мыслительных операций, навыков произвольной регуляции.

Комплексно тематическое планирование (102 часа)

тема занятий

планируемые результаты

дата

сентябрь

«Давайте познакомимся»

Дети познакомятся с психологом, структурой занятия правилами поведения занятия, познакомятся с основными эмоциональными состояниями человека, научатся их различать на картинках, начнет активизироваться слуховое внимание, разучат упражнения для развития моторно-двигательного внимания.

Диагностические занятия

«Путешествие в страну гномов»

«Мир эмоций»

«Наблюдаем осень»

«Что слышно»

«Отгадай»

«Кто летает»

«Слушай звуки»

«В гостях у гномов»

«Волшебные превращения»

«Найди отличия»

Октябрь

«Найди лишнее»

Дети узнают упражнения для развития объема, концентрации внимания, научатся целенаправленно синтезировать поступающую информацию

«Узнай по голосу»

«По новым местам»

«Выложи узор по образцу»

«Найди два одинаковых предмета»

«Смотри на руки»

«Четыре времени года»

«Времена года» продолжение

«Природа осенью»

«Близнецы»

«Отгадай, что звучит»

«Исключение лишнего»

ноябрь

«Найди героев передачи»

Активизируется  слуховое восприятие, повысится уровень саморегуляции и контроля деятельности,

Развитие объёма и распределения внимания; зрительной памяти; конвергентного мышления; воображения, научатся управлять своими эмоциями.

«Погода и настроение»

«Найди пару»

«Рисунок по клеточкам»

«Сравни, сосчитай и назови»

«В магазине зеркал»

«Зеваки»

«Веселые гномы»

«Отдыхаем»

«Будь внимательнее»

«Погода и настоение»

«Строители»

декабрь

«Кто знает, пусть дальше считает»

Развитие распределения, переключения, объёма внимания; слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления, научимся проявлять свои эмоции.

«Найди игрушку»

«Эмоции в школе»

«Собери правильно»

«Беседы обо мне»

«Отдагай-ка»

«съедобное-несъедобное»

«Построим дорожку»

«Квартет»

– «Дополни линию».

«Анаграммы». 

«Придумай предмет»

январь


«Умеем ли мы общаться»

Обучатся приемам самоорганизации в процессе учебной деятельности. Познакомятся с приемами планирования своей деятельности.

Развитие распределения, объёма внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения.

«Собери правильно»

«Выполняй-ка»

«Как мы воспринимаем информацию»

«Самый ловкий»

«Общение»

«История о человеке, который нашел время»

февраль

«Когда я бываю Незнайкой»

Развитие концентрации и объёма внимания; смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления; креативности.

У детей сформируются навыки  взаимодействия;

развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления.

«Мир красок»

«Продолжи»

«Космос»

«Зоопарк»

«Зимние забавы»

«Зима пришла»

«Спортивные игры»

«Наши уроки»

«Неприятные ситуации»

«Самый внимательный»

«Фигуры и числа»

март

«геометрические фигуры»

Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы; зрительной памяти; логического мышления.

Сформируется умение сосредотачиваться, навыки  распределения внимания; зрительной, смысловой памяти, ассоциативного мышления.

Повысится уровень концентрации, переключения внимания; слуховой памяти; зрительно-моторной координации; логического мышления; креативности; пополнение активного словаря.

«Азбука»

«по страницам детских книжек»

«Угадай предмет»

«Раскрась по образцу»

«цирк»

«Досочки сегена»

«Наши цифры»

«Волшебные мячи»

«Мир мыльных пузырей»

«Наша школа»

«Самый быстрый и внимательный»

«Мир красок» продолжение

апрель

«Нелепицы»

Повысится уровень объёма, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения. диагностика познавательных процессов.

«Весна пришла»

«Весенние цветы»

«Друзья в классе»

«Волшебные превращения»

«Погода и настроение»

«Забавные истории»

«Думаем, играя»

«Отвечай быстро»

«Выполняй на5!

«Сложи правильно узор

«Непростые ситуации» продолжение

май

«Необычное в обычном»

Повысится уверенность в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти; умения выполнять действия по аналогии, выделять существенные признаки.

диагностика когнитивных процессов.

«Учимся наблюдать»

«Посмотри вокруг и расскажи»

«Погода и настроение» продолжение

«Наши эмоции» заключение

«Мир красок»

«Волшебные мячи»

Диагностические занятия

диагностические занятия

«Скоро каникулы»


Литература, используемая при составлении программы:

  1. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
  2. Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей», ОСЬ, 1999 г.
  3. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
  4. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.
  5. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
  6. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.
  7. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
  8. Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.
  9. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.
  10. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
  11. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей у детей»,Ярославль, 1997 г.

  1. .Н. К. Винокурова «Развиваем способности детей», Росмэн, 2002 г., 1 кл.

  1. .Н.Винокурова “Развиваем способности детей, 2 кл.,Росмэн, 2002г.
  2. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М.: “Ось – 89”, 2006.
  3. Глазунов Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2008.
  4. Глазунов Д. А. Психология. 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с     электронным приложением / авт.-сост. Д. А. Глазунов. – М.: Издательство «Глобус»,    2009г.

  1. .Глазунов Д. А. Психология. 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие  с электронным приложением / авт.-сост. Д. А. Глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа развития внимания

При проведении программы  учитывались следующие принципы:Принцип возрастания сложности заключался в том, что каждое задание проходило ряд этапов от простого к сложному. Урове...

Экспериментальная программа. Развитие внимания и мышления учащихся.

Экспериментальная програма направлена на развитие внимания и мышления учащихся....

Рекомендации психолога по развитию внимания будущих первоклассников

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе.Лишь к  началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается ин...

Развитие внимания у первоклассников.

Презентация включает материал для родителей и некоторые рекомендации им по развитию внимания у первоклассников....

Памятка для родителей первоклассников "Эмоциональная поддержка первоклассника, 55 способов сказать "Я тебя люблю", как привить любовь к чтению, развитие внимания".

Памятка для родителей первоклассников "Эмоциональная поддержка первоклассника, 55 способов сказать "Я тебя люблю", как прививать любовь к чтению, развитие внимания"....

ПРОГРАММА Развитие внимания

Внимание обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. М...